Диагностика психологической готовности ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 02:12, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики – изучение основных компонентов психологической готовности к школе, а также методов ее психодиагностики.
Для реализации поставленной цели исследования мною решались следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Охарактеризовать понятие и структурные компоненты «психологической готовности ребенка к школьному обучению»;
3. Проанализировать методики по оценке психологической готовности ребенка к школе;
4. Рассмотреть взаимосвязь психологической диагностики готовности к школе с уровнем школьной адаптации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы психологической готовности к школьному обучению. Характеристика понятия «психологическая готовность» ребенка к школе....................................................................................................................................5
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе. Организация и проведение экспериментального исследования……………………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

Диагностика психологической готовности ребенка к школе..doc

— 251.00 Кб (Скачать)

1. Желание стать школьником, выполнять  серьезную деятельность, учиться;

2. Достаточный уровень волевого  развития ребенка, соподчинение  мотивов;

3. Произвольность познавательной  деятельности;

4. Определенный уровень развития  познавательных процессов;

5.Общественные мотивы поведения,  взаимоотношения с взрослыми  и сверстниками.

Таким образом, В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появление у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

Позднее Н.Г. Салмина в качестве основных показателей психологической готовности к школе выделила:

- произвольность как одну из  предпосылок учебной деятельности;

- уровень сформированности семиотической  функции;

- личностные характеристики, включающие  особенности общения, развитие  эмоциональной сферы.

К.В. Бардин, рассматривая психологическую готовность, выделяет следующие основные ее показатели:

1. Общее психическое развитие, развитие  памяти, внимания, интеллекта;

2. Умение управлять своими поступками, длительно сосредотачивать свое  внимание на не интересной  деятельности;

3. Мотивы, побуждающие к учебной  деятельности.

Подход К.В. Бардина представляет интерес, поскольку не только выделяется произвольность как показатель психологической  готовности, но и происходит выделение  в психологической готовности тенденции  к зарождению волевой регуляции.

Необходимо рассмотреть работы Л.А. Венгера и А.Л. Венгера, посвященные  психологической готовности. Они  представляют немалый интерес в  рассмотрении ее содержания, где основным показателем является умственная готовность. По их мнению, умственная готовность включает в себя следующее:

- умение слушать, выполнять указания  взрослого;

- необходимый уровень развития  механической и логической памяти;

- определенный уровень умственного  развития, а именно владение обобщающими  понятиями, умение планировать свои действия;

- умение отличать слово от  обозначаемого им предмета или  явления;

- владение арифметическими операциями;

- готовность руки к овладению  письма.

Таким образом, Л.А. Венгер и А.Л. Венгер впервые связали психологическую  готовность с развитием интеллектуальной сферы ребенка.

Далее, я предлагаю рассмотреть  сущность компонентов психологической  готовности.

Одним из обозначенных компонентов  является психомоторная или функциональная готовность, к которой следует  отнести те преобразования в функциональном состоянии ребенка, способствующие повышению работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Среди них следует обозначить:

- процессы возбуждения и торможения, сбалансированность которых позволяет  ребенку более длительное время сосредоточивать свое внимание на объекте своей деятельности, способствует формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов;

- развитие мелкой моторики рук  и зрительно-моторных координаций,  что создает основу для успешного  овладения действиями письма;

- совершенствование механизма  функциональной асимметрии мозга  – активирует становление речи  как средства познания и вербально-логического  мышления.

Следующий компонент, который необходимо рассмотреть – интеллектуальная готовность. В интеллектуальную готовность включают:

1. Достаточный уровень развития  познавательных интересов – интереса  к новому, к самому процессу  познания;

2. Определенный уровень развития  познавательной деятельности, психических  процессов, таких как сформированность  сенсорных эталонов, качества мышления – умение выделять существенное в явлениях действительности, сравнивать их, находить отличное или сходное; качества восприятия – умение планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства; определенная степень децентрации мышления, высокий уровень развития наглядно-образного мышления и образно-схематического мышления, необходимых для формирования логического мышления;

3. Актуальный уровень сформированности  произвольности психических процессов;

4. Определенный уровень развития речи, сформированности умения связно, последовательно, понятно для окружающих людей описать и объяснить явление или какое-либо событие. Особое место занимает овладение дошкольником некоторыми специальными знаниями и навыками, относящимися к собственно школьным – грамотой, сетом, решением арифметических задач.

