Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:35, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности взаимосвязи правдивого и неправдивого поведения с психологическими особенностями дошкольников в контексте социально-психологической адаптации личности.
Объект исследования – правдивое и неправдивое поведение дошкольников.
Предмет исследования – характер взаимосвязи психологических особенностей детей и стратегии их поведения.
Для достижения цели исследования нужно решить следующие задачи:
1. Раскрыть основные теоретические подходы к исследованию правдивого и неправдивого поведения и особенностей становления личности дошкольника.
2. Изучить особенности мотивационной сферы детей и аспекты возникновения лживого поведения у дошкольников.И НЕПРАВДИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Феномен правдивого и неправдивого поведения дошкольников
1.1. Развитие правдивого и неправдивого поведения
1.2. Причины возникновения лживого поведения в дошкольном возрасте
2. Становление мотивационной сферы в дошкольном возрасте
2.1. Развитие мотивации дошкольников
2.2. Самосознание как важный этап становления личности
3. Исследование правдивого и неправдивого поведения дошкольника
3.1. Планирование и организация исследования
3.2. Методика изучения правдивого-неправдивого поведения дошкольников «Пуговица Карлсона»
3.3. Методика исследования ведущих психических функций в дошкольном возрасте Е.Д. Беспанской
3.4. Взаимосвязь методики изучения ведущих психических функций и методики «Пуговица Карлсона»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Приложение 1. Результаты исследования
ведущих психических функций дошкольного возраста
Следовательно, дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием мотивационной сферы ребенка в частности и личности в целом. Появляются новые классы мотивов, которые определяются как общественные, способные оказывать сильное влияние на все поведение ребенка. Но появление таких мотивов зависит в полной мере от воспитательного воздействия взрослых.
Самосознание понимается как процесс осознания своей личности, своего физического, духовного и общественного «Я». Все стороны личности находятся в тесном единстве и влияют друг на друга. Процесс осознания этого единства очень сложный комплексный процесс. Осознание своей физической сущности – это отношение к себе как к конкретному живому организму, обладающему набором свойственных физических качеств. Осознание своей духовной сущности – это, прежде всего, знание себя и отношение к себе, как к личности, стремящейся к познанию, переживанию и деятельности. Осознание сущности общественной – осознание своей общественной роли, своего места в обществе в целом и конкретном коллективе в частности.
Возникновение и развитие самосознания детей в течение первых 7 лет жизни тесно связано с развитием межличностных отношений с другими людьми в процессе адаптации к окружающей действительности. Это развитие состоит из нескольких основных этапов.
Ребенок раннего возраста отношение к своей личности заимствует у взрослых. Он проецирует их отношение на себя. Часто дети называют себя в третьем лице и разговаривают с собой, как с посторонними: просят, ругают, хвалят. Слитность с другими людьми, особенно родителями, порой проявляется и в его высказываниях. Ребенок, которому родители говорят: «Мы едем к бабушке», часто спрашивает: «А мы меня возьмем?» В этом контексте «мы» употребляется для обозначения всей семьи, включая и самого ребенка, так как он не может еще отделять себя от мамы и папы и не воспринимает себя как отдельную личность.
Осознание своей сущности вместе с многообразием желаний и действий, не связанных с другими людьми, происходит к концу третьего года жизни под влиянием практической самостоятельности ребенка, вызванной отчасти сформированностью основных жизненных навыков, отчасти тем фактом, что родители сами начинают прививать малышу все большую самостоятельность, дают ему возможность выбора и совершения поступков. У ребенка начинают возникать особые чувства, которые в психологии названы чувствами самолюбия: чувство гордости за свои поступки и чувство стыда. Заканчивается этот период особым событием: ребенок начинает утверждаться как личность. Он уже понимает что, конкретные действия выполняет именно он. Ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а первом лице: «Я сам сделаю», «Я буду делать», «Я хочу делать», «Возьми меня с собой». В общении с взрослыми он уже умеет отделять себя от других людей.
В начале дошкольного возраста, ребенок осознает только то, что он существует, хотя еще не знает о себе и о своих качествах. Стремясь походить на взрослого, ребенок раннего возраста не учитывает своих реальных возможностей. Это может вызывать гнев, раздражение, частую смену настроения. Ребенок может испытывать кризис.
