Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 05:49, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть феномен психотравмирующего стресса и его воздействие на профессиональную сферу человека.
Задачи работы:
1.Отследить развитие знания о стрессе в истории;
2.Узнать причины возникновения психотравмирующего стресса;
3.Выявить ход и последствия психотравмирующего стресса;
4.Отразить механизмы адаптации к стрессу;
5.Рассмотреть теории профессионального стресса;
6.Отметить тенденции развития профессиональных деструкции.
Сопоставление теорий и концепций психологического и профессионально-го стресса свидетельствует о том, что они отражают два ракурса содержатель-ной характеристики стресса: с одной стороны, процессуальную и регулятив-ную, с другой стороны – предметную и коррелятивную (причинно-следствен-ную). Эти два аспекта одной проблемы тесно между собой связаны – любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса или отражение в психологическом статусе и в поведении эф-фектов неблагоприятного воздействия факторов физической и социальной сре-ды, также как любой психологический стресс внутриличностной и межличност-ной природы находит свое отражение в поведенческой, в том числе и рабочей, активности человека.
Особенно выражена отмеченная взаимосвязь этих двух форм стресса в профессиональной деятельности человека-оператора, которой присущи все воз-можные аспекты развития профессионального стресса (в его рабочей, социаль-ной, организационной, экономической, психологической составляющей) и пси-хологического стресса (как когнитивной регуляции информационно-энерге-тических и поведенческих процессов и реакций). Но в этой деятельности имеет-ся ведущий компонент – информационное взаимодействие человека с техникой, который, по-видимому, определяющим образом влияет на развитие психологи-ческого стресса и который ни в одной из рассмотренных теорий не был пред-метом пристального изучения в связи с проблемой стресса.
Главная опасность формирования профессиональных деструкции в том, что развиваются они достаточно медленно, а значит, и незаметно. Это не только затрудняет их своевременное распознавание и принятие каких-то контрмер, но и создает ситуацию, когда психолог, опять же «постепенно», начинает привык-ать к этим своим негативным тенденциям в развитии и деструкции становится неотъемлемой частью его личности.
Вероятно, важнейшим условием профилактики профессиональных дестру-кции в работе психолога могло бы стать развитие представлений о своих проф-ессиональных и жизненных перспективах. Когда у человека (и у психолога в том числе) есть оптимистичная значительная (не мелкая, не обывательская) жи-зненная цель (мечта), то многие проблемы уходят как бы на второй план. Расс-матривая условия преодоления негативных последствий стрессов (точнее, дист-рессов), Г. Селье дает простую и понятную рекомендацию: «Стремись к самой высшей из доступных тебе целей. И не вступай в борьбу из-за безделиц». При этом выдающийся психофизиолог говорит о неразрывной связи стресса и рабо-ты, когда, с одной стороны, «главный источник дистресса — в неудовлетворен-ности жизнью, в неуважении к своим профессиональным занятиям», а с другой стороны, именно стресс и творческое напряжение в труде дают «аромат и вкус жизни». Он совершенно серьезно призывает бороться со скукой в своей проф-ессии, ибо «недостаточная трудовая нагрузка угрожает стать чрезвычайно опас-ной».
Список используемой литературы.
Информация о работе Феноменология психотравмирующего стресса