Феномен правдивого и неправдивого поведения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности взаимосвязи правдивого и неправдивого поведения с психологическими особенностями дошкольников в контексте социально-психологической адаптации личности.
Объект исследования – правдивое и неправдивое поведение дошкольников.
Предмет исследования – характер взаимосвязи психологических особенностей детей и стратегии их поведения.
Для достижения цели исследования нужно решить следующие задачи:
1. Раскрыть основные теоретические подходы к исследованию правдивого и неправдивого поведения и особенностей становления личности дошкольника.
2. Изучить особенности мотивационной сферы детей и аспекты возникновения лживого поведения у дошкольников.И НЕПРАВДИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Феномен правдивого и неправдивого поведения дошкольников
1.1. Развитие правдивого и неправдивого поведения
1.2. Причины возникновения лживого поведения в дошкольном возрасте
2. Становление мотивационной сферы в дошкольном возрасте
2.1. Развитие мотивации дошкольников
2.2. Самосознание как важный этап становления личности
3. Исследование правдивого и неправдивого поведения дошкольника
3.1. Планирование и организация исследования
3.2. Методика изучения правдивого-неправдивого поведения дошкольников «Пуговица Карлсона»
3.3. Методика исследования ведущих психических функций в дошкольном возрасте Е.Д. Беспанской
3.4. Взаимосвязь методики изучения ведущих психических функций и методики «Пуговица Карлсона»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Приложение 1. Результаты исследования
ведущих психических функций дошкольного возраста

Файлы: 1 файл

курсовая_Правдивое-неправдивое поведение дошкольников.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Специалисты возрастной психологии, выделяют, прежде всего, следующие мотивы и условия возникновения детской лжи: чувство страха и боязнь наказания. Такая мотивация формируется при жестком обращении с детьми, или слабости и неуверенности характера, проявляющимися в затруднительной ситуации. Каждый ребенок на раннем этапе развития стремиться избегать неприятных эмоций со стороны агрессивного социума с помощью приемов маскировки и приспособления. Недоброжелательные интонации в голосе, крики, полная агрессии мимика и прочие невербальные составляющие общения воспринимаются ребенком как признаки враждебности уже с первых месяцев жизни и у него довольно быстро развиваются защитные свойства психики. При дальнейших попытках адаптации к возникшей ситуации, когда ребенок пытается скрыть отрицательные поступки, он начинает прибегать к скрытию факта их свершения или к полному отрицанию того, что им сделано что-то не правильно, т. е. начинает использовать в общении и поступках ложь. Часто наличие лжи в общении ребенка с взрослыми является травмирующим фактором для родителей и они начинают прибегать ко всяческим способам воздействия на ребенка и пытаются исключить обман из его модели общения. Конечно, ложь не является нормой, но она возникает на определенном этапе развития и родители должны быть к этому готовы, чтобы начать правильно выстраивать отношения с ребенком и исключить последующее проявление данной формы поведения. Их главная цель – понять механизмы ее появления и развития.

Среди важнейших причин, вызывающих обманчивое и лживое поведение, выступает способ социализации и адаптации индивида, который оказывает влияние на формирование личности и развитие сознания, поэтому большое значение в изучении теоретических основ психологии и решения практических психологических задач имеет исследование фактов лжи уже в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст ребенка является важнейшим периодом в процессе становления личности, влияющим на всю последующую жизнь. Именно в этом возрасте закладываются основы гармоничной и целостной личности. Основной предпосылкой данного процесса является развитие познавательной сферы ребенка и формирование модели социально-психологической адаптации к окружающей реальности.

С самого рождения ребенок попадает в социум, а каждый этап его развития и становления его личности определен  конкретной социальной ситуацией, способствующей его психическому развитию. Ложь как сознательное искажение истины появляется тогда, когда ребенок начинает понимать необходимость принятия определенных правил поведения, когда ему выдвигают определенные требования. В конце концов, возникает ситуация несовпадения моральных норм и эгоистических желаний. И такая ситуация становится постепенно психологической проблемой. В этом случае ребенок начинает решать для себя задачу: удовлетворить свое желание, но быть осужденным со стороны взрослого или остаться в хороших отношениях с взрослым, но не исполнить желаемого. Эта ситуация называется ситуацией двойной мотивации или морального выбора [5].

Противоречивую ситуацию принято рассматривать как средство, обеспечивающее сопоставления в сознании ребенка своих поступков и общепринятых моральных норм в процессе адаптации к окружающей действительности. Но для того, чтобы моральные нормы стали для ребенка личностными нормами, нужно, чтобы противоречивая ситуация возникла в сознании ребенка, а оба взаимоисключающих способа действия стали осознанными. Чтобы альтернативные способы поведения укоренились в сознании, они должны обладать равной степенью привлекательности для ребенка. Прежде всего, ребенок должен знать определенную моральную норму, понимать ее социальное значение и иметь достаточное реальное отношение к ней. По достижении ребенком этого уровня морального развития он само собой попадает в противоречивую ситуацию, выступающую в качестве средства усвоения моральной нормы. То есть противоречивая ситуация является средством, которая обеспечивает соотнесение в сознании ребенка своих поступков, действий и моральных норм. [8].

