Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:13, отчет по практике
Целью производственной практики является реализация основных направлений деятельности психолога: грамотно пользоваться психодиагностическим инструментарием; проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой данного учреждения; выработка практических навыков обработки и интерпретации результатов методик, применяемых в работе психолога.
Введение …………………………………………………………………………... 3
Основная часть ……………………………………………………………………. 4
1. Изучение особенностей диагностики психологической готовности детей к школьному обучению …………………………………………………………………… 4
2. Диагностика психологической готовности дошкольников к школьному обучению ………………………………………………………………………………… 7
3. Психологическая коррекция неготовности детей к школе ………………. 14
Заключение ……………………………………………………………………….18
Список использованных источников …………………………………………. ..20
Приложения ………………………………………………………………………21
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Рязанский |
Вид работы |
Отчет по практике |
Название дисциплины |
Психология 2210 |
Тема |
Диагностика психологической готовности ребенка к школе |
Фамилия студента |
Чернечкова |
Имя студента |
Вера |
Отчество студента |
Валентиновна |
№ контракта |
04200080701006 |
Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание |
|
Направление на практику |
Введение ………………………………………………………
Основная часть ………………………………………
1. Изучение особенностей диагностики психологической готовности детей к школьному обучению …………………………………………………………………… 4
2. Диагностика психологической
готовности дошкольников к
3. Психологическая коррекция неготовности детей к школе ………………. 14
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников …………………………………………. ..20
Приложения …………………………………………………
Данная производственная практика
проходила в Муниципальном
Производственная практика студентов, обучающихся по специальности “Психология”, является важнейшей частью профессиональной подготовки специалиста и, наряду с другими видами практик, закладывает фундамент формирования основных умений и навыков будущих психологов.
Целью производственной практики является реализация основных направлений деятельности психолога: грамотно пользоваться психодиагностическим инструментарием; проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой данного учреждения; выработка практических навыков обработки и интерпретации результатов методик, применяемых в работе психолога.
В процессе прохождения практики предстояло решить следующие задачи:
- ознакомиться с особенностями работы психолога;
- знакомство с методами психодиагностики, используемыми в практической деятельности психолога, работающего в данном учреждении;
- активно участвовать в процедуре психологической работы: диагностике психического развития ребенка, выработке умения подбора методик, оформления заключения по результатам психологической диагностики, развитие умений по написанию заключений, оформлению документации, составление коррекционных программ по выявленной проблеме, планирование и участие в осуществлении дальнейшей психологической работы;
- формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, активное освоение профессиональной этики;
- активно участвовать в осуществлении других видов деятельности психолога.
Итак, перейдем к содержанию практики.
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Особое внимание в это время уделяется психическому здоровью учащихся, гармоничному развитию их личности. Готовность к школьному обучению - совокупность морфофизиологических психологических особенностей ребёнка дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованной школьной учёбе. Понятие психологическая готовность к школьному обучению впервые было предложено А.Н.Леонтьевым в 1948 году. Среди компонентов интеллектуальной, личностной готовности он выделил такой существенный компонент этой готовности, как развитие у детей способности управлять своим поведением.
Л.И. Божович еще в 60-е годы указала,
что готовность к обучению в школе
складывается из определенного уровня
развития мыслительной деятельности,
познавательных интересов, готовности
к социальной позиции школьника.
А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками.
И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении.
Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова, говоря о готовности к школьному обучению, подчеркивают ее комплексный характер. Однако структурирование этой готовности
идет не по пути дифференциации общего психического развития ребенка на интеллектуальную, эмоциональную и другие сферы, а виды готовности.
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
В настоящее время большинство авторов представляют готовность ребенка к школе как совокупность его личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для обучения. Кроме того, подчеркивается важность еще одной стороны готовности ребенка к школе, так называемой «социально-психологической» или коммуникативной, проявляющейся в адекватности отношений ребенка со сверстниками и взрослыми – родителями и учителями.
Психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Психологическая готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности. В структуре психологической готовности ученые выделяют следующие компоненты.
1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – внутренней позиции школьника - единство социальной и познавательной потребности ребёнка по отношению к школьному обучению. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не атрибутами школьной жизни, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.
Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.
2. Интеллектуальная готовность. Этот компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако в основное мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделять учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению предполагает: а) дифференцированное мышление; б) аналитическое мышление; в) рациональный подход к действительности; г) логическое запоминание; д) интерес к знаниям, процессу их получения; е) развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координаций.
3. Социально-психологическая готовность. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, в которой дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника.
Итак, в первой главе были рассмотрены различные критерии психологической готовности ребенка к школе и подходы к ее определению. практически все авторы, признают, что эффективным школьное обучение будет, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
Как было отмечено ранее, психологическая
готовность к школьному обучению
– это многокомпонентное
Дл
того чтобы составить общее
Диагностика личностной готовности ребенка к школе включает в себя, прежде всего, изучение формирования внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция школьника - единство социальной и познавательной потребности ребёнка по отношению к школьному обучению. Для ее диагностики была применена экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника, разработанная Н.И. Гуткиной (Приложение Б). Содержание экспериментальной беседы определено характерными особенностями внутренней позиции школьника. Так, сформированность внутренней позиции школьника своеобразно проявляется в игре в школу: дети предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности. Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика. Данная беседа состоит из 12 вопросов. Некоторые из них являются ключевыми. Анализ ответов экспериментальной беседы показал сформированность позиции школьника у 15 детей, у восьми дошкольников отмечена несформированная позиция.
Для формирования правильной позиции школьника, как и для успешного обучения в школе огромное значение имеет мотивация ребенка, то есть его интерес к обучению. Отношение ребенка к учению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Для определения уровня мотивации к школьному обучению был применен опросчик А.Л. Венгер, Е.А.Бугрименко Отношение ребенка к школе. Он состоит из трех принципиально важных вопросов.
1) Хочешь ли ты идти в школу?
2) Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
3) Как, по-твоему, лучше учиться: дома с мамой или в школе с учительницей?
Результаты оцениваются следующим образом. Знак 4- ставят при следующих ответах: 1-й вопрос — утвердительный ответ; 2-й вопрос — указания на занятия, получение знаний; 3-й вопрос — предпочтение школьного обучения домашнему.
Итоговый уровень сформированности положительного отношения к школе:
В (высокий уровень) — 3 +;
С (средний уровень) — 2 +;
Н (низкий уровень) — 1 или 0+
По результатам опроса высокий уровень мотивации имеют 12 детей, средний уровень – 7 дошкольников, и низкий уровень отмечен у 5 детей.
Следующим
этапом стала диагностика интеллектуал
Информация о работе Диагностика психологической готовности ребенка к школе