Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:35, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности взаимосвязи правдивого и неправдивого поведения с психологическими особенностями дошкольников в контексте социально-психологической адаптации личности.
Объект исследования – правдивое и неправдивое поведение дошкольников.
Предмет исследования – характер взаимосвязи психологических особенностей детей и стратегии их поведения.
Для достижения цели исследования нужно решить следующие задачи:
1. Раскрыть основные теоретические подходы к исследованию правдивого и неправдивого поведения и особенностей становления личности дошкольника.
2. Изучить особенности мотивационной сферы детей и аспекты возникновения лживого поведения у дошкольников.И НЕПРАВДИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Феномен правдивого и неправдивого поведения дошкольников
1.1. Развитие правдивого и неправдивого поведения
1.2. Причины возникновения лживого поведения в дошкольном возрасте
2. Становление мотивационной сферы в дошкольном возрасте
2.1. Развитие мотивации дошкольников
2.2. Самосознание как важный этап становления личности
3. Исследование правдивого и неправдивого поведения дошкольника
3.1. Планирование и организация исследования
3.2. Методика изучения правдивого-неправдивого поведения дошкольников «Пуговица Карлсона»
3.3. Методика исследования ведущих психических функций в дошкольном возрасте Е.Д. Беспанской
3.4. Взаимосвязь методики изучения ведущих психических функций и методики «Пуговица Карлсона»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Приложение 1. Результаты исследования
ведущих психических функций дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Развитие правдивого и неправдивого поведения 1.2. Причины возникновения лживого поведения в дошкольном возрасте 2. Становление мотивационной сферы в дошкольном возрасте 2.1. Развитие мотивации дошкольников 2.2. Самосознание как важный этап становления личности 3. Исследование правдивого и неправдивого поведения дошкольника 3.1. Планирование и организация исследования 3.2. Методика изучения правдивого-неправдивого поведения дошкольников «Пуговица Карлсона» 3.3. Методика исследования ведущих психических функций в дошкольном возрасте Е.Д. Беспанской 3.4. Взаимосвязь методики изучения ведущих психических функций и методики «Пуговица Карлсона» ЗАКЛЮЧЕНИЕ ведущих психических функций дошкольного возраста |
3 5 5 7 11 11 13 17 17
18
22
25 27
29 30 |
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня наш динамично развивающийся мир вступил в эпоху резких изменений и поисков дальнейших путей развития. Общество предъявляет высокие требования к социальной мобильности личности на всех этапах ее становления и во всех сферах жизни. Значительная роль здесь отводится исследованию средств, которые используются индивидуумом в процессе приспособления к постоянно изменяющейся окружающей социальной среде. Принципиальным является вопрос анализа использования лжи как частой характеристики адаптации и социального выживания.
Несмотря на освещения данной проблемы в различных публикациях ученых в области психологии и социологии, все же в научной литературе в настоящее время практически отсутствует систематизированное и комплексное исследование взаимосвязи лжи и стратегий поведения, используемых личностью в процессе социально-психологической адаптации.
Изучение правдивого и неправдивого поведения дошкольников дает возможность глубже изучить их нравственную сферу и этим систематизировать знания о психологических особенностях детей на данном возрастном этапе. Кроме этого, исследование взаимосвязи лжи и стратегии поведений является удобной моделью, характеризующей индивидуально-психологические особенности формирования системы отношений ребенка к окружающей действительности, людям и самому себе. Следовательно, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью теоретического и практического изучения взаимосвязи ведущих психических функций дошкольников с социально-психологической характеристикой личности и предпочитаемой моделью поведения со сверстниками, взрослыми и целым миром.
Цель исследования: изучить особенности взаимосвязи правдивого и неправдивого поведения с психологическими особенностями дошкольников в контексте социально-психологической адаптации личности.
Объект исследования – правдивое и неправдивое поведение дошкольников.
Предмет исследования – характер взаимосвязи психологических особенностей детей и стратегии их поведения.
Для достижения цели исследования нужно решить следующие задачи:
1. Раскрыть основные теоретические подходы к исследованию правдивого и неправдивого поведения и особенностей становления личности дошкольника.
