Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 05:49, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть феномен психотравмирующего стресса и его воздействие на профессиональную сферу человека.
Задачи работы:
1.Отследить развитие знания о стрессе в истории;
2.Узнать причины возникновения психотравмирующего стресса;
3.Выявить ход и последствия психотравмирующего стресса;
4.Отразить механизмы адаптации к стрессу;
5.Рассмотреть теории профессионального стресса;
6.Отметить тенденции развития профессиональных деструкции.
3) «вина выжившего» (чувство вины испытывается только потому, что че-ловек остался жив, а тот другой, умер, например, при выполнении ответствен-ного боевого задания) [1, c.162].
Лица, перенесшие психотравмирующий стресс, страдают от одиночества, от трудности или невозможности установления отношений с другими людьми. У них меняется характер и круг общения, который был до психотравмирующее-го события. Переживания этих людей и их опыт настолько уникальны, что дру-гим людям просто невозможно или затруднительно бывает понять таких людей. Лица, перенесшие психотравмирующий стресс, тянутся друг к другу, так как, по их мнению, только человек, испытавший подобное, может понять их. Оди-ночество, переживаемое пострадавшими, это не только психологическая реаль-ность, но и социальная, которая связана с отношением окружающих к таким людям. Вместо сочувствия такие люди часто вызывают агрессию (попал в ава-рию - надо было быть внимательней и т.д.). Люди начинают сторониться постр-адавшего. Особенно это проявляется при отношении к беженцам. Родители не позволяют своим детям играть с детьми-беженцами, сидеть с ними за одной па-ртой. В результате пострадавшие оказываются не только в психологической, но и в физической изоляции. Таким образом, при оказании психологической помо-щи лицам, перенесшим психотравмирующий стресс, необходимо учитывать, что переживание полученной психотравмы может усугубляться агрессивным отношением окружающих.
Психическая травма неожиданна, беспричинна и поэтому воспринимается как бессмысленная. Это заставляет пострадавших искать какое-нибудь объясне-ние тому, что произошло, чтобы травматическое переживание не было напрас-ным. Это приводит к созданию социальных мифов с целью объяснения случив-шегося. Для человека важно и необходимо знать, почему он страдал. Если этого объяснения не существует в действительности, он его придумывает. Необходи-мо рассмотреть изменения механизма восприятия прошлого, настоящего и бу-дущего под воздействием травмы. Травматический опыт кажется наиболее су-щественным событием в жизни, разделяющим ее на события, происшедшие до травмы и после.
Полученная психотравма меняет видение не только настоящего, но и буду-щего. Человек, переживший травму, ощущает себя не таким, каким он был пре-жде, а значительно взрослее, старше и даже старее, чем его сверстники, не име-вшие такого переживания. Психотравматическое событие как бы притягивает человека к себе и не отпускает его. (Пример - ветераны войны в Афганистане едут воевать в горячие точки, с целью повторения травматической ситуации в будущем, так как они стремятся вернуться в то время и прожить его вновь. По-этому психологически человек как бы остается в том времени и в том же возра-сте.
Если человек реализует указанный жизненный сценарий, это свидетельст-вует о личностных изменениях, типичных для людей, переживших психотрав-мирующий стресс и не справившихся с ним. Таким образом, психически-травм-ированная личность - личность, сформировавшаяся под воздействием психотр-авмирующего стресса и считающая позитивными патологические изменения, происшедшие с ней, так как находит определенные психологические выгоды в этом.
Выделяют следующие черты травматической личности:
1. Романтизм (готовность пожертвовать всеми, кто имеет другие представ-ления о счастье).
2. Преобладание
групповых ценностей над
3. Стремление к саморазрушению. Имеет прямую связь с базовой иллюзи-ей бессмертия при преобладании групповых ценностей: моя смерть не важна, если дело группы живет и побеждает.
4. Наличие
в сознании базовых иллюзий
справедливости и простоты
Итак, можно сделать вывод, что любое событие, факт или сообщение мож-ет вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разно-образные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая тем-пература окружающей среды, шум, освещение и т.д. Но оказывается, что таки-ми, же стрессорами могут быть и любые психологические, физиологические, социальные факторы, такие, как риск, опасность, дефицит времени, новизна и неожиданность ситуации, умственная перенагрузка, недостаток сна, свободного времени, конфликты в семье и на работе. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причи-ной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация. Значит, само возникновение, и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.
Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обус-ловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие си-туации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные слу-чаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситу-ации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места житель-ства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный диско-мфорт.
