Гуманистическое направление в истории психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:22, реферат

Краткое описание

Гуманистическая психология как направление научной психологии, сформировала собственную концепцию личности и ее развития, выступив как альтернативное учениям психологическим школам середины XX века, а прежде всего бихевиоризму и психоанализу. США были центром этого направления и во главе него стояли такие лидеры как К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Р. Мэй и другие.

Файлы: 1 файл

Реферат по истор.docx

— 159.20 Кб (Скачать)

2. «Реальность личности учителя», который должен быть конгруэнтным, то есть вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учениками.

3. Принятие учителем учащегося таким, какой он есть, и понимание его чувств. К. Роджерс подчеркивает необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения учителя к ученику.

4. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся узнали о его знаниях и опыте и о том, что им разрешено обращаться к этим знаниям, но он не должен навязывать их учащимся. Обучение не должно быть директивным, ученик должен чувствовать себя свободно в мире источников знаний и информации и всегда иметь возможность вступить в диалог с учителем, выбрать альтернативное решение проблемы.

5. Необходимость учителя опираться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся. «Его обучение должно строиться на том, что ученики взаимодействуют с жизненными проблемами, которые хотели бы решить, что они стремятся к росту, не всегда способны найти выход из сложной ситуации, полагаются на учителя и имеют непреодолимое желание творить. Роль учителя заключается в том, чтобы организовать такие личностные взаимоотношения с учащимися и такой психологический климат, которые способствовали бы свободному проявлению названных тенденций».

 Результаты человеко-центрированного образования не должны быть, оценены школьными оценками, так как его критериями является не количество и даже не качество усвоенных знаний, а те изменения, которые происходят в личности, в ее развитии и росте. К ним относятся изменения следующего рода:

        - иное  восприятие себя человеком;

        - более  полное принятие себя и своих  чувств;

        - большая  уверенность в себе и независимость;

       - становление  перед собой реальных целей  и более зрелое поведение;

        - близость  к желаемым идеалам;

       - понимание  других людей и т.д.

Сравнение результатов учащихся обыкновенных классов и классов, где были реализованы выделенные К. Роджерсом условия значимого учения, существенных различий в усвоении учебной программы не выявило. Однако было выявлено, что ученики, по отношению к которым осуществлялся человеко-центрированный подход, обладают более высокой личностной адаптацией, выражают большее стремление к освоению знаний сверх учебной программы, более творчески развиты и более ответственны. Представление о личности, как о высшей ценности жизни, является основой как теоретических, так и прикладных построений западной психолого-педагогической науки ХХ века. Несмотря на то, что данные представления органично вытекали из культурно-исторического контекста традиции европейской цивилизации, они составили главную альтернативу традиционным же (в первую очередь - европейским) подходам к воспитанию. Ценность «очеловечивания» нарастающих тенденций технократизации общества обнаруживается в невозможности для гуманистического образования следовать в русле унифицированных подходов. При этом, именно европейская (немецкая) философия ХIХ века создает научную базу для поворота образования в культуросообразное европейской традиции гуманистическое русло. Здесь обнаруживаются все признаки развития, то есть переход в новое качество, которое обеспечивается прорывами философской мысли и обретает конкретику в психологических исследованиях и воплощается в педагогических подходах.

         Гуманистическая парадигма альтернативно  противостоит преобразующей или  формирующей парадигме. Причём  на всех этапах своего развития. Обращение к личностно-смысловой  основе человека, к внутренним  источникам деятельности сознания, к его определяющему бытие  значению на этапе философского  обоснования выступает как оппозиция  идеалистической традиции (от Фихте  и Шопенгауэра до Дильтея и Гуссерля) традиции материалистической (от Фейербаха и Маркса до Дюринга и Геккеля). Идеализм изначально гуманистичен, поскольку определяет приоритет создаваемых и воплощаемых человеком-личностью идеалов (смыслов) над бытием. Идеализм постоянно «работает» с собственно человеческими проблемами : сознания, существования, смысла, цели жизни, ценностей. Эти проблемы материализм отклоняет как мнимые, ориентируясь на уважение к естественным наукам, технике, человеческому рассудку.

