Диагностика психологической готовности ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:13, отчет по практике

Краткое описание

Целью производственной практики является реализация основных направлений деятельности психолога: грамотно пользоваться психодиагностическим инструментарием; проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой данного учреждения; выработка практических навыков обработки и интерпретации результатов методик, применяемых в работе психолога.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………... 3
Основная часть ……………………………………………………………………. 4
1. Изучение особенностей диагностики психологической готовности детей к школьному обучению …………………………………………………………………… 4
2. Диагностика психологической готовности дошкольников к школьному обучению ………………………………………………………………………………… 7
3. Психологическая коррекция неготовности детей к школе ………………. 14
Заключение ……………………………………………………………………….18
Список использованных источников …………………………………………. ..20
Приложения ………………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Чернечкова В.В. Производственная практика.doc

— 477.50 Кб (Скачать)

Для развития образных представлений  чрезвычайно большое значение имеет  изобразительная и конструктивная деятельность. Нужно во внеурочное время стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных конструкций. Полезно давать аналогичные домашние задания: нарисовать картинку, собрать простую модель для конструктора.

При недостаточном уровне развития мелких движений полезны те же виды деятельности, что и для развития образных представлений (изобразительная, конструктивная). Можно нанизывать бусы, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки (эти действия охотно совершаются детьми в процессе игры с куклой: ее раздеванием перед укладыванием спать, одеванием для прогулки).

Для развития крупных  движений важно добиваться повышения  двигательной активности. Не нужно  привлекать ребенка к участию  в спортивных соревнованиях - неудачи  могут окончательно отпугнуть его от физкультуры. В этом случае гораздо полезнее занятия, не содержащие соревновательных элементов: физкультурная зарядка, шуточные игры типа Каравай, Баба сеяла горох. Родителям следует чаще играть с ребенком в мяч, вместе кататься на лыжах. Очень полезны занятия плаванием.

Очень важно привить  ребенку веру в свои силы, не допустить  возникновения заниженной самооценки. Для этого надо чаще хвалить его, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.

С родителями, чьи дети по результатам  диагностики показали наименьший уровень  готовности к школьному обучению, были проведены беседы, суть которых сводилась к следующему: их задача не в том, чтобы удалить, устранить нежелательные недостатки, а в том, чтобы выявить и устранить их причину. Корректировать надо не следствие, а причину - это главный принцип, который должен регулировать практическую работу с ребенком.

Обобщая все выше изложенное можно  сказать, что психологическая готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, требующее от ребенка большое количество личностных, интеллектуальных и социально-психологических качеств, формирование которых должно является приоритетной задачей родителей и педагогов дошкольного упреждения.

  Заключение

В процессе прохождения данной производственной практики были усвоены навыки проведения диагностических исследований психологической готовности к школьному обучению и коррекции низкого уровня готовности.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Основной целью определения  психологической готовности к школьному  обучению является профилактика школьной дезадаптации.

Особая актуальность изучения проблемы психологической готовности ребенка  к школьному обучению связана с тем, что на сегодняшний день именно несформированность у ребенка психологической готовности к школе часто является главной причиной проблем, возникающих у ребенка в первый год обучения в школе.

Зачастую ребенок, имеющий хорошее интеллектуальное развитие, трудно адаптируется к школе, при первой же неудаче отказывается ходить в школу, не испытывает интереса к выполнению домашних заданий. Это происходит в результате несформированной мотивационной готовности ребенка к школе, отсутствия внутренней позиции школьника. Таким образом, по окончании первого года в школе у ребенка может выработаться стойкое нежелание учиться.

Ребенок, поступая в школу должен быть зрелым в физиологическом и  социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. А именно: интеллектуальная, личностная и социально-психологическая готовность к школьному обучению. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку. Она должна быть построена на взаимодействии родителей и педагогов дошкольного учреждения, и прежде всего на понимании и поддержки самого ребенка.

Программы подготовки ребенка к  школе в детском дошкольном учреждении направлены в основном на развитие интеллектуальной готовности, кроме  того, их особенностью является школьный метод обучения, в результате которого желание ребенка идти в школу не возрастает. В итоге мы получаем такую ситуацию, что многие дети хотят остаться в детском саду.

Именно поэтому в ходе прохождения  производственной практики особое внимание уделялось диагностике внутренней позиции школьника, как основе для успешного обучения ребенка в школе. Огромный эмоциональный всплеск, который испытывает каждый ребенок, поступая в школу, будет способствовать обучению при сформированности данной позиции.

В процессе практики были исследованы 23 дошкольника подготовительной группы на предмет психологической готовности к школьному обучению. По результатам  диагностики было определено, что  большинство детей готовы к школьному  обучению в большей или меньшей степени. Однако, были и дети, с низким или близким к низкому уровню готовности. Именно для них в первую очередь, была проведена коррекция недостаточной готовности к школьному обучению. А также были составлены обобщенные рекомендации для родителей и педагогов ДОУ.

Производственная практика помогла  лучше осознать значимость работы психолога  в дошкольном учреждении и важность умения правильно производить диагностику и психологическую коррекцию готовности детей к школьному обучению.

Опыт, полученный в процессе прохождения производственной практики, несомненно, очень важен для каждого будущего специалиста. Он способствует формированию профессиональных навыков и умений, становлению личности будущего практикующего психолога. Именно в процессе прохождения практики осознается важность выбранной профессии и ее места среди других специальностей подобного рода.

Список использованных источников

1.

Безруких М. «Портрет» будущего первоклассника. // Дошкольное воспитание – М., 2003.

2.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 2001.

3.

Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок  к школе. – М., 1994.

4.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2003.

5.

Дубровина И.В. Готовность к школе  – М., 1995.

6.

Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольников. – М., 1984.

7.

Землянухина Т.М. Познавательная и  коммуникативная активность ребенка  при подготовке его к обучению в школе – М., 2002.

8.

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе – М., 1983.

9.

Мухина В.С. Детская психология – М., 1985.

10.

Сазонова А. Диагностика психологической  готовности ребенка к школе // Дошкольная педагогика – М., 2003.

11.

Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста – М., 1988.


 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

Приложения

А.

Б.

В.

Г.

Д.

Е.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Диагностика психологической готовности ребенка к школе