Акцентуации характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:29, контрольная работа

Краткое описание

Для любого психологического исследования необходима диагностика черт личности. Конкретно они, по мнению Л.Н. Собчик, кроме «ведущих тенденций», «составляют основной, устойчивый паттерн (набросок) личности». Знание акцентуаций помогает человеку найти свои расположенности и «сгладить углы» межличностных отношений.[7]

Подростковый возраст традиционно характеризуют как переломный, переходный, сенситивный и критический.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...….2
Понятие акцентуации, её отличие от психопатии……………..…..3
Степени акцентуации………………………………………………..5
Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко…………..6

Смешанные типы акцентуаций…………………………………....12
Причины возникновения акцентуаций………………………...….14
Диагностика типов акцентуаций……………………………….…16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….23

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………..…...24

Файлы: 1 файл

реферат пд.docx

— 169.51 Кб (Скачать)
p> 

  1. Шизоидный тип

Наиболее существенной чертой данного  типа считается замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или  нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. У людей такого типа почти отсутствует  интуиция

К дефициту интуиции следует добавить тесно с ним связанный недостаток сопереживания – неумение разделять  радость и печаль другого, понять обиду, прочувствовать чужое волнение и беспокойство. Иногда это обозначают как слабость эмоционального резонанса. Недостаток интуиции и сопереживания  обусловливает, вероятно, то, что называют холодностью шизоидов. Их поступки могут быть жестокими, что скорее связано с неспособностью вчувствоваться в страдания других, чем желанием получить садистическое наслаждение. К гамме шизоидных особенностей можно добавить неумение убеждать своими словами других.

Внутренний мир почти всегда закрыт от посторонних взоров. Недоступность  внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают непонятными  и неожиданными для окружения  многие поступки шизоидов, ибо все, что им предшествовало, – весь ход переживаний и мотивов – осталось скрытым. Некоторые выходки носят характер чудачества.

Увлечения нередко отличаются необычностью, силой и устойчивостью. Чаще всего  приходится встречать интеллектуально-эстетические хобби. Большинство шизоидов любит книги, поглощают их запоем, чтению предпочитают все другие развлечения.

Самооценка шизоидов отличается констатацией того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудностью контактов, непониманием со стороны окружающих. Отношение к другим проблемам оценивается гораздо хуже. Противоречивости своего поведения они обычно не замечают или не придают ей значения. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.

  1. Эпилептоидный тип

Эпилептоидам свойственна повышенная забота о своем здоровье, «страх заразы» до поры до времени сдерживают случайные связи, заставляют отдать предпочтение более или менее постоянным партнерам. Любовь у представителей этого типа почти всегда бывает окрашена мрачными тонами ревности. Измен как действительных, так и мнимых, они никогда не прощают. Невинный флирт трактуется как тяжкое предательство.

Самооценка эпилептоидов носит однобокий характер. Как правило, они отмечают склонность к мрачному расположению духа, свои соматические особенности – крепкий сон и трудность пробуждений, любовь сытно и вкусно поесть, силу и напряженность сексуального влечения, отсутствие застенчивости и даже свою склонность к ревности. Они подмечают свою осторожность к незнакомому, приверженность к правилам, аккуратности и порядку, нелюбовь пустых мечтаний и предпочтение жить реальной жизнью. В остальном, в особенности во взаимоотношениях с окружающими, они представляют себя значительно более конформными, чем это есть на самом деле.

  1. Истероидный тип

Его главная черта – беспредельный  эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного  внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой  конец предпочитается даже негодование  или ненависть, направленные в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие – только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества истероида питаются этой чертой. Внушаемость, которую нередко выдвигают на первый план, отличается избирательностью: от нее ничего не остается, если обстановка внушения или само внушение не льют воду на мельницу эгоцентризма. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашение своей персоны. Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству.

Среди поведенческих проявлений истероидности на первое место следует поставить суицидальность. Речь идет о несерьезных попытках, демонстрациях, «псевдосуицидах». Нередко причиной, толкнувшей истероида на «суицид», называется неудачная любовь. Однако часто удается выяснить, что это лишь романтическая завеса или просто выдумка. Действительной причиной обычно служат уязвленное самолюбие, утрата ценного для данного подростка внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников, лишиться ореола «избранника». Сама же суицидальная демонстрация с переживаниями окружающих, суетой, скорой помощью, любопытством случайных свидетелей дает немалое удовлетворение истероидному эгоцентризму.

  1. Неустойчивый тип

Их безволие отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако в поиске развлечений представители этого  типа также не обнаруживают напористости, а скорее «плывут по течению».

  1. Конформный тип

Главная черта характера этого  типа – постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению...

Этим  личностям свойственны недоверие и настороженное отношение к незнакомцам.

Представители конформного типа –  это люди своей среды. Их главное  качество, главное жизненное правило  – думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы все у них  было «как у всех» – от одежды и домашней обстановки до мировоззрения  и суждений по животрепещущим вопросам.

