Диагностика психологической готовности ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:13, отчет по практике

Краткое описание

Целью производственной практики является реализация основных направлений деятельности психолога: грамотно пользоваться психодиагностическим инструментарием; проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой данного учреждения; выработка практических навыков обработки и интерпретации результатов методик, применяемых в работе психолога.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………... 3
Основная часть ……………………………………………………………………. 4
1. Изучение особенностей диагностики психологической готовности детей к школьному обучению …………………………………………………………………… 4
2. Диагностика психологической готовности дошкольников к школьному обучению ………………………………………………………………………………… 7
3. Психологическая коррекция неготовности детей к школе ………………. 14
Заключение ……………………………………………………………………….18
Список использованных источников …………………………………………. ..20
Приложения ………………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Чернечкова В.В. Производственная практика.doc

— 477.50 Кб (Скачать)

Интеллектуальная  готовность тесно связана с мышлением. Мышление - процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Важно изучить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Для диагностики данных аспектов мышления была использована методика, предложенная Н.А.Бернштейном Произвольность событий (Приложение В). Для ее проведения  были отобраны 5 сюжетных картинок с изображением различных событий. Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально. На столе беспорядочно разложены картинки и каждому предлагалось посмотреть на картинки и догадаться, как их поменять местами так, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Испытуемый должен был переложить картинки, как считал нужным, а потом составить по ним рассказ о том событии, которое изображено. Почти половина дошкольников не смогли составить логический рассказ, или рассказ не соответствовал изображению на картинках. Только тринадцать детей полностью справились с заданием.

Наряду  с памятью и мышлением важной составляющей интеллектуальной готовности является внимание – направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость. Именно от развития этого процесса во многом зависит концентрация ребенка, необходимая для получения знаний. Для диагности внимания детей была применена методика Пьерона-Рузера (Приложение Г). Она позволяет получить информацию об объеме и устойчивости произвольного внимания, определить уровень концентрации внимания, особенности переключения. Процедура диагностики проходила следующим образом. Дошкольники были разбиты на три группы. Каждому ребенку был дан бланк с изображением различных пустых фигурок, и была предложена заполнить фигурки по образцу, показанному психологом. На выполнение задания отводилось три минуты, и фиксировалось количество знаков, заполненных ребенком за 1 минуту (отмечалось точкой или чертой прямо на бланке). Также уделялось внимание тому, как ребенок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или небрежно, так как это отражается на темпе работы. При обработке данных учитывалось общее количество заполненных фигур, их число за каждую минуту, количество ошибок.  Хороший результат показали более половины детей -  14 человек – они заполнили в среднем 70 фигур за три минуты и работали по памяти. Шестеро дошкольников выполнили задание соответственно среднему результату -  за 3 минуты  ими было допущено 4-5 ошибок. У троих детей отмечен низкий уровень – им с трудом давалось выполнение данной методики, они почти все время работали по образцу.

Проведение  диагностики социально-психологической готовности это, прежде всего, исследование коммуникационных качеств личности ребенка. Для их изучения были применены опросник каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми, а также методика диагностики форм общения М. И. Лисиной.

Опросник взаимоотношения  ребенка с окружающими людьми предназначен для людей, близко знающий  исследуемого. В данном случае, на вопросы  анкеты отвечали родители детей и  их педагоги (воспитатели). С помощью  опросника  оцениваются следующие коммуникативные качества дошкольников: 1. Доброта; 2. Внимательность к людям; 3. Правдивость, честность; 4. Вежливость; 5. Общительность, открытость;         6. Щедрость; 7. Отзывчивость, готовность прийти на помощь; 8. Справедливость; 9. Жизнерадостность; 10. Ответственность. Коммуникативно-личностный опросник содержал в себе следующие вопросы:

1. Добрый ли ребенок?

2. внимательный ли  ребенок?

3. Правдивый ли ребенок?

4.Вежливый ли ребенок?

5. Общительный ли ребенок?

6. Щедрый ли ребенок?

7. Отзывчивый ли ребенок?  Всегда ли готов прийти на  помощь другим?

8. Справедливый ли  ребенок?

9. Жизнерадостный ли  ребенок?

10. Ответственный ли  ребенок?

