Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:37, лекция
Антропология - наука, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и нормальные вариации физического строения человека. Задачей антропологии является исследование перехода от биологических закономерностей, управлявших существованием нашего биологического предка, к закономерностям социальным. Задача антропологии определяет особое ее положение среди биологических наук. Изучая человека, антрополог вступает в область, где действуют социально-исторические факторы. Антропология находится на стыке биологических и гуманитарных наук.
1.Антропологияның объектісі мен пәні.
2.Антропологияның негізгі бөлімдері.
3.Антропологияның әдістері.
4.Эволюция ілімінің даму кезеңдері
5.Адамның әлеуметтік эволюциясының ерекшеліктері
Указанные
психические предрасположенност
Взгляды Шелдона. У.Шелдон в течение одного года исследовал группу индивидов по 50 свойствам личности. Все свойства личности были закодированы баллами и подверглись корреляционному анализу, в результате чего были выделены 3 основных вида темперамента: 1) висцеротония, 2) соматотония, 3) церебротония. Выделенные виды темперамента характеризуются следующими специфическими чертами:
1) висцеротония - расслабленность в осанке и движениях, любовь к комфорту, жажда похвалы, легкость в общении, общительность при опьянении, тяга к людям в тяжелую минуту, ориентация на детство и семейную жизнь;
2) соматотония - уверенность в осанке и движениях, любовь к приключениям, эмоциональная черствость, экстраверсия в поступках, но скрытность в чувствах, агрессивность при опьянении, тяга к действию в тяжелую минуту, ориентация на молодость;
3) церебротония - заторможенность в осанке и движениях, необщительность и социальная заторможенность, скрытность и эмоциональная сдержанность, интроверсия, устойчивость к алкоголю, тяга к одиночеству в тяжелую минуту, ориентация на поздние периоды жизни.
Статистический анализ показал, что существует связь висцеротонии и эндоморфии, соматотонии и мезоморфии, церебротонии и эктоморфии.
Связь телосложения и выбора профессии. Другой способ выяснения связи конституции человека и его психики основывается на изучении профессиональных предпочтений людей с разными типами телосложения. Установлено, что мезоморфный тип телосложения (схема Шелдона) преобладает среди лесорубов, курсантов военных школ, студентов физкультурных колледжей и правонарушителей.
У студентов университетов преобладал выраженный эктоморфный тип телосложения. У студентов-гуманитариев эктоморфия была выражена наиболее отчетливо, у студентов-естественников несколько сильнее проявлялась мезоморфия, у студентов-медиков и студентов технических вузов мезоморфия выражена еще сильнее.
Установление связи
1) люди с церебральным типом телосложения имеют большую истощаемость и сильную выраженность процессов торможения в коре головного мозга при устойчивости подкорки,
2) люди
с астеническим типом
При исследовании пороговой чувствительности зрительного, слухового и кожного анализаторов были отмечены небольшие различия:
1) пикноидностьсвязана с повышением чувствительности,
2) атлетоидностьсвязана с понижением чувствительности.
Аналогичная работа по изучению вкусовой чувствительности у подростков выявила понижение чувствительности у индивидов с мускульным типом конституции. При изучении тактильной чувствительности у подростков найдено:
1) повышение чувствительности у астеноидов,
2) понижение чувствительности у пикноидов.
При исследовании агрессивности найдена ее связь с уровнем содержания мужских половых гормонов, что также проявляется в атлетоидности телосложения. При изучении гипермаскулинности (подчеркнутая мужественность, агрессивность, преувеличенное осознание и подчеркивание своей мужественности) и гиперфеминности (“душечка”) отмечено преобладание атлетоидности у мужчин и пикноидности у женщин.
Гипотезы возникновения связей телосложения и психики. Существует несколько гипотез, объясняющих связь телосложения и психики.
