Диагностика психологической готовности ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:22, отчет по практике

Краткое описание

Целью производственной практики является диагностика психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе.
Для достижения поставленной в период практики цели решались следующие задачи:
- Ознакомление с работой психолога в детском саду:
- Изучение видов занятий с детьми, их специфику и типологию, на основе которых строится весь воспитательный процесс в детском саду;
- Ознакомления с методиками исследования, направленные на изучение готовности детей к обучению.
- Выявления уровня познавательных процессов дошкольника перед поступлением в начальную школу.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Работа психолога в детском саду……………………………………………………...4
2. Методы исследования готовности детей к школе……………………………………7
Заключение……………………………………………………………………………….13
Список использованных источников…………………………………………………...14

Файлы: 1 файл

Гусейнова Нармин. психология.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

4. Небо голубое, а  трава?

5. Черешня, груши, сливы, яблоки... – это что?

6. Почему, когда идет  поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и  просят назвать время.)

9. Маленькая корова  – это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка – это?..

10. На кого больше  похожа собака – на кошку  или на курицу?

11. Для чего нужны  автомобилю тормоза?

12. Чем похожи друг  на друга молоток и топор? 

13. Что общего между  белкой и кошкой?

14. Чем отличаются гвоздь  и винт друг от друга?

15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

16. Какие ты знаешь  виды транспорта?

17. Чем отличается старый  человек от молодого?

18. Для чего люди  занимаются спортом?

19. Почему считается  плохим, если кто-то не хочет  работать?

20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

При анализе ответов, которые дает ребенок, правильными  считаются те, которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного  вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления –  если ребенок ответил правильно на 15 – 16 вопросов.

Б) Восприятие цвета

Ребенку предлагается раскрасить радугу и назвать ее цвета.

В зависимости от ответа оценивается в процентном отношении:

1 цвет – 14 %

2 цвета – 28 % (низкий  уровень)

3 цвета – 43 %

4 цвета – 57 % (средний уровень)

5 цветов – 71 %

6 цветов – 86 %

7 цветов – 100 % (высокий  уровень)

В) Произвольное внимание

Пространственное восприятие, сенсомоторная координация (методика «Домик» Н.И. Гуткиной)

Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) это задание в котором ребенок должен срисовать картинку, на которой нарисован домик, некоторые детали которого составлены из элементов прописных букв.

В этом задании выявляется, как ребенок реагирует на образец, может ли он его точно повторить, определяется особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Ошибки:

Отсутствие какой-либо детали рисунка.

Увеличение отдельных  деталей рисунка более чем  в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка.

Неправильно изображенный элемент рисунка.

Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка.

Отклонение от прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления.

Разрывы между линиями  в тех местах, где они должны быть соединены.

Г) Воображение

Ребенку предлагается дорисовать шесть кругов так, чтобы получились разные предметы. Оценивается разнообразие и оригинальность изображений.

10 баллов – ребенок  придумал и нарисовал нечто  оригинальное, необычное, явно свидетельствующее  о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок производит большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов – ребенок  придумал и нарисовал что-то  достаточно оригинальное, с фантазией,  эмоциональное и красочное, хотя  изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов – ребенок  придумал и нарисовал нечто  такое, что в целом является  не новым, но несет в себе  явные элементы творческой фантазии  и оказывает на зрителя определенное  эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла – ребенок  нарисовал нечто очень простое,  неоригинальное, причем на рисунке  слабо просматривается фантазия  и не очень хорошо проработаны  детали.

0-2 балла – за отведенное  время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень  высокий.

8-9 баллов – высокий.

5-7 баллов – средний.

3-4 балла – низкий.

0-2 балла – очень  низкий.

По итогам диагностики:

Детей готовых к обучению в школе – 50%,

Детей имеющих частично готовых к обучению в школе  – 40,9%

Детей не готовых к  обучению в школе – 9,1%.

Проведя данную диагностику  мы выявили, что 40,9% детей, психологически не вполне подготовлены к школьному  образования, несмотря на средний уровень познавательной готовности, а 9,1% абсолютно не готовы к школе.

Заключение

Я Гусейнова Нармин Фаиг кызы прошла производственную практику в детском саду «Leylek». За весь этот период я смогла ознакомиться с работой  психолога в условиях дошкольного учреждения.

Ознакомление с работой  психолога в детском саду:

- Изучила виды занятий с детьми, их специфику и типологию, на основе которых строится весь воспитательный процесс в детском саду;

- Ознакомилась с методиками исследования, направленные на изучение готовности детей к обучению.

- Провела ряд тестов, по которым устанавливается уровень познавательных процессов дошкольника перед поступлением в начальную школу.

Основным методом работы психолога является - наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка.

Подготовка ребенка  к обучению в школе это очень  важный и ответственный момент в  жизни, как ребенка, так и тех  кто его окружает. Ведь дети дошкольного возраста довольно эмоциональны, открыты к познанию окружающего мира и отличаются чувствительностью к воздействию со стороны, как взрослых, так и сверстников. Психолог в свою очередь доложен помогать воспитателям, найти подход к каждому ребенку, чтобы у ребенка не возникло проблем при переходе к более сложной школьной форме обучения.

Во время прохождения  практики я смогла применить свои теоретические знания на деле, осознать, что я не зря сделала свой выбор  и теперь я могу с уверенностью сказать, что работа психолога довольно сложная, но очень интересная.

Список использованных источников

1

Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1

2

Бабкина Н.В. Оценка психологической  готовности детей к школе. Пособие для психологов и специалистов коррекционного образования. - М., 2006.

3

Белова Е. Размышления перед  школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 1994 г.,

4

Белкина В. Н. Психология раннего и  дошкольного детства.- М., 2000.

5

Безруких М.М. Пора ли в школу? –  М.: Вентана – Граф,

6

Божович Л.И. Психологические вопросы  готовности ребенка к школьному  обучению. Вопросы психологи ребенка  дошкольного возраста Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1995.

7

Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970

8

Гуткина Н.Н. Диагностическая программа  по определению психологической  готовности детей 6-7 лет к школьному  обучению «Психологическое образование» 1997

9

Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача М. 1992

10

Запорожец А.В. Подготовка детей к  школе. Основы дошкольной педагогики /Под  редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 980

11

Мухина В.С. Детская психология. Апрель Пресс, М., 2000

12

Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? //Дошкольное воспитание. 1995г


 

Приложения

Приложение А

Приложение Б


1 Система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марией Монтессори. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении




Информация о работе Диагностика психологической готовности ребенка к школе