Антропологиялық зерттеулер

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:37, лекция

Краткое описание

Антропология - наука, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и нормальные вариации физического строения человека. Задачей антропологии является исследование перехода от биологических закономерностей, управлявших существованием нашего биологического предка, к закономерностям социальным. Задача антропологии определяет особое ее положение среди биологических наук. Изучая человека, антрополог вступает в область, где действуют социально-исторические факторы. Антропология находится на стыке биологических и гуманитарных наук.

Оглавление

1.Антропологияның объектісі мен пәні.
2.Антропологияның негізгі бөлімдері.
3.Антропологияның әдістері.
4.Эволюция ілімінің даму кезеңдері
5.Адамның әлеуметтік эволюциясының ерекшеліктері

Файлы: 1 файл

Антропологиядан дәрістік кешен.doc

— 597.50 Кб (Скачать)

Первоначально качественный скачок из животного состояния  стал возможен благодаря трем новым  моментам (предпосылкам) в образе жизни первобытного человека, а именно— труду, сознанию и коллективным формам жизнедеятельности. Сознательная жизнедеятельность характеризуется способностью создавать новое вначале в голове, а затем реализовывать в жизни. Эта способность составляет родовую сущность человека, через труд, общественное производство он удваивает себя, реализует в созданном им мире. Именно уровень развития этих способностей позволил обществу перейти из природного состояния в преимущественно социальное состояние.

Глубинные причины развития человека, в том числе физического, его адаптивных возможностей основывается на развитии производительных сил, которые способствовали формированию различных форм групповой адаптации. На определенном этапе развития производительных сил, когда все ее структурные элементы приобретают развитые формы, заканчивается предыстория развития человечества. В этих условиях кровнородственные отношения отходят на второй план, и человек обособляется как от природы в целом, так и от природного коллективизма, превращается в отдельного индивида, обладающего свободой выбора, т.е. становится способным сделаться субъектом своей судьбы и истории. Этот факт говорит о том, что в таких условиях социально-сущностные характеристики человека приобретают развитые формы и в дальнейшем его развитие будет происходить в новых условиях, где возрастает роль сознательного начала, как на индивидуальном уровне, так и на общесоциальном. Так в мире экономики система общественных отношений формируется не на локальных (ландшафтно-местнических, этносоциальных и др.) связях, а на универсальных, создаваемых капиталом на основе массового производства и всеобщего обмена. Зависимость людей в такой системе отношений становится универсальной и абсолютной. Но в условиях капитализма социальная система функционирует большей частью стихийно и в контексте частных интересов, т.е. противостоит большинству, приобретая антигуманный характер. Природа становится лишь рядовым элементом системы всеобщей полезности. Даже такая природность человека, которая была связана с тем, что для своего жизнеобеспечения человек был «привязан» к земле, приобретает совершенно другие формы и смысл. Что касается производительных возможностей, то за исторически короткий срок времени существования капитализма совершенствовались все элементы и повторялись прежние исторические этапы. Как и на первоначальных этапах развития общества, когда результат труда определялся мастерством людей (собирателей, охотников), так и вусловиям раннего капитализма эффективность производства основывалась на более совершенных формах использования коллективного труда самих людей (мануфактура). Затем резкий рост эффективности произошел на основе использования машин и науки.

Следует отметить важную роль географического фактора  в экологии человека, который всегда «пропитывал» все сферы жизнедеятельности человека, охватывал как индивидуальной, так и групповой уровень бытия.

На начальных  стадиях развития человека, географическая среда играла ведущую роль, но и  сейчас ее роль значительна и требует  пристального внимания при решении вопросов экологии человека. Многие проблемы индивидуальной и групповой адаптации человека и сейчас во многом предопределены географическими факторами.

К наиболее значимым аспектам географической среды, влияющим на внутрипопуляционную перестройку, относятся пищевые ресурсы, особенности климата, геоморфологическая структура местности. Так, пищевая диета, например, предопределяет многие морфологические и физиологические особенности человеческого тела, она влияет также на наследственно закрепляемые реакции организма, принимает участие в формировании генетической адаптации. Тем самым неоднородность географической среды создает запас адаптивной изменчивости, которая усиливает потенциальные возможности, повышая микроэволюционные возможности человека.

Социальная  адаптивность к географической среде  предопределяется многообразием частных  адаптаций в популяции. Биогеоценоз  формирует антропобиогеоценоз, совокупность биологических свойств и демографических  характеристик, образующих социальную адаптивность. Примеры социальной общности, формирующейся в конкретных ландшафтных условиях, может служить этнос как «устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей … со своими стереотипами поведения, выработанными в процессе адаптации людей к этнической и ландшафтной среде». Этнос, тем самым, является природной общностью, но в отличие от популяции, отношения внутри него регулируется преимущественно социальными механизмами, этническими традициями.

