Развитие психических функций

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:49, реферат

Краткое описание

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится до десяти лет. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Также младший школьный период характеризуется дальнейшим совершенствованием высшей нервной деятельности, костно-мышечного аппарата, развитием психических функций.

Оглавление

Введение 2
1. Развитие психических функций 3
2. Развитие внимания и внимательности 5
3. Сенсорное развитие младшего школьника 7
4. Особенности восприятия 8
5. Приёмы развития наблюдательности 11
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

4. Избирательная направленность восприятия. Из множества окружающих предметов и явлений человек выделяет в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов. Избирательность восприятия - преимущественное выделение объекта из фона. Если объект и фон равнозначны для данной деятельности, то они могут переходить друг в друга: фон становится объектом, а объект фоном.

5. Предметность восприятия. Предмет воспринимается как объект, обособленный пространством и временем. Предметность выражается в акте объективации, описании сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру.

6. Константность восприятия - независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины.

7. Апперцепция - зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы, но и избирательно воспринимает различные их стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приёмы развития наблюдательности

Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения.

Ведение наблюдений за предметами или явлениями оказывает большое влияние на формирование различных способностей школьников, на их развитие и становление как личности. От правильности и точности первоначальных наблюдений в значительной мере зависит эффективность дальнейшего обучения.

В процессе правильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности – наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего мира.

Развитие наблюдательности в начальной школе происходит не только в рамках природоведения. Теоретически формировать наблюдательность прекрасно можно и на уроках математики, русского языка, рисования, технологии, но приоритет в её формировании принадлежит всё же урокам природоведения. Здесь всё предполагает развитию наблюдательности – экскурсии в природу, и опыт по определению свойств тех или иных явлений и предметов, наблюдений в неживой и живой природе.

Но, на практике видим, что учителя не уделяют должного внимания развитию наблюдательности у детей. У них порой нет условий для наблюдений в природе, с загруженностью программы, а подчас и желания на проведение постоянных наблюдений.

Это указывает на то, что необходимо целенаправленно побуждать детей на уроках природоведения к мыслительной деятельности и специально обучать их приёмам наблюдения в природе, чтобы задержать на некоторое время внимание, полнее запечатлеть их образ.

Рассмотрим основные приёмы развития наблюдательности.

1. Так, программой начального природоведения предусматривается знакомство учащихся с изменением окраски листьев на деревьях и кустарниках осень. Для ознакомления с этим вопросом на экскурсии в природу, учитель предлагает детям найти и назвать знакомые им деревья и кустарники. Далее работа может идти следующим образом:

- Рассмотрите листья этого дерева.

- Какого они цвета? (Ребёнок должен тщательно рассмотреть окраску листьев).

Для этого надо посоветовать, чтобы каждый ребёнок выбрал для наблюдения 1-2 листочка и рассмотреть его в деталях. Полезно предложить детям посмотреть на форму, окраску выбранного им листа. Потом закрыть глаза и представить его. Учитель может попросить ребёнка рассказать о месте по памяти. Затем учитель предлагает вспомнить,какими были листья на этих деревьях и кустарниках летом. Чтобы представления о летней окраске были более полными и отчётливыми , можно показать гербарий или предложить найти на наблюдаемом дереве или кустарнике листья, которые сохранили ещё летнюю окраску. Итак, у детей сформированы представления о летней и осенней окраске листьев. Теперь следует предложить сравнить летние и осенние листья, найти в них отличия и сделать вывод об изменениях окраске листьев с приходом осени. Такой приём делает наблюдение более точным, детальным.

2. Хороший приём развития наблюдательности – это приём фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков и т.д. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения. Одним из аргументов этих возражений выдвигается то, что дети плохо рисуют. Этого обстоятельства не следует бояться. Нецелесообразно отказываться от зарисовок и ещё по одной причине: рисование тренирует руку и благоприятно сказывается на формирование навыка письма.

3. Не менее интересен следующий приём, развивающий у детей наблюдательность, - это приём имитации учениками движений, звуков предметов и явлений природы. Учитель предлагает послушать природу так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. Например, можно повторить, как машут крыльями птицы во время полёта, звук сильно ветра , как падает листок с дерева и т.п. Попытка таких имитаций заставляет ребёнка внимательно всматриваться, вслушиваться в явление, улавливать малейшие тонкости, т.е. ведут ребёнка к знаниям.

4. Интересным приёмом развития наблюдательности является использование на уроках-экскурсиях, стихотворений, отрывков художественных произведений различных авторов, использование пословиц и поговорок.

5. Развитию речи учащихся, сообразительности, наблюдательности может помочь использование на экскурсиях в природу народных примет, пословиц, поговорок, загадок. Это активизирует познавательную деятельность младших школьников. Детям очень нравиться находить в различной литературе приметы того, или иного явления природы, предсказывать погоду следующих дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Высокая сензитивность младшего школьного возраста определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Первостепенной задачей педагогов в занятиях с детьми младшего школьного возраста является организация наилучших условий с целью выявления и реализации потенциалов детей с учетом индивидуальности каждого ученика.

Процесс познания начинается с внимания. Для учителя начальной школы проблема развития внимания детей является традиционной. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников. Наиболее характерны «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» первоклассников. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности.

Своеобразие психического развития младших школьников таково, что примерно до 10 лет у детей активизируется преимущественно правое полушарие и первая сигнальная система. Поэтому большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а к художественному типу. Учитывая это, целенаправленное развитие теоретического мышления детей следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием мышления образного. В этой связи особое внимание должно быть направлено на развитие воображения младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо, 2005.

2. Выгосткий Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. – М., 1976

3. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. – М., 1976

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. Вузов. – 6-е издание., стереотип. – М., Академия, 2000

5. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Справочное издание Петренко М. В.

6. http://festival.1september.ru/articles/517515/

 

1

 



Информация о работе Развитие психических функций