Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:22, реферат
Гуманистическая психология как направление научной психологии, сформировала собственную концепцию личности и ее развития, выступив как альтернативное учениям психологическим школам середины XX века, а прежде всего бихевиоризму и психоанализу. США были центром этого направления и во главе него стояли такие лидеры как К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Р. Мэй и другие.
2. «Реальность личности учителя», который должен быть конгруэнтным, то есть вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учениками.
3. Принятие учителем учащегося таким, какой он есть, и понимание его чувств. К. Роджерс подчеркивает необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения учителя к ученику.
4. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся узнали о его знаниях и опыте и о том, что им разрешено обращаться к этим знаниям, но он не должен навязывать их учащимся. Обучение не должно быть директивным, ученик должен чувствовать себя свободно в мире источников знаний и информации и всегда иметь возможность вступить в диалог с учителем, выбрать альтернативное решение проблемы.
5. Необходимость учителя опираться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся. «Его обучение должно строиться на том, что ученики взаимодействуют с жизненными проблемами, которые хотели бы решить, что они стремятся к росту, не всегда способны найти выход из сложной ситуации, полагаются на учителя и имеют непреодолимое желание творить. Роль учителя заключается в том, чтобы организовать такие личностные взаимоотношения с учащимися и такой психологический климат, которые способствовали бы свободному проявлению названных тенденций».
Результаты человеко-центрированного образования не должны быть, оценены школьными оценками, так как его критериями является не количество и даже не качество усвоенных знаний, а те изменения, которые происходят в личности, в ее развитии и росте. К ним относятся изменения следующего рода:
- иное восприятие себя человеком;
- более полное принятие себя и своих чувств;
- большая
уверенность в себе и
- становление перед собой реальных целей и более зрелое поведение;
- близость к желаемым идеалам;
- понимание других людей и т.д.
Сравнение результатов учащихся обыкновенных классов и классов, где были реализованы выделенные К. Роджерсом условия значимого учения, существенных различий в усвоении учебной программы не выявило. Однако было выявлено, что ученики, по отношению к которым осуществлялся человеко-центрированный подход, обладают более высокой личностной адаптацией, выражают большее стремление к освоению знаний сверх учебной программы, более творчески развиты и более ответственны. Представление о личности, как о высшей ценности жизни, является основой как теоретических, так и прикладных построений западной психолого-педагогической науки ХХ века. Несмотря на то, что данные представления органично вытекали из культурно-исторического контекста традиции европейской цивилизации, они составили главную альтернативу традиционным же (в первую очередь - европейским) подходам к воспитанию. Ценность «очеловечивания» нарастающих тенденций технократизации общества обнаруживается в невозможности для гуманистического образования следовать в русле унифицированных подходов. При этом, именно европейская (немецкая) философия ХIХ века создает научную базу для поворота образования в культуросообразное европейской традиции гуманистическое русло. Здесь обнаруживаются все признаки развития, то есть переход в новое качество, которое обеспечивается прорывами философской мысли и обретает конкретику в психологических исследованиях и воплощается в педагогических подходах.
Гуманистическая парадигма
Исследование собственно
Задачи, стоящие перед гуманистической психологией нашего времени
Научная психология
претерпела значительные изменения
с момента основания
Во-первых, гуманистическая психология берет на себя особое обязательство - всегда быть «обращенной окнами» на актуальный человеческий опыт. По мере того как психотерапевт становится все более технологичной, а новая когнитивная психология занимается построением блок-схем обработки информации, сохраняется потребность в более пристальном внимании к человеческому опыту при проведении психологических исследований.
Во-вторых, попытка понять рефлексивные аспекты личности конкретного человека представляет собой серьезный вызов. Если рефлексивность личности действительно предполагает, что личность, по существу конституируется под влиянием символически-культурального содержания истолкований человеком самого себя, то нашим теориям личности придется уделять более серьезное внимание историческому и культурному контексту, при условии, что они будут претендовать на статус подлинно научных теорий.