С возрастом ребенок постепенно освобождается от эгоцентризма, приобретает способность отождествления себя с окружающим социумом. Так переход от раннего к дошкольному возрасту характеризуется возникновением такого новообразования как «внутренняя позиция». С одной стороны, он начинает реально понимать ситуацию, в которой происходит действие, а, с другой, осознает, какое место он в ней занимает. Дети раннего возраста не способны представить себя на месте другого человека. Лишь при переходе к дошкольному возрасту, ребенок начинает отождествлять себя с другими и воспроизводить на себе их способ видения окружающего.

Находясь в  определенной фазе психического развития, ребенок демонстрирует специфическое  для данного периода развития поведение. Так, ребенок 3–4 лет, находясь в первой фазе дошкольного возраста, ведущей функцией которой является функция осознание, способен выделить альтернативную позицию в многообразии жизненных проявлений. В данной фазе появляются представления о моральном требовании, о позиции взрослых. Но ребенок еще не способен оценить собственную позицию и позицию взрослого, а следовательно, противоречивая ситуация еще не возникает в его сознании и ребенок соответственно выполняет требование взрослого, т. е. демонстрирует правдивое поведение. Собственные желания требования взрослого окрашиваются настроением и становятся возможными во второй фазе с появлением функции отношения. Приобретая способность оценивать ситуацию, ребенок ставит на чаши весов удовлетворение собственных желаний с одной стороны и с одной стороны, и необходимость выполнения требования взрослого, с другой. Стремясь получить оба удовольствия, он пытается менять условия действительности. Находясь в реальной позиции, он еще не способен понять, что другой может иметь отличное от его собственного мнения, что может проявиться в недисциплинированном правдивом поведении. Ребенок не выполняет требование, но старается демонстрировать правдивое поведение. Так в первой половине дошкольного возраста ребенок становится способным увидеть противоречивость ситуации, но не может еще ее разрешить.

Ребенок 5–6 лет, находясь в третьей фазе дошкольного  возраста, ведущей функцией которой  является функция понимания, строит внутреннюю позицию как воображаемую без опоры на предметную деятельность. Он уже способен понять, что другой может иметь иное мнение о ситуации. В данной фазе выделяют условную и реальную роли. Понимая, что другой может иметь ошибочное представление о ситуации, ребенок еще не может сам предложить условную позицию взрослому, что может проявляться в такой элементарной форме лживого поведения как отрицание. С появлением функции рефлексии, ребенок может активно строить внутреннюю позицию, самостоятельно запрашивать условную роль у других, и создавать эту условную роль самому. Ребенок начинает самостоятельно предлагать условную роль (обманывать), понимая, что взрослый не знает реальной ситуации. Решая поставленную задачу, ребенок модифицирует старое представление о действительности, содержащей противоположности, и строит новое (условное).

Таким образом, о возникновении лжи как форме  поведения, включающей в себя три основных аспекта: ложное высказывание, сознание того, что это высказывание ложно и стремление придать ложной мысли вид истины, т. е. наличие намерения обмануть, мы можем говорить лишь применительно ко второй половине дошкольного возраста [6].

 

 

2. Становление мотивационной сферы в дошкольном возрасте

 

Дошкольный  период считается одним из самых интересных для изучения в плане становления и развития мотивационной сферы личности. Мотивы поведения ребенка принято считать простыми и наивными, однако они обладают скрытыми, неосознанными свойствами, зависящими, прежде всего от семейного воспитания.

Степень сформированности мотивов поведения в различных социальных ситуациях обуславливается не только успешностью усвоения навыков общения, но и специфику взаимоотношений в процессе адаптации к новому социальному окружению, что может косвенно отразиться на успешности человека в будущем.

Именно поэтому  так важно обращать внимание на особенности развития мотивации в дошкольном возрасте. Ведь если расширить понятие учения либо обучения, то под него будет подпадать все то, чему человек научается в процессе своей жизни с момента рождения.

Следовательно, более качественное освоение тех или иных сфер деятельности и моделей поведения будет характеризоваться более сильной мотивацией достижения в этих сферах.

Поведение дошкольника мало чем отличается от поведения детей раннего возраста, так как он действует в основном под влиянием ситуативных эмоций и побуждений, вызываемых различными причинами. Кроме этого, совершая тот или иной поступок, он не отдает себе ясного отчета, зачем, почему он его совершает, ему трудно мотивировать свое поведение. Поступки старших детей - более осознанны. Различные мотивы побуждают детей разного возраста к выполнению одного и того же действия. Например, трехлетняя девочка играет с веником, подражая Машеньке из мультфильма, а шестилетняя – подметает, чтобы помочь маме убрать мусор.