1) Воздействие
генного аппарата: множественное
действие генов или сцепление
геннов, 2) воздействие гормональных
факторов, 3) воздействие в ходе
физического и психического
10 тақырып. Биологиялық бейімделу
Кілт сөздер:экзогенные факторы роста и развития, эндогенные факторы роста и развития
Мақсаты: изучить феномен адаптации и ее взаимосвязь с экологией и антропогенными факторами
Дәріс жоспары:
1.Экологическое направление в антропологии.
2.Характеристика
абиотических и биотических
3.Принципы адаптации
организмов к окружающей среде.
4.Процесс расселения человека и его адаптивные возможности.
5. Характер взаимодействия человека и окружающей среды.
6.Антропогенный фактор и его значение для экологических систем.
Өзін-өзі бақылау үшін сұрақтар:
Из важнейших проблем современности, проблем человека, особую остроту приобрела экология человека. Человек оказался уязвимым под мощным натиском последствий своей собственной преобразовательной деятельности. Эти последствия обнаружились не только в процессах функционирования природно-биологической основы его естества, но и его социальных и духовных качеств. Экология человека оказалась в кризисном состоянии. В настоящее время существует многообразие мнений об общем состоянии экологии общества, в том числе и относительно предмета экологии человека, ее главных аспектах и методологических принципах. Так, В.П. Казначеев считает, что экология человека — это «комплексная наука, призванная изучать закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека». По его мнению, данная наука имеет вполне самостоятельное значение, хотя она основана на медико-биологических исследованиях. Особый акцент им делается на целевом принципе направленным на оптимизацию отношений человека к окружающей среде.
Другой автор, В.П. Алексеев, считает, что экологию человека следует рассматривать в контексте общей экологии, которая им понимается как наука о взаимодействии живого вещества с окружающей его космической и планетарной средой и обуславливает взаимодействие разных форм живого вещества между собой. Общую экологию можно представить в виде пирамиды, основание которой составляют экологии отдельных видов (специальных экологий). Экология человека — одна из специальных экологии, но ее роль из-за масштабов человеческой деятельности в сравнении с другими специальными экологиями значительно выше, значимее. По его мнению, экология человека по внутреннему содержанию также во многом отличается от других специальных экологических наук. Она комплексная биосоциальная дисциплина. Социальные и биологические аспекты экологии человека, хотя исторически и развивались независимо, но они внутренне были связанны «единством решаемых задач, а именно попыткой понять внешние формы и внутренний механизм приспособленных реакций в социальной и биологической сферах различиях человеческих групп на разных этапах развития человечества».Экологию человека соответственно следует рассматривать в двух аспектах — историческом и функциональном: при историческом подходе все процессы развития человека как бы восстанавливаются заново, многие случайные моменты выпадают из общего контекста, из магистральной линии становления человека. На основе исторического подхода можно показать значение главных приобретений человека в его прогрессивном развитии.
При функциональном рассмотрении все значимые элементы жизнедеятельности даны в своем непосредственном бытии, и «область реконструкции ограничивается лишь восстановлением связей между элементами» .Результаты функционирования могут иметь объективность в пределах очень короткого промежутка времени.
Существуют и другие подходы к определению предмета экологии человека. Отдельные авторы сводят эту науку к конструированию среды, к экономической географии (С.С. Шварц, И.М. Забелин, В.А. Анучин). Другие авторы абсолютизируют роль экономики в формировании экологии человека. По мнению Н.Ф. Реймерса «экология — это новый раздел знаний, предмет которого — сохранение функционирования и структурной целостности того объекта, которыйвыделяется в процессе исследования (грубо говоря, наука о выживании в окружающей среде)».
Данный достаточно абстрактный подход требует наполнения его конкретным содержанием, что является принципиально важным при определении предмета экологии человека. Многообразие разнообразных социоприродных явлений и процессов, предопределяющих жизнедеятельность человека (медико-биологических, хозяйственно-производственных, социально-экономических, историко-культурных и т.д.) необходимо рассматривать с точки зрения их принадлежности к природным или социально-сущностным характеристикам человека. Их либо вообще не выделяют, либо природу человека понимают как «единство всех его сущностей» (его общественность, культурность, моральность, политичность, животность и т.д.). Подобное отождествление природы и социальной сущности приводит к определенной путанице. Природность человека означает принадлежность его к материальному миру, а социальная сущность человека выражает специфику человека по сравнению с другими живыми существами, его общественную жизнь. Лишь у животных их природность и сущность совпадают т.к. их жизнедеятельность развертывается как реализация их биологических потребностей.