1.3. Психотравмирующий стресс и его последствия
Г. Селье различает конструктивный и деструктивный стресс. Стрессовая активация может быть положительной мотивирующей силой (от греч. эустресс – «эу» – хороший), а также ослабляющей, чрезмерной (от англ. дистресс - горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда). По мере усиления стресса улучша-ется общее самочувствие и проявление здоровья. Однако, продолжая нарастать, стресс достигает своего апогея. Эта точка - оптимальный уровень стресса. Если стресс возрастает и дальше, он становится вредным для организма. На стадии истощения адаптационных возможностей организма человек не в состоянии са-мостоятельно справиться со стрессогенным воздействием [12, c.47]. Возникший стресс перегружает психологические, физиологические и адаптационные воз-можности человека и разрушает защиту, он становится травматическим.
Психотравмирующий
стресс - особая форма общей стрессовой
реакции, обусловленной
Это стресс повышенной интенсивности, сопровождающийся получением человеком психических травм.
Далеко не каждое событие способно вызвать травматический стресс. Пси-хическая травма возможна в случаях, если:
Одним из последствий психотравмирующего стресса является психическая травма. Одно из первых упоминаний о психотравме принадлежит историку Ге-родоту, который рассказал об афинской войне, Эпизелосе, ослепшем от переж-иваний после Марафонской битвы. Лукреций (I век до н.э.) впервые, указал на реминисценции (отсроченное воспроизведение вытесненного события) как ос-новной элемент травматического невроза у воинов. Проблемами психических травм занимался З.Фрейд. Психическая травма по З.Фрейду – прорыв гипотети-ческого защитного покрова, который предохраняет психику от чрезмерных раз-дражений.
Идеи З. Фрейда о двух формах проявления реакции на психотравмиру-ющее событие (вытеснение и фиксация на травме), нашли свое отражение в со-временной концепции отсроченных реакций на психотравмирующий стресс. Одним из основных видов психологической защиты как реакции на психотрав-мирующий стресс является вытеснение. Вытеснение – один из видов психологи-ческой защиты, представляющий собой процесс, в результате кото-рого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания «изгоня-ются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного [32, c.138].
В отечественной литературе можно выделить следующие подходы к пони-манию феномена психической травмы. А.М. Свядощ рассматривал психичес-кую травму как раздражитель, действие которого определяется не их физическ-ими параметрами, а информационным значением. Психическая травма по А.М. Свядощу - результат воздействия психотравмирующих раздражителей, сила ко-торых определяется значимостью патогенной информации для данного индиви-да. Он выделяет острые психические травмы и хронические. Первые являются результатом однократного, сверхсильного воздействия, вторые - многократно действующих более слабых раздражителей. Действие слабых раздражителей может суммироваться.
Ф.В. Басин и В.Е. Рожнов подходят к рассмотрению природы психической травмы в контексте концепции психологической защиты. Психическая травма по Ф.В. Басину и В.Е. Рожнову - нарушение психологической защиты человека, которое приводит к нарушению прежней системы значимых переживаний [7, c.174].
Существует
различная классификация
В.А. Гурьева (1996) подразделяет психотравмы по силе их воздействия на личность, выделяя следующие основания.
1. Сверхсильные, острые, внезапные:
а) присутствие при смерти;
б) убийство;
в) изнасилование.
2.Субъективные, сверхсильные, острые (сверх значимые для личности):
а) смерть близких родственников (матери, отца);
б) неожиданный уход из семьи любимого родителя (для детей);
3. Острые, сильные, сверхсильные, следующие одна за другой. Например: смерть родителя, уход супруга, супружеская измена, привлечение к уголовной ответственности ребенка.
4. Психогенные
травмы, лежащие в основе
5. Определяемые
как ключевые переживания по
отношению к каким-либо
6. Сочетающиеся с депривацией (эмоциональной или сенсорной). Деприва-ция (англ. Deprivation – лишение, утрата) – недостаточность удовлетворения ка-ких-либо человеческих потребностей.
7. Хронические психические травмы (неблагополучная семья, армейские условия).
8. Комбинация
острых и хронических
Е.М. Черепанова классифицировала психотравмирующие ситуации по сте-пени увеличения симптомов патологического горя, развития синдрома пострав-матических стрессовых нарушений:
а) внезапная смерть, болезнь;
б) несчастный случай, катастрофа, война;
в) убийство, самоубийство.
а) внезапная смерть, болезнь;
б) убийство, самоубийство.
Характер психической травмы и уровень стрессогенности психотравмиру-ющей ситуации зависит от силы психотравмирующего воздействия. Психотрав-мирующее воздействие по Ю.А. Александровскому – воздействие, обусловлен-ное ослаблением активности или целостности индивидуального барьера психи-ческой адаптации. В случае ослабления индивидуального барьера психической адаптации, снижение ее уровня приводит к психогенным расстройствам [17, c.52].
Можно сделать вывод, что психотравмирующие события изменяют предст-авление о себе, систему ценностей, концепцию окружающего мира, изменяют устоявшиеся представления о способах существования в мире. Эти события мо-гут быть внезапными, шоковыми или оказывать длительное, тяжело переноси-мое воздействие, а также сочетать в себе как те, так и другие свойства одновре-менно.
Информация о работе Феноменология психотравмирующего стресса