Диагностика психологической готовности ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 02:12, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики – изучение основных компонентов психологической готовности к школе, а также методов ее психодиагностики.
Для реализации поставленной цели исследования мною решались следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Охарактеризовать понятие и структурные компоненты «психологической готовности ребенка к школьному обучению»;
3. Проанализировать методики по оценке психологической готовности ребенка к школе;
4. Рассмотреть взаимосвязь психологической диагностики готовности к школе с уровнем школьной адаптации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы психологической готовности к школьному обучению. Характеристика понятия «психологическая готовность» ребенка к школе....................................................................................................................................5
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе. Организация и проведение экспериментального исследования……………………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

Диагностика психологической готовности ребенка к школе..doc

— 251.00 Кб (Скачать)

Результаты наблюдений за поведением детей в процессе обследования заносятся  в специальный лист. Сочетание объективной оценки результатов деятельности ребенка и субъективной оценки его поведенческих особенностей позволяет в достаточной степени избежать однобокости в оценке возможностей ребенка. 
Обследование проводилось фронтально, с группой детей 20 человек ( экспериментальная группа). В ходе обследования детям предъявлялись 5 заданий. Время работы с заданиями не превышает 15-20 минут на группу детей. По итогам выполнения заданий, согласно методике все работы  разделяются на 4 уровня готовности к школе. Рассмотрим задания диагностической методики подробнее. Перед началом выполнения заданий были ознакомлены дети с предварительной инструкцией программы, выдан каждому ребенку бланк заданий со стимульным материалом. Перечень, предъявляемых в ходе обследования приведены ниже:

1.«Продолжи узор». Оценивались  особенности тонкой моторики  и произвольности внимания, умения  самостоятельно работать в режиме  фронтальной инструкции;  
2. «Сосчитай и сравни». Оценивались сформированность навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры и количества изображения фигур, моторных навыков при изображении цифр, сформированность понятия «больше-меньше. 
3. «Слова». Оценивались сформированность у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности, произвольная регуляция собственной деятельности; 
4. «Шифровка». Данное задание выявляло показатели сформированности произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

5. «Рисунок человека». Оценивались  уровень общей сформированности  графической деятельности, топологические  и метрические пространственные  представления, общий уровень  развития.  
В процессе выполнения заданий отмечался также характер поведения и работы детей в листе наблюдений. Оценка результатов выполнения ребенком всех заданий определялась суммой баллов по всем выполненным заданиям. Чрезвычайно важным является то, что, помимо оценки собственно результативности выполнения заданий, в итоговом показателе готовности учитывались и поведенческие особенности ребенка в процессе выполнении  работы, которые были отражены в листе наблюдений.Лист наблюдений представлял собой бланк, в котором приведены индивидуальные данные, особенности деятельности ребенка и сгруппированы по следующим направлениям оценки.    В графе «Нуждается в дополнительной помощи»  отмечались те случаи, когда ребенку неоднократно требуется помощь в процессе выполнения заданий. При этом если ребенок нуждается в помощи при выполнении каждого задания, дополнительно в графе «Другое» отмечалась эта особенность;   в графе «Работает медленно» отмечались те случаи, когда ребенок не укладывался в то время выполнения заданий, которое достаточно для всех детей группы; если ребенок  был расторможен, мешал другим детям, не мог сам сосредоточиться, это отмечалось в соответствующей графе. Если такое поведение отмечалось практически на протяжении большей части работы, этот факт был отмечен и в графе «Другое». Количество дополнительных особенностей определяло корректировочные коэффициенты при выведении общей итоговой оценки готовности ребенка к началу школьного обучения. Корректировочные коэффициенты определялись следующим образом:  
1. Если в листе наблюдений отмечен один знак поведенческих трудностей, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножалась на коэффициент 0.85;  
2. Если в листе наблюдений отмечены два знака поведенческих трудностей, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножалась на коэффициент 0.72; 
3. Если в листе наблюдений  были отмечены три знака поведенческих трудностей, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножалась на коэффициент 0.6; 
4. Если в листе наблюдений отмечалось четыре знака поведенческих трудностей, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножалась на коэффициент 0.45. 
Как уже отмечалось, выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням – в зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы. 
Уровни готовности к школе: 

1 уровень (от 17 до 25 баллов) – готовность  к началу регулярного обучения  в школе; 
2 уровень (от 14 до 17 баллов) – условная готовность к началу обучения; 
3 уровень (от 11 до 14 баллов) – условная неготовность к началу регулярного обучения;

4 уровень (суммарная оценка ниже 10 баллов) – неготовность на момент  обследования к началу регулярного  обучения.