Варианты ответов на каждый из приведенных выше вопросов: а) да; б) нет; в) когда как; г) не знаю. Интерпретация результатов проводилась следующим образом. За каждый ответ типа да ребёнок получал 1 балл. За каждый ответ типа нет ему приписывалось 0 баллов. Каждый ответ типа когда как или не знаю расценивалось в 0,5 балла. В итоге подсчитывалась общая сумма баллов, набранных ребёнком по всем десяти коммуникативным качествам личности. 

По результатам опросника были сделаны следующие выводы об уровне развития коммуникативных качеств детей: 10 баллов – очень высокий уровень показали четверо детей; 8-9 баллов – высокий уровень – 10 человек; 4-7 баллов – средний показатель отмечен у 6 дошкольников и 2-3 балла – низкий уровень развития отмечен у 3 детей. Очень низкий уровень 0-1 балл не показал ни один ребенок.

Методика диагностики  форм общения М.И, Лисиной была применена  для определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми. Для использования данной методики необходимо познакомиться с предлагаемой автором классификацией форм общения и их основных параметров дошкольном возрасте (Приложение Д). В   предлагаемой   М. И. Лисиной   методике   исследуются   три формы   общения: а) ситуативно-деловая (СД) форма общения; б) Внеситуативно-познавательная (ВП)    форма общения; в) Внеситуативно-личностная (ВЛ) форма общения.

Проведение обследования было построено индивидуально с каждым ребенком. Перед дошкольником в отдельной комнате на столе разложены игрушки и книжки, и было предложено выбрать, чем он хочет заняться: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку (II ситуация) или поговорить (III ситуация). Затем была организована та деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагался на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если он не мог самостоятельно сделать выбор, ему предлагалось последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длилась не более 15 мин. Во время обследования при выборе каждой новой ситуации на  ребенка заполнялся  отдельный индивидуальный   лист   протокола. В протоколах фиксировались следующие 6   показателей   поведения   детей: 1) порядок выбора ситуаций; 2) основной объект внимания в первые минуты опыта; 3) характер активности по отношению к объекту внимания; 4) уровень комфортности во время эксперимента; 5) анализ речевых высказываний детей; 6) желательная для ребенка продолжительность деятельности.

Типы   общения   выделялись   по  предпочтению   одной   из   трех ситуаций:

1-я ситуация (совместная игра) —  ситуативно-деловое общение;

2-я ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение;

3-я ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное  общение.

При определении ведущей формы  общения у детей показатели их действий оценивались в баллах. Особое внимание уделялось тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставлялось за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми. Во всех ситуациях подсчитывалось общее количество баллов.  Ведущей считалась, та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов (Приложение Е).

По результатам методики М.И. Лисиной  у  5 дошкольников ведущей формой общения является ситуативно-деловая  форма (общение протекает на фоне практических действий с игрушками). У  восьми детей выявлена внеситуативно-познавательная форма (общение построено на фоне чтения книг); у десяти дошкольников диагностирована внеситуативно-личностная форма общения                (общение протекает на фоне беседы с ребенком на личностные темы).

Таким образом, по общим результатам  проведенной диагностики можно  сделать следующие выводы. Из общего числа обследованных – 23 дошкольника  подготовительной группы 6-7 лет –  очень высокий уровень психологической  готовности к школьному обучению диагностирован у 2 детей (сформирована позиция школьника, высокие интеллектуальные и социально-психологические показатели).  Половина дошкольников – 11 человек – показали высокий уровень готовности к школе. Средний показатель готовности отмечен у 7 детей и низкий уровень готовности к школе определен у троих испытуемых.

Как видно из приведенных результатов, почти все дошкольники в большей  или меньшей степени готовы для  поступления в школу. Однако дети, имеющие низкий и близкий к  низкому (наименьшие показатели среднего уровня) уровни готовности нуждаются в психокоррекционных мероприятиях, направленных на преодоление различных аспектов неготовности детей к поступлению в школу. 

3 Психологическая коррекция неготовности детей к щколе

Дошкольники, имеющие средний и низкий уровень готовности к школьному обучению нуждаются в психокоррекции и профилактике неготовности к школе. Психологическая коррекция - это определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые не соответствуют возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза. Большой процент низкой готовности был отмечен в интеллектуальной сфере в диагностике памяти, мышления.

