Гуманистическое направление в истории психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:22, реферат

Краткое описание

Гуманистическая психология как направление научной психологии, сформировала собственную концепцию личности и ее развития, выступив как альтернативное учениям психологическим школам середины XX века, а прежде всего бихевиоризму и психоанализу. США были центром этого направления и во главе него стояли такие лидеры как К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Р. Мэй и другие.

Файлы: 1 файл

Реферат по истор.docx

— 159.20 Кб (Скачать)

 

Предположение, что люди используют свой опыт для  очерчивания, определения себя, является фундаментальной предпосылкой теории К. Роджерса. Поле опыта он назвал «феноменальным». Оно включает события, воспоминания, восприятия, ощущения, которых человек, может быть, не осознает, но мог бы, если бы сфокусировался на них. Это мир личный. В поле опыта живет человеческая самостоятельность, которая представляет собой, организованный и   связный гештальт (целостность), постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации. Каждый из нас - носитель как реальной, так и идеальной самости. Степень «разрыва» между самостью и идеальной самостью является показателем неудовлетворенности собой, невротических трудностей.

К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом - тенденцией к актуализации, важнейшим аспектом которой является самоактуализация. «По К. Роджерсу тенденция к самоактуализации - не просто один из мотивов наряду с другими. «Следует отметить, что тенденция к самоактуализации - единственный мотив, постулированный в этой теоретической системе... Самость, например, - важное понятие в нашей теории, но самость ничего не «делает», это всего лишь выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя».

Такой, феноменологический подход к личности, развился, во многом, благодаря работам  К. Роджерса, он утверждает внутреннюю реальность - чувства, мысли, ощущения, понятия человека, существующие в пределах внутренней системы координат. То есть субъективная реальность является основой для действительного поведения человека. Мы реагируем на события, исходя из их собственного восприятия. Из вышесказанного следует важный вывод: психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми. Дальнейшее развитие феноменологического подхода принесло с собой понятие психической реальности, которое отражает процессы, происходящие в субъективном мире человека и приводящие к объективным последствиям. По К. Роджерсу, смысл собственного бытия человек, также ищет, исходя из собственных представлений, ощущений и озарений. Поиск его - дело сугубо субъективное. Он осуществляется человеком в движении по тропам внутреннего мира. Дать человеку смысл не возможно - он может найти его только сам.

К. Роджерс уделял большое внимание становлению человека, постоянно открывающему в себе новые способности, качества, смыслы, «...человека более открытого ко всем составляющим его организмического опыта; человека, у которого возникает доверие к своему организму как к инструменту чувственной жизни; человека, который полагает, что локус оценки лежит внутри него; человека, который учится жить как участник текущего процесса, в котором в потоке опыта он постоянно обнаруживает свои новые качества. Это некоторые из тех составляющих, которые, я думаю, входят в становление человека».

Одним из важных положений теории К. Роджерса является суждение о том, что индивид существует в постоянно изменяющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство было названо феноменальным миром. Он не является миром объектов и предметов, а включает в себя все, что чувствует человек (организм) не зависимо от того, осознанно или не осознанно это чувство. Осознание того или иного чувства он назвал символизацией объекта. В личностном мире индивида лишь небольшая его часть переживается сознательно, при этом одни содержания опыта легко оформляются в образы, а другие остаются невнятными основаниями нового опыта. Истинный смысл индивидуального опыта известен только самому индивиду. И полное и непосредственное знание, проникновение в мир опыта возможно лишь потенциально.

 

Реакция организма  на окружение происходит так, как  оно дано ему в опыте и восприятии. Именно эта сфера восприятия событий  является реальной. Другими словами, человек реагирует не на какую-то абсолютную реальность, а на свое восприятие данной реальности. Это положение  является одним из оснований феноменологического  направления, представителем которого был Роджерс и раскрывается через следующие принципы:

  • - поведение человека можно понять не с позиций объективного наблюдателя, а с позиций самой личности, ее субъективного восприятия и познания действительности;

 

  • - человек сам  определяет свою судьбу, свободен  в выборе и принятии решения; 

 

  • - люди по природе  добры и стремятся к совершенству.

