Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:13, отчет по практике
Целью производственной практики является реализация основных направлений деятельности психолога: грамотно пользоваться психодиагностическим инструментарием; проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой данного учреждения; выработка практических навыков обработки и интерпретации результатов методик, применяемых в работе психолога.
Введение …………………………………………………………………………... 3
Основная часть ……………………………………………………………………. 4
1. Изучение особенностей диагностики психологической готовности детей к школьному обучению …………………………………………………………………… 4
2. Диагностика психологической готовности дошкольников к школьному обучению ………………………………………………………………………………… 7
3. Психологическая коррекция неготовности детей к школе ………………. 14
Заключение ……………………………………………………………………….18
Список использованных источников …………………………………………. ..20
Приложения ………………………………………………………………………21
Для развития образных представлений
чрезвычайно большое значение имеет
изобразительная и
При недостаточном уровне развития мелких движений полезны те же виды деятельности, что и для развития образных представлений (изобразительная, конструктивная). Можно нанизывать бусы, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки (эти действия охотно совершаются детьми в процессе игры с куклой: ее раздеванием перед укладыванием спать, одеванием для прогулки).
Для развития крупных движений важно добиваться повышения двигательной активности. Не нужно привлекать ребенка к участию в спортивных соревнованиях - неудачи могут окончательно отпугнуть его от физкультуры. В этом случае гораздо полезнее занятия, не содержащие соревновательных элементов: физкультурная зарядка, шуточные игры типа Каравай, Баба сеяла горох. Родителям следует чаще играть с ребенком в мяч, вместе кататься на лыжах. Очень полезны занятия плаванием.
Очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Для этого надо чаще хвалить его, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.
С родителями, чьи дети по результатам диагностики показали наименьший уровень готовности к школьному обучению, были проведены беседы, суть которых сводилась к следующему: их задача не в том, чтобы удалить, устранить нежелательные недостатки, а в том, чтобы выявить и устранить их причину. Корректировать надо не следствие, а причину - это главный принцип, который должен регулировать практическую работу с ребенком.
Обобщая все выше изложенное можно сказать, что психологическая готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, требующее от ребенка большое количество личностных, интеллектуальных и социально-психологических качеств, формирование которых должно является приоритетной задачей родителей и педагогов дошкольного упреждения.
В процессе прохождения данной производственной практики были усвоены навыки проведения диагностических исследований психологической готовности к школьному обучению и коррекции низкого уровня готовности.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.
Особая актуальность изучения проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению связана с тем, что на сегодняшний день именно несформированность у ребенка психологической готовности к школе часто является главной причиной проблем, возникающих у ребенка в первый год обучения в школе.
Зачастую ребенок, имеющий хорошее интеллектуальное развитие, трудно адаптируется к школе, при первой же неудаче отказывается ходить в школу, не испытывает интереса к выполнению домашних заданий. Это происходит в результате несформированной мотивационной готовности ребенка к школе, отсутствия внутренней позиции школьника. Таким образом, по окончании первого года в школе у ребенка может выработаться стойкое нежелание учиться.
Ребенок, поступая в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. А именно: интеллектуальная, личностная и социально-психологическая готовность к школьному обучению. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку. Она должна быть построена на взаимодействии родителей и педагогов дошкольного учреждения, и прежде всего на понимании и поддержки самого ребенка.
Программы подготовки ребенка к школе в детском дошкольном учреждении направлены в основном на развитие интеллектуальной готовности, кроме того, их особенностью является школьный метод обучения, в результате которого желание ребенка идти в школу не возрастает. В итоге мы получаем такую ситуацию, что многие дети хотят остаться в детском саду.
Именно поэтому в ходе прохождения производственной практики особое внимание уделялось диагностике внутренней позиции школьника, как основе для успешного обучения ребенка в школе. Огромный эмоциональный всплеск, который испытывает каждый ребенок, поступая в школу, будет способствовать обучению при сформированности данной позиции.
В процессе практики были исследованы
23 дошкольника подготовительной группы
на предмет психологической
Производственная практика помогла лучше осознать значимость работы психолога в дошкольном учреждении и важность умения правильно производить диагностику и психологическую коррекцию готовности детей к школьному обучению.
Опыт, полученный в процессе прохождения производственной практики, несомненно, очень важен для каждого будущего специалиста. Он способствует формированию профессиональных навыков и умений, становлению личности будущего практикующего психолога. Именно в процессе прохождения практики осознается важность выбранной профессии и ее места среди других специальностей подобного рода.
1. |
Безруких М. «Портрет» будущего первоклассника. // Дошкольное воспитание – М., 2003. |
2. |
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 2001. |
3. |
Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994. |
4. |
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2003. |
5. |
Дубровина И.В. Готовность к школе – М., 1995. |
6. |
Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольников. – М., 1984. |
7. |
Землянухина Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к обучению в школе – М., 2002. |
8. |
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе – М., 1983. |
9. |
Мухина В.С. Детская психология – М., 1985. |
10. |
Сазонова А. Диагностика психологической готовности ребенка к школе // Дошкольная педагогика – М., 2003. |
11. |
Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста – М., 1988. |
.
А. |
|
Б. |
|
В. |
|
Г. |
|
Д. |
|
Е. |
|
Информация о работе Диагностика психологической готовности ребенка к школе