Отождествление природного и социального не позволяет выделить наиболее важные исторически сложившиеся факторы, имеющие ключевые значения в жизнедеятельности человека. Это приводит к определенной нечеткости при формировании комплекса наук, представленных в экологии человека в качестве системообразующих. Так, например, медико-биологические науки немало дают информации, как на индивидуальном, так и на популяционном уровне для решения многих проблем экологии человека, но они могут играть главным образом исходную, базовую роль, а не центральную, главную в экологии человека.
Природное в человеке проявляется в двух формах, во-первых, человек предстает как телесное, обладающее природными силами существо, проявляющее свою жизнь на чувственных предметах, во-вторых, утверждающее себя как родовое существо. Социальная сущность человека проявляется в том, что он не только часть природы (в условиях первобытного общества он был в большой мере частью природы), но и итог функционирования социальной системы в целом.
Социально-сущностные
и природные определения
Общая тенденция в прошлом заключалась в том, что человек, утверждая свою социальную сущность, старался освобождаться от подчинения природным связям, т.е. постоянно возрастающая социальность вытесняла природность. Пренебрежительное отношение к природе человека, как на индивидуальном уровне, так и на популяционном приводит к печальным результатам. Так, например, природа постоянно напоминает, что действуют эволюционное законы и для человека сохраняет свое значение мутационный процесс как источник генетической изменчивости. По этой причине из-за существования неблагоприятных аллелей в хромосомах, примерно половина образующихся в каждом поколении людей не участвует в передаче генов следующему поколению и устраняется от генофонда вида. Около 20 % людей вследствие физических особенностей, особенностей поведения, характера, состояния здоровья не вступают в брак. Если родители плодовиты, около 15 % зачатых организмов гибнет до рождения, 5 % до рождения, 3 % людей умирает, не достигнув половой зрелости. Эти цифры показывают, как велик «груз» вредных мутаций в генофонде человечества и сколь эффективен стабилизирующий отбор, отметающий нежизнеспособные генотипы».
Но естественный отбор не играет главной роли в современных условиях. Еще Ч. Дарвин утверждал, что человек, прежде всего существо социальное, стремящееся жить обществом и эти социальные инстинкты позволили человеку эволюционировать в ином направлении, чем остальным видам животных и привести его, в конце концов, к принципиально иным итогам. Природное в самом человеке начинает играть несколько иную роль, чем прежде. Считается доказанным, что в отличие от животных видов, у человека руководящей силой прогресса служит социальная реальность, особенности которой имеют ненаследуемый характер. Это обстоятельство предопределяет и различие между понятием индивида в популяции животных и понятием личности человека. Характеристики индивидуальных особенностей у животных основываются на генетически запрограммированной форме жизнедеятельности, например, на стереотипах их поведения, и, как правило, не выходят за пределы норм реакции. Они жестко закреплены генетической программой, тогда как личность человека несет на себе типологические черты общественной эпохи, сформировавшимся комплексом социальных факторов, вошедших в конкретную личностную и социальную программу. Социальный прогресс имеет надбиологический характер и не фиксируется в генах. Исторически прогрессивное развитие человека, началось с появления человека разумного, всякий раз происходило на основе факторов, закрепленных в материальной и духовной культуре. У человека появляются и постепенно возрастают бесконечные возможности формирования биологически ненаследуемых уникальных личностных свойств, которые вместе с соответствующими социальными условиями могут создавать основу для его всестороннего развития и самореализации. Но это не означает, что социальная среда и формируемая в ней социальная сущность не оказывает воздействия на природную сторону человека. Социальность не только противостоит природности, но и взаимодействует с последней.