Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:37, лекция
Антропология - наука, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и нормальные вариации физического строения человека. Задачей антропологии является исследование перехода от биологических закономерностей, управлявших существованием нашего биологического предка, к закономерностям социальным. Задача антропологии определяет особое ее положение среди биологических наук. Изучая человека, антрополог вступает в область, где действуют социально-исторические факторы. Антропология находится на стыке биологических и гуманитарных наук.
1.Антропологияның объектісі мен пәні.
2.Антропологияның негізгі бөлімдері.
3.Антропологияның әдістері.
4.Эволюция ілімінің даму кезеңдері
5.Адамның әлеуметтік эволюциясының ерекшеліктері
Половое развитие
мальчиков можно считать
Последовательность
процессов в пубертатном
Последовательность развития вторичных половых признаков у девочек выглядит следующим образом. Вначале происходит расширение тазовых костей и усиливается отложение жира в этой области и в области бедер. Одновременно появляются первые изменения в молочных железах, которые на начальных этапах затрагивают лишь околососковый кружок. Вслед за этим начинается формирование железистой ткани. В этот же период увеличиваются яичники, начинают развиваться половые пути.
Пубертатный скачок роста как один из соматических признаков полового развития начинается у девочек вскоре после первых признаков обволошения лобка и достигает максимума в год, предшествующий началу менструаций.
Выделяется 5 градаций развития молочных желез и 3 стадии обволошения лобка.
В отношении времени появления конкретного признака полового развития у девочек можно сказать следующее. Молочные железы начинают увеличиваться в интервале от 8,5 до 13 лет. От этого момента до первой менструации проходит в среднем больше 2 лет. Начальноеобволошение лобка начинается на 3-8 месяцев позже первых признаков роста молочных желез. Обволошение подмышечных впадин начинается через 1,5 года после лобкового и достигает максимума к 18 годам. С 9-10 лет и до окончания полового созревания происходит интенсивное развитие внутренних элементов половой сферы женщины.
Менархе (первая менструация) у девочек в настоящее время отмечается в возрасте 12,5-13,5 лет. У некоторых расовых групп отмечены как более ранние, так и более поздние сроки полового созревания.
Последовательность
процессов в половом развитии
девочек довольно консервативна. Отклонением
от нормы следует считать
Признаки полового развития во многом детерминированы наследственностью. Степень развития вторичных половых признаков может служить надежным критерием определения биологического возраста только в период полового созревания.
Общее морфологическое развитие. Определение биологического возраста по общей морфологической зрелости, выражающейся весоростовыми соотношениями и изменениями пропорций тела, используется достаточно давно, но не является корректным критерием. Его информативность невелика, так как взрослое состояние тела человека отличается вариациями формы.
Однако специалисты считают, что возрастание весоростовых показателей в период полового созревания у девушек может быть индикатором наступления менархе. Для определения биологического возраста имеют значение также изменения пропорций тела в онтогенезе.
Индикатором ростовой активности могут быть и темпы жироотложения и топография подкожного жира: у мужчин в возрасте 18-22 года - 11% жировой ткани, в возрасте 53-57 лет - 22%; у женщин в возрасте 18-30 лет - 23% жировой ткани, в 47-67 лет - 32%.
Индикатором повышенных темпов развития является преобладание жироотложения на туловище по сравнению с конечностями. С возрастом происходит не только отложение, но и перераспределение жира в организме. Это видно, в частности, на примере возрастного изменения лица человека.
Существует значительная связь между степенью развития вторичных половых признаков и размерами тела. У подростков размеры тела тем больше, чем сильнее развиты вторичные половые признаки. Установлена связь между уровнем полового созревания и степенью развития мышц.
Возрастные изменения физиологических процессов. Возрастные изменения в темпах основного обмена веществ (метаболизма) могут быть использованы в некоторой степени при определении биологического возраста. С 2-3 дней до 1,5 лет обмен повышается, с 1,5 лет до 18-20 лет постепенно понижается с некоторым повышением в пубертатном периоде.
При оценке биологического возраста используются возрастные особенности сердечно-сосудистой системы (кривая электрокардиограммы, систолическое артериальное давление, частота сердечных сокращений и др.), дыхательной системы (относительная жизненная вместимость легких, частота дыхания и др.), опорно-двигательного аппарата (мышечная сила и др.).
Гормоны, обладающие сложной динамикой, несут важную информацию о биологическом возрасте, особенно их соотношение. Гормональные показатели имеют тесную связь с морфологическими показателями.
Поиск критериев созревания центральной нервной системы основан на изучении возрастных изменений ее важнейших структурных показателей. Так, у новорожденных мальчиков и девочек вес мозга составляет в среднем 353 г и 347 г соответственно, он удваивается к 6 месяцам и утраивается к 3 годам (1076 г и 1012 г). Взрослые значения достигаются к 7-8 годам.
Кора головного
мозга идентифицируется на 8 неделе
внутриутробного периода
Критериями старения центральной нервной системы могут служить изменения формы и размеров нейронов.
Психическое и умственное развитие. Биогенетические теории обращают внимание на биологические детерминанты развития, из которых вытекают социально-психологические свойства. Американский психолог А.Гезелл описал особенности биологического созревания, интересов и поведения детей каждого возраста. Обращает внимание жесткая приуроченность А.Гезеллом психических изменений к датам жизни (11 лет - ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив; 13 лет – происходит обращение внутрь; 14 лет - интроверсия сменяется экстраверсией; 15 лет - сильно нарастают индивидуальные особенности). Различия в темпах развития не учитываются.