Следующий и немаловажный компонент  – это эмоционально-волевая готовность. У детей старшего дошкольного  возраста уровень развития данного  компонента готовности различен, но типичной чертой является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для успешного вхождения в учебную деятельности.

Эмоционально-волевая готовность включает в себя:

- произвольность поведения, проявляющаяся в способности подчинять действия определенному эталону, образцу;

- формирование основных элементов  волевого действия, таких как  постановка цели, принятие решения,  построение плана действия, выполнение  его, оценка результатов выполненного  действия;

- начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и  других волевых качеств;

- новый уровень развития эмоциональности  ребенка, проявляющийся в повышении  сдержанности и осознанности  эмоций, устойчивость эмоциональных  состояний.

Огромное внимание уделяется такому компоненту психологической готовности как личностная готовность. Ее можно описать через анализ мотивационно-потребностной сферы и сферы самосознания личности:

1. Формирование готовности к  принятию новой «социальной позиции». Стремление ребенка к новому социальному положению – это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте;

2. Мотивационная готовность –  соподчинение мотивов, наличие  в поведении общественных и  моральных мотивов таких, как чувство долга;

3. Начало формирования самосознания  и самооценки. Продуктивная учебная  деятельность предполагает адекватное  отношение ученика к своим  способностям, результатам работы, поведению. Наличие завышенной  или недифференцированной самооценки может повлиять на адаптацию к новой социальной ситуации в условиях школьного обучения.

И последний компонент психологической  готовности – социально-психологический  или коммуникативный. Проявляется  в следование социально приемлемым нормам поведения, общения с взрослыми или сверстниками и поэтому является важной составляющей ввиду постоянных контактов с окружающими людьми в ходе обучения в школе.

Этот компонент психологической  готовности предполагает сформированность двух характеристик для рассматриваемого возрастного периода форм общения:

1. Внеситуативно-личностное общение  с взрослыми, которое формирует  у ребенка умение внимательно  слушать и понимать его, воспринимать  в роли «учителя» и занимать  по отношению к нему позицию  «ученика». При этом взрослый  становиться непререкаемым авторитетом, образцом для подражания, требования предъявляемые детям выполняются. Следует отметить, что умение относиться к взрослому как к эталону помогает детям адекватно воспринимать позицию учителя, его профессиональную роль. Дети, готовые в этом плане к учению, понимают условность учебного общения и адекватно ведут себя на занятиях, подчиняясь школьным правилам;

2. Общение со сверстниками и  специфические отношения с ними. Поскольку учебная деятельность  коллективная, то ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполнять совместные учебные действия. Качества, необходимые для общения с одноклассниками, помогающие войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность – общественные мотивы поведения, усвоенные ребенком правила по отношению к другим людям, умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками – формируются в совместной деятельности дошкольников.

Таким образом, все рассмотренные  компоненты психологической готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематическому обучению в школе. Это создает основу для формирования у ребенка, ставшего первоклассником, качеств, необходимых школьнику для успешного освоения программного материала, развития различных сторон его личности. Психологическая готовность к школе рассматривается как комплексная характеристика развития ребенка, позволяющая раскрыть уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для формирования учебной деятельности в условиях систематического обучения, а также для успешного вхождения в новую социальную среду; В структуре психологической готовности ребенка к школе выделяют такие компоненты, как психомоторная (функциональная) готовность, интеллектуальная готовность, личностная готовность, эмоционально-волевая готовность, социально-психологическая (коммуникативная) готовность; Интеллектуальный компонент включает в себя определенный уровень развития мышления, владение логическими операциями. Личностный компонент представлен новой социальной позицией, социальными или учебными мотивами, познавательной деятельностью. Эмоционально-волевой компонент проявляется во владении коммуникативными навыками, произвольная регуляция своей деятельности, поведения, определенными волевыми качествами. Эмоционально-волевой компонент проявляется во владении коммуникативными навыками, произвольная регуляция своей деятельности, поведения, определенными волевыми качествами. Психомоторная готовность характеризуется определенным уровнем функциональной зрелости ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экспериментальное  исследование психологической готовности  ребенка к школе. Организация  и проведение экспериментального исследования

