Развитие психических функций

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:49, реферат

Краткое описание

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится до десяти лет. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Также младший школьный период характеризуется дальнейшим совершенствованием высшей нервной деятельности, костно-мышечного аппарата, развитием психических функций.

Оглавление

Введение 2
1. Развитие психических функций 3
2. Развитие внимания и внимательности 5
3. Сенсорное развитие младшего школьника 7
4. Особенности восприятия 8
5. Приёмы развития наблюдательности 11
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 75.00 Кб (Скачать)


Содержание

Введение                                                                                               2

1. Развитие психических функций                                                     3

2. Развитие внимания и внимательности                                          5

3. Сенсорное развитие младшего школьника                                   7

4. Особенности восприятия                                                                8

5. Приёмы развития наблюдательности                                            11

Заключение                                                                                          14

Список литературы                                                                             15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится до десяти лет. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Также младший школьный период характеризуется дальнейшим совершенствованием высшей нервной деятельности, костно-мышечного аппарата, развитием психических функций. Младший школьный период занимает особое место в психологии ещё и потому, что этот период обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития человека. Ведь в это время психическое развитие осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно, определяется степенью включённости в него самого школьника. Но вместе с тем продолжается дальнейшее развитие ребенка по направлениям, заложенным в детском саду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие психических функций

История развития высших психических функций представляет совершенно неисследованную область психологии. Несмотря на огромную важность изучения процессов развития высших психических функций для правильного понимания и уяснения решительно всех сторон личности ребенка, до сих пор не очерчены сколько-нибудь отчетливо границы этой области, не осознаны методологически ни постановка основных проблем, ни задачи, встающие перед исследователем, не разработан соответствующий метод исследования, не намечены и не развиты начатки теории или по меньшей мере рабочей гипотезы, которая помогла бы исследователю осмыслить и предположительно объяснить добываемые им в процессе работы факты и наблюдаемые закономерности.

Есть много частных исследований и прекрасных монографий, посвященных отдельным сторонам, проблемам и моментам развития высших психических функций ребенка. Детская речь и рисунок, овладение чтением и письмом, логика и мировоззрение ребенка, развитие числовых представлений и операций, даже психология алгебры и образования понятий много раз служили предметом образцовых исследований. Но все эти процессы и явления, все психические функции и формы поведения изучались прежде всего с их природной стороны, исследовались с точки зрения образующих их и входящих в их состав натуральных процессов.

Высшие психические функции и сложные культурные формы поведения со всеми присущими им специфическими особенностями функционирования и структуры, со всем своеобразием их генетического пути — от возникновения до полной зрелости или гибели, со всеми особыми закономерностями, которым они подчинены, оставались обычно вне поля зрения исследователя.

Сложные образования и процессы разлагались при этом на составные элементы и переставали существовать как целое, как структуры. Они сводились к процессам более элементарного порядка, занимающим подчиненное положение и выполняющим определенную функцию по отношению к целому, в состав которого они входят. Как организм, разложенный на составные элементы, обнаруживает свой состав, но уже не обнаруживает специфически органических свойств и закономерностей, так и эти сложные и целостные психические образования теряли свое основное качество, переставали быть самими собой при сведении их к процессам более элементарного порядка.

Развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идёт в основном за счёт памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают высшие.

Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи. С помощью орудий труда человек получил возможность воздействовать на природу и глубже её познавать. Первые такие орудия – топор, нож, молоток – одновременно служили и той и другой цели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал свойства мира, на данные непосредственно органам чувств.

Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью трудовых операций вело, в свою очередь, к преобразованию и улучшению функций руки, благодаря чему она превратилась со временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности. На примере руки учился познавать действительность глаз человека, она же способствовала развитию мышления и создавала основные творения человеческого духа.

 

 

Развитие внимания и внимательности

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. Непосредственное внимание — это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.
Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С.Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.
Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием».

Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Оба вида внимания (произвольное и непроизвольное) в младшем школьном возрасте нуждаются в развитии, и здесь учителю необходимо много поработать. Внимание развивается в упражнениях.

Исходя из особенностей внимания учащихся начальных классов, можно указать и некоторые пути его воспитания.

Большое значение для развития внимания имеют внешние условия, благоприятные для продуктивных учебных занятий. Надо, чтобы в помещении, где работает ученик, не было отвлекающих раздражителей (шума, ненужных разговоров, интересных для ребенка, но не имеющих отношения к делу предметов), чтобы были [соблюдены необходимые гигиенические условия (чистый воздух, достаточная освещенность).

Для воспитания непроизвольного внимания надо развивать познавательные интересы школьника, расширять круг его представлений. Чем выше общее умственное развитие ребенка, тем сильнее у него развито непроизвольное внимание.