Особую роль в процессах адаптации человека начинает играть сознание. Прогресс развития сознания человека не связан с изменениями в генетическом коде. Сознание, как и весь вызванный общественно-практической деятельностью дострой человека в онтогенезе, находится в области ненаследуемых изменений, т.е. не включается в биологическую наследственность. Сознание человека характеризуется неспециализированностью, что резко увеличивает число степеней свободы его внутренних изменений. Большой объем осваиваемых знаний и опыта прошлых поколений в онтогенезе требуют биологической достройки мозга человека. Биологические особенности (физиологические, психологические и т.д.), зафиксированные в генотипе, являются лишь фоном и предпосылками, из которых возникают и развиваются надбиологические качества. Так, сформированное у человека мировоззрение является ядром личности, и оно не подчиняется биологическим законам. Надбиологическая социальная программа личности обычно соответствует данной эпохе, непосредственно связано с жизнедеятельностью социума, со всей его материальной и духовной культурой. Личностные различия определяются тем, что каждый человек осваивает свою социальную программу. Формирование ее происходит в процессе его активной деятельности по освоению предлагаемых, часто навязываемых ценностей. Конечно, процесс их освоения зависит и от природных данных индивида (особенностей зрения, слуха и т.д.), но все они являются лишь условиями, в качестве главных выступают социальные программы, которые в общем виде представляют собой итог прошлой истории. Именно они, а не генофонд или законы естественного отбора, позволила и позволяет человеку сейчас прогрессивно развиваться.

Принципиальные  изменения, которые произошли в  положении человека при переходе на новый уровень развития социума, сводятся к следующим пунктам. Во-первых, произошел переход человека от локальных условий жизнедеятельности к универсальным, от форм существования, когда основой жизнедеятельности человека являлось воспроизводство строго заданных отношений к общине, к среде своего обитания, к универсальным, основанным, в конечном счете, на развитии материального производства. Во-вторых, от неразрывной связанности с природой, до жизни автономной, относительно независимой от природы, например, в условиях крупного города.

Особенность современной  ситуации заключается в том, что  экологические проблемы человека разворачиваются на фоне изменения места человека в социоприродных связях, в том числе и в связях между природой и социальной сущности человека. Из всего многообразия этих связей можно выделить три больших группы экологических проблем, характерных для жизнедеятельности современного человека. Первая из них связана с биологической природой человека. На природную основу человека в новых условиях воздействует большое количество различных негативных факторов. Во-первых, как уже было сказано, человек утратил в значительной мере контакты с природой, и это отрицательно сказалось как на индивидуальном уровне, так и на популяционном. Например, снижается генетическое разнообразие популяций. Во-вторых, резко повысились воздействия антропогенных факторов, в частности, огромное распространение получили новации, отсутствующие в природе (специфические излучения, шумы, вещества и т.д.) и порождаемые непосредственно средой. Такая ситуация опасна тем, что организм человека не имеет эволюционно подготовленной нормы реакции, что является причиной многих заболеваний. В-третьих, применение огромного количества различных лекарственных препаратов.

В экологии природной  стороны человека особую роль начинают играть новые формы адаптации  человека, запускаются механизмы новой формы отбора. Биологическая адаптация человека при ограниченных возможностях природных механизмов отбора требует максимального использования науки, в частности, путем реализации конкретно-научных социально-биологических программ адаптации, а также путем повышения роли отдельной личности, которая на научной основе должна формировать оптимальный образ жизни. Степень экологичности этой стороны развития личности, высоконравственность и другие социальные качества будут предопределять эффективность деятельности человека в новых условиях.

При рассмотрении проблем экологии человека часто  используют популяционный подход с  целью оптимизации здоровья больших  групп населения. Здоровье популяции  определяется как процесс социально-исторического  развития биологической и психосоциальной жизнедеятельности населения в ряду поколений. Это дает возможность использовать значительное количество достаточно формализованных статистических методов с такими показателями, как уровень рождаемости, здоровье потомства, генетическое разнообразие, приспособленность населения к природным условиям, способность к выполнению разнообразных социальных ролей, а также показателями, связанными с применением творческих возможностей человека. Последние показатели характеризуют качество народонаселения, его способность эффективно приспосабливаться к новым условиям. Популяционный подход позволяет успешно решать немало вопросов экологии человека, связанных с социально-трудовым потенциалом популяции, разрабатывать способы преодоления психоэмоциональных и психофизиологических трудностей, формирования оптимального образ жизни в конкретном регионе.

Не менее  значимую роль в новых условиях в  процессах оптимизации экологических  связей человека может играть рекреационная  деятельность. Она может направляться на предупреждение отрицательных последствий в образе жизни (из-за гиподинамии, отчуждающих факторов), на проведение компенсационно-профилактических мероприятий по нейтрализации отрицательных воздействии природных и производственных факторов, а также факторов, связанных с загрязнением окружающей среды. На основании рассмотренных подходов есть возможность в дальнейшем реализовывать различные практические программы по сохранению и воспроизводству здоровья населения.

