Функция воображения и его развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:44, контрольная работа

Краткое описание

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?

Оглавление

Введение 3
1.Определение воображения 5
2. Функции воображения и его развитие 8
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

психология и педагогика функции воображения и его развитие.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

     Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций (однако их актуализация отличается от того, что наблюдается в процессе памяти). Направление, которое приобретает ход ассоциаций, оказывается, подчинено потребностям и мотивам творчества. В дневнике С.А. Толстой есть запись, проливающая свет на специфику отбора ассоциаций в процессе творческого воображения Льва Толстого: “Сейчас Л.Н. Толстой мне рассказывал, как ему приходят мысли к роману: “Сижу я внизу, в кабинете, и разглядываю на рукавах халата белую шёлковую строчку, которая очень красива. И думаю о том, как приходит в голову людям выдумывать все узоры, отделки, вышивания; и что существует целый мир женских работ, мод, соображений, которыми живут женщины. Что это должно быть очень весело, и я понимаю, что женщины могут это любить и этим заниматься. И, конечно, сейчас же мои мысли (т.е. мысли к роману) Анна… И вдруг мне эта строчка дала целую главу. Анна лишена этих радостей заниматься этой женской стороной жизни, потому что она одна, все женщины от неё отвернулись, и ей не с кем поговорить обо всём том, что составляет обыденный, чисто женский круг занятий ”.

     Специфическая особенность творческого воображения  заключается в том, что оно  отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают  в данный момент  в психике  художника. И хотя механизм ассоциаций остаётся тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений  определяется именно этими детерминирующими тенденциями. Какие ассоциации вызывает, например, вывеска мастерской: “Ремонт часов”? Были зафиксированы следующие высказывания: “Ремонт часов…Мои часы давно нуждаются в чистке, отстают... Надо как-нибудь зайти сюда”; “Ремонт часов…Часовая мастерская у нас в микрорайоне есть, а вот обувная всё никак не откроется” и т.д. Но вот на ту же вывеску упал взор поэта, и в результате появляется стихотворение, где вытягивается цепь ассоциаций, причиной возникновения которой оказывается внешнее впечатление (в данном случае вывеска), пропущенное сквозь фильтр соответствующего эмоционального состояния: “Ремонт часов, ремонт минут, ремонт недели, месяца”, - ассоциирует поэт и просит: “Отремонтируйте мне год – он прожит неисправно”. Этот необычный ход ассоциаций, нарушающий актуализацию привычных связей, весьма существенная сторона творческой фантазии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Воображение - особая форма психики, которая может  быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Всякое воображение  порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет. Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли. Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности и выявить его действительную природу.

     Таким образом, очевидно, что воображение  есть и создание новых образов, и  преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.  
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в  детском возрасте. Психологический  очерк. М., 2008 г.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2005 г.
  3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М.: Издательство НОРМА, 2007 г.
  4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1988 г.

5. Общая  психология: учеб. для студ. учеб. заведений  / Под. ред. Б.С. Братуся. - Т.4. Внимание.-  М.: «Академия», 2006 г.

6. Полуянов  Ю.А. Воображение и способности.  М., 1982 г.

7. Пуни  А.Ц. Психология. М., 1984 г.

Информация о работе Функция воображения и его развитие