Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 05:49, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть феномен психотравмирующего стресса и его воздействие на профессиональную сферу человека.
Задачи работы:
1.Отследить развитие знания о стрессе в истории;
2.Узнать причины возникновения психотравмирующего стресса;
3.Выявить ход и последствия психотравмирующего стресса;
4.Отразить механизмы адаптации к стрессу;
5.Рассмотреть теории профессионального стресса;
6.Отметить тенденции развития профессиональных деструкции.
1.4. Механизм адаптации к стрессу.
Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволю-ции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняю-щихся условиях среды.
Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при вза-имодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда» [21, c.13]. Выше-приведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум-среда», в ходе ко-торого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адапта-ция.
Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности цело-стной самоуправляемой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчёрки-вая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребно-сти. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей являет-ся, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесс-са.
Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в хо-де осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющий индиви-дууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ни-ми значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деят-ельности человека, его поведения, требованиям среды.
Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гоме-остаза), включает в себя ещё два аспекта:
Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воздействие. Его принципиальный ме-ханизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов ра-звития общего адаптационного синдрома (ОАС). Г. Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. 1-ая доступна «по пе-рвому требованию» и восполнима за счет 2-ой – «глубокой». Последняя мобил-изуется путем адаптационной перестройки механизмов организма. Ее истоще-ние необратимо, как считает Г. Селье, и ведет к гибели или к старению. Пред-положение о существовании 2-х мобилизационных уровней адаптации подерж-ивается многими исследователями [26, c.40].
При непрекращающемся действии стрессогенного фактора проявляющиеся «триады стресса» изменяются по интенсивности.
Экстремальные ситуации делят на кратковременные, когда актуализируют-ся программы реагирования, которые в человеке всегда «наготове», и на длите-льные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.
Кратковременный стресс – это как бы всестороннее проявление начала дл-ительного стресса. При действии стрессоров, вызывающих длительный стресс (а длительно может выдержать только сравнительно несильные нагрузки), нача-ло развития стресса бывает стертым, с определенным числом проявлений адап-тационных процессов. Поэтому кратковременный стресс можно рассматривать как усиленную модель начала длительного стресса. И хотя по своим проявлени-ям кратковременный и длительный стресс отличаются друг от друга, тем не ме-нее, в их основе лежат идентичные механизмы, но работающие в разных режи-мах (с разной интенсивностью). Кратковременный стресс – бурное расходова-ние «поверхностных» адаптационных резервов и наряду с этим начало мобили-зации «глубоких». Если «поверхностных» резервов недостаточно для ответа на экстремальные требования среды, а темп мобилизации «глубоких» недостаточ-ен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то особь может пог-ибнуть при совершенно неизрасходованных «глубоких» адаптационных резер-вах.
Длительный стресс – постепенная мобилизация и расходование и «поверх-н-остных» и «глубоких» адаптационных резервов. Его течение может быть скр-ытым, т.е. отражаться в изменении показателей адаптации, которые удается ре-гистрировать только специальными методами. Максимально переносимые дли-тельные стрессоры вызывают выраженную симптоматику стресса. Адаптация к таким факторам может быть при условии, что организм человека успевает, моб-илизуя глубокие адаптационные резервы, «подстраиваться» к уровню длитель-ных экстремальных требований среды. Симптоматика длительного стресса нап-оминает начальные общие симптомы соматических, а подчас тяжелых болезне-нных состояний. Такой стресс может переходить в болезнь. Причиной длитель-ного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор. В этой ситуа-ции попеременно «отключаются» процессы адаптации и реадаптации. Их проя-вления могут казаться слитными. В целях совершения диагностики и прогноза течения стрессогенных состояний предложено рассмотреть как самостоятель-ную группу состояния, вызванные длительными прерывистыми стрессорами [31, c.94].
Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, кото-рая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжел-ее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалиф-ицированного психолога.
Выводы по первой главе.
Несмотря на относительно длительную историю изучения стресса, это по-нятие и сегодня остаётся неоднородным, спорным. Однако, он постепенно стан-овится неотъемлемой частью жизни современного человека. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, шум, освещение и т.д. Но оказывается, что такими, же стрессорами могут быть и любые психологичес-кие, физиологические, социальные факторы, такие, как риск, опасность, дефиц-ит времени, новизна и неожиданность ситуации, умственная перенагрузка, нед-остаток сна, свободного времени, конфликты в семье и на работе. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезап-ное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуа-ции, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последст-вий, которую содержит в себе ситуация. Значит, само возникновение, и пережи-вание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных фа-кторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.
Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обус-ловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие си-туации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные слу-чаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситу-ации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительст-ва и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомф-орт. Психотравмирующие события изменяют представление о себе, систему це-нностей, концепцию окружающего мира, изменяют устоявшиеся представления о способах существования в мире. Эти события могут быть внезапными, шоков-ыми или оказывать длительное, тяжело переносимое воздействие, а также соче-тать в себе как те, так и другие свойства одновременно. Поэтому необходимо быть как можно более устойчивым к стрессу, следовательно, уметь адаптирова-ться к стрессовым ситуациям.
