Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 05:49, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть феномен психотравмирующего стресса и его воздействие на профессиональную сферу человека.
Задачи работы:
1.Отследить развитие знания о стрессе в истории;
2.Узнать причины возникновения психотравмирующего стресса;
3.Выявить ход и последствия психотравмирующего стресса;
4.Отразить механизмы адаптации к стрессу;
5.Рассмотреть теории профессионального стресса;
6.Отметить тенденции развития профессиональных деструкции.
Введение
Мы выбрали эту тему, потому что она является актуальной в наше время для современного общества, так как люди постоянно сталкиваются со стресса-ми на работе, на улице, дома, в школе.
Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса от чрезмерной. Проб-лема его в последние годы становится одной из самых актуальных тем в миро-вой психологической науке и практике.
Жизнь состоит из множества событий. Они могут быть как положительны-ми, так и нет. Мы на них реагируем в зависимости от наших потребностей и от степени информированности. В тех случаях, где информации достаточно, мы способны реагировать наиболее адекватно. Напротив, недостаток нужных све-дений заставляет нас волноваться. Но иногда человек должен быть готов к со-бытию слишком неожиданному и важному для него, о котором он ничего или почти ничего не знает. В этом случае реакция организма может усилиться до такой степени, что возникнут серьезные нарушения, как в физиологическом, так и в психологическом плане. Тогда обычный набор эмоций уступает место беспокойству или тревоге: человек погружается в стрессовое состояние.
Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит достато-чно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым си-туацииям, к необходимости управлять стрессами.
В целом стресс – явление, часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы, как для ли-чности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач. В связи с этим можно сказать, что тема стресса достаточно актуальна в совреме-нном мире.
Проблемой стресса занимались учёные, такие как Д.Голдстоун, У.Б.Кенн-он, А.А.Лазарус, Г.Селье, З.Фрейд и другие, из отечественных следует отме-тить Ф.В.Басина, В.А.Бодрова, В.А.Гурьеву, Р.С.Немова, В.Е.Рожкова, Г.К. Ушакова, Е.М.Черепанову, Ю.В.Щербатых и других.
Объектом данной работы является психотравмирующий стресс, предмет-ом – влияние стресса на профессиональную сферу.
Гипотеза работы – низкая продуктивность работы, являющаяся результат-ом стресса в профессиональной сфере.
Цель работы – рассмотреть феномен психотравмирующего стресса и его воздействие на профессиональную сферу человека.
Задачи работы:
1.Отследить развитие знания о стрессе в истории;
2.Узнать причины
3.Выявить ход и последствия психотравмирующего стресса;
4.Отразить механизмы
5.Рассмотреть теории
6.Отметить тенденции развития профессиональных деструкции.
Методы – анализ источников литературы, теоретический анализ.
Структура работы – работа состоит из двух глав, введения, шести параг-рафов, библиографического списка, включающего 33 источника.
Методологической основой работ
Теоретическая значимость работы – раскрытие понятия стресса, его эво-люция.
Практическая значимость работы – применение полученных знаний об адаптации к стрессу.
Глава 1. Понятие стресса, историческое развитие знания о стрессе
1.1. Определение стресса
Понятие «стресс» уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, но, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значении. Стресс – это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении оказывается, что он просто необходим – поскольку помогает пре-одолевать препятствия и избегать опасности. Слово «стресс» в переводе с англ-ийского обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние [22, c.63]. Это понятие, возникшее в физиологии в 30-х гг. ХХ в, достаточно быстро вышло за границы узкобиологической трактовки и стало весьма широко использоваться как в науке, так и в житейской практике. Сегодня понятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категор-ий, которая стала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии и медицины, физиологии и психологии, наук об управлении, демографии, юри-спруденции и даже политологии. В самом общем виде его можно определить как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое со-бытие, происходящее и в окружающей среде.
О стрессе говорят и пишут много, часто противоречиво. Р.С. Немов расс-матривает стресс как разновидность аффекта, определяя его как «состояние чр-езмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную пе-регрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения» [23, c.456]. Г.Селье, который ввел понятие стресса в 1936 г., определяет стресс как «неспецифический ответ организма на любое предъяв-ленное ему требование», состояние психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях [17, c.21]. Дословно это слово переводится как «напряжение», и довольно часто им обозначается широкий круг состояний человека. Но это всегда – напряжение всего организма человека, отвечающего на воздействие различных факторов, как физических, так и психологических. Итак, понятием «стресс» охватывается большое разно-бразие психически крайне напряженных состояний, вызванных различными эк-стремальными воздействиями.
Различают физиологический стресс и психологический стресс. Физиолог-ический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного ст-имула на организм. Например, мы погружаем руку в ледяную воду и у нас возн-икают стереотипные реакции (мы выдергиваем руку из воды).
Психологический стресс как более сложное интегративное состояние тре-бует обязательного анализа значимости ситуации с включением интеллектуаль-ных процессов и личностных особенностей индивида [8, c.112]. Если при физи-ологическом стрессе реакции индивида стереотипны, то при психологическом — индивидуальны и не всегда предсказуемы. Психологический стресс может возникать не в силу объективных характеристик ситуации, а в связи с субъекти-вными особенностями восприятия ее человеком. Поэтому невозможно выдели-ть универсальные психологические стрессоры и универсальные ситуации, вы-зывающие психологический стресс в равной мере у всех людей. Например, да-же очень слабый раздражитель в определенных условиях может играть роль психологического стрессора или один, даже очень сильный раздражитель, не может вызвать стресс у всех без исключения людей, подвергшихся его воздейс-твию.
Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциион-альный. Информационный стресс возникает в условиях оперативно-информац-ионной перегрузки человека при выполнении им усложненных управленческих функций с высокой степенью ответственности за последствия принимаемых ре-шений (например, в условиях аварийной ситуации). Эмоциональный стресс воз-никает в экстремальных, крайне опасных ситуациях (внезапное нападение, сти-хийные разрушения, личностно значимые конфликты).
Еще Г.Селье введением понятий «эустресс» и «дисстресс» дифференциро-вал понимание стресса. Эустресс – положительные эмоциональные реакции ор-ганизма на предъявляемые к нему требования, соответствующие его ресурсам; дисстресс – эмоционально-стрессовые состояния, характеризуемые отрицатель-ными переживаниями в силу недостатка имеющихся ресурсов для реализации предъявляемых требований. Но и в том и в другом случае, каким бы стресс не был – положительным или отрицательным, это всегда будет состоя- ние потери равновесия. Таким образом, можно отметить, что стресс присущ самой нашей жизни, он – неотъемлемый компонент существования.
Согласно ситуация стресса может стать критической для субъекта лишь в том случае, когда он нацелен на неотложное удовлетворение потребности, под-чинившей себе все его существо, и при условии, что он не предполагает возник-новения каких-либо препятствий во внешнем или внутреннем мире и не пред-полагает необходимости их преодолевать. Внутренней необходимостью для су-бъекта в данном случае является получение неотложного удовлетворения своей потребности.
Таким образом,
можно сделать вывод, что в
современной жизни стрессы
1.2. Возникновение психотравмирующего стресса.
Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельно-стью организации или событиями личной жизни человека.
Существует много теорий, объясняющих возникновение психотравмирую-щего стресса. Американский психолог Дж. Ялом рассматривает все психологи-ческие проблемы психотравмирующего стресса с точки зрения смерти, свобо-ды, изоляции и бессмысленности [1, c.84].
Смерть предстает перед человеком в двояком виде. Он становится свидете-лем смерти других людей (знакомых, незнакомых, родных, близких) или оказы-вается перед лицом своей возможной смерти. Существует четыре вида эмоцио-нальных состояний при психотравмирующем стрессе, которые можно рассмат-ривать как особые проявления страха смерти:
1) страх
перед «просто смертью» - ужас
перед угрозой исчезновения
2)потеря
социального статуса (страх «
3)чувство
«смертельной» тоски (
4)«страх» за сохранность популяции (или отдельных ее членов) – проявле-ние страха за родителей, родных, знакомых. Страх за себя может быть подавлен страхом за других.
До попадания в экстремальную, стрессогеную ситуацию человек создает для себя психологические защиты, которые выступают в виде устойчивых базо-вых иллюзий (иллюзия собственного бессмертия, иллюзия справедливости и иллюзия простоты устройства мира) [19, c.235].
Иллюзия собственного бессмертия. Первое столкновение с психотравмир-ующей ситуацией ставит человека лицом к лицу с реальностью. Впервые в сво-ей жизни он вынужден, бывает признать, что может умереть. Для большинства такое откровение может кардинально поменять образ мира, который из уютно-го, защищенного превращается в мир роковых случайностей. Иллюзия справед-ливости основывается на принципе: «Каждый получает по заслугам», если я бу-ду делать добро людям, то оно вернется ко мне».
Травматическая ситуация подчеркивает неправильность, нереальность дан-ной иллюзии. Для человека это может стать настоящим потрясением, которое обесценивает все усилия: зачем быть честным и хорошим человеком, когда это не принесет спасения.
Внешние обстоятельства не могут выступать ограничителями свободы, так как они не связаны с психической реальностью. Имея полную свободу дейст-вия, можно чувствовать себя не свободным.
Самым сильным ограничителем свободы является чувство вины. Человек с этим чувством как бы «застревает» в прошлом, не изменяясь, не продвигаясь вперед, иногда начиная считать, что он не достоин жить. При психотравмирую-щем стрессе чувство вины может возникнуть из-за того, что человек выжил, в то время как близкие погибли или за поступки, которые он совершал при жизни близкого ему человека. Это чувство называется «смертельной виной» и связыв-ается с беспомощным состоянием потерпевшего в травмирующей ситуации. Чувство вины заполняет пустоту, возникшую в результате физической и психи-ческой пассивности, с одной стороны, и сознания невыполненного долга с дру-гой. Оно может выражаться в трех видах:
1) вина
за воображаемые грехи.
2) вина за то, что не сделал («болезненное чувство ответственности»). Че-ловека заботит реальная или воображаемая ответственность за действия в про-шлом. Пример воображаемой ответственности: в Армении женщина послала своего ребенка в магазин за хлебом. В этот момент произошло землетрясение, магазин разрушился, мальчик погребен под его развалинами Особенно тяжелы случаи, когда человек действительно виноват. Во время ночного пожара жен-щина в шоковом состоянии выбежала из дома, позабыв о детях. Когда же она пришла в себя, было уже поздно. В подобных случаях практически невозможно отправиться от потрясения.
Информация о работе Феноменология психотравмирующего стресса