Течение
творческого процесса предполагает
возникновение множества ассоциаций
(однако их актуализация отличается от
того, что наблюдается в процессе памяти).
Направление, которое приобретает ход
ассоциаций, оказывается, подчинено потребностям
и мотивам творчества. В дневнике С.А. Толстой
есть запись, проливающая свет на специфику
отбора ассоциаций в процессе творческого
воображения Льва Толстого: “Сейчас Л.Н.
Толстой мне рассказывал, как ему приходят
мысли к роману: “Сижу я внизу, в кабинете,
и разглядываю на рукавах халата белую
шёлковую строчку, которая очень красива.
И думаю о том, как приходит в голову людям
выдумывать все узоры, отделки, вышивания;
и что существует целый мир женских работ,
мод, соображений, которыми живут женщины.
Что это должно быть очень весело, и я понимаю,
что женщины могут это любить и этим заниматься.
И, конечно, сейчас же мои мысли (т.е. мысли
к роману) Анна… И вдруг мне эта строчка
дала целую главу. Анна лишена этих радостей
заниматься этой женской стороной жизни,
потому что она одна, все женщины от неё
отвернулись, и ей не с кем поговорить
обо всём том, что составляет обыденный,
чисто женский круг занятий ”.
Специфическая
особенность творческого воображения
заключается в том, что оно
отклоняется от привычного хода ассоциаций,
подчиняя его тем эмоциям, мыслям,
стремлениям, которые преобладают
в данный момент в психике
художника. И хотя механизм ассоциаций
остаётся тем же (ассоциации по сходству,
смежности или контрасту), отбор представлений
определяется именно этими детерминирующими
тенденциями. Какие ассоциации вызывает,
например, вывеска мастерской: “Ремонт
часов”? Были зафиксированы следующие
высказывания: “Ремонт часов…Мои часы
давно нуждаются в чистке, отстают... Надо
как-нибудь зайти сюда”; “Ремонт часов…Часовая
мастерская у нас в микрорайоне есть, а
вот обувная всё никак не откроется” и
т.д. Но вот на ту же вывеску упал взор поэта,
и в результате появляется стихотворение,
где вытягивается цепь ассоциаций, причиной
возникновения которой оказывается внешнее
впечатление (в данном случае вывеска),
пропущенное сквозь фильтр соответствующего
эмоционального состояния: “Ремонт часов,
ремонт минут, ремонт недели, месяца”,
- ассоциирует поэт и просит: “Отремонтируйте
мне год – он прожит неисправно”. Этот
необычный ход ассоциаций, нарушающий
актуализацию привычных связей, весьма
существенная сторона творческой фантазии.
Заключение
Воображение
- особая форма психики, которая может
быть только у человека. Оно непрерывно
связано с человеческой способностью
изменять мир, преобразовывать действительность
и творить новое. Всякое воображение
порождает что-то новое, изменяет, преобразует
то, что дано восприятием. Эти изменения
и преобразования могут выразиться в том,
что человек, исходя из знаний и опираясь
на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину
того, чего в действительности никогда
сам не видел. Например, сообщение о полете
в космос побуждает наше воображение рисовать
картины фантастической по своей необычности
жизни в невесомости, в окружении звезд
и планет. Воображение может, предвосхищая
будущее, создать образ, картину того,
чего вообще не было. Так космонавты могли
в своем воображении представить полет
в космос и высадку на Луну тогда, когда
это было только лишь мечтой, еще не осуществленной
и неизвестно, осуществимой ли. Воображение
может, наконец, совершить и такой отлет
от действительности, который создает
фантастическую картину, ярко отклоняющуюся
от действительности. Но и в этом случае
оно в какой-то мере отражает эту действительность.
И воображение тем плодотворнее и ценнее,
чем в большей мере оно, преобразуя действительность
и отклоняясь от нее, все же учитывает
ее существенные стороны и наиболее значимые
черты. Для исследования познавательной
роли воображения необходимо выяснить
его особенности и выявить его действительную
природу.
Таким
образом, очевидно, что воображение
есть и создание новых образов, и
преобразование прошлого опыта, и то, что
такое преобразование совершается при
органическом единстве чувственного и
рационального.
Список
литературы
- Выготский
Л.С. Воображение и творчество в
детском возрасте. Психологический
очерк. М., 2008 г.
- Рубинштейн
С.Л. Основы общей психологии. М., 2005 г.
- Еникеев М.И.
Общая и социальная психология. М.: Издательство
НОРМА, 2007 г.
- Венгер Л.А.,
Мухина В.С. Психология. М., 1988 г.
5. Общая
психология: учеб. для студ. учеб. заведений
/ Под. ред. Б.С. Братуся. - Т.4. Внимание.-
М.: «Академия», 2006 г.
6. Полуянов
Ю.А. Воображение и способности.
М., 1982 г.
7. Пуни
А.Ц. Психология. М., 1984 г.