Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:35, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности взаимосвязи правдивого и неправдивого поведения с психологическими особенностями дошкольников в контексте социально-психологической адаптации личности.
Объект исследования – правдивое и неправдивое поведение дошкольников.
Предмет исследования – характер взаимосвязи психологических особенностей детей и стратегии их поведения.
Для достижения цели исследования нужно решить следующие задачи:
1. Раскрыть основные теоретические подходы к исследованию правдивого и неправдивого поведения и особенностей становления личности дошкольника.
2. Изучить особенности мотивационной сферы детей и аспекты возникновения лживого поведения у дошкольников.И НЕПРАВДИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Феномен правдивого и неправдивого поведения дошкольников
1.1. Развитие правдивого и неправдивого поведения
1.2. Причины возникновения лживого поведения в дошкольном возрасте
2. Становление мотивационной сферы в дошкольном возрасте
2.1. Развитие мотивации дошкольников
2.2. Самосознание как важный этап становления личности
3. Исследование правдивого и неправдивого поведения дошкольника
3.1. Планирование и организация исследования
3.2. Методика изучения правдивого-неправдивого поведения дошкольников «Пуговица Карлсона»
3.3. Методика исследования ведущих психических функций в дошкольном возрасте Е.Д. Беспанской
3.4. Взаимосвязь методики изучения ведущих психических функций и методики «Пуговица Карлсона»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Приложение 1. Результаты исследования
ведущих психических функций дошкольного возраста
Предмет диагностики: осознание как ведущая психическая функция первой фазы дошкольного возраста – которая определяется как процесс познавательной подстановки себя в позицию, отличную от своей.
Задание: Экспериментатор предлагает двум детям поиграть в игру. Победит участник, кто правильно соберет больше пуговиц. Одному ребенку нужно собирать белые пуговицы, а другому – красные. На столе произвольно раскладываются по три пуговицы каждого цвета, а также по одной желтой и зеленой пуговице (режим «помехи»). Отдельно оценивается самостоятельное выполнение задания и выполнение задания с участием взрослого.
Предмет диагностики: ведущей психической функцией второй фазы дошкольного возраста является отношение, которая определяется как процесс подстановки себя в познавательную позицию, отличную от своей, при наличии критичности отношения к аналогичной подстановке других субъектов.
Задание: Детям предлагается поиграть еще. Экспериментатор говорит каждому на ушко участнику, какие пуговицы ему нужно собрать (в этот раз одному желтые, другому – зеленые). Между участниками сооружается перегородка, чтобы они не видели пуговицы друг друга. Каждому раздается по три пуговицы каждого цвета и добавляется по одной пуговице другого цвета (переход в режим «помехи»). Участникам нужно угадать, какие пуговицы собирал другой.
Предмет диагностики: ведущая психическая функция третьей фазы дошкольного возраста – понимание. Это процесс подстановки себя в условную познавательную позицию, отличную от своей.
Задание: Дети продолжают играть. Одному ребенку ставится задача собирать «не красные» пуговицы, другому – «не синие». Предъявляется опять же по три пуговицы каждого цвета и по одной пуговице другого цвета (переход в режим «помехи»).
Предмет диагностики: ведущая психическая функция четвертой фазы дошкольного возраста – рефлексия. Это процесс подстановки себя в условную познавательную позицию, отличную от своей, при наличии критичности отношения к аналогичной подстановке других субъектов.
Задание: Дети продолжают играть. Одному ребенку ставится задача собирать «не красные» пуговицы, другому – «не синие». Предъявляется опять же по три пуговицы каждого цвета и по одной пуговице другого цвета (переход в режим «помехи»). Между участниками сооружается перегородка, чтобы они не видели пуговицы друг друга. Участникам нужно угадать, какие пуговицы собирал другой.
Протокол исследования представлен в Приложении 1.
Результаты
исследования свидетельствуют о
том, что правдивое-неправдивое
Задача изучения видов правдивого-неправдивого поведения нашла решение в создании надежного диагностического инструментария, в основу которого была положена связь правдивого и неправдивого поведения с развитием ведущих психических функций в дошкольном возрасте. На основе этого и формулируется задание методики «Пуговица Карлсона».
В результате эксперимента установлено, что существует прямая зависимость между:
Ведущие психические функции, возникая последовательно на каждом этапе психического развития дошкольника, обуславливают его переход из одной фазы развития в другую. В каждой из фаз последовательно возникает новый вид правдивого или неправдивого поведения, который становится определяющим в данной фазе развития и подготавливает возникновение последующего вида поведения.
Анализ данной динамики развития правдивого-неправдивого поведения показывает, что существует зависимость между правдивым поведением и системой психических функций первой стадии дошкольного возраста осознание-отношение, а также зависимости между неправдивым поведением и системой психических функций второй стадии дошкольного возраста понимание-рефлексия. Системы парно взаимосвязанных функций осознания-отношения первой стадии обуславливает ведущее для данной стадии правдивое поведение, а система парно взаимосвязанных функций понимания-рефлексии второй стадии обуславливает ведущее для данной стадии неправдивое поведение.