Глава 2. Стресс в профессиональной сфере и его воздействие на эффективность работы.
2.1.Теории профессионального стресса.
В течение последних двадцати лет отмечается растущий интерес к исследо-ваниям в области профессионального стресса. Развитие стресса на рабочем мес-те выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспо-собность, производительность и качество труда, состояние здоровья. В обзорах литературы по проблеме показано, что ряд рабочих стрессоров, таких как роле-вая неопределенность, конфликты, недостаточный контроль, рабочая перегрузка и другие обычно бывают тесно связаны с психическим напряжением, психосом-атическими расстройствами, а также с неблагоприятными поведенческими пос-ледствиями.
Однако, результаты изучения профессионального стресса, его причин и пр-оявлений, механизмов купирования и преодоления и других вопросов недостат-очно раскрывают такие аспекты этой проблемы, которые связаны со спецификой современных видов операторской деятельности, отражающей характер развития технического и технологического оснащения промышленности, транспорта, эне-ргетики, систем управления в других сферах обслуживания и производства. Ха-рактер информационного взаимодействия человека и техники, высокая ответст-венность и сложность деятельности и ряд других особенностей обусловливает не только возможность развития у специалистов состояния стресса, но и специифи-ческие источники его формирования (помимо прочих организационных, физич-еских, социальных факторов), связанных с информационной (умственной) рабо-чей нагрузкой, процессами преобразования информации, содержанием сообще-ний и с другими факторами операторской деятельности [3, c.8].
Исследования состояния стресса в трудовой деятельности свидетельствуют о том, что феноменологически и в плане особенностей механизмов регуляции профессиональный стресс представляет специфический вид, который, естестве-нно, отражает физиологические и психологические особенности его развития.
Г.Сальвенди определяет профессиональный стресс как многомерный фено-мен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на слож-ную трудовую ситуацию. Такой подход, по мнению А. Н. Занковского, позволяя-ет выделить следующие направления исследования стресса: «... 1) определить, какие изменения (параметры) данного феномена соответствуют рассматриваем-ому виду трудовой деятельности; 2) выявить «желательные области» (как с точ-ки зрения субъективных, так и объективных реакций рабочего) в каждом из исс-ледуемых измерений; 3) стандартизировать отклонения, с тем, чтобы соотнести реакции в каждом из изучаемых измерений. В идеале эти отклонения отразят паттерны реагирования, а также величины и длительность этих отклонений; 4) определить «вес» каждого из исследуемых измерений» [25, c.164].
Как и
в исследованиях стресса
Более поздние работы концентрировались на взаимодействии между лич-ностью и средой. Хорошим примером такого исследования является работа, С. Каррера, в которой изучалась деятельность водителей городских автобусов и выявлено развитие у них высокого уровня стресса. Водителю не только приход-ится ежедневно иметь дело с напряженным городским движением и транспорт-ными пробками, но и вступать в контакт с часто враждебной и даже опасной пу-бликой, при этом соблюдать очень жесткое расписание с суровыми штрафами за опоздание. Не все водители реагировали на стресс одинаково – в частности, ли-чности с поведением типа «А» воспринимали свое рабочее окружение как более стрессовое и имели более высокие уровни катехоламинов в моче.
Центральным понятием в литературе по профессиональному стрессу явл-яется понятие контроля способов и результатов деятельности. В работах Р.А. Караша, посвященных созданию общей теории стресса рабочего места, на осно-вании исследований проблемы контроля выдвинута гипотеза, что переживание стресса возникает при взаимодействии между двумя факторами – ответственно-стью и контролем («широта работы» и «психологические требования»). Высо-кую напряженность имеет такая профессия, в которой индивид при большой ответственности имеет недостаточный контроль за способами и результатами выполнения заданий. Автор считает, что «активные» профессии предъявляют большие требования, но также дают большую степень контроля (врачи, адвока-ты, руководители). Есть профессии с высоким уровнем контроля, но относител-ьно низкими требованиями (или требования с отставленной реализацией) – уче-ные, архитекторы, ремонтники, – они считаются наименее стрессовыми. Пас-сивные профессии (сторожа, вахтеры) дают мало возможностей для контроля, но предъявляют и низкие психологические требования к работнику [14, c.71].
Существует ряд моделей профессионального стресса, среди которых види-мо наиболее известной является так называемая Мичиганская модель (и ее вар-ианты), созданная в Институте социальных исследований Мичиганского униве-рситета (США). Эта модель стресса, вызванного социальным окружением, отр-ажает особенности восприятия человеком факторов этого окружения и его реак-ций, а также возможные последствия влияния этого состояния на здоровье ин-дивида. Индивидуальные различия и элементы социального окружения могут изменять эти отношения.
Информация о работе Феноменология психотравмирующего стресса