2. Изучить особенности мотивационной сферы детей и аспекты возникновения лживого поведения у дошкольников.
3. Проанализировать поведение дошкольников с помощью методики «Пуговицы Карлсона».
4. Исследовать ведущие психические функции в дошкольном возрасте Д1/Д1, Д2/Д2, Д3/Д3, Д4/Д4 по методике Е.Д. Беспанской.
5. Раскрыть взаимосвязь
правдивого и неправдивого
Помимо перечисленных методик, для решения поставленных задач применялись:
Практическая значимость данного исследования заключается в проведении диагностики на базе Детского сада №22 г.Витебска с целью определения взаимосвязи личностных особенностей и поведения дошкольников учащихся подготовительной группы.
Как ни печально, обман и ложь насыщают все стороны человеческих отношений, и каждому порой приходится обманывать остальных. Проблема тонкой границы между правдой и ложью интересует исследователей различных направлений на протяжении долгого времени, но даже сегодня открыт вопрос причин и предпосылок появления и развития в человеке склонности к правде и лжи, возможного наличия наследственной склонности к обману, а также места воспитания и окружающего человека социума.
Набирающие темп в нынешнем мире социально-экономические преобразования оказывают существенное влияние на нравственные стороны жизни общества в целом и каждого индивида в отдельности, и это что отражается на особенностях формирования личности ребенка. Дошкольный возраст является временем постепенного усвоение нравственных норм, но их понимание и овладение ими возможно только при достаточной сформированности определенных предпосылок, таких как:
Исходя из этого достаточно актуальным является определение оптимальных возрастных границ появления способности к осознанию разницы между правдой и ложью, в основе которых лежат психологические особенности ребенка и своевременная работа по формированию морального поведения [1].
Дошкольный возраст является временем быстрого психического развития ребенка. На этом этапе происходят изменения во всех сторонах его жизни, включая совершенствование психофизиологических функций и возникновение качественно нового мировоззрения и совершенно иного миропонимания.
Для более детального изучения особенностей данного возраста эффективно используется возрастная функционально-стадиальная периодизация онтогенетического развития Ю.Н. Карандашева. С одной стороны она включает аспекты многих известных периодизаций психического развития, а, с другой, – является теоретически обоснованной периодизацией детского развития. В основе лежит изменение механизмов и способов взаимодействия ребенка с окружающей действительностью.
В соответствии с представленной периодизацией центральными новообразованиями для дошкольника являются позиционные действия, в которых отражен переход к децентрации, определяющий психическое развитие на данном этапе. Данная модель дошкольного возраста ограничивается 3–7 годами и характеризуется неспособностью самостоятельно принимать жизненно важные решения, способностью представить себя на месте другого человека и ориентацией на общение.
Дошкольный возраст делится на две фазы: 3-5 и 5-7 лет в соответствии прямым или опосредованным отражением действительности. А в соответствии с характеристикой отображения или использования связей в окружающей среде, на четыре основные фазы: 3-4,4-5,5-6,6-7 лет.
Для каждого из периода последовательно выделяются определенные ведущие психические функции. В первой фазе ведущая психическая функцией функция – осознание–подстановка себя в познавательную позицию другого субъекта. Во второй фазе ведущая функция – отношение – подстановки себя в познавательную позицию другого субъекта при наличии критичности отношения к аналогичной подстановке другого. Функция – понимание – процесс подстановки себя в условную познавательную позицию другого –ведущая для третьей фазы дошкольного возраста. В четвертой фазе ведущая психическая функция – рефлексия – процесс подстановки себя в условную познавательную позицию другого при наличии критичности отношения к аналогичной подстановке другого [2].
Появление с возрастом ведущих психических функций связано с развитием сложного психического новообразования, характерного для детей дошкольного возраста – это внутренняя позиция ребенка. В первой половине дошкольного возраста внутренняя позиция существует как реальная, а при переходе ко второй половине дошкольного возраста она становится условной.