В связи с желанием подражать во всем взрослым, у ребенка появляется желание волеизъявления: он стремится быть самостоятельным, противопоставлять свои желания желаниям взрослых. В психологии это называется кризисом раннего возраста. Взрослые во время этого детского кризиса испытывают трудности в процессе воспитания, да и просто при бытовых отношениях с ребенком, сталкиваясь с его упрямством, полным негативизмом и отрицанием. Многие родители даже используют соответствующие методы при воспитании: если хочешь, чтоб ребенок что-то сделал (или не сделал) попроси его об обратном действии и точно добьешься результата!
У младшего дошкольника нет еще обоснованного и правильного мнения о себе и своем поведении. Он просто приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, порой не подозревая, в чем они заключаются.
Чтобы правильно оценивать себя и свое поведение, ребенок должен в первую очередь научиться оценивать окружающих со стороны. Эта возможность есть у него не сразу. В период оценивания сверстников, ребенок повторяет мнения о себе, высказанные взрослыми. То же касается и самооценки («Я хороший, потому что родители так говорят»).
Половая идентификация развивается к трем годам, в процессе того, как ребенок, адаптируясь к окружающему миру, начинает подражать девочка маме, а мальчик папе, начинается осознание себя как будущего мужчины или женщины. Чувства собственной половой принадлежности становятся устойчивыми у ребенка к среднему дошкольному возрасту. В соответствии с этим осознанием ребенок начинает выбирать для себя соответствующие игровые роли. Поэтому дети часто группируются во время игры по признаку пола.
В младшем и среднем периодах дошкольного возраста обнаруживается доброжелательное отношение к детям своего пола, что определяет развитие самосознания. В 3-4 года дети не только различают пол окружающих, но и хорошо понимают, что в зависимости от пола, к ребенку предъявляются различные требования: девочки играют в куклы и одеваются как мамы, а мальчики играют в машинки или в полицейских.
В 4-5 лет, самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков и качеств зависит от его отношения к этим людям. Это часто проявляется в оценке поступков сказочных персонажей. Любой поступок положительного героя оценивается как хороший, а отрицательного - как плохой. Но постепенно оценка поступков персонажей отделяется от общего отношения к ним, и выстраивается понимание характера и поведение героев на основании их поступков.
По мере усвоения норм и правил поведения становятся методами оценки поведения и качеств окружающих. Но оценивать себя самого гораздо труднее. Переживания, побуждающие ребенка к тем или иным поступкам, перекрывают действительный смысл поступков, не дают объективно их оценить. Это становится возможным только при сравнении своих поступков с поступками других людей.
К старшему дошкольному возрасту отношение к себе снова существенно меняется. Дети начинают понимать не только свое поведение, но и свои желания и мотивы, которые побуждают их к действиям. Эти мотивы невозможно сравнить или оценить, но они являются неотъемлемой частью личности ребенка. Собственное «Я» уже не фиксировано только на своих достоинствах и оценке своих качеств, но открыто для окружающих. Самосознание ребенка открыто для переживаний других. Другой ребенок становится не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и отдельной личностью, субъектом общения. Именно поэтому дети с желанием помогают сверстникам, искренне сопереживают им и радуются за них.
Однако наряду с общим принципом развития самосознания детей, существуют различные индивидуальные варианты в развитии личности детей и их отношении к сверстникам. Особую тревогу вызывают конфликтность, застенчивость, неуверенность в себе, агрессия по отношению к сверстникам. Ошибочно полагать, что такие дети как-то отличаются от своих сверстников по уровню развития интеллекта. Психологические причины их трудностей лежат в другом.
В основе всех проблемных форм межличностных отношений лежит общие психологические причины. Они определяются как фиксация на своих предметных качествах или преобладание оценочного, объектного отношения к себе и другим. Это порождает постоянную оценку себя, постоянное самоутверждение и демонстрацию своих достоинств.
Например, агрессивные дети отличаются особым стремлением к самоутверждению, защите своей личности, доказательствам своего превосходства. Окружающие становятся для них предметом постоянного сравнения с собой. Отличительной особенностью конфликтных дошкольников является напряженная потребность в признании и уважении сверстников, в поддержании и подкреплении положительной самооценки. В основе детской застенчивости лежит фиксированность на себе, постоянное сомнение в ценности своей личности.
Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и обуславливают друг друга; на всех этапах возрастного развития и процесса адаптации к окружающей действительности отношение к другим людям отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом.
Исследование детской лжи в процессе морального и личностного роста и развития ребёнка дошкольного возраста является одной из актуальных проблем психологии. Осознанное принятие им моральных и нравственных норм поведения и общественных ценностей, в том числе и отношение ко лжи играют важную роль в формировании его личности в процессе адаптации к жизни в социуме, выработке соответствующей модели поведения и отношений с другими людьми.
