Феномен правдивого и неправдивого поведения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности взаимосвязи правдивого и неправдивого поведения с психологическими особенностями дошкольников в контексте социально-психологической адаптации личности.
Объект исследования – правдивое и неправдивое поведение дошкольников.
Предмет исследования – характер взаимосвязи психологических особенностей детей и стратегии их поведения.
Для достижения цели исследования нужно решить следующие задачи:
1. Раскрыть основные теоретические подходы к исследованию правдивого и неправдивого поведения и особенностей становления личности дошкольника.
2. Изучить особенности мотивационной сферы детей и аспекты возникновения лживого поведения у дошкольников.И НЕПРАВДИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Феномен правдивого и неправдивого поведения дошкольников
1.1. Развитие правдивого и неправдивого поведения
1.2. Причины возникновения лживого поведения в дошкольном возрасте
2. Становление мотивационной сферы в дошкольном возрасте
2.1. Развитие мотивации дошкольников
2.2. Самосознание как важный этап становления личности
3. Исследование правдивого и неправдивого поведения дошкольника
3.1. Планирование и организация исследования
3.2. Методика изучения правдивого-неправдивого поведения дошкольников «Пуговица Карлсона»
3.3. Методика исследования ведущих психических функций в дошкольном возрасте Е.Д. Беспанской
3.4. Взаимосвязь методики изучения ведущих психических функций и методики «Пуговица Карлсона»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Приложение 1. Результаты исследования
ведущих психических функций дошкольного возраста

Файлы: 1 файл

курсовая_Правдивое-неправдивое поведение дошкольников.doc

— 227.50 Кб (Скачать)
  1. Методика Д1/Д1.

Предмет диагностики: осознание как ведущая психическая функция первой фазы дошкольного возраста – которая определяется как процесс познавательной подстановки себя в позицию, отличную от своей.

Задание: Экспериментатор предлагает двум детям поиграть в игру. Победит участник, кто правильно соберет больше пуговиц. Одному ребенку нужно собирать белые пуговицы, а другому – красные. На столе произвольно раскладываются по три пуговицы каждого цвета, а также по одной желтой и зеленой пуговице (режим «помехи»). Отдельно оценивается самостоятельное выполнение задания и выполнение задания с участием взрослого.

  1. Методика Д2/Д2.

Предмет диагностики: ведущей психической функцией второй фазы дошкольного возраста является отношение, которая определяется как процесс подстановки себя в познавательную позицию, отличную от своей, при наличии критичности отношения к аналогичной подстановке других субъектов.

Задание: Детям предлагается поиграть еще. Экспериментатор говорит каждому на ушко участнику, какие пуговицы ему нужно собрать (в этот раз одному желтые, другому – зеленые). Между участниками сооружается перегородка, чтобы они не видели пуговицы друг друга. Каждому раздается по три пуговицы каждого цвета и добавляется по одной пуговице другого цвета (переход в режим «помехи»). Участникам нужно угадать, какие пуговицы собирал другой.

  1. Методика Д3/Д3.

Предмет диагностики: ведущая психическая функция третьей фазы дошкольного возраста – понимание. Это процесс подстановки себя в условную познавательную позицию, отличную от своей.

Задание: Дети продолжают играть. Одному ребенку ставится задача собирать «не красные» пуговицы, другому – «не синие». Предъявляется опять же по три пуговицы каждого цвета и по одной пуговице другого цвета (переход в режим «помехи»).

  1. Методика Д4/Д4.

Предмет диагностики: ведущая психическая функция четвертой фазы дошкольного возраста – рефлексия. Это процесс подстановки себя в условную познавательную позицию, отличную от своей, при наличии критичности отношения к аналогичной подстановке других субъектов.

Задание: Дети продолжают играть. Одному ребенку ставится задача собирать «не красные» пуговицы, другому – «не синие». Предъявляется опять же по три пуговицы каждого цвета и по одной пуговице другого цвета (переход в режим «помехи»). Между участниками сооружается перегородка, чтобы они не видели пуговицы друг друга. Участникам нужно угадать, какие пуговицы собирал другой.

Протокол исследования представлен  в Приложении 1.

Результаты  исследования свидетельствуют о  том, что правдивое-неправдивое поведение  детей дошкольного возраста имеет когнитивное происхождение. Правдивое-неправдивое поведение взаимосвязано с ведущими психическими функциями: осознание, отношение, понимание, рефлексия, которые изменяются в процессе всего дошкольного возраста и выступают в качестве когнитивных предпосылок правдивого-неправдивого поведения дошкольников [12].

