Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 02:12, отчет по практике
Цель практики – изучение основных компонентов психологической готовности к школе, а также методов ее психодиагностики.
Для реализации поставленной цели исследования мною решались следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Охарактеризовать понятие и структурные компоненты «психологической готовности ребенка к школьному обучению»;
3. Проанализировать методики по оценке психологической готовности ребенка к школе;
4. Рассмотреть взаимосвязь психологической диагностики готовности к школе с уровнем школьной адаптации.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы психологической готовности к школьному обучению. Характеристика понятия «психологическая готовность» ребенка к школе....................................................................................................................................5
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе. Организация и проведение экспериментального исследования……………………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников……
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Петрозаводский филиал Современной Гуманитарной Академии. |
Вид работы |
Отчет по практике |
Название дисциплины |
Психология |
Тема |
«Диагностика психологической готовности ребенка к школе» |
Фамилия студента |
Семенова |
Имя студента |
Элеонора |
Отчество студента |
Геннадьевна |
№ контракта |
08002100709010 |
Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание |
|
Направление на практику |
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы психологической
готовности к школьному обучению. Характеристика
понятия «психологическая готовность»
ребенка к школе.........................
Глава 2. Экспериментальное исследование
психологической готовности ребенка к
школе. Организация и проведение экспериментального
исследования………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Образование, как индивидуальная и социальная ценность, имеет огромное значение в процессе социализации индивида и достижений в последующей человеческой деятельности. При этом важнейшую роль во многом играют самые первые шаги, которые совершает ребенок, приступая к систематическому обучению в условиях общеобразовательных школ.
Наступивший информационный век предъявляет довольно высокие требования к ребенку, начинающему осваивать содержание образования, и поэтому успешное развитие личности ребенка, повышение эффективности обучения, дальнейшее благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению, а именно психологическая готовность к систематическому обучению.
На сегодняшний день практически
общепризнанно, что психологическая
готовность к школьному обучению
– многокомпонентное
Второй всплеск интереса возник
в 1983 году после принятия решения
о начале обучения с шести лет.
И снова перед обществом встал
вопрос о готовности ребенка, сформированности
предпосылок к учебной деятельн
Ещё в 60-е годы Л.И. Божович указывала, что психологическая готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к регуляции поведения и своей деятельности, к социальной позиции школьника. Поскольку в настоящее время отмечается тенденция роста числа детей, не адаптировавшихся к школе, то во многом такой тенденции можно избежать, если вовремя выявлять психологические причины неподготовленности детей к школьному обучению.
Актуальность исследования обоснована
еще и тем, что высокие требования
современной жизни к
Цель практики – изучение основных
компонентов психологической
Для реализации поставленной цели исследования мною решались следующие задачи:
1. Изучить психолого-
2. Охарактеризовать понятие и
структурные компоненты «
3. Проанализировать методики по
оценке психологической
4. Рассмотреть взаимосвязь
Методы исследования. Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки выдвинутой гипотезы мною использовались теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретические методы исследования – анализ научной, учебной литературы.
Эмпирические методы исследования – наблюдение, анкетирование, тестирование.
Психологическая готовность к школе, на современном этапе развития психологической науки, рассматривается как комплексная характеристика развития ребенка, позволяющая раскрыть уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для формирования учебной деятельности в условиях систематического обучения, а также для успешного вхождения в новую социальную среду.
Ряд понятий, таких как: «школьная зрелость», «готовность к школе» и «психологическая готовность к школе» - это те понятия, которые использовались как зарубежными психологами, так и отечественными для обозначения уровня психического развития ребенка, по достижении которого можно приступить к систематическому обучению. Следует отметить, что все эти понятия обозначают наличие у ребенка предпосылок к обучению в школе. Различия проявляются лишь при анализе указанных предпосылок.
Так, например, Л.А. Венгер разводит эти понятия и указывает, что психологическая готовность и школьная зрелость различны по содержанию. Школьная зрелость, по его мнению, выступает как функциональная зрелость организма и подразумевает некоторый исходный в данном случае минимальный уровень развития, достаточный для включения ребенка в условиях систематического обучения. В тоже время психологическая готовность к обучению предполагает достижение ребенком к моменту поступления в школу оптимального уровня развития, обеспечивающего высокую успешность школьного обучения.
Исследования ученых М.В. Антроповой,
М.М. Кольцова, О.А. Лосевой показали,
что школьная зрелость представляет
собой такой уровень
В отечественной психологии теоретической проработкой проблемы психологической готовности к школьному обучению занимались Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.И. Запорожец и продолжают заниматься Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Н.И. Гуткина, М.М. Семаго. Российские психологи, под психологической готовностью к школе, понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Впервые, понятие «психологическая
готовность ребенка к школьному
обучению» в отечественной
В исследованиях отечественных психологов рассмотрение содержания психологической готовности связывалось с особенностями развития ребенка, опираясь на фундаментальные психологические теории Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» и «соотношении обучения и развития». Авторы этих исследований полагали, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его интеллектуального и личностного развития, поэтому в психологической готовности внимание уделялось именно этому компоненту, который рассматривался как психологические предпосылки к обучению в школе.
По мнению Л.С. Выготского, необходимый
и достаточный уровень
Вслед за Л.С. Выготским, дает определение психологической готовности и Л.И. Божович, представляя ее как комплексную характеристику, включающую определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника. Л.И. Божович выделила несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на школьное обучение, а именно:
1. Определенный уровень
2. Достаточное развитие
3. Определенный уровень
Наиболее важным в психологической
готовности ребенка к школе Л.И.
Божович признавался
1. Мотивы, связанные непосредственно
с содержанием учебной
2. Широкие социальные мотивы
учения, связанные с потребностями
ребенка в общении другими
людьми, в их оценке и одобрении,
с желанием ученика занять
определенное место в системе
доступных ему общественных
Сплав этих двух групп мотивов способствует, по мнению Л.И. Божович, возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного ею «внутренней позицией школьника». При этом Л.И. Божович считала, что «внутренняя позиция школьника» является основным критерием психологической готовности к школьному обучению.
А.В. Запорожец в своих
Исследования М.И. Лисиной описывают психологическую готовность как сложное, структурное образование, где ключевым компонентом является коммуникативная готовность к школьному обучению. По ее мнению, общение дошкольников с взрослыми является главным условием формирования готовности к обучению и составляет основу развития у детей умственных и волевых способностей.
Анализ психологических
Отметим, что среди таких авторов, как Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин нет единства в рассмотрении компонентов психологической готовности. Так, Д.Б. Эльконин вслед за А.Н. Леонтьевым основным показателем психологической готовности считал развитие у детей произвольного поведения, которое рождается в сюжетно-ролевой игре. Он считал, что на основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой, своим поведением. Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д.Б. Эльконин его сотрудники выделили следующие параметры:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать
говорящего и точно выполнять
задания, предлагаемые в
- умение самостоятельно
Фактически эти параметры и
могут рассматриваться в
Информация о работе Диагностика психологической готовности ребенка к школе