 

Реальность  в психологическом смысле - это  личный мир восприятий человека. Изменение  сферы восприятия психической реальности в психотерапии приводит к изменению  реакций человека. К примеру, пока родитель воспринимается как доминирующий, реакции ребенка остаются соответствующими.

На определенное феноменальное поле организм реагирует  как организованное целое. Это положение  Роджерса противопоставляется функционализму, который раскладывает личность и познавательные процессы на отдельные составляющие, которые сами по себе этой целостности не представляют.

Личность  имеет одну основную тенденцию и  стремление - это актуализировать, сохранять  и укреплять организм как средоточие опыта, развиваться в направлении  зрелости. Организм движется в сторону  большей независимости и ответственности, в сторону самоуправления, саморегуляции и автономии. Эта потребность в самоактуализации заложена в каждом человеке от рождения, но порой воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, которые навязаны другими. В этом отклонении и кроется источник аномалий поведения. Чем больше проявлений опыта доступно сознанию, тем больше у человека возможностей отразить общую картину своего феноменального мира в поведении; чем меньше защитных, искажающих содержание опыта представлений, тем более адекватно они выражаются в общении.

Часть личного  мира человека, его восприятия начинают со временем осознаваться и оформляться  в отдельную структуру - Я-концепцию. Я - символизированная часть опыта, возникшая в результате того, что некоторые чувствования относительно себя были обозначены и обособлены в отдельное образование. «Я-концепция - это воспринимаемое индивидом «Я» или то, что человек имеет в виду, когда говорит «Я» или «мне». На начальном этапе Я-концепция обычно формируется по большей части на основании личного опыта, событий, происходящих в феноменальной сфере и выделяемых индивидуумом в качестве «Я» или «самого себя», хотя бы на довербальном уровне.  Индивиды разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими людьми, которые имеют для них значение,  и обращаются с ними как с отдельными «Я».

 

В структуру  Я входят такие ценности как:

    • - непосредственно, переживаемые организмом чувства («Я воспринимаю своих родителей как людей, недовольных моим поведением»);
    • - интроецируемые у других, но в своем искажении воспринимаемые чувства как собственные, непосредственные («Я воспринимаю свое поведение как неудовлетворительное»).

Здоровая  структура личности развивается  у ребенка, который не вынуждается  родителями искажать свой опыт.

 

Всякий опыт и переживания в жизни индивида подвергаются различным оценкам: некоторые  из них адекватно символизируются  в отношении самости, некоторые  игнорируются, не осознаются, не имея отношения  к удовлетворению потребности, некоторые  искажаются в символизации как несовместимые  со структурой самости, остальные отрицаются, имея прямое отношение к удовлетворению потребности.

Я-концепция К. Роджерса характеризуется:

    • - областью содержания, то есть теми сферами, которые нашли отражение в Я-концепции (физическая, социальная, сексуальная, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные черты);
    • - структурой или типом связей между отдельными частями Я-концепции и характером отношений с окружающей средой;
    • - конгруэнтностью-не конгруэнтностью, то есть наличием соответствия или несоответствия Я-концепции реальным переживаниям людей;
    • - защитой, или силой, которая оберегает от оценок, не соответствующих Я-концепции;
    • - напряженностью, т.е. тем состоянием, которое возникает вследствие фиксированной защитной позиции;
    • - уровнем самоуважения, или способностью принимать себя во всем многообразии своих особенностей;
    • - реальностью, или способностью оценивать себя исходя из актуально поступающей информации.

В психотерапии большое место отводится не когнитивным  структурам, а эмоциям и аффектам.

Основные  принципы личностно-центрированной психотерапии:

    • - используется только актуальная информация о клиенте, прошлому опыту (в отличие от психоанализа) не придается специального значения;
    • - необходимые атрибуты психоанализа (например, кушетка) отвергаются, т.к. они мешают сближению и установлению эмпатии. Взаимодействие осуществляется «лицом к лицу»;
    • - отсутствуют интерпретации, оценки и советы;
    • - кроме безусловного положительного отношения к клиенту позднее допускаются и негативные эмоции;
    • - независимость, автономность клиента от терапевта;
    • - результатом должно стать расширение сознания вследствие реинтеграции (восстановления) тех аспектов Я, которые были разъединены;
    • - подчеркивается важность ценностей и идеалов в психотерапии.