        Исследование собственно человеческого в человеке, развертывание субъектности в социальную среду и т.д., определяет альтернативность гуманистической психологии,  психологии материалистической, ориентированной на опосредованность психического и духовного тем, что психическим и духовным не является - внешней средой, телесным субстратом и т.д. В советской психологической науке данная оппозиционность была снята искусственно, посредством изгнания в эмиграцию или физического уничтожения приверженцев ее гуманистической, т.е. человекосущностной составляющей. Если в зарубежной психологии альтернативность субъектного подхода в первой трети ХХ века плавно перерастала от эмпирической психологии личности к построению психологических теорий личности среднего уровня, то российский вариант развития имел свою особенность.

   

 

  1. Задачи и методологические позиции гуманистической психологии.

Задачи, стоящие перед гуманистической  психологией нашего времени

Научная психология претерпела значительные изменения  с момента основания гуманистического движения как «Третьей силы». Теперь, когда это движение потеряло былую силу и сплоченность - отчасти из-за своих «порочных» связей с контркультурой, а отчасти в ответ на изменившуюся ситуацию в психологии, - возможно, наступило время задаться вопросом: какие особые сферы внимания продолжают оставаться многообещающими с точки зрения гуманистической психологии.

Во-первых, гуманистическая психология берет на себя особое обязательство - всегда быть «обращенной окнами» на актуальный человеческий опыт. По мере того как психотерапевт становится все более технологичной, а новая когнитивная психология занимается построением блок-схем обработки информации, сохраняется потребность в более пристальном внимании к человеческому опыту при проведении психологических исследований.

    Во-вторых, попытка понять рефлексивные аспекты личности конкретного человека представляет собой серьезный вызов. Если рефлексивность личности действительно предполагает, что личность, по существу конституируется под влиянием символически-культурального содержания истолкований человеком самого себя, то нашим теориям личности придется уделять более серьезное внимание историческому и культурному контексту, при условии, что они будут претендовать на статус подлинно научных теорий.

       Два развивающихся направления в психологии исследования могут с наибольшей вероятностью унаследовать мантию гуманистической психологии в духе гуманистической науки, который характеризовал поколение ее основателей. Одно связано с возрождением холистического подхода в исследовании личности. Другое, междисциплинарное (в котором психология занимает центральное место) - известно под названием «развитие человека на протяжении всей жизни» (life-span human development). Развивая это направление, сторонники «перспективы времени жизни» целенаправленно изучали диалектическое взаимодействие между человеческими жизнями в их социальном контексте и историческими изменении. Изучение развития человека в перспективе жизненного пути также поставило под вопрос ранние допущения о постоянстве психологических особенностей и детерминирующем влиянии раннего детского опыта.

    • Основной областью практического приложения гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика: Не директивная психотерапия К.Роджерса (Человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В.Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.
    • Другая важная область практического приложения гуманистической психологии -гуманистическая педагогика, которая основана на принципах не директивного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности.
    • Третья область практического приложения гуманистической психологии - социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был К.Роджерс.

Сегодня гуманистическая  психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в том числе с психоанализом  и необихевиоризмом.

Методологические  позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

        1. Человек целостен и должен изучаться в его целостности.

         2. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.

       3. Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность.

        4. Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.

      5. Человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.

    6. Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

   7. Человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

 

 

 

3.  Личность как предмет гуманистической  психологии.

Экзистенциальная  психология тесным образом связана  с философией экзистенциализма и  является ответвлением гуманистической  психологии. Экзистенциальный взгляд на человека берет свое начало из конкретного  и специфического осознания уникальности бытия каждого человека, существующего  в конкретный момент времени и  пространства. В основе данного течения  лежало то, что каждый человек осознанно  и болезненно постигает существование  и смерть. Отвергая представление, что  человек является продуктом генетических, а также факторов влияния окружающей среды, экзистенциалисты подчеркивают идею ответственности каждого из нас за то, чем мы становимся. Следовательно, экзистенциалисты убеждены в том, что  любому человеку брошен вызов - наполнить  свою жизнь осознанным смыслом, противопоставляя его окружающему абсурду.

