Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:22, отчет по практике
Целью производственной практики является диагностика психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе.
Для достижения поставленной в период практики цели решались следующие задачи:
- Ознакомление с работой психолога в детском саду:
- Изучение видов занятий с детьми, их специфику и типологию, на основе которых строится весь воспитательный процесс в детском саду;
- Ознакомления с методиками исследования, направленные на изучение готовности детей к обучению.
- Выявления уровня познавательных процессов дошкольника перед поступлением в начальную школу.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Работа психолога в детском саду……………………………………………………...4
2. Методы исследования готовности детей к школе……………………………………7
Заключение……………………………………………………………………………….13
Список использованных источников…………………………………………………...14
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груши, сливы, яблоки... – это что?
6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.)
9. Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка – это?..
10. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
13. Что общего между белкой и кошкой?
14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
16. Какие ты знаешь виды транспорта?
17. Чем отличается старый человек от молодого?
18. Для чего люди занимаются спортом?
19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?
При анализе ответов, которые дает ребенок, правильными считаются те, которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15 – 16 вопросов.
Б) Восприятие цвета
Ребенку предлагается раскрасить радугу и назвать ее цвета.
В зависимости от ответа оценивается в процентном отношении:
1 цвет – 14 %
2 цвета – 28 % (низкий уровень)
3 цвета – 43 %
4 цвета – 57 % (средний уровень)
5 цветов – 71 %
6 цветов – 86 %
7 цветов – 100 % (высокий уровень)
В) Произвольное внимание
Пространственное восприятие, сенсомоторная координация (методика «Домик» Н.И. Гуткиной)
Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) это задание в котором ребенок должен срисовать картинку, на которой нарисован домик, некоторые детали которого составлены из элементов прописных букв.
В этом задании выявляется, как ребенок реагирует на образец, может ли он его точно повторить, определяется особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Ошибки:
Отсутствие какой-либо детали рисунка.
Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка.
Неправильно изображенный элемент рисунка.
Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка.
Отклонение от прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления.
Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены.
Г) Воображение
Ребенку предлагается дорисовать шесть кругов так, чтобы получились разные предметы. Оценивается разнообразие и оригинальность изображений.
10 баллов – ребенок
придумал и нарисовал нечто
оригинальное, необычное, явно
8-9 баллов – ребенок
придумал и нарисовал что-то
достаточно оригинальное, с фантазией,
эмоциональное и красочное,
5-7 баллов – ребенок
придумал и нарисовал нечто
такое, что в целом является
не новым, но несет в себе
явные элементы творческой
3-4 балла – ребенок
нарисовал нечто очень простое,
0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
5-7 баллов – средний.
3-4 балла – низкий.
0-2 балла – очень низкий.
По итогам диагностики:
Детей готовых к обучению в школе – 50%,
Детей имеющих частично готовых к обучению в школе – 40,9%
Детей не готовых к обучению в школе – 9,1%.
Проведя данную диагностику мы выявили, что 40,9% детей, психологически не вполне подготовлены к школьному образования, несмотря на средний уровень познавательной готовности, а 9,1% абсолютно не готовы к школе.
Я Гусейнова Нармин Фаиг кызы прошла производственную практику в детском саду «Leylek». За весь этот период я смогла ознакомиться с работой психолога в условиях дошкольного учреждения.
Ознакомление с работой психолога в детском саду:
- Изучила виды занятий с детьми, их специфику и типологию, на основе которых строится весь воспитательный процесс в детском саду;
- Ознакомилась с методиками исследования, направленные на изучение готовности детей к обучению.
- Провела ряд тестов, по которым устанавливается уровень познавательных процессов дошкольника перед поступлением в начальную школу.
Основным методом работы психолога является - наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка.
Подготовка ребенка к обучению в школе это очень важный и ответственный момент в жизни, как ребенка, так и тех кто его окружает. Ведь дети дошкольного возраста довольно эмоциональны, открыты к познанию окружающего мира и отличаются чувствительностью к воздействию со стороны, как взрослых, так и сверстников. Психолог в свою очередь доложен помогать воспитателям, найти подход к каждому ребенку, чтобы у ребенка не возникло проблем при переходе к более сложной школьной форме обучения.
Во время прохождения практики я смогла применить свои теоретические знания на деле, осознать, что я не зря сделала свой выбор и теперь я могу с уверенностью сказать, что работа психолога довольно сложная, но очень интересная.
1 |
Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 |
2 |
Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе. Пособие для психологов и специалистов коррекционного образования. - М., 2006. |
3 |
Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 1994 г., |
4 |
Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства.- М., 2000. |
5 |
Безруких М.М. Пора ли в школу? – М.: Вентана – Граф, |
6 |
Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1995. |
7 |
Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970 |
8 |
Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование» 1997 |
9 |
Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача М. 1992 |
10 |
Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 980 |
11 |
Мухина В.С. Детская психология. Апрель Пресс, М., 2000 |
12 |
Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? //Дошкольное воспитание. 1995г |
Приложение А |
|
Приложение Б |
|
1 Система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марией Монтессори. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении
Информация о работе Диагностика психологической готовности ребенка к школе