Роль аудита в развитии функции контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:24, контрольная работа

Краткое описание

Финансовый контроль является практическим воплощением контрольной функции, присущей финансам как экономической категории.
Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:
1) строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оглавление

1. Роль, формы и функции контроля в условиях рыночной экономики. Значение независимого контроля и его экономическая обусловленность. Роль аудита в обеспечении стабильности и подлинности экономического развития 3
2. Возникновение и развитие аудита как профессиональной области деятельности 12
3. Пользователи информации финансовой отчетности 14
4. Особенности развития и организация аудиторской деятельности за рубежом (на выбор раскрыть одну из стран : в Великобритании, в Германии, во Франции, , в США,, в Японии и т.п. 15
5. Финансовый контроль и его особенности в России 21
6. Основные этапы становления и развития аудита в России 23

Файлы: 1 файл

основы аудита готовая.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

Аудиторский контроль не заменяет функций органов государственного контроля за работой хозяйствующих  субъектов.

 В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций.

Доверительность этих отношений должна подкрепляться  возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками  сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники  и прежде всего коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы  не в состоянии самостоятельно убедиться  в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень  сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение  информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности  интересующей их финансовой отчетности.

В условиях рынка  предприятия являются независимыми производителями.

Однако финансовые результаты их деятельности интересуют достаточно большое количество пользователей  информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Прежде всего, информация о деятельности предприятия интересует тех, кто входит в так называемые партнерские группы предприятия, т.е. непосредственно участвует в его финансовой и хозяйственной деятельности, вносит свой вклад в эту деятельность, требует компенсации за свой вклад и, исходя из своих интересов, анализирует информацию о предприятии.

Следует отметить, что не все группы пользователей  имеют равный доступ к информации: только администрация и частично собственники могут анализировать  все данные управленческого и  финансового учета, бухгалтерской (финансовой) и другой отчетности. Остальные группы ограничены только данными публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Эти пользователи, потребители финансовой информации, непосредственно «жестко» заинтересованы в финансовых результатах деятельности предприятия, так как от этих результатов зависит их собственное финансовое благополучие, доходы бюджета.

Кроме того, существует еще одна довольно обширная группа пользователей финансовой отчетности, которые непосредственно не заинтересованы в результатах деятельности предприятия, но представляют и защищают интересы первой группы потребителей.

К ним относятся: аудиторы и аудиторские фирмы; консультанты по финансовым вопросам; специалисты  в области ценных бумаг и фондовых бирж (брокеру и дилеры); юристы и юридические фирмы; регулирующие органы; пресса и информационные агентства; торгово-производственные агентства; широкая публика.

2. Возникновение и развитие аудита как профессиональной области деятельности

 

Существенное влияние на активизацию аудиторской деятельности оказало развитие финансово-кредитных организаций, в частности коммерческих банков, страховых организаций, инвестиционных фондов и т.п. Заключая договоры с предприятиями, они, как правило, требовали подтверждения достоверности отчетности клиентов и оценки их финансового состояния у независимых аудиторов. Коммерческие банки и инвестиционные фонды, предоставляя кредиты или приобретая доли, акции предприятий, предварительно знакомились со стратегией развития организации, инвестиционными проектами, в которые направлялись финансовые средства, что также предполагало привлечение для подготовки необходимых документов специалистов консалтинговых и аудиторских фирм, которые начали оказывать услуги по составлению бизнес-планов, обоснованию инвестиционной привлекательности проектов и т.п.6

Эти потребности определили быстрое развитие аудита как элемента инфраструктуры рыночной экономики.

Первые аудиторские  фирмы появились в стране в 1989–1990 гг., т.е. в тот период, когда законодательно статус аудита еще не был закреплен.

Процесс обособления  аудиторской деятельности как профессиональной предпринимательской области и  самостоятельного сегмента бизнеса  интенсифицировался в связи с  перестройкой системы управления экономикой России в период экономических реформ.

Во-первых, с изменением структуры управления хозяйством страны были ликвидированы отраслевые министерства и связанная с ними система  ведомственного контроля, а вневедомственные контрольные органы, в частности  Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов, в силу значительного числа экономических субъектов с их проверками не справлялись.

