Феномен правдивого и неправдивого поведения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности взаимосвязи правдивого и неправдивого поведения с психологическими особенностями дошкольников в контексте социально-психологической адаптации личности.
Объект исследования – правдивое и неправдивое поведение дошкольников.
Предмет исследования – характер взаимосвязи психологических особенностей детей и стратегии их поведения.
Для достижения цели исследования нужно решить следующие задачи:
1. Раскрыть основные теоретические подходы к исследованию правдивого и неправдивого поведения и особенностей становления личности дошкольника.
2. Изучить особенности мотивационной сферы детей и аспекты возникновения лживого поведения у дошкольников.И НЕПРАВДИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Феномен правдивого и неправдивого поведения дошкольников
1.1. Развитие правдивого и неправдивого поведения
1.2. Причины возникновения лживого поведения в дошкольном возрасте
2. Становление мотивационной сферы в дошкольном возрасте
2.1. Развитие мотивации дошкольников
2.2. Самосознание как важный этап становления личности
3. Исследование правдивого и неправдивого поведения дошкольника
3.1. Планирование и организация исследования
3.2. Методика изучения правдивого-неправдивого поведения дошкольников «Пуговица Карлсона»
3.3. Методика исследования ведущих психических функций в дошкольном возрасте Е.Д. Беспанской
3.4. Взаимосвязь методики изучения ведущих психических функций и методики «Пуговица Карлсона»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Приложение 1. Результаты исследования
ведущих психических функций дошкольного возраста

Файлы: 1 файл

курсовая_Правдивое-неправдивое поведение дошкольников.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. Феномен  правдивого и неправдивого поведения дошкольников

1.1. Развитие  правдивого и неправдивого поведения

1.2. Причины возникновения лживого поведения в дошкольном возрасте

2. Становление мотивационной  сферы в дошкольном возрасте

2.1. Развитие мотивации дошкольников

2.2. Самосознание  как важный этап становления  личности

3. Исследование правдивого и неправдивого поведения дошкольника

3.1. Планирование и организация исследования

3.2. Методика изучения правдивого-неправдивого поведения дошкольников «Пуговица Карлсона»

3.3. Методика исследования ведущих психических функций в дошкольном возрасте Е.Д. Беспанской

3.4. Взаимосвязь методики изучения ведущих психических функций и методики «Пуговица Карлсона»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
Список использованных источников  
Приложение 1. Результаты исследования

ведущих психических  функций дошкольного возраста

3

5

5

7

11

11

13

17

17

 

18

 

22

 

25

27

 

29

30


 
 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня наш динамично  развивающийся мир вступил в  эпоху резких изменений и поисков  дальнейших путей развития. Общество предъявляет высокие требования к социальной мобильности личности на всех этапах ее становления и во всех сферах жизни. Значительная роль здесь отводится исследованию средств, которые используются индивидуумом в процессе приспособления к постоянно изменяющейся окружающей социальной среде. Принципиальным является вопрос анализа использования лжи как частой характеристики адаптации и социального выживания.

Несмотря на освещения  данной проблемы в различных публикациях ученых в области психологии и социологии, все же в научной литературе в настоящее время практически отсутствует систематизированное и комплексное исследование взаимосвязи лжи и стратегий поведения, используемых личностью в процессе социально-психологической адаптации.

Изучение правдивого и неправдивого поведения дошкольников дает возможность глубже изучить их нравственную сферу и этим систематизировать знания о психологических особенностях детей на данном возрастном этапе. Кроме этого, исследование взаимосвязи лжи и стратегии поведений является удобной моделью, характеризующей индивидуально-психологические особенности формирования системы отношений ребенка к окружающей действительности, людям и самому себе. Следовательно, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью теоретического и практического изучения взаимосвязи ведущих психических функций дошкольников с социально-психологической характеристикой личности и предпочитаемой моделью поведения со сверстниками, взрослыми и целым миром.

Цель исследования: изучить особенности взаимосвязи правдивого и неправдивого поведения с психологическими особенностями дошкольников в контексте социально-психологической адаптации личности.

Объект исследования – правдивое и неправдивое  поведение дошкольников.

Предмет исследования – характер взаимосвязи психологических особенностей детей и стратегии их поведения.

Для достижения цели исследования нужно решить следующие задачи:

1. Раскрыть основные теоретические подходы к исследованию правдивого и неправдивого поведения и особенностей становления личности дошкольника.

2. Изучить особенности мотивационной сферы детей и аспекты возникновения лживого поведения у дошкольников.