Дети приходят в школу без привычки быть внимательными, слушать учителя, вникать в содержание учебного материала. Хорошим средством для воспитания внимания в первые недели школьных занятий служит чтение учителем рассказов и сказок. Кроме того, это чтение даст учителю ценные наблюдения над учащимися, поможет определить, кто из них отличается большей внимательностью, а кто меньшей. Зная особенности внимания детей, учителю легче будет вести с ними занятия.

Большое значение для привлечения непроизвольного внимания имеют содержание учебного материала и форма его подачи: живой, яркий, в меру эмоциональный рассказ учителя, привлечение конкретных примеров и фактов, показ иллюстраций, применение наглядных пособий. Наглядность очень нужна в начальных классах школы. Однако злоупотреблять ею не следует. Надо стремиться к тому, чтобы ребенок был внимателен не только тогда, когда перед его глазами предметы и пособия. Важно, чтобы он умел сосредоточиваться на своих мыслях и представлениях; Не всегда, например, надо учить счету на раздаточном материале, который все время на виду у детей. Полезно применять приемы, подобные следующему. Учитель берет кубики и говорит: «Дети, кладу 5 кубиков на стол под лист бумаги. Теперь прибавляю еще 4 кубика. Сколько кубиков стало под бумагой?» В данном случае дети сначала видели кубики, а затем должны были мысленно представить и сложить. Здесь особый вид наглядности, которая помогает воспитывать внутреннее внимание.

 

Сенсорное развитие младшего школьника

Ребенок, поступивший в школу, не только различает цвета, формы, величину предметов и их положение в пространстве, но может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов, правильно соотнести предметы по величине. Он может также изобразить простейшие формы и раскрасить их в заданный цвет.

Очень важно, чтобы ребенок умел устанавливать идентичность предметов тому или иному эталону. Эталоны - это выработанные человечеством образцы основных разновидностей качеств и свойств предметов. Как уже говорилось выше, эталоны были созданы в ходе истории человеческой культуры и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливается соответствие воспринимаемой действительности тому или иному образцу из системы упорядоченных эталонов.

Если ребенок может правильно назвать цвет и форму предмета, если он может соотнести воспринимаемое качество с эталоном, то он может установить и идентичность (мяч круглый), частичное сходство (яблоко круглое, но не идеально, как мяч), несходство (шар и куб). Основательно осматривая, ощупывая или прослушивая, ребенок совершает соотносящие действия, прослеживает связь воспринимаемого с эталоном.

В природе существует бесконечное разнообразие цветов, форм, звуков. Человечество постепенно упорядочило их, сведя к системам цветов, форм, звуков - сенсорным эталонам. Для обучения в школе важно, чтобы сенсорное развитие ребенка было достаточно высоким.

Нормально развитый ребенок к школьному возрасту хорошо понимает, что картина или рисунок есть отображение действительности. Поэтому он пытается соотнести картины и рисунки с действительностью, увидеть то, что в них изображено.

 

 

Особенности восприятия

Восприятие - это психический познавательный процесс отражения в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств В результате восприятия формируются образы окружающей действительности.

Виды восприятия.

Восприятие движения окружающих предметов происходит благодаря тому, что перемещение осуществляется на каком-либо фоне. Это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых предмет перемещается.

Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением (видение двумя глазами).

Восприятие времени - восприятие времени обобщает ряд ощущений, сигнализирующих о длительности, последовательности и скорости течения явлений внешнего мира, а также о внутренних ритмах жизнедеятельности организма. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Участвуют различные анализаторы. Наибольшую информацию дают кинестетические и слуховые анализаторы (эмоциональное состояние и запоминание событий).

Свойства и закономерности восприятия:

1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, человек осознает, понимает то, что воспринимает. Восприятие связано с мыслительной деятельностью, с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его в слове (неслучайно дети, встречаясь с незнакомым предметом, всегда спрашивают его название). В восприятии осуществляется не суммирование данных ощущений, а интерпретация этих данных с точки зрения имеющихся знаний. Отдельное отражается в восприятии как проявление общего.

2. Целостность восприятия. В предметах и явлениях реальной действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии как в психическом образе предмета также отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Это выражается в целостности восприятия. Даже в тех случаях, когда человек воспринимает лишь некоторые признаки знакомого объекта, он мысленно дополняет недостающие признаки и части этого объекта. Разрозненные части объекта он стремится объединить в целостное образование..

3. Структурность восприятия. Человек узнает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычленение взаимоотношений, частей, сторон предмета (дерево воспринимается и интерпретируется как дерево вне зависимости от частных признаков данного конкретного дерева).

Информация о работе Развитие психических функций