Они не любят новое, потому что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в новой ситуации. Они – неинициативны. Очень хорошие результаты могут достигаться на любой ступени социальной лестницы, лишь бы работа, занимаемая должность не требовали бы постоянной личной инициативы. Если именно этого от них требует ситуация, они дают срыв на любой, самой незначительной должности, выдерживая гораздо более высококвалифицированную и даже напряженную работу, если она четко регламентирована.[5]

    1. Смешанные типы акцентуаций

 

Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особенности  нетрудно представить на основании  предыдущих описаний. Встречающиеся  сочетания не случайны. Они подчиняются  определенным закономерностям. Черты  одних типов сочетаются друг с  другом довольно часто, а других –  практически никогда. Существуют два  рода сочетаний.

  1. Промежуточные.

Эти сочетания  обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, последних друг с другом и с психастеническим. Промежуточными могут быть также такие типы как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.

  1. Амальгамные.

Эти смешанные  типы формируются в течение жизни  как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных факторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильности присоединяться сенситивность или истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действием асоциальной среды из конформного типа может развиться неустойчивый. В условиях жестких взаимоотношений в окружении эпилептоидные черты легко наслаиваются на конформное ядро.

Достаточно  часто встречаются смешанные  акцентуации. Однако не все сочетания выше перечисленных типов возможны. Практически не сочетаются следующие типы:

  • Гипертимный – с лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;
  • Циклоидный – со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного;
  • Лабильный – с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;
  • Сенситивный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;
  • Психастенический – с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;
  • Шизоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим;
  • Эпилептоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим;
  • Истероидный – с циклоидным, сенситивным, психастеническим;
  • Неустойчивый – с циклоидным, сенситивным, психастеническим.[5]

 

 

 

 

 

    1. Причины возникновения акцентуаций

 

        На основе систематики формирования  психопатий П.Б.Ганнушкина,  можно систематизировать факторы, влияющие на возникновение и развитие  акцентуаций характера  у  подростков,  а  в  дальнейшем,  возможно,   и   на   появление психопатий.

Среди  биологических  факторов,   приводящих   к   акцентуациям   характера, выделяют:

  1. Действия  пренатальных,  натальных  и   ранних   постнатальных вредностей на формирующийся в раннем онтогенезе  мозг.  К  таким вредностям можно отнести тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы,  внутриутробные  и  ранние  мозговые  инфекции,  тяжелые истощающие соматические заболевания.
  2. Неблагоприятная  наследственность,  которая  включает  в   себя определенный тип ВНД, алкоголизм родителей, предопределяющий тип акцентуации характера.
  3. Повреждения головного мозга, т.е.  черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и т.п.
  4. «Пубертатный  криз»,  обусловленный  неравномерностью  развития сердечно-сосудистой  и костно-мышечной   системы,   отягощенный физическим  самочувствием,  повышенной  активностью эндокринной системы и «гормональной бурей».

 К социально-психологическим факторам следует отнести:

  1. Нарушения воспитания подростка в семье.

Влияние семейной среды на формирование личности является наиболее  важным  в силу того, что семья служит основным  общественным  институтом  социализации личности.

  1. Школьную дезадаптацию.

 В  подростковом возрасте падает  интерес к учебе в  силу  изменения  ведущего вида деятельности.

 В   психологии  предпринимались   попытки  выделения  специфических   школьных трудностей. С точки зрения одного из исследователей этой проблемы  Д.Скотта,

«…  характер  дезадаптации  ребенка в школе можно определить  по   форме дезадаптированного поведения,  а именно:  по  депрессивному состоянию,  по проявлениям  тревожности  и  враждебности  по   отношению   к   взрослым   и сверстникам,  по  степени  эмоционального  напряжения,  по   отклонениям   в физическом, умственном  и  сексуальном  развитии,  а  также  по  проявлениям асоциальности под влиянием неблагоприятных условиях среды».

  1. Подростковый кризис.

 В  12 –14 лет в  психологическом   развитии  наступает  переломный  момент –«подростковый  кризис».  Это  пик  «переходного   периода   от   детства   к взрослости». Согласно Э. Эриксону, происходит «кризис идентичности – распад детского «Я» и начало синтеза нового взрослого «Я». В этот  период  процессу познания  самого  себя  придается  всеподавляющее  значение.   Именно   этот процесс, а не факторы окружающей среды,  рассматриваются  как  первоисточник все трудностей всех нарушений у подростков. У них развивается  самосознание, стремление к самоутверждению; их  не  устраивает  отношение  к  себе  как  к детям, что приводит к аффективным вспышкам и конфликтам, которые могут  быть как межличностными, так и внутриличностными.

  1. Психическую травму.

  Психосоциальную   дезадаптацию   могут   вызвать   отдельные   психические состояния, спровоцированные различными  психотравмирующими  обстоятельствами (конфликты   с    родителями,    друзьями,    учителями,    неконтролируемое эмоциональное  состояние,  вызванное  влюбленностью,  переживанием  семейных разладов и т.п.).[6]

 

 

6. Диагностика типов акцентуаций

 

Описание методики

Метод патохарактерологического исследования подростков, названный Патохарактерологическим Диагностическим Опросником (ПДО), предназначен для определения в возрасте 14–18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.), перечисленных в предыдущем разделе. ПДО может быть использован психиатрами, медицинскими психологами, врачами других специальностей и педагогами, получившими специальную подготовку по медицинской психологии.

Процедура проведения

ПДО включает 25 таблиц — наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов. С испытуемым проводится два исследования.

В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе № 1 (образцы регистрационных листов приведены в Приложении). Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов.

Информация о работе Акцентуации характера