Роль аудита в развитии функции контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:24, контрольная работа

Краткое описание

Финансовый контроль является практическим воплощением контрольной функции, присущей финансам как экономической категории.
Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:
1) строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оглавление

1. Роль, формы и функции контроля в условиях рыночной экономики. Значение независимого контроля и его экономическая обусловленность. Роль аудита в обеспечении стабильности и подлинности экономического развития 3
2. Возникновение и развитие аудита как профессиональной области деятельности 12
3. Пользователи информации финансовой отчетности 14
4. Особенности развития и организация аудиторской деятельности за рубежом (на выбор раскрыть одну из стран : в Великобритании, в Германии, во Франции, , в США,, в Японии и т.п. 15
5. Финансовый контроль и его особенности в России 21
6. Основные этапы становления и развития аудита в России 23

Файлы: 1 файл

основы аудита готовая.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

 

 

 Темы контрольных работ» ОСНОВЫ АУДИТА»

 

Тема : Роль аудита в развитии функции контроля

 

 

 

Содержание

 

 

1. Роль, формы и функции контроля в условиях рыночной экономики. Значение независимого контроля и его экономическая обусловленность. Роль аудита в обеспечении стабильности и подлинности экономического развития

 

 Финансовый контроль является практическим воплощением контрольной функции, присущей финансам как экономической категории. 
Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах: 
1) строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов; 
2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.1

Финансовый контроль за состоянием экономики, развитием  социально-экономических процессов  в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы  контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

 Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

 Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

 Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях экономики страны.

 Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

 Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.).

 Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности. 
Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления. 
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.2

 Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.

 Проблема усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности. 
В государствах тоталитарного типа формы организации и цели финансового контроля подчинены интересам правящей администрации. Государственный контроль носит глобальный и повсеместный характер и преследует чисто фискальные цели. В странах с переходной экономикой, к которым в настоящее время принадлежит Россия, экономико-правовая организация финансового контроля имеет специфические черты. Такие государства постепенно отходят от тоталитарности государственного финансового контроля и создают правовую основу для его организации. Так, помимо института счетных палат и налоговых ведомств, присущих развитым странам, современная система государственного финансового контроля России включает и ряд других специальных органов. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 мая 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» к таким органам относятся: Центральный банк, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

В экономически развитых странах финансовый контроль распадается  на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль.

 Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.

 Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки, как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.

 Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский). 
Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного с (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.3

 Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность. Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе:

 - результативность;

 - четкость и логичность предъявляемых контролерами требований; 
- неподкупность субъектов контроля;

 - обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах

проверок и  ревизий; превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений);

 - презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;

 - согласованность действий различных контролирующих органов и др. 
Принимая законы, прямо или косвенно затрагивающие систему организации финансового контроля, государство ориентируется на вышеназванные принципы. В то же время в каждом государстве существует свой регламент (порядок и последовательность) контрольных действий, что в конечном итоге сказывается на результатах.

Аудит – это один из видов экономического контроля, неотъемлемый элемент инфраструктуры рынка. С  возникновением новых форм предпринимательской  деятельности, созданием акционерных обществ с ограниченной ответственностью, коммерческих банков, совместных предприятий возникла необходимость в создании аудиторских фирм, занимающихся аудиторским контролем.

Аудит – это внешний  независимый финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работающими в данной фирме (компании). Возникновение аудита в первую очередь было связано с разделением интересов тех, кто непосредственно инвестирует денежные средства в деятельность компании, и тех, кто занимается её управлением.4

Потребность в услугах  аудиторов возникает в связи  со следующими обстоятельствами:

  1. Хозяйственные и финансовые операции, совершаемые предприятиями, бывают многочисленными и сложными. При этом возникают трудности в правильном их документальном оформлении и отражении в бухгалтерском учете. Пользователи финансовой информации не могут данные о таких операциях получить самостоятельно и нуждаются в услугах аудиторов.
  2. Финансовой информации обычно не имеют доступа к данным бухгалтерского учета и, как правило, у них нет знаний в области учета. Поэтому они приглашают профессиональных бухгалтеров для ведения учета, составления финансовой и налоговой отчетности, так как они не в состоянии самостоятельно выполнять указанные виды работ.
  3. Принятие решений по финансовым вопросам (предоставление займа, купля-продажа ценных бумаг и др.) пользователями информации требует подтверждения достоверности и полноты информации, которую возможно получить через подтверждение аудиторов.

В отличие от других видов финансового контроля внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта. Аудиторский контроль предусматривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно используют общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Аудит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов.

 Определение  аудиторской деятельности и аудита дается в п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г.(далее – ФЗ-307): «Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Аудиторской деятельностью  в России имеют право заниматься физические лица-аудиторы, индивидуальные аудиторы и юридические лица - аудиторские организации (фирмы) независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами. Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности. Индивидуальный аудитор также вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги в соответствии с ФЗ-307.

Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций  аудиторов. Коммерческая организация  приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является.5

Аудиторские организации  как субъекты контроля распространяют свою деятельность на платной договорной основе, прежде всего на организации негосударственного сектора экономики. Однако аудит может быть проведен аудиторской организацией по заказу любого клиента (клиент – физическое или юридическое лицо), заключившее с аудитором (аудиторской фирмой) договор на проведение аудита или оказание услуг, сопутствующих аудиту. Аудитор, ознакомившись с финансовым положением, состоянием финансово-хозяйственной деятельности или со спорным вопросом, должен высказать независимое и компетентное мнение или заключение о фактическом положении дел и подтвердить правомерность (или неправомерность) совершенных действий клиента. В ходе аудита устанавливается достоверность отражения в отчетности финансового положения и финансовых результатов деятельности организации за отчетный период.

Информация о работе Роль аудита в развитии функции контроля