Феномен правдивого и неправдивого поведения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности взаимосвязи правдивого и неправдивого поведения с психологическими особенностями дошкольников в контексте социально-психологической адаптации личности.
Объект исследования – правдивое и неправдивое поведение дошкольников.
Предмет исследования – характер взаимосвязи психологических особенностей детей и стратегии их поведения.
Для достижения цели исследования нужно решить следующие задачи:
1. Раскрыть основные теоретические подходы к исследованию правдивого и неправдивого поведения и особенностей становления личности дошкольника.
2. Изучить особенности мотивационной сферы детей и аспекты возникновения лживого поведения у дошкольников.И НЕПРАВДИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Феномен правдивого и неправдивого поведения дошкольников
1.1. Развитие правдивого и неправдивого поведения
1.2. Причины возникновения лживого поведения в дошкольном возрасте
2. Становление мотивационной сферы в дошкольном возрасте
2.1. Развитие мотивации дошкольников
2.2. Самосознание как важный этап становления личности
3. Исследование правдивого и неправдивого поведения дошкольника
3.1. Планирование и организация исследования
3.2. Методика изучения правдивого-неправдивого поведения дошкольников «Пуговица Карлсона»
3.3. Методика исследования ведущих психических функций в дошкольном возрасте Е.Д. Беспанской
3.4. Взаимосвязь методики изучения ведущих психических функций и методики «Пуговица Карлсона»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Приложение 1. Результаты исследования
ведущих психических функций дошкольного возраста

Файлы: 1 файл

курсовая_Правдивое-неправдивое поведение дошкольников.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Перед ребенком стоят две одинаковые коробочки, в каждой из них находится синяя пуговица, и набор пуговиц красного, синего и зеленого цвета. Ребенку сообщают, что только он может помочь бедному Карлсону, так как никто, кроме него, не может заглядывать в коробочки. Экспериментатор угощает ребенка конфетой и говорит, что ее разрешается съесть только при следующих условиях:

1. Можно открыть только одну  коробочку. 

2. Если открыть две коробочки, то Карлсон обидится и не будет больше прилетать.

3. Если ребенок увидит в коробочке  пуговицу красного цвета, то он сможет оставить себе конфету, которую передал Карлсон.

4. Если ребенок увидит в коробочке  пуговицу синего цвета, то он  должен отдать конфету товарищу, который ждет его в соседней комнате.

5.После того как задание будет  выполнено, ребенок должен пойти в соседнюю комнату и рассказать товарищу о том, сколько коробочек он открывал и какого цвета пуговицу увидел.

После того как ребенок получил данную инструкцию, экспериментатор выходит из комнаты на 2 минуты. Поведение детей желательно фиксировать скрытой камерой либо на крайний случай постараться незаметно подсмотреть. В отсутствие экспериментатора дети должны выполнить задание и пойти в группу. После этого экспериментатор сравнивает рассказ ребенка с его поведением, зафиксированным видеокамерой.

Методика может быть следующего содержания: «Ребята, я расскажу вам историю про Карлсона. Слушайте внимательно и запоминайте.

Сегодня утром я повстречала  очень печального Карлсона. И когда  я спросила у него, почему он такой грустный, он заплакал и сказал, что больше не сможет летать, так как потерял пуговицу, с помощью которой запускал свой пропеллер. И вдруг Карлсон перестал плакать и сказал, что ему могут помочь только двое ребят: Даша и Полина. Но они должны сделать все точно так, как скажет Карлсон.

Он передал две коробочки и несколько красных пуговиц. Вот они лежат перед вами (нужно акцентировать внимание детей на две коробочки и набор разноцветных пуговиц). Это пуговицы, которые насобирал Карлсон, пытаясь найти свою пуговицу. Эти пуговицы похожи на ту, которую он потерял, они такого же красного цвета, такой же круглой формы, такого же размера, но они не могут запускать пропеллер.

Карлсон искал свою пуговицу везде, но не нашел. Остались только две коробочки, в которые Карлсон еще не заглядывал. А не заглядывал он в них потому, что эти коробочки нельзя открывать никому, кроме вас. Вот Карлсон и просит вас помочь ему найти пуговицу».

Далее детям сообщается, что Карлсон  передал конфеты: но чтобы поучить  их каждый должен будет выполнить  определенные задания.

Задание для Даши: Даша должна будет искать красную пуговицу в коробочках. Только она может заглядывать в коробочки. И только она будет знать, какого цвета пуговица лежит в коробочке. Но Даша сможет помочь Карлсону найти пуговицу и получить конфету, только если он выполнит все задания, о которых сказал Карлсон: 

1. Можно открыть только одну  коробочку. 

2. Никто, кроме Даши, не может заглядывать в коробочки, поэтому она должен рассказать Полине, какого цвета пуговицу она увидела. А Полина в это время находится в другой комнате и ждет Дашу.

3. Даше должна прийти к Полине и сказать, какого цвета пуговицу она увидела.