   Развитие  и возникновение гуманистического  направления в мировой психологии  связано во многом с работами  философов экзистенциалистов.  С.Кьеркегора, К.Ясперса, М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра. Одна из важнейших для развития мировой психологической мысли работа Ж.П.Сартра так и называлась «Экзистенциализм - это гуманизм».

В 1960 годах  гуманистическое направление в  психологии оформилось благодаря, главным  образом, работам американских и  европейских психологов: Э. Фромма, Г. Олпорта, К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др.

       Следует отметить, что эти выдающиеся  ученые не придерживались единых  взглядов на предмет гуманистической  психологии. Они обладали ярко  выраженными индивидуальностями  и можно говорить о «психологии  Роджерса», «психотерапии Мэя», «учении Маслоу» и т.п. Это связано с тем, что термин «гуманистическая психология» был придуман группой психологов под руководством А. Маслоу. Главной целью такого научного движения (нежели научного течения) было создание жизнеспособной теоретической альтернативы,  как бихевиоризму, так и психоанализу. Эта задача была решена объединением научных усилий психологов. Гуманистическая психология была названа А. Маслоу «третьей психологической силой». Тем самым подчеркивался характер ее противостояния бихевиоризму и психоанализу.

        Теоретики - гуманисты подчеркивают, что каждый человек является  архитектором своего поведения  и жизненного опыта. Люди - мыслящие  существа, свободно решающие и  выбирающие свои действия. Таким  образом, гуманистическая психология  в качестве основной модели  принимает ответственного человека, свободно делающего выбор из  предоставленных возможностей.  
     Концепция становления - наиболее важная концепция, которую почерпнули гуманистические психологи у философов-экзистенциалистов, что человек никогда не бывает статичен, он всегда в движении и динамике. Как свободное существо человек ответственен за реализацию наибольшего числа жизненных возможностей. С гуманистической точки зрения поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей, и, даже большего, чем удовлетворение социальных потребностей. Часто люди отказываются от собственного становления и отрицают заложенную в них возможность полноценного человеческого существования. Такой человек, который отказался от поиска смысла, для гуманистического психолога является предателем самого себя. Такие люди не в состоянии ответить на основные вопросы своей жизни: кто я, имеет ли моя жизнь смысл, как я могу реализовать себя. И вместо этого он может подчиниться требованиям общества и не выходить за его пределы. Гуманистические психологи отмечают, что это дело трудное - поиск смысла жизни, ведь многие становятся отчужденными по отношению к себе и другим, кому-то не хватает мужества настоять на своем, другие предпочитают принять то, что говорят друзья и родители и окружающее общество. И только преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-нибудь стоящее. Человек должен принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как он сам и только сам ответственен за свою собственную жизнь.                  Экзистенциальная философия дала также возможность развиться феноменологическому направлению в психологии. В центре этого направления - понимание того, что человеку открыта скорее субъективная реальность, чем объективная. Субъективный опыт - это основной феномен в изучении и понимании человека и человечества. Внешнее поведение является вторичным по отношению к непосредственному опыту и его переживанию. Ничто не заменит опыт и его переживание.

Таким образом, «гуманистическая психология по своей сути - это направление  в мировой психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто  заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку». В центр внимания г. Олпорта попала, прежде всего, устремленность человека в будущее, свободная реализация потенций. Для А. Маслоу отправными точками являются творчество и потребность в самоактуализации каждого человека. Для К. Роджерса - укрепление веры в себя и возможности достижения идеального «Я». На основе теории и практики этих ученых развились психотерапевтические направления, получившие названия «личностно-центрированной терапии», «экзистенциальной терапии», «логотерапии» и др.

Информация о работе Гуманистическое направление в истории психологии