3. Проанализировать поведение дошкольников с помощью методики «Пуговицы Карлсона».

4. Исследовать ведущие психические функции в дошкольном возрасте Д1/Д1, Д2/Д2, Д3/Д3, Д4/Д4 по методике Е.Д. Беспанской.

 

 

5. Раскрыть взаимосвязь  правдивого и неправдивого поведения  детей с  личностными характеристиками  в условиях социально-психологической  адаптации.

Помимо перечисленных методик, для решения поставленных задач применялись:

  • методы теоретического анализа психологической литературы;
  • организационные методы: комплексное и сравнительное изучение;
  • эмпирические методы: наблюдение;
  • психодиагностические методы: беседа;
  • методы количественной и качественной обработки полученных результатов;
  • интерпретационные методы.

Практическая  значимость данного исследования заключается  в проведении диагностики на базе Детского сада №22 г.Витебска с целью определения взаимосвязи личностных особенностей и поведения дошкольников учащихся подготовительной группы.

 

1. Феномен правдивого и неправдивого поведения дошкольников 

Как ни печально, обман и ложь насыщают все стороны человеческих отношений, и каждому порой приходится обманывать остальных. Проблема тонкой границы между правдой и ложью интересует исследователей различных направлений на протяжении долгого времени, но даже сегодня открыт вопрос причин и предпосылок появления и развития в человеке склонности к правде и лжи, возможного наличия наследственной склонности к обману, а также места воспитания и окружающего человека социума.

Набирающие  темп в нынешнем мире социально-экономические преобразования оказывают существенное влияние на нравственные стороны жизни общества в целом и каждого индивида в отдельности, и это что отражается на особенностях формирования личности ребенка. Дошкольный возраст является временем постепенного усвоение нравственных норм, но их понимание и овладение ими возможно только при достаточной сформированности определенных предпосылок, таких как:

  • контроль сознанием одновременно двух реалий – существующей и условной;
  • способность принимать позицию других людей;
  • способность учитывать несколько познавательных позиций при принятии решения;
  • способность прогнозировать последствия поступков.

Исходя из этого достаточно актуальным является определение оптимальных возрастных границ появления способности к осознанию разницы между правдой и ложью, в основе которых лежат психологические особенности ребенка и своевременная работа по формированию морального поведения [1].

    1. Развитие правдивого и неправдивого поведения

 

Дошкольный возраст является временем быстрого психического развития ребенка. На этом этапе происходят изменения во всех сторонах его жизни, включая совершенствование психофизиологических функций и возникновение качественно нового мировоззрения и совершенно иного миропонимания.

Для более детального изучения особенностей данного возраста эффективно используется возрастная функционально-стадиальная периодизация онтогенетического развития Ю.Н. Карандашева. С одной стороны она включает аспекты многих известных периодизаций психического развития, а, с другой, – является теоретически обоснованной периодизацией детского развития. В основе лежит изменение механизмов и способов взаимодействия ребенка с окружающей действительностью.

В соответствии с представленной периодизацией центральными новообразованиями для дошкольника являются позиционные действия, в которых отражен переход к децентрации, определяющий психическое развитие на данном этапе. Данная модель дошкольного возраста ограничивается 3–7 годами и характеризуется неспособностью самостоятельно принимать жизненно важные решения, способностью представить себя на месте другого человека и ориентацией на общение.

Дошкольный  возраст делится на две фазы: 3-5 и 5-7 лет в соответствии прямым или опосредованным отражением действительности. А в соответствии с характеристикой отображения или использования связей в окружающей среде, на четыре основные фазы: 3-4,4-5,5-6,6-7 лет.

Для каждого из периода последовательно выделяются определенные ведущие психические функции. В первой фазе ведущая психическая функцией функция – осознание–подстановка себя в познавательную позицию другого субъекта. Во второй фазе ведущая функция – отношение – подстановки себя в познавательную позицию другого субъекта при наличии критичности отношения к аналогичной подстановке другого. Функция – понимание – процесс подстановки себя в условную познавательную позицию другого –ведущая для третьей фазы дошкольного возраста. В четвертой фазе ведущая психическая функция – рефлексия – процесс подстановки себя в условную познавательную позицию другого при наличии критичности отношения к аналогичной подстановке другого [2].

Появление с  возрастом ведущих психических функций связано с развитием сложного психического новообразования, характерного для детей дошкольного возраста – это внутренняя позиция ребенка. В первой половине дошкольного возраста внутренняя позиция существует как реальная, а при переходе ко второй половине дошкольного возраста она становится условной.