Исходя из того, что объектом исследования данной работы является детское правдивое и неправдивое поведение как способ социально-психологической адаптации, необходимо в первую очередь проанализировать основные категории: правда и ложь. Правдивое поведение здесь рассматривается как поведение, которое включает истинное знание, высказанное в определенной форме (суждение, набор утверждений); осознание того, что это высказывание соответствует действительности, и оценку, имеющую форму убеждения [3]. Правдивое поведение выделяют:
Дисциплинированное правдивое поведение – поведение, при котором демонстрируется вербальное поведение соответствующее реальному поведению при соблюдении ребенком требуемого правила поведения. Недисциплинированное правдивое поведение – поведение, при котором демонстрируется вербальное поведение соответствующее реальному поведению при несоблюдении ребенком требуемого правила поведения. При недисциплинированном неправдивом поведении ребенок старается удовлетворять свою потребность, нарушая нормы и правила, но скрывая это от взрослого, дабы избежать осуждения и наказания.
Неправдивое поведение трактуется как поведение, включающее несоответствующее действительности высказывание, осознание того, что это высказывание неправдиво, и стремление придать заведомо неправдивому высказыванию вид истины. Таким образом, можно утверждать, что неправда, представленная в сознании человека, реализуется в его неправдивом поведении. Неправдивое поведение в дошкольном возрасте дифференцируется на лживое и обманное поведение. Лживое поведение – поведение, при котором демонстрируется вербальное поведение не соответствующее реальному поведению при наличии прямого искажения образа действительности. Обманное поведение – поведение, при котором демонстрируется вербальное поведение частично соответствующее реальному поведению, т.е. прямые искажения отсутствуют, а утаивается часть информации, которая является важной для понимания целого [4].
Детская ложь является негативным понятием, сопутствующим позитивным достижениям социального развития ребенка и появляется в том случае, когда ребенок стремится, с одной стороны, к признанию, а, с другой стороны, к удовлетворению конкретно возникшей потребности, противоречащей стремлению признанию [5].
В условиях противоречивой ситуации
ребенок может демонстрировать правдивое
либо неправдивое поведение, которые дифференцируются
как дисциплинированное правдивое и недисциплинированное
правдивое, а также лживое и обманное.
Указанные виды поведения определяются
уровнем сформированности у дошкольника
ведущих психических функций, характеризующихся
критериями «непосредственность–
1.2 Причины возникновения лживого поведения в дошкольном возрасте
Причины постоянной человеческой искренности часто становились предметом изучения философии и психологии. Выступая одной из высших ценностей, правда, прежде всего, указывает на надежные и честные межличностные и социальные отношения. В повседневной жизни понятия такого рода употребляются достаточно часто. Значения таких слов, как «правда» и «ложь», как правило, связаны с оценкой мнения или поступка, характеризующего конкретную личность, и имеют ярко выраженную эмоциональную окраску. В повседневной жизни мы легко отличаем лживого человека от правдивого. И не задумываемся, порой, что именно является критерием данной субъективной оценки.
Ложь и обман свойственны только человеческому обществу. В природе лжи по факту не существует, так как не существует самих субъектов лжи. Поведение же животных не является итогом сознательного выбора, как свойственно людям, а представляет лишь запрограммированную модель поведения, вызываемую определенными стимулами. В отличие от животных, человек обычно обманывает сознательно, заранее прогнозируя итог своего обманного действия или предвидя его последствия [7].
«Ложь» относится к понятиям, которые часто используются в науке, в педагогической и социальной практике, а также в повседневной жизни людей. Широкое применение этого понятия существенно искажает его содержание. До сих пор нет единого мнения о том, каковы отличительные признаки лжи и где проходит граница между правдой и ложью.
Понятие лжи обычно рассматривается в контексте социальной среды. Цель субъекта, конечный результат и смыслообразующая компонента, оценивается с позиций конкретного социума, с учетом его устоев, традиций и философии, в целом. Наиболее важными причинами, являющимися предпосылками для появления склонности ко лжи, нужно искать в социально-психологических особенностях индивида, в особенностях формирования личности, т. е. в том, как проходит детство ребенка, какую модель поведения выбирает его окружение, как человек развивается в дальнейшем, в каких условиях он живет, учится, трудится.
Информация о работе Феномен правдивого и неправдивого поведения дошкольников