Психологическая коррекция памяти состояла из нескольких аспектов. Это развитие различных видов памяти: вербально-моторной, логической, зрительной. Для улучшения зрительной памяти была организована работа с детьми по образцу, которая осуществлялась следующим образом. Сначала дети работали с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца постепенно сокращалось по 15-20 секунд, в зависимости от сложности предлагаемой работы, но так, чтобы дошкольники успели рассмотреть и запечатлеть образец. Эти упражнения были рекомендованы к применению родителям и педагогам во время выполнения таких видов деятельности как рисование, лепка, конструирование.

Для развития вербально-моторной памяти были использованы упражнения, приведенные выше для зрительной памяти с применением вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности. Например, ребенку было предложено воспроизвести рисунок по словесному описанию.

Для развития логической памяти были применено следующие задание. Ребенку были прочитаны слова, разбитые на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные). Затем дошкольнику было предложено назвать слова, которые он запомнил. Характер воспроизведения свидетельствовал о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти. Данное упражнение также было рекомендовано к применению с использованием игровых приемов, включая его, к примеру, в сюжетные игры. Кроме того, было предложено со временем усложнять данное задание: предложить детям для запоминания какой-либо рассказ с четко выделенными смысловыми блоками, способствуя, таким образом, развитию памяти.

Коррекция мышления дошкольников также  включала в себя развитие различных  его видов: наглядно-действенного, наглядно-образного, логического.

К моменту поступления в школу  у ребенка должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Для развития наглядно-действенного мышления с детьми проводилась предметно-орудийная деятельность, которая является самым эффективным способом развития данного вида мышления. Она была построена на основе конструирования по наглядному образцу.

Улучшение наглядно-образного мышления также было построено на основе конструирования  детьми, но уже без опоры на образец, а по собственному замыслу. Ребенок  должен был придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать. Педагогам и родителям было предложено развивать наглядно-образное мышление с помощью включения детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его.

Для развития логического мышления с детьми проводились следующие упражнения: а) четвертый лишний -  детям было предложено исключить предмет, который не имеет некоторого признака, общего для остальных трех; б) упражнение с палочками – дошкольники должны были выложить фигуру из палочек, перенести одну из них с тем, чтобы получилось другое изображение. Это упражнение также развивает пространственное мышление; в) придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена. Составление рассказов имеет также огромное значение и для развития речи ребенка, обогащение его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.

Для развития коммуникативных качеств  дошкольников и улучшения их социально-психологической  готовности были применены различные  задания, которые проводились в  форме игры. Игра найди меня для развития навыков общения. Дети были разделены на две команды, в одной из которых всем завязали глаза. Дошкольники с завязанными глазами искали детей из другой команды, и должны были узнать того, кого нашли.

Игра Подарок на всех для  развития чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Каждому ребенку был задан вопрос какое желание он бы загадал, если бы у него был Цветик-семицветик? Дети отрывают от общего цветка один лепесток и загадывают желание. Затем дошкольники выбирали, какое желание лучше.

Также была использована игра строим дом. Она направлена на развитие умения сотрудничать, воспитание терпения. Дети были рассажены парами друг против друга. Руки каждой пары были связаны платками; и в них вставлялся фломастер. Каждая пара рисовала по образцу домик с трубой.

Кроме приведенных выше упражнений на коррекцию психологической неготовности к школьному обучению родителям  и педагогам дошкольного учреждения были даны рекомендации по улучшению  готовности детей к школе.

При несформированности положительного отношения к школе необходимо уделить ребенку как можно  больше внимания. Общение с ним должно строиться не в школьной, а в дошкольной форме. Оно должно быть непосредственным, эмоциональным. Нельзя требовать от ребенка соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушения. Это может привести к проявлению стойкого отрицательного отношения к школе, учителю, учению. Необходимо дождаться пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего положения и вытекающих из него требований к поведению.

Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое значение имеет участие ребенка в коллективных играх во внеурочное время. Нужно  чаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятие каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми.

Информация о работе Диагностика психологической готовности ребенка к школе