Главной целью  личностно - центрированной психотерапии является достижение человеком состояния полностью функционирующей личности, которое выражается посредством развития таких качеств, как открытость переживаниям и опыту, рациональность и отсутствие стремления к самообороне, вовлечение в экзистенциальный процесс жизни, творческое отношение к жизни и взятие на себя ответственности, принятие других людей как уникальных личностей и высокая самооценка, открытое и свободное реагирование на основе непосредственного переживания событий.

Ключи к пониманию  концепции К. Роджерса:

1. У каждого есть потенциал.

  • «Все люди обладают способностью строить свою жизнь так, чтобы она давала им личное удовлетворение и при этом была конструктивной в социальном плане». Людям свойственно развиваться в позитивном направлении. Это не значит, что будет именно так, но каждый рождается с таким потенциалом. В детстве Роджерс много наблюдал за жизнью природы, в частности за развитием бабочек. Возможно, благодаря размышлениям об их трансформации и родилась его гипотеза о человеческом потенциале, подкрепленная позднее психотерапевтической практикой и научными исследованиями.

2. Слушать, чтобы слышать.

  • «Неважно, глубоко или поверхностно то, о чем говорит человек, - я слушаю его с тем вниманием, старанием, на какое только способен». Мы много общаемся, но не слушаем и не слышим друг друга. А ведь ощущение своей ценности, значимости возникает в ответ на внимание к нам другого человека. Когда нас слышат, снимаются барьеры - культурные, религиозные, расовые; происходит «встреча человека с человеком».

3. Понимать другого человека.

  • «Мое главное открытие я сформулировал бы так: я осознал огромную ценность того, что позволяю себе понимать другого человека». Первая реакция на людей - это стремление их оценить. Очень редко мы позволяем себе понять, что значат слова, чувства, убеждения другого человека для него самого. Но именно такое отношение помогает другому человеку принять себя и свои чувства, меняет нас самих, приоткрывая то, что прежде ускользало. Это верно и в психотерапевтических отношениях: решающими становятся не специальные психологические техники, а позитивное принятие, без оценочное сопереживание, и подлинное самовыражение терапевта и его клиента.

4. Открытость - непременное условие  отношений.

    • «Из моего опыта общения с другими я заключил, что в долгосрочных отношениях нет смысла притворяться тем, кем я не являюсь». Нет смысла делать вид, что любишь, если настроен враждебно, казаться спокойным, если раздражен и критичен. Отношения становятся подлинными, полными жизни и смысла, когда мы прислушиваемся к себе, открыты себе и, следовательно, партнеру. Качество человеческих отношений зависит от нашей способности видеть, кто мы такие, принимать себя, не скрываясь за маской - от себя и других.

5. Помогать другим и двигаться  к лучшему.

    • Создать атмосферу, в которой можно открыто выражать себя, свои чувства, то есть благоприятную для развития человека, - задача не только для психологов. Ей должны служить все, владеющие социальными профессиями, ей должны способствовать личные, семейные, профессиональные - одним словом, любые человеческие отношения. Каждый из нас может помочь совершенствованию другого человека в соответствии с его собственными намерениями и целями.

  4.5  Теория Виктора Франкла и смысл жизни.

Когда человек начинает рассуждать о смысле жизни, в первую очередь возникает  вопрос: «А ты кто такой?» Виктор Франкл относится к тем немногим мыслителям, лучшим доказательством правоты которых служит их собственная жизнь. Еще в школьные годы он увлекся вопросом о смысле человеческой жизни; получив специальность врача-психиатра, начал разрабатывать методы, позволяющие людям справиться с утратой смысла жизни, которая ведет к неврозам, психозам, самоубийствам, алкоголизму и наркомании. В годы Второй мировой войны (с 1942 по 1945 г.), он разделил судьбу миллионов европейских евреев, проведя три с половиной года в нацистских концлагерях. Он не только выжил, но в течение шести лет после освобождения выпустил около 10 книг, в которых разработал учение о стремлении к смыслу как главной движущей силе человеческой жизни. Опыт концлагеря показал: наибольшие шансы выжить имели не те, кто отличался крепким здоровьем, но кто имел то, ради чего жить.

Информация о работе Гуманистическое направление в истории психологии