Два развивающихся направления в психологии исследования могут с наибольшей вероятностью унаследовать мантию гуманистической психологии в духе гуманистической науки, который характеризовал поколение ее основателей. Одно связано с возрождением холистического подхода в исследовании личности. Другое, междисциплинарное (в котором психология занимает центральное место) - известно под названием «развитие человека на протяжении всей жизни» (life-span human development). Развивая это направление, сторонники «перспективы времени жизни» целенаправленно изучали диалектическое взаимодействие между человеческими жизнями в их социальном контексте и историческими изменении. Изучение развития человека в перспективе жизненного пути также поставило под вопрос ранние допущения о постоянстве психологических особенностей и детерминирующем влиянии раннего детского опыта.
Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в том числе с психоанализом и необихевиоризмом.
Методологические
позиции гуманистической
1. Человек целостен и должен изучаться в его целостности.
2. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.
3. Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность.
4. Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.
5. Человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.
6. Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.
7. Человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
3. Личность как предмет
Экзистенциальная психология тесным образом связана с философией экзистенциализма и является ответвлением гуманистической психологии. Экзистенциальный взгляд на человека берет свое начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия каждого человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. В основе данного течения лежало то, что каждый человек осознанно и болезненно постигает существование и смерть. Отвергая представление, что человек является продуктом генетических, а также факторов влияния окружающей среды, экзистенциалисты подчеркивают идею ответственности каждого из нас за то, чем мы становимся. Следовательно, экзистенциалисты убеждены в том, что любому человеку брошен вызов - наполнить свою жизнь осознанным смыслом, противопоставляя его окружающему абсурду.
Развитие
и возникновение
В 1960 годах гуманистическое направление в психологии оформилось благодаря, главным образом, работам американских и европейских психологов: Э. Фромма, Г. Олпорта, К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др.
Следует отметить, что эти выдающиеся
ученые не придерживались
Теоретики - гуманисты подчеркивают,
что каждый человек является
архитектором своего поведения
и жизненного опыта. Люди - мыслящие
существа, свободно решающие и
выбирающие свои действия. Таким
образом, гуманистическая
Концепция становления -
наиболее важная концепция, которую почерпнули
гуманистические психологи у философов-экзистенциалистов,
что человек никогда не бывает статичен,
он всегда в движении и динамике. Как свободное
существо человек ответственен за реализацию
наибольшего числа жизненных возможностей.
С гуманистической точки зрения поиск
подлинного существования требует чего-то
большего, чем удовлетворение биологических
потребностей, и, даже большего, чем удовлетворение
социальных потребностей. Часто люди отказываются
от собственного становления и отрицают
заложенную в них возможность полноценного
человеческого существования. Такой человек,
который отказался от поиска смысла, для
гуманистического психолога является
предателем самого себя. Такие люди не
в состоянии ответить на основные вопросы
своей жизни: кто я, имеет ли моя жизнь
смысл, как я могу реализовать себя. И вместо
этого он может подчиниться требованиям
общества и не выходить за его пределы.
Гуманистические психологи отмечают,
что это дело трудное - поиск смысла жизни,
ведь многие становятся отчужденными
по отношению к себе и другим, кому-то не
хватает мужества настоять на своем, другие
предпочитают принять то, что говорят
друзья и родители и окружающее общество.
И только преодоление этой проблемы может
побудить человека сделать что-нибудь
стоящее. Человек должен принять на себя
ответственность за выбор и направление
своей судьбы, так как он сам и только сам
ответственен за свою собственную жизнь.
Экзистенциальная философия дала также
возможность развиться феноменологическому
направлению в психологии. В центре этого
направления - понимание того, что человеку
открыта скорее субъективная реальность,
чем объективная. Субъективный опыт - это
основной феномен в изучении и понимании
человека и человечества. Внешнее поведение
является вторичным по отношению к непосредственному
опыту и его переживанию. Ничто не заменит
опыт и его переживание.
Таким образом, «гуманистическая
психология по своей сути - это направление
в мировой психологии, признающее
своим главным предметом
Информация о работе Гуманистическое направление в истории психологии