Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:37, лекция
Антропология - наука, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и нормальные вариации физического строения человека. Задачей антропологии является исследование перехода от биологических закономерностей, управлявших существованием нашего биологического предка, к закономерностям социальным. Задача антропологии определяет особое ее положение среди биологических наук. Изучая человека, антрополог вступает в область, где действуют социально-исторические факторы. Антропология находится на стыке биологических и гуманитарных наук.
1.Антропологияның объектісі мен пәні.
2.Антропологияның негізгі бөлімдері.
3.Антропологияның әдістері.
4.Эволюция ілімінің даму кезеңдері
5.Адамның әлеуметтік эволюциясының ерекшеліктері
Дәрістік кешен
1тақырып. Антропология пәніне кіріспе.
Кілт сөздер:антропология, антропогенез, антропогенезді зерттеу, рудиментті мүшелер, атавизм, гоминидтер.
Мақсаты: пәннің ғылыми-әдістемелік негіздерін қарастыру.
Дәріс жоспары:
1.Антропологияның объектісі мен пәні.
2.Антропологияның негізгі бөлімдері.
3.Антропологияның әдістері.
4.Эволюция ілімінің даму кезеңдері
5.Адамның әлеуметтік эволюциясының ерекшеліктері
Өзін-өзі бақылау үшін сұрақтар:
Антропология - наука, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и нормальные вариации физического строения человека. Задачей антропологии является исследование перехода от биологических закономерностей, управлявших существованием нашего биологического предка, к закономерностям социальным. Задача антропологии определяет особое ее положение среди биологических наук. Изучая человека, антрополог вступает в область, где действуют социально-исторические факторы. Антропология находится на стыке биологических и гуманитарных наук.
Классическими разделами антропологии являются: 1) учение об антропогенезе, 2) расоведение (этническая антропология), 3) морфология человека. Антропогенез - процесс биологической эволюции предшественника человека, развитие его трудовой деятельности, речи. Расоведение (этническая антропология) занимается исследованием биологического сходства и различия географических рас Homosapiens (Человека разумного), причин и времени их возникновения, а также значения для существования современного человека. Морфология человека изучает факторы и законы изменчивости биологической природы человека.
Все разделы антропологии взаимосвязаны между собой. Морфология человека дает знание механизмов, которые обусловили возникновение особенностей человека. Расоведение использует информацию из области антропогенеза, касающуюся времени и места возникновения особенностей скелета, отличающих расы человека. Антропология, по сути, является классификацией временного и пространственного многообразия человека.
Антропология необходима для построения научной картины мира и определения места человека в нем. Этногенез народов исследуется антропологами наряду с представителями общественных наук. Антропология доказывает несущественность для социальной жизни расовых отличий современного человечества. В антропологии развивается учение о конституции человека как совокупности индивидуальных морфологических и функциональных его особенностей. Антропометрические исследования находят применение в эргонометрических моделях, используемых для производства предметов личного потребления. Возрастная антропология и знание полового диморфизма человека необходимы для медицины.
Антропогенез - процесс происхождения человека, становления его как биологического вида в рамках социогенеза - процесса становления общества. Антропогенез имел сложный характер и включал биологические изменения формирующегося человека, развитие материальной культуры и становление социальных институтов. Теория антропогенеза базируется на данных ряда биологических и общественных наук, таких как палеоантропология, палеодемография, сравнительная биология, эволюционная генетика, психология, эволюционная морфология и этнография. Данные многих наук, особенно молекулярной биологии, уточняют отдельные моменты эволюции и формируют ее теоретическую основу, интегрирующую дарвинизм и генетику популяций.
Исследование антропогенеза предполагает изучение ископаемых костей гоминид, сравнительно-анатомических и сравнительно-эмбриологических данных человека и животных.
Исследование антропогенеза включает в себя изучение прямых и косвенных доказательств родственных связей человека и животных, и в первую очередь, родства человека и человекообразных обезьян.