4. Если Даша увидит красную пуговицу, то она сможет оставить себе конфету, которую передал Карлсон.

5. Если Даша увидит синюю пуговицу, то она должна отдать конфету Полине.

6. Когда Даша все расскажет Полине, она может пойти в группу.

Полине сообщается, что она должна пойти с экспериментатором в соседнюю комнату, остаться там и ждать Дашу, которая должна прийти и рассказать, сколько коробочек она открывала и какого цвета пуговицу увидела.

Задание для Полины:

Полина должна задать Даше вопрос:

Какого цвета пуговицу она увидела?

1. Если Даша скажет, что увидела красную пуговицу, то может оставить себе конфету.

2. Если Даша скажет, что увидела синюю пуговицу, то она должна будет отдать конфету Полине.

Экспериментатор сообщает: «Вы должны быть очень внимательны, потому что эти задания вы будете выполнять самостоятельно без меня. Я должна уйти по делам. Меня не ждите, выполняйте задание и сразу идите в группу.

Давайте повторим условия задания.

Начнем, Даша, с тебя. (приводятся ответы на вопросы экспериментатора, которые свидетельствуют о понимании инструкции).

1. Можно кому-то находиться в комнате, когда ты будешь открывать коробочку? (нет)

2. Кто-нибудь, кроме тебя, может  заглянуть в коробочку? (нет)

3. Какого цвета тебе нужно найти? (красного)

4. Что ты должна сделать после того, как откроешь коробочку и определишь цвет пуговицы? (пойти к Полине)

5. Что ты должна ей рассказать? (какого цвета пуговицу я нашла)

5. Если ты найдешь красную  пуговицу, что ты сделаешь с  конфетой? (съем сама)

6. Если ты найдешь синюю пуговицу, что ты сделаешь с конфетой? (отдам Полине)

9. Что ты сделаешь после того, как все расскажешь Полине (пойду в группу).

А теперь повторим, что должна сделать Полина.

1. Что ты должна спросить у Даши? (какого цвета пуговицу она нашла)

2. Если Даша скажет, что нашла красную пуговицу, что она сделает с конфетой? (оставит у себя)

3. Если она увидит синюю пуговицу, что она сделает с конфетой? (отдаст мне)

4. Что ты должна сделать после того, как Даша тебе все расскажет? (пойти в группу)

5. Тебе можно заглядывать в  коробочки? (нет) 

6. А мне можно заглядывать  в коробочки? (нет) 

7. А кому можно? (только Даше)»

Далее наступает этап обработки результатов. Каждый проявляемый детьми критерий правдивого или лживого поведения, отмечается знаком «+». Совокупность критериев определяет правдивое и лживое поведение ребенка.

При интерпретации результатов в зависимости от сочетания отдельных критериев поведения детей определяется вид правдивого и лживого поведения детей, находящихся в одной из четырех фаз дошкольного возраста.

Дисциплинированное правдивое поведение имеет место быть, если испытуемый открывает одну коробочку, не меняет пуговицы, сообщает о том, что увидел синюю пуговицу;

Недисциплинированное правдивое  поведение наблюдается, если ребенок открывает две коробочки, не меняет пуговицы, сообщает о том, что увидел синие пуговицы;

Собственно лживое поведение определяется ситуацией, если девочка открывает две коробочки, не меняет пуговицы, сообщает о том, что увидел красную пуговицу;

Обманное поведение существует, когда ребенок открывает две коробочки, меняет синюю пуговицу на красную, сообщает о том, увидел красную пуговицу.

Результаты апробации методики говорят о том, что находящиеся в 1-й фазе (3-4 года) дети, как правило, открывают одну коробочку и сообщают, что видели синюю пуговицу, т.е. демонстрируют дисциплинированное правдивое поведение. Находящиеся во 2-й фазе (4-5 лет) дети открывают две коробочки, но не скрывают того, что видели пуговицу синего цвета, что говорит о недисциплинированном правдивом поведении. Находящиеся в 3-й фазе (5-6 лет) дошкольного возраста дети открывают две коробочки и сообщают, что видели красную пуговицу, т.е. демонстрируют собственно лживое поведение. А ребята, находящиеся в 4-й фазе (6-7), открывают две коробочки, меняют синюю пуговицу на красную, сообщают, что открывали одну коробочку и видели красную пуговицу, т.е. проявляют обманное поведение [10].

3.3. Методика исследования ведущих психических функций в дошкольном возрасте Е.Д. Беспанской

 

Данная методика представляет собой  совокупность диагностических методик, направленных на изучение системы ведущих психических функций детей дошкольного возраста: Д1/Д1, Д2/Д2, Д3/Д3, Д4/Д4. Здесь «Д» ̶ дошкольный, а цифра – номер фазы дошкольного возраста. Тождественность обозначений в числителе и знаменателе указывает на то, имеет место диагностика психической функции, которая является в данной фазе ведущей [11].

