Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 05:49, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть феномен психотравмирующего стресса и его воздействие на профессиональную сферу человека.
Задачи работы:
1.Отследить развитие знания о стрессе в истории;
2.Узнать причины возникновения психотравмирующего стресса;
3.Выявить ход и последствия психотравмирующего стресса;
4.Отразить механизмы адаптации к стрессу;
5.Рассмотреть теории профессионального стресса;
6.Отметить тенденции развития профессиональных деструкции.
Естественно, многие из перечисленных примеров профессиональных дес-трукции педагогов характерны и для психологов. Но у психологов есть одна ва-жная особенность в формировании негативных качеств. По сути своей психоло-гия ориентирована на развитие подлинного субъекта жизнедеятельности, на фо-рмирование целостной самостоятельной и ответственной за свою судьбу лично-сти. Но многие психологи часто ограничиваются лишь формированием отдель-ных свойств, качеств и характеристик, из которых якобы и складывается лично-сть (хотя суть личности — в ее целостности, в ориентации на поиск главного смысла своей жизни).
В итоге
такая фрагментарность
При этом
человек легко оправдывает
Конечно, призывая к целостности личности, мы не имеем в виду некий «монолит». В своем развитии личность психолога также преодолевает «кризи-сы» и проходит различные стадии, от состояния внутреннего противоречия (как основы кризиса) до состояния, когда противоречия снимаются и образуется ощ-ущение некоторой целостности. Психолог — тоже живой человек, и он тоже находится в постоянном внутреннем движении и в противоречивом развитии. Ощущение целостности образуется на основе выделения (или творческого пои-ска) какого-то внутреннего «стержня», который и может стать смыслообразую-щей основой для утверждения именно своего достоинства, именно своей непов-торимости, а в итоге и утверждения своего права «реально быть в этом мире», а не просто являться чьей-то «тенью», чьей-то «копией» или «подобием».
Главная опасность формирования профессиональных деструкции в том, что развиваются они достаточно медленно, а значит, и незаметно. Это не только затрудняет их своевременное распознавание и принятие каких-то контрмер, но и создает ситуацию, когда психолог, опять же «постепенно», начинает привык-ать к этим своим негативным тенденциям в развитии и деструкции становится неотъемлемой частью его личности.
Вероятно, важнейшим условием профилактики профессиональных дестру-кции в работе психолога могло бы стать развитие представлений о своих проф-ессиональных и жизненных перспективах. Когда у человека (и у психолога в том числе) есть оптимистичная значительная (не мелкая, не обывательская) жи-зненная цель (мечта), то многие проблемы уходят как бы на второй план. Расс-матривая условия преодоления негативных последствий стрессов (точнее, дист-рессов), Г. Селье дает простую и понятную рекомендацию: «Стремись к самой высшей из доступных тебе целей. И не вступай в борьбу из-за безделиц». При этом выдающийся психофизиолог говорит о неразрывной связи стресса и рабо-ты, когда, с одной стороны, «главный источник дистресса — в неудовлетворен-ности жизнью, в неуважении к своим профессиональным занятиям», а с другой стороны, именно стресс и творческое напряжение в труде дают «аромат и вкус жизни». Он совершенно серьезно призывает бороться со скукой в своей профе-ссии, ибо «недостаточная трудовая нагрузка угрожает стать чрезвычайно опас-ной».
Выводы по второй главе
Трудность
анализа рассмотренных моделей
связана с тем, что их авторы используют
различные определения и
Сопоставление теорий и концепций психологического и профессионально-го стресса свидетельствует о том, что они отражают два ракурса содержатель-ной характеристики стресса: с одной стороны, процессуальную и регулятив-ную, с другой стороны – предметную и коррелятивную (причинно-следствен-ную). Эти два аспекта одной проблемы тесно между собой связаны – любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса или отражение в психологическом статусе и в поведении эф-фектов неблагоприятного воздействия факторов физической и социальной сре-ды, также как любой психологический стресс внутриличностной и межличност-ной природы находит свое отражение в поведенческой, в том числе и рабочей, активности человека.
Особенно выражена отмеченная взаимосвязь этих двух форм стресса в профессиональной деятельности человека-оператора, которой присущи все воз-можные аспекты развития профессионального стресса (в его рабочей, социаль-ной, организационной, экономической, психологической составляющей) и пси-хологического стресса (как когнитивной регуляции информационно-энергетич-еских и поведенческих процессов и реакций). Но в этой деятельности имеется ведущий компонент – информационное взаимодействие человека с техникой, который, по-видимому, определяющим образом влияет на развитие психологи-ческого стресса и который ни в одной из рассмотренных теорий не был предме-том пристального изучения в связи с проблемой стресса.
Главная опасность формирования профессиональных деструкции в том, что развиваются они достаточно медленно, а значит, и незаметно. Это не только затрудняет их своевременное распознавание и принятие каких-то контрмер, но и создает ситуацию, когда психолог, опять же «постепенно», начинает привык-ать к этим своим негативным тенденциям в развитии и деструкции становится неотъемлемой частью его личности.
Вероятно, важнейшим условием профилактики профессиональных дестру-кции в работе психолога могло бы стать развитие представлений о своих проф-ессиональных и жизненных перспективах. Когда у человека (и у психолога в том числе) есть оптимистичная значительная (не мелкая, не обывательская) жи-зненная цель (мечта), то многие проблемы уходят как бы на второй план. Расс-матривая условия преодоления негативных последствий стрессов (точнее, дист-рессов), Г. Селье дает простую и понятную рекомендацию: «Стремись к самой высшей из доступных тебе целей. И не вступай в борьбу из-за безделиц». При этом выдающийся психофизиолог говорит о неразрывной связи стресса и рабо-ты, когда, с одной стороны, «главный источник дистресса — в неудовлетворен-ности жизнью, в неуважении к своим профессиональным занятиям», а с другой стороны, именно стресс и творческое напряжение в труде дают «аромат и вкус жизни». Он совершенно серьезно призывает бороться со скукой в своей профе-ссии, ибо «недостаточная трудовая нагрузка угрожает стать чрезвычайно опас-ной».
Заключение.
Несмотря на относительно длительную историю изучения стресса, это по-нятие и сегодня остаётся неоднородным, спорным. Однако, он постепенно стан-овится неотъемлемой частью жизни современного человека. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, шум, освещение и т.д. Но оказывается, что такими, же стрессорами могут быть и любые психологичес-кие, физиологические, социальные факторы, такие, как риск, опасность, дефи-цит времени, новизна и неожиданность ситуации, умственная перенагрузка, не-достаток сна, свободного времени, конфликты в семье и на работе. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезап-ное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуа-ции, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последст-вий, которую содержит в себе ситуация. Значит, само возникновение, и пережи-вание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставле-ния своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.
Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обус-ловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие си-туации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные слу-чаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситу-ации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительст-ва и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомф-орт. Психотравмирующие события изменяют представление о себе, систему це-нностей, концепцию окружающего мира, изменяют устоявшиеся представления о способах существования в мире. Эти события могут быть внезапными, шоков-ыми или оказывать длительное, тяжело переносимое воздействие, а также соче-тать в себе как те, так и другие свойства одновременно. Поэтому необходимо быть как можно более устойчивым к стрессу, следовательно, уметь адаптирова-ться к стрессовым ситуациям.
Трудность
анализа рассмотренных моделей
связана с тем, что их авторы используют
различные определения и
Информация о работе Феноменология психотравмирующего стресса