Прямые доказательства
- костные останки ископаемого
человека и его предшественников.
Научная интерпретация
Косвенные доказательства наиболее многочисленны. К ним относятся сравнительно-анатомические, физиологические, биохимические, генетические и другие факты, а также данные сравнительной эмбриологии, учение о рудиментарных органах и атавизмах.
Сравнительно-анатомические данные свидетельствуют о родстве живых организмов и человека по общему плану строения и аналогии органов и тканей. Все живые организмы (за исключением вирусов) имеют клеточное строение. В основе жизнедеятельности всего живого лежит непрерывный обмен веществ и энергии между ними и окружающей средой. Процессы обмена управляются ферментами. Организмы синтезируют свои специфические белки, отличные от белков других видов последовательностью аминокислот.
Сравнительно-эмбриологические данные. Важным свидетельством родства всех живых организмов и человека является наличие общих черт в зародышевом развитии. Русский биолог А.Н.Северцов пришел к выводу, что изучение развивающихся эмбрионов дает возможность представить в общих чертах ход исторического развития организмов и отдельных органов (филогенез). В пользу эволюционного родства человека и животных свидетельствуют постоянно встречающиеся у человека рудиментарные образования и атавизмы (гипертрофированные рудименты). Рудиментарными органами являются органы, утратившие в процессе эволюции свое основное значение. К рудиментарным, недоразвитым органам человека относятся: остаточный волосяной покров тела, хвостовые позвонки, мышцы уха, остаток мигательной перепонки и др. Эти рудиментарные признаки встречаются часто, а атавизмы - редко (1-5%). Атавизм - появление у организмов признаков, свойственных их далеким предкам. Атавизмами у современного человека являются чрезмерная общая волосатость, многососковость, наружный хвост. Атавизмы объясняются сохранением на всю жизнь признаков тела с незавершенным эмбриональным развитием.
Скелетная антропометрия представляет систему измерений скелетов человека (обычно найденных при археологических раскопках) в виде продольных и поперечных размеров костей по методике Р.Мартина при помощи специальных инструментов.
Скелетная антропометрия живых индивидов. При измерении живых людей проводятся измерения между пунктами скелета, представляющими определенные костные структуры, которые можно прощупать через кожу: 1)щели между костями, 2) костные выступы, 3) эмпирически определяемые наибольшие широты.
Измерения габаритных поперечников тела у живыхиндивидов включает обхваты сегментов тела (живота, бедер, бедра, голени, плеча и предплечья) в зоне их наибольшего поперечного развития.
Измерение толщины подкожной жировой клетчатки. Измеряется толщина двойных жировых складок в разных точках тела: под лопаткой, на плече сзади и спереди, на животе, на бедре, голени, предплечье, на щеке. Измерение производят специальным инструментом со стандартным давлением.
Рентгеноскопия и
1) кисти и запястья для оценки степени зрелости костной системы или появления старческих изменений,
2) плеча или голени для измерения толщины жировой, мышечной и скелетной тканей.
Изучение состава тела. Применяются специальные инструментальные и расчетные методы для выявления соотношения жировой, мышечной и скелетной компоненты в составе тела.
Мысль о большом сходстве человека и обезьян появилась еще у ученых древности, начиная с Аристотеля. Она содержится в трудах анатома и врача Галена (II в. н.э.), писавшего работы по анатомии человека, используя результаты вскрытия тел обезьян.
Большое значение имели труды Ж.Ламарка, допускавшего превращение обезьяны в человека в связи с новым образом жизни, вызванным изменениями среды.
Всесторонняя и детально обоснованная концепция антропогенеза от высокоразвитой человекообразной обезьяны принадлежит Ч.Дарвину. В книге “Происхождение человека и половой отбор” (1871 г.) английский эволюционист привел многочисленные доказательства животного происхождения человека: сравнительно-анатомические, физиологические, эмбриологические, сравнительно-патологические, геологические, археологические. Сравнительному изучению эмоций человека и обезьян был посвящен специальный труд. Современная наука добавила к дарвиновским доказательствам новые - из молекулярной биологии, палеоантропологии, генетики и этологии.