Таким образом, изучение роли ведущих психических функций дошкольного возраста в появлении правдивого-неправдивого поведения дошкольников позволило установить определяющую роль ведущих психических функций в развитии правдивого-неправдивого поведения. Исходя из вышеизложенного можно заключить, что динамика правдивого-неправдивого поведения определяется динамикой развития ведущих психических функций в дошкольном возрасте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После изучения теоретических исследований лжи выделены различные подходы к пониманию феномена и факторов лжи, а также определены основные виды лжи, ее причины и предпосылки.
Основными причинами детской лжи считается самозащита, как один из способов адаптации к окружающей действительности. Порой она предусматривает получение определенной выгоды, желание быть похваленным или боязнь наказания. Раннее выявление у детей склонности к обману, изучение их индивидуальных особенностей является одним из основных аспектов при решении проблем эмоционально-личностной сферы дошкольников. Результаты исследования доказали факт осознанного использования лжи старшими дошкольниками ради желания стать лидером в игре.
Изучение сферы общения детей с разной степенью склонности к обману показало, что наименее неблагополучными в системе внутрисемейных отношений являются испытуемые, в отношении которых родители часто реализуют неадекватные меры воспитания. А дети не склонные ко лжи воспитываются в семьях с гармоничным стилем воспитания. В коллективе обманывающие дети пользуются достаточной популярностью, часто занимают позицию лидера. А «правдивые» дети, наоборот, редко участвуют в играх и часто держатся обособленно.
Степень нравственности влияет на отношение ко лжи. Дети, воспитывающиеся в высоконравственных семьях, придерживаются правдивого поведения. Чем выше нравственность ребенка, тем четче он разграничивает категории «ложь», «неправда», «обман».
В работе представлены методики изучения правдивого и неправдивого поведения дошкольников «Пуговица Карлсона» О.В.Коньковой и методика исследования ведущих психических функций в дошкольном возрасте , следуя которым, можно изучить систему ведущих психических функций детей дошкольного возраста Е.Д.Беспанской.
Анализ теоретических позиций и взглядов на правдивое и неправдивое поведение в дошкольном возрасте позволил выделить четыре вида правдивого-неправдивого поведения, два из которых являются правдивыми: дисциплинированное правдивое поведение и недисциплинированное правдивое поведение, а два – неправдивыми: лживое поведение и обманное поведение. Находясь в первой фазе психического развития, в поведении ребенка существует лишь дисциплинированное правдивое поведение. С переходом ребенка во вторую фазу психического развития, чаще в его поведении наблюдается недисциплинированное правдивое поведение при сохранении дисциплинированного правдивого, но при ведущей роли недисциплинированного правдивого поведения. С переходом в третью фазу у дошкольников появляется наряду с правдивым поведением такой вид неправдивого поведения как лживое поведение. В четвертой фазе психического развития, ребенок становится способным демонстрировать такой вид неправдивого поведения как обманное поведение.
Также представлены результаты исследования по разработке и апробации методик для диагностики ведущих психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте. Работа проводилась на основе теоретического анализа психики детей соответствующих возрастных периодов. Правдивое-неправдивое поведение взаимосвязано с ведущими психическими функциями: осознание, отношение, понимание, рефлексия, которые изменяются при переходе от одной фазы дошкольного возраста к другой.
Результаты
проведенной диагностики являют
Результаты исследования
ведущих психических функций дошкольного возраста
Протокол № 1
Фамилия, имя, отчество: Коваленко Дарья Денисовна
Дата: 02.09.2012
Возраст: 4 года
Группа:
Методика |
Задание |
Баллы |
Примечания |
Д1/Д1 |
Самостоятельное выполнение |
1 |
|
Выполнение при участии |
|||
Д2/Д2 |
Самостоятельное выполнение |
1 |
|
Выполнение при участии взрослого |
|||
Д3/Д3 |
Самостоятельное выполнение |
||
Выполнение при участии взрослого |
0 |
||
Д4/Д4 |
Самостоятельное выполнение |
||
Выполнение при участии взрослого |
0 |
Интерпретация результатов:
Ребенок сразу понял инструкцию и с интересом вовлекся в предложенную игру. Он самостоятельно справился с первыми двумя заданиями даже в режиме «помехи», правильно выбрав все пуговицы, и угадав, какого цвета пуговицы другого испытуемого. С третьим заданием он справился с помочью экспериментатора, однако четвертое задание оказалось ему совсем не по силам. Такая психическая функция как понимание развита у девочки не достаточно, что вполне свойственно этому возрасту. А ведущая психологическая функция рефлексия отсутствует, что в принципе и характерно для этой фазы развития детей дошкольников.
Протокол № 2
Фамилия, имя, отчество: Кравцов Павел Александрович
Дата: 02.09.2012
Возраст: 5 лет
Группа:
Методика |
Задание |
Баллы |
Примечания |
Д1/Д1 |
Самостоятельное выполнение |
1 |
|
Выполнение при участии |
|||
Д2/Д2 |
Самостоятельное выполнение |
1 |
|
Выполнение при участии взрослого |
|||
Д3/Д3 |
Самостоятельное выполнение |
1 |
|
Выполнение при участии взрослого |
|||
Д4/Д4 |
Самостоятельное выполнение |
||
Выполнение при участии взрослого |
0 |
Информация о работе Феномен правдивого и неправдивого поведения дошкольников