Диагностика психологической готовности ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:22, отчет по практике

Краткое описание

Целью производственной практики является диагностика психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе.
Для достижения поставленной в период практики цели решались следующие задачи:
- Ознакомление с работой психолога в детском саду:
- Изучение видов занятий с детьми, их специфику и типологию, на основе которых строится весь воспитательный процесс в детском саду;
- Ознакомления с методиками исследования, направленные на изучение готовности детей к обучению.
- Выявления уровня познавательных процессов дошкольника перед поступлением в начальную школу.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Работа психолога в детском саду……………………………………………………...4
2. Методы исследования готовности детей к школе……………………………………7
Заключение……………………………………………………………………………….13
Список использованных источников…………………………………………………...14

Файлы: 1 файл

Гусейнова Нармин. психология.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Бакинский Центр Инновационных  Технологий

Вид работы

Отчет по практике

Название дисциплины

Психология

Тема

Диагностика психологической  готовности ребенка к школе.

Фамилия студента

Гусейнова

Имя студента

Нармин

Отчество студента

Фаик гызы

№ контракта

25700080701005

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

 

Направление на практику

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Работа психолога  в детском саду……………………………………………………...4

2. Методы исследования  готовности детей к школе……………………………………7

Заключение……………………………………………………………………………….13

Список использованных источников…………………………………………………...14

Приложение

Введение

Я Гусейнова Нармин студентка 5 курса, факультета психологии Современной Гуманитарной Академии, проходила практику в дошкольном учебном заведении «Leylek». Продолжительность практики с 29 октября по 3 декабря , что составило 5 недель, 200 часов.

Целью производственной практики является диагностика психологической  готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе.

Для достижения поставленной в период практики цели решались следующие задачи:

- Ознакомление с работой  психолога в детском саду:

- Изучение видов занятий  с детьми, их специфику и типологию,  на основе которых строится весь воспитательный процесс в детском саду;

- Ознакомления с методиками  исследования, направленные на изучение  готовности детей к обучению.

- Выявления уровня  познавательных процессов дошкольника  перед поступлением в начальную школу.

Для того чтобы ребенок успешно учился в школе, необходим определенный уровень дошкольной готовности, в которую входит как физическое, умственное и нравственное воспитание, так и общая психологическая подготовка. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д. И конечно, он должен быть готов к усвоению учебных предметов.

Важным является, подготовка ребенка к школу физически и психологически. Чтобы он был готов к той системе требований, которую предъявляет школа. Связаны они с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является постоянным, а изменяется и обогащается

Основная часть

1 Работа психолога в детском саду.

Детский сад является социальным институтом, поэтому для  начинающего психолога это хорошая  возможность приобрести ценный опыт работы с людьми. В детском саду «Leylek» функционируют 5 основных групп в соответствии с каждой возрастной группой. Группы комплектованы следующим образом:

1-2-летние – группа  младенцев; 

2-3-летние – младшая  группа;

3-4-летние – средняя группа;

4-5-летние – старшая  группа;

5-6-летние – дошкольная  группа.

Все воспитатели, руководящие  группами, являются высококвалифицированными и опытными специалистами.

Наряду с проведением  обучающих занятий на основании  дошкольной «учебно-воспитательной» программы Министерства Образования, малышам, воспитывающимся в данном детском саду, проводятся занятия с использованием элементов технологии «Шаг за шагом» и методики «Мантиссори1».

Психолог в детском  саду – это человек, который поможет решить любую проблему, так чтобы ее не усугубить и разрешить максимально правильно с точки зрения детской психологии и максимально корректно для самого малыша. А это ведь поистине самое главное для каждого родителя в процессе воспитания.

В основном психолог в  детском саду занимается охраной физического и психического  здоровья детей и следит за тем, чтобы вокруг ребенка создавались такие условия, в которых он будет чувствовать себя благополучно и развитие его способностей будет максимально эффективным. Чтобы добиться успеха  в реализации этих функций, необходимо проделать целый ряд связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

Задачи психолога в  детском саду можно условно подразделить на две группы. Во-первых, он должен участвовать в воспитательном процессе в целом. В этом случае большое внимание  уделяется психологическому просвещению персонала детского сада и родителей: передать им знания о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой, принципах организации детских групп и т.п.

Вторая группа задач  значительно сложнее и многообразнее, она связана с индивидуальной работой с детьми и должна содействовать учету их индивидуально-психологических особенностей в воспитательном процессе. В этом случае психолог ведет наблюдения с использованием соответствующих диагностических методик и в процессе длительного изучения каждой группы дошкольного учреждения психолог должен определить не только особенности взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, но и индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития. Результаты работы психолога должны стать рекомендациями для воспитателей и родителей по дифференциации обучения и воспитания, а в отдельных случаях — разработки приемов коррекционной работы с детьми.