Другая концепция - персонологической (личностной) ориентации, согласно которой внутренний мир индивидуума не сводится к природным или социальным детерминантам. Ш.Бюлер разграничила биологическое и культурное созревание и связала их с особенностями протекания психических процессов. Она выделила две фазы переходного периода:
1) негативную (11-13 лет у девочек, 14-16 лет у мальчиков) - период диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивности, снижения работоспособности;
2) позитивную -
период ценностной
Представитель неофрейдизма в психологии Э.Эриксон считал, что развитие человека складывается из трех автономных процессов: соматического развития, развития сознательного “Я” и социального становления. На каждом этапе развития возникают новые качества и свойства. Э.Эриксон выделил 8 фаз развития (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, юность, молодость, взрослость, старость) и охарактеризовал их в социальном плане.
В психологии существуют пять моделей индивидуального развития. Первая предполагает, что темпы развития разных индивидуумов неодинаковы, зрелость возникает в разном возрасте, но критерий ее один для всех.
Вторая исходит из того, что период роста и развития жестко ограничен календарным возрастом, свойства взрослого человека прогнозируются в детстве.
Третья модель исходит из того, что продолжительность периода роста и развития у разных людей неодинакова, прогноз формирования особенностей зрелого возраста по свойствам детских периодов развития невозможен.
Четвертая модель подчеркивает, что разные подсистемы организма и личности достигают пика своего развития разновременно, поэтому взрослый в чем-то превосходит ребенка, в чем-то ему уступает.
В соответствии с пятой моделью каждая фаза индивидуального развития имеет свои внутренние противоречия, способ разрешения которых определяет задачи следующей фазы.
Жизненный путь индивидуума значительно богаче и шире онтогенеза, он включает и историю формирования личности в определенной социальной среде. Психологами выделяется такое понятие, как психический возраст. Он определяется путем соотношения уровня психического (умственного, эмоционального) развития индивида с соответствующим нормативным симптомокомплексом.
Многообразны индикаторы психического возраста. Вместе с общепсихологическими нормативами типа JQ используются частные, фиксирующие уровень нравственной зрелости, рекреационный возраст, психосексуальный возраст.
Сложен вопрос, касающийся влияния физического развития (тип телосложения и темпы созревания организма) на психические процессы и свойства личности, потому что трудно вычленить влияние природных свойств из совокупности социальных условий. Можно допустить генетическое наследование некоторых психических особенностей.
Телесные свойства, постоянные и временные, могут влиять на поведение и психику подростка по трем линиям. Во-первых, относительная зрелость, рост и телосложение прямо влияют на физические способности. Во-вторых, зрелость и внешность имеют социальную ценность, вызывая у других людей соответствующие ожидания, которые могут оправдаться или нет. Отсюда - третье измерение: образ “я”, в котором преломляются собственные способности и их восприятие и оценка окружающими.
Сопоставление поведения детей от 5 до 16 лет с их внешностью и физическими данными показало, что между телосложением и психикой существует зависимость. Например, мальчики-акселераты более естественны, меньше рисуются, послушны, сдержанны. Больше трудностей в общении со сверстниками у мальчиков с эндоморфным типом телосложения. Они подвергаются насмешкам, чаще нуждаются в поддержке, меньше имеют возможностей в выборе друзей.
Неверна прямая оценка раннего созревания как благоприятного фактора, а позднего созревания - как неблагоприятного. Например, ретардированный мальчик, имея длительный подготовительный период, может решать свои проблемы более гибко.
Влияние темпа созревания на девочках изучено хуже. Оно более противоречиво. Раннее созревание может быть невыгодным для девочки в один период развития и весьма благоприятным - в другой.
Изучена и связь психических процессов с генетикой человека. 16-летние монозиготные близнецы ближе друг к другу, чем дизиготные, по шкалам общительности, интеллекта.
Психосексуальное развитие. Половое созревание - центральный психофизиологический процесс пубертатного периода. Повышенная секреция половых гормонов обусловливает так называемую подростковую гиперсексуальность с определенными психологическими явлениями.
Психосексуальное развитие является одним из компонентов сложной системы детерминации пола человека. Первичное звено процесса - генетический пол человека. Генетический пол обусловливает формирование гонадного (истинного) пола. Под влиянием гормонов, продуцируемых гонадами, происходит оформление внутренних и внешних половых органов. В постнатальном онтогенезе (после рождения), главным образом, в пубертатном периоде, гонады под влиянием мозга начинают интенсивно вырабатывать гормоны, под влиянием которых у подростков появляются вторичные половые признаки.
Биологические характеристики должны быть дополнены психологическим полом, который включает в себя половую итендификацию, стереотипы полового поведения и психосексуальную ориентацию.
Сексуальное поведение подростка зависит не только от темпа полового созревания, но и от социальных факторов. Первичная половая идентификация (знание половой принадлежности) складывается к 3 годам и служит стержневым моментом самосознания. К 4 годам ребенок определяет пол окружающих. Дети 3-4 лет имеют полоролевое предпочтение. В возрасте 2-5 лет усиливается интерес детей к наружным половым органам. В 6-7 лет дети осознают необратимость своей половой принадлежности, располагают сведениями о различиях в строениимужских и женских половых органов. Интерес к вопросам пола возникает до полового созревания. Последнее имеет значение для формирования сексуальной активности. В пубертатном периоде мастурбации имеют массовый характер. В период полового созревания отчетливо проявляется тип половой конституции. Рано созревающие женщины отличаются высокой сексуальной реактивностью, рано созревающие мужчины рано начинают и в последующие годы интенсивнее ведут половую жизнь.
Психосексуальное развитие должно рассматриваться как сложный биосоциальный процесс, в котором генетическая программа и предусмотренная культурой половая социализация образуют непрерывное единство. Для определения биологического возраста возможно применение психосексуальных критериев.