3.4 Взаимосвязь  методики изучения ведущих психических  функций и методики «Пуговица  Карлсона»

 

Задача изучения видов правдивого-неправдивого поведения  нашла решение в создании надежного  диагностического инструментария, в основу которого была положена связь правдивого и неправдивого поведения с развитием ведущих психических функций в дошкольном возрасте. На основе этого и формулируется задание методики «Пуговица Карлсона».

В результате эксперимента установлено, что существует прямая зависимость между:

  1. дисциплинированным правдивым поведением и ведущей психической функцией осознания;
  2. недисциплинированным правдивым поведением и ведущей психической функцией отношения;
  3. лживым поведением и ведущей психической функцией понимания;
  4. обманным поведением и ведущей психической функцией рефлексии.

Ведущие психические функции, возникая последовательно на каждом этапе психического развития дошкольника, обуславливают его переход из одной фазы развития в другую. В каждой из фаз последовательно возникает новый вид правдивого или неправдивого поведения, который становится определяющим в данной фазе развития и подготавливает возникновение последующего вида поведения.

Анализ данной динамики развития правдивого-неправдивого поведения показывает, что существует зависимость между правдивым поведением и системой психических функций первой стадии дошкольного возраста осознание-отношение, а также зависимости между неправдивым поведением и системой психических функций второй стадии дошкольного возраста понимание-рефлексия. Системы парно взаимосвязанных функций осознания-отношения первой стадии обуславливает ведущее для данной стадии правдивое поведение, а система парно взаимосвязанных функций понимания-рефлексии второй стадии обуславливает ведущее для данной стадии неправдивое поведение.

Таким образом, изучение роли ведущих психических  функций дошкольного возраста в появлении правдивого-неправдивого поведения дошкольников позволило установить определяющую роль ведущих психических функций в развитии правдивого-неправдивого поведения. Исходя из вышеизложенного можно заключить, что динамика правдивого-неправдивого поведения определяется динамикой развития ведущих психических функций в дошкольном возрасте.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

После изучения теоретических исследований лжи выделены различные подходы к пониманию феномена и факторов лжи, а также определены основные виды лжи, ее причины и предпосылки.

Основными причинами детской лжи считается самозащита, как один из способов адаптации к окружающей действительности. Порой она предусматривает получение определенной выгоды, желание быть похваленным или боязнь наказания. Раннее выявление у детей склонности к обману, изучение их индивидуальных особенностей является одним из основных аспектов при решении проблем эмоционально-личностной сферы дошкольников. Результаты исследования доказали факт осознанного использования лжи старшими дошкольниками ради желания стать лидером в игре.

Изучение сферы общения детей с разной степенью склонности к обману показало, что наименее неблагополучными в системе внутрисемейных отношений являются испытуемые, в отношении которых родители часто реализуют неадекватные меры воспитания. А дети не склонные ко лжи воспитываются в семьях с гармоничным стилем воспитания. В коллективе обманывающие дети пользуются достаточной популярностью, часто занимают позицию лидера. А «правдивые» дети, наоборот, редко участвуют в играх и часто держатся обособленно.

Степень нравственности влияет на отношение ко лжи. Дети, воспитывающиеся в высоконравственных семьях, придерживаются правдивого поведения. Чем выше нравственность ребенка, тем четче он разграничивает категории «ложь», «неправда», «обман».

В работе представлены методики изучения правдивого и неправдивого поведения дошкольников «Пуговица Карлсона» О.В.Коньковой и методика исследования ведущих психических функций в дошкольном возрасте , следуя которым, можно изучить систему ведущих психических функций детей дошкольного возраста Е.Д.Беспанской.

Анализ теоретических позиций и взглядов на правдивое и неправдивое поведение в дошкольном возрасте позволил выделить четыре вида правдивого-неправдивого поведения, два из которых являются правдивыми: дисциплинированное правдивое поведение и недисциплинированное правдивое поведение, а два – неправдивыми: лживое поведение и обманное поведение. Находясь в первой фазе психического развития, в поведении ребенка существует лишь дисциплинированное правдивое поведение. С переходом ребенка во вторую фазу психического развития, чаще в его поведении наблюдается недисциплинированное правдивое поведение при сохранении дисциплинированного правдивого, но при ведущей роли недисциплинированного правдивого поведения. С переходом в третью фазу у дошкольников появляется наряду с правдивым поведением такой вид неправдивого поведения как лживое поведение. В четвертой фазе психического развития, ребенок становится способным демонстрировать такой вид неправдивого поведения как обманное поведение.