Итоговые результаты обследования каждого ребенка и группы детей  сводились в общую таблицу. В  графе «Фамилия, имя ребенка, возраст»  фиксировались возраст ребенка в полных годах и месяцах (на момент обследования). В графе «Балльная оценка выполнения заданий» приводились соответствующие результаты выполнения отдельных заданий и общий («сырой») суммарный балл. В графу «Поведенческие особенности» из листа наблюдений в первый столбец переносилось количество знаков («+» или галочек), во второй столбец проставлялись корректировочный коэффициент, соответствующий количеству знаков выраженности поведенческих особенностей. В графу «Суммарный балл» заносились скорректированная в соответствии с полученными коэффициентами итоговая балльная оценка. В графе «Уровень готовности» отмечается соответствующий итоговой балльной оценке уровень: готов (Г), условно готов (УГ), условно не готов (УНГ), не готов (НГ). 
2) «Экспресс-диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатовой, Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой. Данная диагностическая методика проводилась индивидуально с каждым ребенком группы детского сада – контрольной группы. Более подробно  методика представлена в Приложении Б. 
Методика диагностики готовности к школе представляет собой комплекс, состоящий из: 11 субтестов для тестирования ребенка и анкета для родителей. 
Эффективность выполнения заданий оценивалась в баллах. Результаты каждого субтеста суммировались в общий балл. Максимальная сумма баллов составляла – 23.

Ребенок, набравший 18 баллов и больше считался готовым к обучению. 
Ребенок, набравший 16-17 баллов считался к школе готов «условно». 
Ребенок, набравший 15 баллов и менее – к школе не готов. 
Анкетирование родителей было проведено с целью сбора информации об особенностях физического и психического развития ребенка, о состоянии его здоровья, условиях воспитания. 
3) Комплексная диагностика адаптации первоклассников к школе (Т.А. Луговых). Программа данной диагностики мною представлена в Приложении В.  
Для оценки адаптации были выполнены следующие виды работ:

- проанализированы данные о заболеваемости первоклассников и их обращения за медицинской помощью за адаптационный период; 
- проведен опрос родителей (законных представителей ребенка); 
- проинтервьюированы учителя;

- проведено групповое обследование  первоклассников с помощью методики личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики». 
Процедура диагностики адаптации и способы обработки  полученных данных:

А. Опрос родителей был проведен в групповом варианте – на родительском собрании. Обработка данных, полученных с помощью  данного опросника: 
- психосоматические симптомы, заболевания не имеются; 
- изредка имеют место функциональные нарушения; 
- имели место заболевания, наблюдалась психосоматическая симптоматика. 
Анализ данных медицинской статистики. В данном случае интерес представляла следующая информация: 
- болезни первоклассников в адаптационный период; 
- факты обращения за медицинской помощью; 
- отказы от плановых прививок, мотивированных плохим самочувствием ребенка. 
Экспертный опрос учителя проводился по следующим критериям: 
- дети, вызывающие опасения у самого учителя; 
- дети, имеющие отклонения, недостаточный уровень развития, зафиксированные при приеме ребенка в школу; 
- дети часто болеющие, проявляющие психосоматическую симптоматику, имеющие слабую дифференциацию социальных эмоций и показавшие негативное эмоциональное отношение к себе, процессу учения и учителя. 
Полученная информация интерпретировалась в следующих трех категориях: 
- первоклассник усваивает школьную программу полностью; 
- первоклассник усваивает школьную программу частично; 
- первоклассник не усваивает программу. 
Далее проводился проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О.А. Ореховой).  
Цель: диагностика эмоциональной сферы ребенка, а именно высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций. 
Процедура исследования состояла из трех заданий по раскрашиванию и занимала около 20 минут. 
Процедура обработки полученных данных: 
Задание № 1. Вычисляется вегетативный коэффициент по формуле: ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвет) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета). Полученные значения варьируют от 0,2 до 5 баллов. 
Далее интерпретируется энергетический показатель: 
0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность; 
0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости; 
0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность; 
свыше 2,0 – перевозбуждение. 
Далее рассчитывался показатель суммарного отклонения (СО) от аутогенной нормы.  Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета СО сначала вычислялась разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности суммировались (без учета знака абсолютной величины). Значение СО варьирует от 0 до 32 и может быть только четным. Числовые значения интерпретировались следующим образом: 
больше 20 – преобладание отрицательных эмоций; 
10 – 18 эмоциональное состояние в норме; 
менее 10 – преобладание положительных эмоций. 
Задание № 2 и № 3 расшифровывают эмоциональную сферу, и позволяют сориентироваться в вероятных проблемах адаптации. 
Задание № 2 характеризует сферу социальных эмоций. В данном задании оценивалась степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневыми и черными. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений таких как: 
счастье-горе – блок базового комфорта; 
справедливость-обида – блок личностного роста; 
дружба-ссора – блок межличностного взаимодействия; 
доброта-злоба – блок потенциальной агрессии;

скука-восхищение – блок познания. 
В задании № 3 отражается эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассниками. По результатам задания № 3 были выделены три группы детей: 
- с положительным отношением; 
- с амбивалентным отношением; 
- с негативным отношением. 
Далее заполнялась сводная таблица, в которую заносились данные о вегетативной коэффициенте, опроса родителей и анализ медицинской статистики. Для удобства данные разделялись на три категории и составляли физиологический компонент адаптации. Экспертная оценка учителя характеризовала деятельностный компонент адаптации первоклассника, а суммарное отклонение от аутогенной нормы являлось интегрированным показателем эмоционального компонента адаптации. В сводной таблице были отражены знаком отношение (положительный, амбивалентный, отрицательный) первоклассника к учению, учителю, одноклассникам и себе.

Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволили квалифицировать  уровень адаптации первоклассников  как: достаточный, частичный и недостаточный.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В последнее время проблема диагностики  психологической готовности ребенка к школьному обучению занимает одно из важных мест в системе психолого-педагогических наук. Общепризнано, что для полноценного развития личности и повышения эффективности обучения необходимо своевременно определить уровень подготовленности детей к обучению в школе. 
На современном этапе развития психологической науки, психологическая готовность к школе рассматривается как комплексная характеристика развития ребенка, которая позволяет раскрыть уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для формирования учебной деятельности в условиях систематического обучения, а также для успешного вхождения  в новую социальную среду, адаптации к новым условиям и учебной деятельности. 
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению представляет собой комплексное образование, отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание в развитии других и именно качественное, своевременное выявление данных отставаний приводит к повышению  уровня адаптации ребенка к школьному обучению. 
В ходе прохождения практики мною были решены следующие задачи: 
1. Охарактеризованы понятие и структурные компоненты «психологической готовности к школьному обучению»; 
2. Проведено экспериментальное исследование психологической готовности детей с помощью различных диагностических методик; 
3. Проведено экспериментальное исследование адаптации первоклассников к обучению в школе; 
4. Проведен сравнительный анализ методик по оценке психологической готовности детей к школе и их влияния на уровень школьной адаптации.  
 В ходе практики мною были сделаны следующие выводы:  
1. В структуре психологической готовности ребенка к школе выделяют такие компоненты, как психомоторная (функциональная) готовность, интеллектуальная готовность, личностная готовность, эмоционально-волевая готовность, социально-психологическая (коммуникативная) готовность. Все рассмотренные компоненты психологической готовности к школьному обучению должны достигать определенного уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста и при этом развиваться, когда дети приступают к систематической учебной деятельности  в условиях школы. Степень, в которой ребенок обладает необходимыми умениями и оказывается в состоянии отвечать требованиям и ожиданиям, предъявляемым к нему в условиях школьного обучения, будет определять то, насколько хорошо он к ним приспособлен. Когда между этими двумя факторами возникает несоответствие, то ребенка рассматривают как недостаточно адаптированного и нуждающегося в психолого-педагогической помощи; 
 2. Диагностика готовности ребенка к школе представляет собой постановку какого-либо психологического диагноза и включает в себя большое разнообразие различных методик, но описанные методики, каждая в отдельности, не позволяют определить в целом психологическую готовность к школе. Диагностика должна давать точные результаты для правильной постановки диагноза и соответственной коррекционной работы, тем самым, обеспечив успешную адаптацию к школе. Основной целью психологического обследования ребенка при приеме в школу является выявление актуального уровня его психического развития, а также индивидуально-психологических особенностей, специфики поведенческих характеристик. Только своевременная диагностика может обеспечить надежный прогноз дальнейшего развития и обучения ребенка, а также успешность построения коррекционно-развивающей работы, приводящей к полноценному формированию готовности к обучению к школе; 
 3. Использование в практической деятельности психологами  дошкольных образовательных учреждений такой методики  по оценке психологической готовности детей к школе, как «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» авторов Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, способствует облегчению процесса адаптации к школьному обучению. Поскольку данная диагностическая методика позволяет учитывать поведенческие особенности ребенка в процессе выполнения работы, это облегчает прогнозирование возможных трудностей при адаптации по данному аспекту готовности. А также методика рассматривает готовность к школе не с целью измерения ради измерения, а с точки зрения применения комплексного диагностико-развивающего подхода. Методика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» авторов Н.Я. Семаго и М.М. Семаго позволила четко выделить детей с возможными проблемами при адаптации в условиях системного обучения. А также выявить сферы педагогических усилий еще до поступления в общеобразовательную школу, что способствовало повышению уровня  школьной адаптации  учеников; 
4. Своевременная и полная оценка психологической готовности ребенка к школе является приоритетным направлением дошкольного образовательного учреждения как профилактика школьной дезадаптации. При этом выявление возможных причин отставания по какому-либо компоненту психологической готовности предполагает решение определенных аспектов, а именно: 
- выбор методик позволяющих ориентироваться в массе детей, обладающих теми или иными свойствами, на оценку постоянства тех или иных психологических характеристик у данной группы детей, а также прослеживать динамику развития, эффективность развивающих или коррекционных мероприятий; 
- отдавать предпочтение тем методикам, которые позволяют выявить причины возможной дезадаптации у детей еще до поступления в школу; 
- использовать только научно-обоснованные методики оценки психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Список использованных источников

1.

Ануфриев, А.Ф., Костромина, С. Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей»- М.: Ось-89, 2009. – 272стр.

 

2.

Архипова, И.К. «Диагностика психического развития ребенка» -СПб.: Наука и  Техника, 2008. – 256стр.

 

3.

Бардин, К.В. «Подготовка ребенка  к школе» - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 243стр.

 

4.

Волков, Б.С. «Готовим ребенка к школе» - СПб.: Питер, 2008. – 192стр.

 

5.

Екжакова, Е.А. «Методика исследования готовности детей к школьному  обучению» - СПб.: Каро, 2007. – 79стр.

 

6.

Карелин, А. Большая энциклопедия психологических  тестов. М.: Эксмо, 2007. – 417стр.

 

7.

Князева, Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе. СПб.: Речь, 2007. – 118стр.

 

 

8.

Меттус, Е.В. Система работы по проблемам  будущих первоклассников. Подготовка, диагностика, адаптация. Волгоград: Учитель, 2007. – 160стр.

 

9.

Павлова, Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. М.: Сфера, 2007. – 120стр.

 

10.

Ходокова, О.Г. Предпосылки психологической  готовности к обучению в школе  детей 5,5-6,5 лет» - Барнаул: БГПУ, 2007. – 368стр.


 

Приложения

А

 

Б

 

В

 

Г

 


 

 


Информация о работе Диагностика психологической готовности ребенка к школе