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению представляет собой комплексное образование, отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание в развитии других и именно качественное, своевременное выявление данных отставаний приводит к повышению уровня адаптации ребенка к школьному обучению.

Объектом моего экспериментального исследования стали дети в возрасте 6-7 лет.

Цель исследования – проведение сравнительного анализа диагностических  методик по оценке психологической готовности и их влияния на уровень адаптации к школе.

Задачи исследования:

1. Провести диагностику психологической  готовности детей к школе с  помощью методики «Психолого-педагогическая  оценка готовности к началу  школьного обучения» Н.Я. Семаго  и М.М. Семаго;

2. Провести диагностику психологической  готовности детей к школе с  помощью методики «Экспресс-диагностика  готовности к школе» Е.К. Вархатовой, Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой;

3. Изучить уровень адаптации  детей к школе, посредством  методики «Комплексная диагностика адаптации первоклассников к школе» Т.А. Луговых;

4. Провести сравнительный анализ  методик оценки психологической  готовности и их влияния на  школьную адаптацию.

Эксперимент проводился по двум разным методикам. В экспериментальной  группе проводилось исследование психологической готовности посредством методики «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» авторов Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, в контрольной группе – аналогичное исследование, но с помощью методики «Экспресс-диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатова, Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой.

Возрастной состав этих групп –  дети 6-7 лет. Дети как экспериментальной, так и контрольной групп обучались  в детских садах по традиционной образовательной программе.

Первый этап – организационный, включал в себя:

- изучение психологической, педагогической, учебной, научной литературы по  проблеме исследования;

- конкретизация цели, задач, объекта  исследования;

- подбор и апробация методов  исследования.

Второй этап - опытно-экспериментальный, включал в себя:

- уточнение цели, задач и методов  исследования;

- проведение эксперимента, с целью  исследования каждого испытуемого;

- сбор и обработка результатов.

Третий этап - заключительно-обобщающий, включал в себя:

- обобщение, систематизация, осмысление результатов экспериментального исследования;

- формулирование выводов и оформление  работы.

Для проведения исследования психологической  готовности ребенка к обучению в  школе использовались следующие  методики:

«Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я.Семаго и М.М. Семаго, мною представлена в Приложении A.

Целью данной диагностической методики является определение уровня развития предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Предъявляемые задания позволяют оценить сформированности предпосылок к учебной деятельности, а именно: возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение деятельности в целом. Следует отметить, что выделение произвольной регуляции собственной деятельности как первостепенной составляющей готовности ребенка к началу обучения является основой данной программы, принципиальной позицией авторов. С другой стороны, задания позволяют оценить сформированность представлений «больше-меньше», т.е. собственно предпосылки к учебной деятельности, формирование которых происходит уже во время пребывания ребенка в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения. Задания создавались исходя из требований стандартной программы дошкольного образования и отражают необходимые умения и навыки счетных операция и звукобуквенного анализа, которые должны быть сформированы у детей этого возрастного диапазона.  
Помимо оценки результатов выполняемых заданий необходимо учесть особенности деятельности и характер поведения ребенка в процессе работы. Это является чрезвычайно важным, поскольку, с одной стороны, более четко выявляется «цена» деятельности ребенка, его эмоциональные, «энергоресурсные» затраты, с другой – появляется возможность прогностической оценки поведенческих особенностей ребенка в условиях групповой работы. Именно эти параметры редко рассматриваются и учитываются при анализе уровня готовности ребенка к началу обучения, кардинальных изменений требований к ребенку в этом возрасте.  

Информация о работе Диагностика психологической готовности ребенка к школе