Также представлены результаты исследования по разработке и апробации методик для диагностики ведущих психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте. Работа проводилась на основе теоретического анализа психики детей соответствующих возрастных периодов. Правдивое-неправдивое поведение взаимосвязано с ведущими психическими функциями: осознание, отношение, понимание, рефлексия, которые изменяются при переходе от одной фазы дошкольного возраста к другой.

Результаты  проведенной диагностики являются надежной основой для предложения создания соответствующей коррекционной программы в данной группе детского сада.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конькова О.В. Динамика развития правдивого и неправдивого поведения в дошкольном возрасте / О.В. Конькова // Психосфера: сб. науч. тр. кафедры психологии ТулГУ / Тул. гос. ун-т; под ред. Е.Е. Сапоговой. – Тула, 2007. – Вып. 1. – С. 36–45.
  2. Карандашев Ю.Н. Возрастная функционально-стадиальная переодизация психического развития детей. докт. психол. наук. – Л., 1991. – 433 с.
  3. Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. – 1983. – № 4. –С.29-38.
  4. Знаков В.В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания // Вопросы психологии. – 1993. – № 2. – С. 9-16.
  5. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. – М.: НПО «МОДЭК», 1999. – 640 с.
  6. Конькова О.В. Предпосылки возникновения лживого поведения в дошкольном возрасте // Известия Тульского государственного университета. Серия «Психология». Выпуск 5 / Под ред. Е.Е. Сапоговой. В 2-х частях. – Часть 1. – Тула: ТулГУ, 2005. – С. 64-70.
  7. Секацкий А. К. Онтология лжи. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2000. – 120 с.
  8. Веракса Н. Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии. – 1981. – № 3. – С. 123–127.
  9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – с.208, 217, .227.
  10. Конькова, О.В. Изучение лживого поведения дошкольников / О.В. Конькова // Психологическая служба. – 2005. – № 4. – С. 73–77.
  11. Беспанская, Е.Д. Проблема исследования системы психических функций в младшем школьном возрасте / Е.Д. Беспанская // Материалы Респ. науч. конф. учащихся и студентов Беларуси, Барановичи, 11–12 дек. 2001 г. / Баранович. гос. высш. пед. колледж. – Барановичи, 2001. – С. 119–121.
  12. Беспанская, Е.Д. Система ведущих психических функций в дошкольном возрасте / Е.Д. Беспанская // Актуальныя пытаннi сучаснай навукi: зб. навук. прац: У 2 ч. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; сост. и науч.ред. – Минск: БДПУ, 2002. – Ч. 2. – С. 8–9.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Результаты  исследования

ведущих психических функций дошкольного возраста

 

Протокол № 1

 

Фамилия, имя, отчество:  Коваленко Дарья Денисовна

Дата:          02.09.2012

Возраст:                 4 года

Группа:                               средняя

 

 

Методика

Задание

Баллы

Примечания 

Д1/Д1

Самостоятельное выполнение

1

 

Выполнение при участии взрослого

   

Д2/Д2

Самостоятельное выполнение

1

 
 

Выполнение  при участии взрослого

   

Д3/Д3

Самостоятельное выполнение

   
 

Выполнение  при участии взрослого

0

 

Д4/Д4

Самостоятельное выполнение

   
 

Выполнение  при участии взрослого

0

 

 

Интерпретация результатов:

Ребенок сразу понял инструкцию и с интересом вовлекся в предложенную игру. Он самостоятельно справился  с первыми двумя заданиями  даже в режиме «помехи», правильно  выбрав все пуговицы, и угадав, какого цвета пуговицы другого испытуемого. С третьим заданием он справился с помочью экспериментатора, однако четвертое задание оказалось ему совсем не по силам. Такая психическая функция как понимание развита  у девочки не достаточно, что вполне свойственно этому возрасту. А ведущая психологическая функция рефлексия отсутствует, что в принципе и характерно для этой фазы развития детей дошкольников.

 

 

Протокол № 2

 

Фамилия, имя, отчество:  Кравцов Павел Александрович

Дата:          02.09.2012

Возраст:                 5 лет

Группа:                               старшая

 

 

Методика

Задание

Баллы

Примечания 

Д1/Д1

Самостоятельное выполнение

1

 

Выполнение при участии взрослого

   

Д2/Д2

Самостоятельное выполнение

1

 
 

Выполнение  при участии взрослого

   

Д3/Д3

Самостоятельное выполнение

1

 
 

Выполнение  при участии взрослого

   

Д4/Д4

Самостоятельное выполнение

   
 

Выполнение  при участии взрослого

0

 

Информация о работе Феномен правдивого и неправдивого поведения дошкольников