Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 02:12, отчет по практике
Цель практики – изучение основных компонентов психологической готовности к школе, а также методов ее психодиагностики.
Для реализации поставленной цели исследования мною решались следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Охарактеризовать понятие и структурные компоненты «психологической готовности ребенка к школьному обучению»;
3. Проанализировать методики по оценке психологической готовности ребенка к школе;
4. Рассмотреть взаимосвязь психологической диагностики готовности к школе с уровнем школьной адаптации.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы психологической готовности к школьному обучению. Характеристика понятия «психологическая готовность» ребенка к школе....................................................................................................................................5
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе. Организация и проведение экспериментального исследования……………………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников……
1. Желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться;
2. Достаточный уровень волевого
развития ребенка,
3. Произвольность познавательной деятельности;
4. Определенный уровень развития познавательных процессов;
5.Общественные мотивы
Таким образом, В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появление у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.
Позднее Н.Г. Салмина в качестве основных показателей психологической готовности к школе выделила:
- произвольность как одну из
предпосылок учебной
- уровень сформированности
- личностные характеристики, включающие особенности общения, развитие эмоциональной сферы.
К.В. Бардин, рассматривая психологическую готовность, выделяет следующие основные ее показатели:
1. Общее психическое развитие, развитие памяти, внимания, интеллекта;
2. Умение управлять своими
3. Мотивы, побуждающие к учебной деятельности.
Подход К.В. Бардина представляет интерес, поскольку не только выделяется произвольность как показатель психологической готовности, но и происходит выделение в психологической готовности тенденции к зарождению волевой регуляции.
Необходимо рассмотреть работы Л.А. Венгера и А.Л. Венгера, посвященные психологической готовности. Они представляют немалый интерес в рассмотрении ее содержания, где основным показателем является умственная готовность. По их мнению, умственная готовность включает в себя следующее:
- умение слушать, выполнять
- необходимый уровень развития
механической и логической
- определенный уровень
- умение отличать слово от обозначаемого им предмета или явления;
- владение арифметическими
- готовность руки к овладению письма.
Таким образом, Л.А. Венгер и А.Л. Венгер
впервые связали
Далее, я предлагаю рассмотреть сущность компонентов психологической готовности.
Одним из обозначенных компонентов
является психомоторная или
- процессы возбуждения и
- развитие мелкой моторики рук
и зрительно-моторных
- совершенствование механизма
функциональной асимметрии
Следующий компонент, который необходимо рассмотреть – интеллектуальная готовность. В интеллектуальную готовность включают:
1. Достаточный уровень развития
познавательных интересов –
2. Определенный уровень развития
познавательной деятельности, психических
процессов, таких как
3. Актуальный уровень
4. Определенный уровень развития речи, сформированности умения связно, последовательно, понятно для окружающих людей описать и объяснить явление или какое-либо событие. Особое место занимает овладение дошкольником некоторыми специальными знаниями и навыками, относящимися к собственно школьным – грамотой, сетом, решением арифметических задач.
Следующий и немаловажный компонент
– это эмоционально-волевая
Эмоционально-волевая
- произвольность поведения,
- формирование основных
- начало развития
- новый уровень развития
Огромное внимание уделяется такому компоненту психологической готовности как личностная готовность. Ее можно описать через анализ мотивационно-потребностной сферы и сферы самосознания личности:
1. Формирование готовности к
принятию новой «социальной
2. Мотивационная готовность – соподчинение мотивов, наличие в поведении общественных и моральных мотивов таких, как чувство долга;
3. Начало формирования
И последний компонент
Этот компонент
1. Внеситуативно-личностное
2. Общение со сверстниками и
специфические отношения с
Таким образом, все рассмотренные компоненты психологической готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематическому обучению в школе. Это создает основу для формирования у ребенка, ставшего первоклассником, качеств, необходимых школьнику для успешного освоения программного материала, развития различных сторон его личности. Психологическая готовность к школе рассматривается как комплексная характеристика развития ребенка, позволяющая раскрыть уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для формирования учебной деятельности в условиях систематического обучения, а также для успешного вхождения в новую социальную среду; В структуре психологической готовности ребенка к школе выделяют такие компоненты, как психомоторная (функциональная) готовность, интеллектуальная готовность, личностная готовность, эмоционально-волевая готовность, социально-психологическая (коммуникативная) готовность; Интеллектуальный компонент включает в себя определенный уровень развития мышления, владение логическими операциями. Личностный компонент представлен новой социальной позицией, социальными или учебными мотивами, познавательной деятельностью. Эмоционально-волевой компонент проявляется во владении коммуникативными навыками, произвольная регуляция своей деятельности, поведения, определенными волевыми качествами. Эмоционально-волевой компонент проявляется во владении коммуникативными навыками, произвольная регуляция своей деятельности, поведения, определенными волевыми качествами. Психомоторная готовность характеризуется определенным уровнем функциональной зрелости ребенка.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению представляет собой комплексное образование, отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание в развитии других и именно качественное, своевременное выявление данных отставаний приводит к повышению уровня адаптации ребенка к школьному обучению.
Объектом моего
Цель исследования – проведение сравнительного анализа диагностических методик по оценке психологической готовности и их влияния на уровень адаптации к школе.
Задачи исследования:
1. Провести диагностику
2. Провести диагностику
3. Изучить уровень адаптации детей к школе, посредством методики «Комплексная диагностика адаптации первоклассников к школе» Т.А. Луговых;
4. Провести сравнительный анализ
методик оценки
Эксперимент проводился по двум разным методикам. В экспериментальной группе проводилось исследование психологической готовности посредством методики «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» авторов Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, в контрольной группе – аналогичное исследование, но с помощью методики «Экспресс-диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатова, Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой.
Возрастной состав этих групп –
дети 6-7 лет. Дети как экспериментальной,
так и контрольной групп
Первый этап – организационный, включал в себя:
- изучение психологической,
- конкретизация цели, задач, объекта исследования;
- подбор и апробация методов исследования.
Второй этап - опытно-экспериментальный, включал в себя:
- уточнение цели, задач и методов исследования;
- проведение эксперимента, с целью
исследования каждого
- сбор и обработка результатов.
Третий этап - заключительно-обобщающий, включал в себя:
- обобщение, систематизация, осмысление результатов экспериментального исследования;
- формулирование выводов и
Для проведения исследования психологической готовности ребенка к обучению в школе использовались следующие методики:
«Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я.Семаго и М.М. Семаго, мною представлена в Приложении A.
Целью данной диагностической методики
является определение уровня развития
предпосылок к учебной
Помимо оценки результатов выполняемых
заданий необходимо учесть особенности
деятельности и характер поведения ребенка
в процессе работы. Это является чрезвычайно
важным, поскольку, с одной стороны, более
четко выявляется «цена» деятельности
ребенка, его эмоциональные, «энергоресурсные»
затраты, с другой – появляется возможность
прогностической оценки поведенческих
особенностей ребенка в условиях групповой
работы. Именно эти параметры редко рассматриваются
и учитываются при анализе уровня готовности
ребенка к началу обучения, кардинальных
изменений требований к ребенку в этом
возрасте.
Информация о работе Диагностика психологической готовности ребенка к школе