Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:44, контрольная работа
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?
Введение 3
1.Определение воображения 5
2. Функции воображения и его развитие 8
Заключение 20
Список литературы 21
С использованием
Существуют индивидуальные и
типологические особенности
Воображение выступает как
Возникновении образов фантазии – это результат деятельности мозга человека. Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий.
Физиологическую основу памяти составляет замыкание временных нервных связей и их последующая актуализация (возобновление, растормаживание). Если в процессе памяти замкнувшаяся связь в дальнейшем возобновляется, то в процессе воображения образовавшиеся в течении жизни человека системы связей как бы распадаются (диссоциируются) и объединяются в новые системы.
Это объединение становится возможным в результате возникновения в коре мозга достаточно сильного очага возбуждения, вызванного пробуждением потребности или каким-либо непосредственным впечатлением. Таким образом, у фантазирующего человека, говоря упрощённо, группы нервных клеток связываются по – новому. От этого зависит характерная новизна образов фантазии по сравнению с образами памяти и ВТО же время частичное совпадение их.
Воображение, как сказано, является функцией коры головного больших полушарий. Вместе с тем сложность структуры воображения и его связь с эмоциями даёт основания предполагать, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и более глубоко залегающих отделах мозга. Исследования последних лет подтверждают это предположение. Такими глубинными отделами мозга, принимающими участие, вместе с корой больших полушарий, в формировании образов фантазии и их включении в процессы деятельности, является гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образующими лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга у входа в полушарии головного мозга).
Экспериментально выяснено: при
повреждении гипоталамбической
системы у человека могут
Воображение
как деятельность
синтеза. Способы
синтезирования в
создании образов
воображения.
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.
З.
Фрейд был одним из первых, кто
попытался увидеть в
Немало
страниц посвящает
Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием «второй человеческой природе», которая включает в себя: а) трудовой способ существования; б) наличие сознания; в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми – общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал «общественным животным». Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а, следовательно, и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации – родовая потребность человека.
Особенность потребности в самореализации состоит в том, что, удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.
Удовлетворяя
базовую потребность в
Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.
Установив функцию, которую выполняет воображение в деятельности человека, необходимо далее рассмотреть процессы, с помощью которых осуществляется построение образов фантазии, выяснить их структуру.
Как же возникают образы фантазии, ориентирующие человека в его практической и творческой деятельности, и каково их строение? Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и процессы восприятия, памяти, мышления. Уже в восприятии и памяти анализ позволяет выделять и сохранить некоторые общие, существенные черты объекта и отбрасывать несущественные. Этот анализ завершается синтезом – созданием своего рода эталона, при помощи которого осуществляется опознание тех объектов, которые при всех изменениях не выходят за пределы определённой меры сходства. Анализ и синтез в воображении имеют другое направление и обнаруживают при активном процессе оперирования с образами другие тенденции.
Основная тенденция памяти – возобновлении образов в максимальном приближении к эталону, то есть, в конечном счете, приближение к точной копии ситуации, имевшей когда-то место в поведении, или объекта, который был воспринят, понят, осознан. Основная тенденция воображения – преобразование представлений (образов), обеспечивающее, в конечном счете, создание модели ситуации, заведомо новой, ранее не возникавшей. И та и другая тенденции являются относительными: мы узнаём своего знакомого и через много лет, хотя его черты. Одежда, даже голос заметно изменились, и точно так же в любом новом образе, созданном фантазией, проступают черты старого, известного.
Характеризую воображение со стороны его механизмов, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображения, фантазия – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного или непреднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Примечательно к воображению, участвующего в художественном творчестве, это положение может быть проиллюстрировано высказыванием К. Паустовского:”Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - всё это крупинки золотой пыли.
Наиболее элементарная форма синтезирования образов – агглютинация – предполагает “склеивание” различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. Путём агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, Пегас, кентавр и т.д.), она используется и в техническом творчестве (например, танк – амфибия, соединяющий качества танка и лодки, аккордеон – сочетание фортепьяно и баяна).
Близка агглютинации как форме преобразования представления гиперболизации, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (великан – огромный как гора и мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета или их смещением: многорукие богини в индейской мифологии, драконы с семью головами и т.д.
Возможный путь создания образа фантазии – заострение, подчёркивание каких-либо признаков. При помощи этого приёма создаются дружеские шаржи и злые карикатуры. В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливается, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, это способствует осуществлению схематизации. Хороший пример схематизации – созданием художника орнамента, элементы которого взяты из растительного мира. Наконец, синтез представления в воображении может быть произведён при помощи типизации, широко используемой в художественной литературе, скульптуре, живописи, для которых характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.