Исходя из того, что объектом исследования данной работы является детское правдивое и неправдивое поведение как способ социально-психологической адаптации, необходимо в первую очередь проанализировать основные категории: правда и ложь. Правдивое поведение здесь рассматривается как поведение, которое включает истинное знание, высказанное в определенной форме (суждение, набор утверждений); осознание того, что это высказывание соответствует действительности, и оценку, имеющую форму убеждения [3]. Правдивое поведение выделяют:

  • дисциплинированное;
  • недисциплинированное.

Дисциплинированное правдивое поведение – поведение, при котором демонстрируется вербальное поведение соответствующее реальному поведению при соблюдении ребенком требуемого правила поведения. Недисциплинированное правдивое поведение – поведение, при котором демонстрируется вербальное поведение соответствующее реальному поведению при несоблюдении ребенком требуемого правила поведения. При недисциплинированном неправдивом поведении ребенок старается удовлетворять свою потребность, нарушая нормы и правила, но скрывая это от взрослого, дабы избежать осуждения и наказания.

Неправдивое поведение трактуется как поведение, включающее несоответствующее действительности высказывание, осознание того, что это высказывание неправдиво, и стремление придать заведомо неправдивому высказыванию вид истины. Таким образом, можно утверждать, что неправда, представленная в сознании человека, реализуется в его неправдивом поведении. Неправдивое поведение в дошкольном возрасте дифференцируется на лживое и обманное поведение. Лживое поведение – поведение, при котором демонстрируется вербальное поведение не соответствующее реальному поведению при наличии прямого искажения образа действительности. Обманное поведение – поведение, при котором демонстрируется вербальное поведение частично соответствующее реальному поведению, т.е. прямые искажения отсутствуют, а утаивается часть информации, которая является важной для понимания целого [4].

Детская ложь является негативным понятием, сопутствующим позитивным достижениям социального развития ребенка и появляется в том случае, когда ребенок стремится, с одной стороны, к признанию, а, с другой стороны, к удовлетворению конкретно возникшей потребности, противоречащей стремлению признанию [5].

В условиях противоречивой ситуации ребенок может демонстрировать правдивое либо неправдивое поведение, которые дифференцируются как дисциплинированное правдивое и недисциплинированное правдивое, а также лживое и обманное. Указанные виды поведения определяются уровнем сформированности у дошкольника ведущих психических функций, характеризующихся критериями «непосредственность–опосредованность», «когнитивность–активность», а ведущие психические функции определяют соответственно фазы психического развития ребенка в дошкольном возрасте [6].

 

1.2 Причины возникновения лживого поведения в дошкольном возрасте

 

 Причины постоянной человеческой искренности часто становились предметом изучения философии и психологии. Выступая одной из высших ценностей, правда, прежде всего, указывает на надежные и честные межличностные и социальные отношения. В повседневной жизни понятия такого рода употребляются достаточно часто. Значения таких слов, как «правда» и «ложь», как правило, связаны с оценкой мнения или поступка, характеризующего конкретную личность, и имеют ярко выраженную эмоциональную окраску. В повседневной жизни мы легко отличаем лживого человека от правдивого. И не задумываемся, порой, что именно является критерием данной субъективной оценки.

Ложь и обман свойственны только человеческому обществу. В природе лжи по факту не существует, так как не существует самих субъектов лжи. Поведение же животных не является итогом сознательного выбора, как свойственно людям, а представляет лишь запрограммированную модель поведения, вызываемую определенными стимулами. В отличие от животных, человек обычно обманывает сознательно, заранее прогнозируя итог своего обманного действия или предвидя его последствия [7].

«Ложь» относится к понятиям, которые часто используются в науке, в педагогической и социальной практике, а также в повседневной жизни людей. Широкое применение этого понятия существенно искажает его содержание. До сих пор нет единого мнения о том, каковы отличительные признаки лжи и где проходит граница между правдой и ложью.

Понятие лжи обычно рассматривается в контексте социальной среды. Цель субъекта, конечный результат и смыслообразующая компонента, оценивается с позиций конкретного социума, с учетом его устоев, традиций и философии, в целом. Наиболее важными причинами, являющимися предпосылками для появления склонности ко лжи, нужно искать в социально-психологических особенностях индивида, в особенностях формирования личности, т. е. в том, как проходит детство ребенка, какую модель поведения выбирает его окружение, как человек развивается в дальнейшем, в каких условиях он живет, учится, трудится.

Информация о работе Феномен правдивого и неправдивого поведения дошкольников