Методики направлены на выявление  уровня сформированности ведущих психических  функций дошкольного возраста: осознание, отношение, понимание, рефлексия. На этапе формулировки заданий проведен теоретический анализ психических функций, чтобы отразить основные характеристики исследуемых психических феноменов. Для каждой ведущей психической функции создана самостоятельная методика.

Данная работа проводилась на основе теоретического анализа функциональной системы психики дошкольников и в соответствии с теоретическими положениями функционально-стадиальной периодизации онтогенетического развития Ю.Н. Карандашева, составлявшими методологическую базу исследования [2]. В качестве стимульного материала в данных методиках использовались пуговицы разного цвета и размера. Методики проводятся в форме игры, цель которой – собрать наибольшее количество пуговиц определенного цвета, который задается взрослым. Т.е. экспериментатор объясняет детям, что один собирает пуговицы одного цвета, а второй – другого.

Ребенок при выполнении этих методик может действовать самостоятельно любо при участии взрослого. Если ребенок не может самостоятельно выполнить задание, то экспериментатор должен ему помочь, перейти в «режим помощи». В таком случае ребенок сможет справиться с заданием, хотя даже при помощи взрослых может и не справиться вовсе. Если задание выполнено, то экспериментатор переходит в «режим помехи». В данном случае ребенок может проявить либо наличие, либо отсутствие критичности к провоцирующему на неверный ответ поведению взрослого. Что касается методик Д2/Д2 и Д4/Д4, то здесь плюс ко всему изучается способность ребенка угадывать цвет пуговиц, которые собирает партнер по игре. Здесь диагностируется уровень сформированности у ребенка способности подстановки в познавательную позицию другого субъекта, а именно партнера по игре.

 

Авторы методики: Е.Д. Беспанская, Е.В. Павлович, О.А. Черепанов под руководством профессора Ю.Н. Карандашева. 

 

Контингент испытуемых: дети дошкольного возраста.

 

Компетентность исполнителя: практический психолог с базовой психологической подготовкой.

 

Методическое наполнение: наличие содержательной валидности сконструированных методик, то есть их соответствие обобщенных теоретических представлений о психических функциях осознание, отношение, понимание, рефлексия на диагностику которых они и направлены. Коэффициент критериальной валидности для всех методик R=0,85 при p=0,0005. Коэффициент валидности по возрастной дифференциации для всех методик R=0,57 при р=0,05  [11]. Показатели надежности методик показаны в таблице 2.1.

 

Д1/Д1

Д2/Д2

Д3/Д3

Д4/Д4

 

R=0,48, p=0,002

 

R=0,46, p=0,003 R=0,33, p=0,04 R=0,30, p=0,05

 

R=0,18, p=0,25

 

R=0,44, p=0,005 R=0,39, p=0,001 R=0,22, p=0,17


Таблица 2.1. Надежность по внутренней согласованности

 

Для каждой методики рассчитан коэффициент надежности ɑ и определены коэффициенты ретестовой надежности.

 

Д1/Д1

Д2/Д2

Д3/Д3

Д4/Д4

r=0,66

r=0,50

r=0,47

r=0,54


Таблица 2.2. Надежность частей теста.

 

Д1/Д1

Д2/Д2

Д3/Д3

Д4/Д4

R=0,78, p=0,001; R=0,84, p=0,001

R=0,86, p=0,001; R=0,62 p=0,001; R=0,87 p=0,001

R =0,69 p=0,001; R=0,77 p=0,001.

R=0,72 p=0,001; R=0,75 p=0,001; R=0,59 p=0,001.


Таблица 2.3. Ретестовая надежность

Состав методики: методика включает в себя задание для выполнения. Выполнения задания необходим набор пуговиц, различных по цвету и размеру.

 Шкалы оценки: Выполнение методик оценивается в баллах.

Самостоятельное выполнение задания:

0 баллов – не выполняет; 

1 балл – выполняет. 

Выполнение при участии  взрослого:

1) если ребенок не  справился с заданием самостоятельно, экспериментатор предлагает помощь (дает подсказку):

0 баллов – ребенок не справляется  с заданием даже при помощи  взрослого; 

1 балл – ребенок справляется  с заданием при помощи взрослого; 

2) если ребенок выполнил  задание самостоятельно, экспериментатор вводит помеху (предлагает взять ребенку пуговицу другого цвета или размера):

0 баллов – поддается на провокацию, соглашается с экспериментатором,  проявляет конформность;

1 балл – не поддается на  провокацию, не проявляет конформность. Критичность:

0 баллов – не угадывает;

1 балл – угадывает при помощи взрослого;

2 балла – угадывает самостоятельно.

Обработка результатов: Сначала проводится количественный анализ, то есть подсчет баллов. На основании суммарного балла делается вывод об уровне развития у ребенка диагностируемой ведущей психической функции. Следующим этапом является качественный анализ выполнения ребенком задания методики. Интерпретация результатов описана в Приложении 1.

Информация о работе Феномен правдивого и неправдивого поведения дошкольников