Во-вторых, налоговой  службы, контролирующей уплату налогов  экономических субъектов различных  видов и форм собственности в  том виде, в котором она существует в настоящее время, еще не было. Она сформировалась только в мае 1990 г., а основные законы о налоговой системе и порядке налогообложения были приняты в декабре 1991 г. и вступили в действие с 1 января 1992 г. Кроме того, контроль государства посредством налоговых служб недостаточен, поскольку участок их проверки ограничен налогообложением, и у налоговых служб нет финансовой возможности осуществлять ежегодные проверки всех без исключения предприятий.

3. Пользователи информации финансовой отчетности

 

В условиях рынка  предприятия являются независимыми производителями. Однако финансовые результаты их деятельности, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, интересуют достаточно большое количество пользователей  информации, и прежде всего тех, кто входит в так называемые партнерские группы предприятия, т.е. непосредственно участвует в его финансовой и хозяйственной деятельности, вносит свой вклад в эту деятельность, требует компенсации за свой вклад и исходя из своих интересов анализирует информацию о предприятии.

Следует отметить, что не все группы пользователей  имеют равный доступ к информации: только администрация и частично собственники могут анализировать  все данные управленческого и  финансового учета, бухгалтерской (финансовой) и другой отчетности. Информация остальных партнерских групп ограничена данными публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, хотя именно эти пользователи непосредственно и “жестко” заинтересованы в финансовых результатах деятельности предприятия, так как от этих результатов зависят их собственное финансовое благополучие, доходы бюджета.

Кроме того, существует еще одна довольно обширная группа пользователей финансовой отчетности, которые непосредственно не заинтересованы в результатах деятельности предприятия, но представляют и защищают интересы первой группы потребителей и других клиентов.

К ним относятся:

аудиторы и  аудиторские фирмы;

консультанты  по финансовым вопросам;

специалисты в  области ценных бумаг и фондовых бирж (брокеры и дилеры);

юристы и юридические фирмы;

регулирующие  органы;

пресса и  информационные агентства;

торгово-производственные агентства;

профсоюзы;

научно-исследовательские  организации.7

4. Особенности развития и организация аудиторской деятельности за рубежом (на выбор раскрыть одну из стран : в Великобритании, в Германии, во Франции, , в США,, в Японии и т.п.

 

В США аудиторское  дело возникло под влиянием британской практики аудита. На это прямо указывает  американский автор Уильям Стемберг, который писал, что «функция аудита... была перенесена в Соединенные Штаты британскими бухгалтерами в конце XIX столетия». Когда английские железнодорожники, страховые компании и другие инвесторы направились в Северную Америку, вместе с ними поехали и независимые аудиторы для защиты интересов крупных английских кредиторов. До начала XX века в США аудит основывался на английской модели, предусматривающей детальные исследования данных, относящихся к балансу.

В 1886 г. в США  был принят первый закон о присяжных  бухгалтерах, который дал начало процессу образования аудиторских фирм. В 1887 г. была образована ассоциация аудиторов Америки, а в 1896 г. в штате Нью-Йорк законодательным путем была регламентирована аудиторская деятельность - в частности, должность аудитора мог занимать дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности в Нью-Йоркском университете и получивший специальную лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.

В 1905 г, а затем  и в 1909 г. Р. Монтгомери издал с  редакционными исправлениями в  США книгу Лоуренса Дикси «Аудит: практическое руководство для аудиторов». Развивая идеи Лоуренса Дикси, он писал, что цель аудита сводится к раскрытию вольных и невольных ошибок, которые могут иметь место в финансовой отчетности. Исходя из этого и была выстроена иерархия аудиторских задач, связанная с обнаружением трех видов ошибок:

1) вольных (злоупотребления);

2) невольных  (описки, арифметические ошибки);

3) принципиальных (выбор неверных методологических  приемов).