Теоретическая значимость исследования правдивого и неправдивого поведения определяется как рассмотрение понятия детской лжи у дошкольников, которая позволяет выявлять возможные причины возникновения данной формы поведения с учетом перечисленных факторов.
Практическая значимость исследования правдивого и неправдивого поведения заключается в получении набора теоретических и эмпирических результатов, которые смогут явиться основой методических рекомендаций для воспитателей и родителей, формирующих правдивое поведение у дошкольников.
В первую очередь необходимо подготовить место, где будет проходить само исследование и необходимые материалы. Требуется провести несколько пробных опытов, чтобы отработать процедуру диагностики до деталей. Самый важный момент этапа планирования исследования – разработка и уточнение инструкции. Она включает предложения размером не более 11 слов. В инструкции выделяются смысловые блоки. А для того, чтобы проверить, насколько усвоена инструкция, проводится предварительный опыт на небольшой группе испытуемых.
Инструкция должна включать мотивационные составляющие. Так как ситуация эксперимента для большинства детей непривычна, они могут испытывать тревогу и волнение, хотя для дошкольного возраста чаще характерны интерес и любопытство. Скорость понимания инструкции зависит от некоторых индивидуальных способностей, особенностей темперамента, способности понимания речи взрослого на слух и прочее. Поэтому важно проверить, правильно ли испытуемые поняли инструкцию. Возможно, придется ее повторить, избегая развернутых дополнений.
Далее необходимо убедиться в дееспособности испытуемого, его самочувствии и желании участвовать в эксперименте. Нужно подготовить инструкцию, где зафиксирован порядок действий испытуемого в ходе эксперимента. Он ведет протокол, в котором фиксируются ответы испытуемого. Кроме этого, он наблюдает за поведением испытуемого и изменениями его состояния, фиксирует всем отклонения от плана исследования.
Авторы методики: О.В. Конькова под руководством Ю.Н. Карандашева
Возрастная группа испытуемых: дети в возрасте от 3 до 7 лет.
Предмет диагностики: правдивое и лживое поведение.
Вид исследования: эксперимент.
Компетентность исполнителя: практический психолог различного уровня профессиональной подготовки.
Состав методики: экспериментальная ситуация, включающая противоречие, которое должно быть отражено в сознании ребенка и разрешено им.
Оборудование: текст описания методики; две одинаковые коробки с синими пуговицами; набор, включающий 5 красных, 5 синих и 5 зеленых пуговиц; конфета, протокол фиксации результатов.
Теоретические положения: Теоретической базовой данной методики предстают идеи В.С. Мухиной о том, что ложь как сознательное искажение истины появляется тогда, когда дошкольник оказывается в ситуации несовпадения собственных желаний и предъявляемых взрослыми требований. В данной ситуации ребенку приходится решать сложную для себя задачу: удовлетворить собственное желание и быть осужденным взрослыми либо остаться в хороших отношениях с взрослым, но отказать себе в желаемом. Эта ситуация является для ребенка ситуацией двойной мотивации [10]. Ложь является формой поведения, включающей ложное высказывание или действие, сознание того, что это высказывание или действие ложно, и стремление придать лжи вид правды, стремление кого-либо обмануть. Сознательная ложь - это специфическая форма поведения, направленная на разрешение противоречивой ситуации в процессе адаптации к окружающему миру. Об этом можно говорить при условии, что ребенок способен отразить это противоречие. А это возможно только на определенном этапе его психического развития.
Способность к правдивому либо лживому поведению является феноменом психического развития, в качестве методологической основы методики выступила функционально-стадиальная модель онтогенетического развития человека Ю.Н. Карандашева. Как описано в теоретической части, дошкольный возраст включает 4 фазы. Они определяются соответствующей психической функцией: осознание, отношение, понимание, рефлексия. Эти фазы отличаются нарастающей способностью ребенка активно строить внутреннюю позицию. Это позиция, занимаемая ребенком в мыслительном плане, отличная от его собственной позиции.
Ход эксперимента: в первую очередь экспериментатор рассказывает дошкольнику историю о Карлсоне, который потерял пуговицу. К сожалению, без пуговицы он не может запустить свой пропеллер и вернуться домой на крышу. Ребенку предлагают помочь Карлсону отыскать пуговицу.
Информация о работе Феномен правдивого и неправдивого поведения дошкольников