Итоговой характеристикой  экологического развития природной стороны человека может служить показатели его здоровья. Не так давно здоровым считался человек, имеющий достаточную физическую силу, выносливость. В настоящее время, в условиях широкого использования достижения науки во всех сферах жизнедеятельности человека, акценты в оценке его здоровья изменились. Критерии, связанные с интеллектуальными особенностями человека, приобрели особый смысл. При неспособности населения осваивать происходящие новации уровень его здоровья недостаточен. Действительно, при отсутствии определенных интеллектуальных качеств человек автоматически попадает в группу лиц, не способных полноценно трудиться и о которых общество должно постоянно заботиться. Подобные акценты не означают, конечно, что первые критерии потеряли свою актуальность, а означает то, что к ним следует добавить новые и, следовательно, речь идет о повышении здоровья населения и отдельного человека. На популяционном уровне эти задачи на сегодня могут решаться обществом путем роста затрат на здравоохранение и систему образования.

Актуальность  повышения популяционного здоровья обусловлена также необходимостью долгосрочного моделирования ноосферы и управление ее динамикой. В условиях экологического кризиса необходимо сознательно подходить к формированию свойств человека и популяции с тем, чтобы можно было учесть как старые, так и новые механизмы биосоциального отбора. Более того, можно сказать, что лишь научно-техническое обоснование позволит оптимизировать формирование воспроизводство общества и человека.

Конечно, рассмотрение, здоровья лишь в контексте факторов воздействия физиологического характера  недостаточно. Общеизвестно, что даже при общем благоприятном состоянии  окружающей среды у населения  часто ухудшается состояние здоровья. Причиной тому могут служить социальные факторы, которые чаще всего называют стресс-ситуациями. К ним относят интеллектуализацию труда, когда этот процесс не сопровождается соответствующими компенсирующими механизмами в быту и в сфере проведения досуга, дестабилизацию жизнедеятельности, которая может, например, возникнуть из-за неудовлетворительности содержанием работы или отсутствием ее вообще.

Несомненно, важным фактором формирования состояния здоровья населения является собственная  профилактическая активность людей, определяющаяся осознанием здоровья как ценности и наличием целенаправленных действий по его поддержанию и укреплению. В настоящее время позиция населения в этом направлении достаточно пассивна: основная роль в формировании здоровья возлагается им на систему здравоохранения. Экологические проблемы воспринимаются упрощенно — только лишь как факторы преимущественно физического воздействия.

Вторая группа проблем связана с адекватным формированием социально-сущностных аспектов жизнедеятельности человека. Важнейшую роль в таких процессах играет система ведущих социальных парадигм, формирующих как комплекс глобальных отношений в обществе, так и систему ценностей и норм, а также ценностных ориентаций на индивидуальном уровне.

Что касается глобальных общественных отношений, то они складываются под воздействием главной парадигмы общественного воспроизводства и распределения основных ценностей в обществе. Она определяет главные цели и ценности функционирования основных институтов общества, в том числе и институтов сферы экономики. Обычно при рассмотрении экологических проблем, связанных со сферой производства, экономики, акцент делался либо на рассмотрении новейших технологий (ресурсосберегающие, замкнутые, гибкие и т.д.), либо на рассмотрении различных экономических механизмов оптимизации природопользования.

Наиболее разработанными являются концепции регулирования  природопользования в условиях рыночных отношений. Таких концепций сейчас создано более 20 и каждая из них  представляет определенный интерес  в решении экологических проблем. Однако, по мнению Д. Шелла, «большая опасность экономических механизмов заключается в том, что они для других наук создали образ недостаточно рациональной науки. Поэтому этот утилитарный экономический подход доминирует в общественном восприятии и в рыночных отношениях. Но неоклассическая экономическая рациональность ограничена именно в отношении рациональности вследствие оторванности от реальной жизни, а поэтому она является чистой идеологией». По его мнению, «в современной ситуации важное значение приобретают политические решения, подходы на основе которых может происходить сознательное установление приоритетов в общественной жизни. Для производства принципиально важно ответить на вопрос: кто решает, что производить, где, как, и для кого».

Об этом также пишет в работе «Философия и экономика» известный немецкий исследователь В. Хесле, он считает, что «человек проницательный, к сожалению, не будет спорить с тем, что в XXI-м веке, учитывая грядущие опасности, наверное, придется прибегнуть к чрезвычайным мерам». По его мнению, в современной ситуации «следует возрождать нравственное предпринимательство, а для широких слоев населения — аскетические идеалы».

Информация о работе Антропологиялық зерттеулер