Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:29, контрольная работа
Для любого психологического исследования необходима диагностика черт личности. Конкретно они, по мнению Л.Н. Собчик, кроме «ведущих тенденций», «составляют основной, устойчивый паттерн (набросок) личности». Знание акцентуаций помогает человеку найти свои расположенности и «сгладить углы» межличностных отношений.[7]
Подростковый возраст традиционно характеризуют как переломный, переходный, сенситивный и критический.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...….2
Понятие акцентуации, её отличие от психопатии……………..…..3
Степени акцентуации………………………………………………..5
Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко…………..6
Смешанные типы акцентуаций…………………………………....12
Причины возникновения акцентуаций………………………...….14
Диагностика типов акцентуаций……………………………….…16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….23
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………..…...24
Обычно для проведения исследования требуется от получаса до часа времени. Исследования можно проводить одновременно с группой испытуемых при условии, чтобы они не могли совещаться или подсматривать выборы друг у друга.
При получении регистрационных листов необходимо сразу же проверить, не про-ставлено ли в какой-либо графе более трех номеров выборов и предложить испытуемому сократить их число, а если отказов 7 и более — попытаться их уменьшить. Образцы ре-гистрационных листов приводятся далее. ПДО не пригоден для исследования подростков при наличии выраженной интеллектуальной недостаточности (так называемая пограничная умственная отсталость не препятствует обследованию) или острого психотического состояния с нарушением сознания, бредом, галлюцинациями и т.п., а также при выраженном психическом дефекте шизофренического, органического и других типов. В случаях явно негативного отношения к обследованию, оно может проводиться только после психотерапевтической беседы и установления хорошего контакта.
Обработка результатов
Результаты обследования определяются с помощью кода. Этот код составлен на основании статистически достоверных (р<0,005) выборов для подростков данного типа, определенного по клинической оценке. Код представлен далее в разделе «Текст опросника...». Буквенные символы кода соответствуют баллам в пользу соответствующих типов:
Г — гипертимный
Ц — циклоидный
Л — лабильный
А — астено-невротический
С — сенситивный
П — психастенический
Ш — шизоидный
Э — эпилептоидный
И — истероидный
Н — неустойчивый
К — конформный
Пропуск в графах, где проставлены баллы, означает, что данный выбор является неинформативным.
Сдвоенные и строенные буквенные символы (например АА в выборе № 5 на тему «Самочувствие» в 1–м исследовании, ШШШ в выборе № 3 на тему «Отношение к одиночеству» во втором исследовании) означают, что за этот выбор начисляется два или три балла в пользу соответствующего типа. За один выбор могут начисляться баллы в пользу двух или более типов (например, ГН на выбор 1 на тему «Настроение» в первом исследовании означает, что 1 балл начисляется в пользу гипертимного, а 1 балл — в пользу неустойчивого типов). Кодом предусмотрены следующие дополнительные показатели:
О
— негативное отношение к
Д
— диссимуляция
Т — откровенности;
В — черт характера, встречающихся при органических психопатиях;
E — отражения
в самооценке реакции
d — психологической склонности к делинквентности (только для подростков мужского пола);
М — черт мужественности;
Ф
— черт женственности в
Кроме того, на основании числовых баллов в теме «Отношение к спиртным на-питкам» может быть дана оценка психологической склонности к алкоголизации (шкала V).[1]
Портативный код расшифровки результатов
Публикуемый ниже портативный код ускоряет обработку результатов. В таблицах названы темы опросника («Самочувствие» и др.) и перечисляются только номера выборов, за которых начисляются баллы по разным шкалам: в первой таблице за первое исследование (наиболее подходящие выборы), во второй - за второе исследование (наиболее отвергаемые выборы).
Для подсчета баллов удобно строить график. На нем баллы в пользу каждого типа и каждого показателя, полученные в 1–м и во 2–м исследованиях, суммируются арифметически, т.е. все они откладываются на графиках. К ним приплюсовываются дополнительные баллы на основании оценки построенного графика.[6]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе
рассмотрена классификация
Важно помнить, что акцентуация - не патология, но совокупность свойственной нормальной личности особенностей характера, более или менее ярко выраженных.
Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам, так и особенностям клинической картины.
При своевременной диагностике и умело оказанной помощи (родителей, педагогов, психолога) мы в состоянии не лишь помочь ребенку очень просто, без осложнений, пройти все "подводные камни" подросткового возраста и обернуть кажущийся недочет в преимущество, в ту "изюминку", которая наилучшим образом способствует развитию творческих способностей ребенка в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