Два заключения дарвиновской концепции особенно важны. Первое -человек произошел от древней человекообразной обезьяны. Второе - естественный отбор был основным фактором антропогенеза. Половой отбор и эффект упражнения-неупражнения органов также могли иметь место в эволюции человека (например, эволюция мозга стимулировалась развитием речи).
Современная
наука подтвердила
Генетика
в комплексе с дарвиновскими
факторами эволюции (изменчивость,
наследственность, отбор) стали основой
современной синтетической
Ч.Дарвин впервые показал исключительное значение для эволюции человека таких качеств, на первый взгляд бесполезных, как двуногое хождение, трудовая рука, развитой мозг, членораздельная речь. Они были сформированы естественным отбором.
Ч. Дарвин, однако, пытался доказать неверное положение о том, что все психические различия между человеком и животными имеют только количественный характер, т.е. отсутствует качественная грань между ними. Ученый сумел разглядеть в животных зачатки чувствования, любопытство, подражательность, внимание, память, воображение. Разум, употребление орудий, самопознание, речь, эстетическое чувство, альтруизм - эти качества человека принципиально, по Дарвину, не новы. Мораль имеет истоки в общественных инстинктах животных. Дарвин тщетно пытался объяснить естественным отбором развитие умственных и нравственных способностей у человека.
Дарвин правильно считал, что ископаемый предок человека не тождественен современной обезьяне, т.к. она - продукт собственной эволюции. Африка является прародиной предка современных и ископаемых людей.
Главный недостаток дарвиновской концепции антропогенеза - непонимание исключительной роли труда в эволюционном развитии человека, оказавшем влияние на морфологию тела и, в свою очередь, испытавшем влияние развивающихся социальных институтов и речи.
Развитие органического мира планеты, характеризующееся длительной много миллионнолетней историей, которая привела к появлению новой группы млекопитающих - человекообразных, подробно показано в таблице 1.
Эра |
Период |
Возраст (млн. лет) |
Этапы развития органической жизни |
Докембрийская |
4600±200 |
Зарождение жизни на Земле. Появление бактерий и одноклеточных животных и первых беспозвоночных. | |
Палеозойская |
Кембрийский Ордовикский Сулурийский |
570±20 480±15 435±10 |
Расцвет беспозвоночных. Широкое развитие иглокожих, брюхоногих и моллюсков. Появление панцирных рыб. |
Девонский |
405±10 |
Развитие папоротниковых. Появление рыб. Первые леса и формирование почвенного покрова. | |
Каменноугольный |
350±10 |
Расцвет споровых растений. Развитие папоротникообразных, плаунов, хвощей. Появление насекомых. | |
Пермский |
285±15 |
Развитие пресмыкающихся – котилозавров и зверообразных. Появление и развитие хвойных. | |
Мезозойская |
Триасовый |
230±10 |
Появление новых групп наземных пресмыкающихся. |
Юрский |
190±5 |
Появление первых
птиц. Развитие летающих ящеров. Расцвет
ихтиозавров, плезиозавров, головоногих
моллюсков – аммонитов и | |
Меловой |
135±5 |
Массовые вымирания морских пресмыкающихся – динозавров и рептилий. Появление цветковых растений. Появление первых млекопитающих. | |
Кайнозойская |
Палеогеновый |
65±3 |
Широкое распространение цветковых растений. Появление трав. Дальнейшая эволюция млекопитающих. |
Неогеновый |
23±1 |
Состав флоры и фауны близок к современному. Появление человекообразных обезьян и новых групп млекопитающих – копытных, хоботных и хищников. | |
Четвертичный 1,8 |
Расцвет млекопитающих, птиц, рыб, насекомых. Появление и развитие человека. Образование и формирование ноосферы. |