Главная роль в моей практике отводится наблюдениям за работой психолога с детьми дошкольного возраста. В настоящее время подготовка детей к школе занимает  важное место в развитие психологии. Для того чтобы успешно развить личность ребенка, повысить эффективность обучения и повлиять на благоприятное профессиональное становление, необходимо правильно учесть уровень подготовленности ребенка к школе. Хотя в современной психологии нет единого понятия «готовности» или «школьной зрелости».

В психолого-педагогической литературе понятие «школьная зрелость»  трактуется как достигнутый уровень  морфологического, функционального  и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе.

С каждым годом требования жизни  к организации воспитания и обучения, ставят перед психологами задачи по поиску более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. №ешая эту проблему необходимо определить цели и принципы организации обучения и воспитания в детских садах. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Основной целью определения  психологической готовности к школьному  обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении, по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

Чтобы подготовить детей к школе, необходим комплексный подход, который  охватит все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе  - это только  часть аспектов этой задачи, внутри которого существуют различные подходы:

1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

2. Исследование новообразований  и изменений в психике ребенка.

3. Исследование генезиса отдельных  компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

Изучение умений ребенка сознательно  подчинять свои действия заданному  при последовательном выполнении словесных  указаний взрослого. Это умение связывается  со способностью овладения общим  способом выполнения словесных указаний взрослого.

2 Методы исследования готовности детей к школе

Готовность поступить  в школу – это ответственный  момент для каждого ребенка. На практике опыт психологического наблюдения за детьми показывает, что не каждый ребенок готов полноценно вступить в учебную деятельность в школе.

Для того чтобы достоверно убедится в готовности ребенка к школе проводиться диагностика:

1. мотивационная готовность (положительное отношение к школе и учению);

2. волевая готовность (достаточно ли высок уровень развития произвольности поведения);

3. интеллектуальная готовность (наличие определенных умений, навыков, уровня развития познавательных процессов);

4. социальная готовность (сформированы ли те качества, которые обеспечивают установление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, вхождение в жизнь класса, выполнение совместной деятельности и т. п.).

Например, к  школе ребенок уже должен знать свои имя, фамилию, возраст, свой домашний адрес, имена (отчества) своих родителей, где они работают. Он должен иметь представления о мире, который его окружает: времена года, деревья, животных, насекомых. А так же чем различаются времена года, деревья, животные, насекомые и т.д. Ребенок должен не просто воспринимать действительность, а делать определенные выводы, размышлять. Важно, чтобы ребенок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять.

Существует множество методик  проверки готовности ребенка к школе. Во время прохождения практики мы провели исследования в группе, в  которой проводятся  подготовительные занятия к школе.

Целью исследования является:

1. Определить уровень подготовленности ребенка к школьному обучению;

2. Определить насколько ребенок ориентируется в окружающем мире;

3. Выявить уровня познавательных процессов дошкольника перед поступлением в начальную школу;

4. Узнать, как ребенок относиться к обучению в школе.

Изучая некоторые из методов  и методик, проводилась параллельная диагностика детей, результаты которой  указаны приложениях.

1) Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний (см. Приложение А.).

Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в  окружающем мире и оценка запаса имеющихся  у них бытовых знаний производятся по ответам на следующие вопросы:

1. Как тебя зовут? (Называние  фамилии вместо имени не является  ошибкой.)

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих  родителей?

(Называние уменьшительных  имен не рассматривается как  ошибка.)

4. Как называется город,  в котором ты живешь?

5. Как называется улица,  на которой ты проживаешь?

6. Какой у тебя номер  дома и квартиры?

7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние? (Правильным считается тот ответ, в котором ребенок может назвать не менее двух диких и не менее двух домашних животных.)

8. В какое время  года появляются, и в какое  время года опадают листья  с деревьев?

9. Как называется то  время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну?

10. Назови предметы  одежды и столовые приборы,  которыми ты пользуешься.

(Правильный ответ  – тот, в котором ребенок может перечислить не менее трех предметов одежды и не менее трех разных столовых приборов.)

За правильный ответ  на каждый из предложенных вопросов ребенок  получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10.

Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 сек. Отсутствие ответа в течение  этого времени квалифицируется  как ошибка и оценивается в 0 баллов.

Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.

2. Выявления  уровня познавательных процессов. (см. Приложение Б)

А) Тест для оценки словесно-логического  мышления

Ребенок отвечает на вопросы:

1. Какое из животных  больше – лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А вечером? 

3. Днем на улице  светло, а ночью?

Информация о работе Диагностика психологической готовности ребенка к школе