Однако темпы  развития бизнеса в США резко  отличались от британских, для Америки английские методы стали неприемлемыми вследствие того, что британский стиль проверки требует чересчур много времени и средств. Американский аудит вследствие специфики сверхбыстрых темпов роста американского бизнеса конца XIX века - начала XX века нуждался в быстрых темпах проведения проверок, а следовательно - в прогрессивных технологиях аудита. Американские аудиторы стали практиковать применение «тестового аудита», сбора свидетельств о деятельности фирмы у партнеров по бизнесу с целью проверки операций. Они начали учитывать интересы инвесторов, уделять все больше внимания оценке актива и пассива и отошли от достаточно преобладающей в английской школе детальной проверки. Спрос кредиторов, в основном банков, привел к расширению задач аудита и к разработке новых методов аудита и подхода к стандартизации.

Р. Монтгомери в 1912 г. написал книгу «Аудит: теория и практика», которая при последующих  изданиях и переизданиях (вплоть до наших дней) получила название «Аудит Монтгомери». В первом издании этой книги он называл американский аудит раннего этапа «счетоводческим аудитом», подчеркивая, что три четверти рабочего времени аудитора уходило на подсчеты и составление бухгалтерских книг. Сам Роберт Монтгомери (1872-1953) являлся не только теоретиком, но и практиком аудита. Совместно с коллегами он еще в 1898 году основал фирму, которая впоследствии стала одной из ведущих аудиторских фирм мира «Куперс энд Лайбранд», способствовал созданию Американского института присяжных бухгалтеров и стал его президентом, преподавал в Колумбийском, Нью-Йорском и Пенсильванском университетах.

В США аудит  обязателен для компаний, зарегистрированных Комиссией по ценным бумагам и, созданной  в 1934 г. после биржевого краха  на Уолл-стрит в 1929 г. Закон о ценных бумагах 1933 г. и Закон о биржах 1934 г. требовали, чтобы зарегистрированные компании составляли соответствующие формы финансовой отчетности.

В США имеются  два типа профессиональных и негосударственных  аудиторских организаций. Один из них  представлен на общенациональном, федеральном уровне и называется Американским Институтом дипломированных присяжных бухгалтеров. Этот институт возник в 1887 г. и с тех пор играет ведущую роль в формировании аудиторских кадров. Он удостоверяет квалификацию соискателя, который сдает соответствующие экзамены и получает диплом бухгалтера-аудитора. Институт руководит научной и методической работой в США, публикует монографии и издает ряд журналов по аудиту, среди которых наибольшую популярность имеет «Джорнэл оф Эккаунтенси».8

Кроме общенационального Института существуют профессиональные аудиторские организации на уровне отдельных штатов, которые называются обществами дипломированных общественных бухгалтеров. Члены этих обществ имеют право на проведение аудиторских проверок и оказание консультационной помощи на территории своих штатов. Бухгалтеры-аудиторы могут заниматься своей деятельностью в рамках частной практики или же быть сотрудниками аудиторских фирм. Наиболее квалифицированные аудиторы ведут преподавательскую работу в университетах и колледжах.

В США в 1917 г. с целью стандартизации процедур аудита разрабатываются «Утвержденные  методы по подготовке данных балансового  отчета», пересмотренное издание вышло  в 1929 г. под названием «Проверка  финансовых отчетов». В этом издании  подчеркивалась важность внутреннего контроля, а также говорилось о практике составления заключений.

В 1934 г. опубликован  документ «Проверка финансовых отчетов  независимыми аудиторами», в котором  были рекомендованы следующие позднее  повсеместно принятые процедуры  аудита: изучение инвентарной ведомости и подтверждение дебиторов по расчетам.

Активный процесс  стандартизации начался с 1939 года, когда  Американский институт дипломированных  присяжных бухгалтеров (AICPA) учредил  Комитет по аудиторским процедурам и он издал первое Положение об аудиторской процедуре. С 1939 г. AICPA начал публиковать бюллетени исследований и отчеты по процедурам аудита - первые оригинальные документы института, касающиеся стандартизации аудита. В первом отчете по процедурам аудита было приведено 7 ключевых положений, лежащих в основе формирования профессии аудитора. В отчете признаны обязательными процедурами аудита изучение инвентарных ведомостей и подтверждение дебиторской задолженности, рекомендовано избирать независимых аудиторов Советом директоров, а компаниям создавать независимые комитеты по аудиту для наблюдения за внутренними проверками и бухгалтерскими процедурами, сформулированы образцы заключений аудитора по представленной финансовой информации.

Информация о работе Роль аудита в развитии функции контроля