2.1 Развитие мотивации дошкольников

 

К числу новообразований  в мотивационной сфере ребенка относится и проявление новых мотивов. К примеру, мотивы, связанные с интересом детей к жизни взрослых, с их стремлением им подражать. Это стремление родители эффективно используют в процессе воспитания. На утверждение «ты уже большой, одевайся сам, как папа», ребенок вряд ли найдет что возразить.

Особенно значимым для детей мотивом является интерес к новым процессам, осваиваемым в игре. Игровые мотивы обычно переплетаются у ребенка со стремлением быть похожим на взрослых. Еще одни важные мотивы, которыми дети руководствуются, - положительные отношения с взрослыми. Взаимоотношения с взрослыми в семье, в детском саду заставляют ребенка особо чувствительно реагировать на их мнение, вызывают желание выполнить их требования и правила. Также дети стремятся завоевать симпатию своих «популярных» сверстников в детском саду или на игровой площадке, что существенно может облегчить адаптацию к существующей реальности.

Порой ребенка  побуждают к действию мотивы личных достижений, стремление к самоутверждению и самовыражению. Степень удовлетворения человеческой потребности в признании отражается в детских чувствах и  эмоциях. Это радость при достижении успехов в значимой для них деятельности, будь то игра или помощь взрослым, от высокой оценки личности, огорчения, обида и прочее.

На основе стремления к самоутверждению у детей также возникает соревновательный мотив – выиграть, победить, чтобы быть лучше других. Особенно это заметно у детей старшего возраста, что связано с овладением ими спортивными играми, играми с правилами, которые включают в себя соревновательный момент.

Этот мотив  старшие дети проецирую и в других видах деятельности. Они любят сравнивать свои успехи с другими, хвастают, сильно переживают неудачи. Дети допекают окружающих своими вопросами, своей любознательностью. Поведение детей этого возраста определяется познавательными мотивами [9].

Однако как  показали исследования мотивов учения старших дошкольников, мотивы, связанные  с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места. Своевременное и верное использование этих мотивов в организации деятельности дошкольников, может сформировать устойчивую учебную мотивацию, основанную на удовлетворении природного любопытства ребенка.

Интересы старших  дошкольников обычно основаны на занимательности. Привлекают уроки с игровыми моментами, уроки с преобладанием эмоционального материала.

Очень большое значение в формировании модели поведения ребенка имеют нравственные мотивы. Они появляются и развиваются в связи с усвоением и осознанием норм поведения людей в социуме и выражают отношения ребенка к окружающим. Большое место занимают общественные мотивы — желание сделать приятное, необходимое другим людям, облегчить их положение, принести им всяческую пользу.

Об общественно ценных мотивах деятельности свидетельствуют игры воображения и мечты детей. Особенно четко это прослеживается  в беседах о будущей профессии, когда дети во всех ярких подробностях описывают себя через много лет. Обычно они связывают свою «будущую профессию» с положительными эмоциями, пользой людям и прочими гуманными и социально направленными мотивами.

Общественные мотивы уже в детском возрасте могут иметь значительную побудительную силу, большую, чем личные мотивы. Однако эти мотивы не появляются сами по себе, а присваиваются благодаря воспитательным воздействиям взрослых.

Еще нельзя не учитывать  такую особенности детской психики, как способность ребенка в  дошкольном возрасте умение сдерживать себя в определенной ситуации. Такая способность формируется постепенно и не без тщательной работы взрослых. Большое влияние оказывает и побудительная сила различных мотивов-ограничений:

    • Запрет взрослого в чистой форме
    • Поощрение-награда
    • Наказание-исключение
    • «Собственное слово»[9].

Наиболее правильно и сильно действует мотив поощрения, самым слабым ограничителем является запрет взрослого, не акцентированный другими дополнительными мотивами. Мотив «собственное слово» способен оказать большое влияние на старших детей. На поведение детей к дошкольному возрасту начинают оказывать влияние также мотивы морального характера.

В присутствии взрослых, будь то родные и близкие или незнакомые прохожие, дети сильнее и чаще сдерживают свои внутренние побуждения, нежели в случаях прямого контроля.

Мотивы деятельности в  дошкольном возрасте постепенно перестают  в одном ряду для ребенка, они приобретают системный характер, и одни мотивы начинают преобладать над другими. Но которые из мотивов будут выступать доминирующими, определит направленность модели поведения ребенка. В дошкольные годы личность только начинает складываться, но определенная окраска поведения ребенка уже наблюдается. Она бывает порой эгоистической или общественной, безнравственной или высоконравственной (насколько это возможно для данного возраста).

Уже в детском  возрасте наблюдается созидательное или разрушительное поведение. В процессе воспитания важно по невидимым на первый взгляд признакам рассмотреть проявление определенной модели поведения детей, чтобы вовремя и правильно скорректировать развитие личности ребенка в правильное русло, формировать общественные ценности и мотивы, обеспечить ребенку возможность для самовыражения.

Информация о работе Феномен правдивого и неправдивого поведения дошкольников