Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:20, реферат
Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок
В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. Е. Патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о “преходящих подростковых акцентуациях характера” [Личко А.Е., 1977].
План.
1. Введение.
2. Гипертимный тип
3. Циклоидный тип
4. Лабильный тип
5. Астено-невротический тип
6. Сенситивный тип
7. Психастенический тип
8. Шизоидный тип
9. Эпилептоидный тип
10. Истероидный тип
11. Неустойчивый тип
12. Конформный тип
13. Смешанные типы.
14. О динамике акцентуаций характера
15. Литература
Представители конформного типа - это люди своей среды. Их главное качество, главное жизненное правило - думать "как все", поступать "как все", стараться, чтобы все у них было "как у всех" - от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам. Под "всеми" подразумевается обычное непосредственное окружение. Когда появляется какая-нибудь новая необычная мода, нет более ярых ее хулителей, чем представители конформного типа. Стремясь всегда быть в соответствии со своим окружением, они совершенно не могут ему противостоять.
В хорошем окружении - это неплохие люди и неплохие работники. Но, попав в дурную среду, они со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы все это ни противоречило предыдущим и как бы пагубным ни было. Хотя адаптация у них первое время происходит довольно тяжело, но когда она осуществилась, новая среда становится таким же диктатором поведения, как раньше была прежняя. Поэтому конформные подростки "за компанию" легко спиваются, могут быть втянуты в групповые правонарушения.
Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное для них окружение, все, что они узнают через привычный для них канал информации, - это для них и есть истина. Ко всему этому конформные субъекты - консерваторы по натуре. Они - неинициативны. Очень хорошие результаты могут достигаться на любой ступени социальной лестницы, лишь бы работа, занимаемая должность не требовали бы постоянной личной инициативы. Опекаемое взрослыми детство не дает чрезмерных нагрузок для конформного типа. Они совсем не склонны менять свою подростковую группу, в которой свыклись и освоились. Нередко решающим в выборе учебного заведения является то, куда идет большинство товарищей. Лишенные собственной инициативы конформные подростки могут быть втянуты в групповые правонарушения, в алкогольные компании, подбиты на побег из дому или науськаны на расправу с чужаками.
Реакция эмансипации ярко проявляется только в случае, если родители, педагоги, старшие отрывают конформного подростка от привычной ему среды сверстников, если они противодействуют его желанию "быть как все".
Самооценка характера конформных подростков
может быть неплохой.
Смешанные типы.
Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особенности нетрудно представить на основании предыдущих описаний. Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других - практически никогда. Существуют два рода сочетаний.
Промежуточные типы обусловлены эндогенными закономерностями, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся уже описанные лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, а также сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, астено-невротического с сенситивным и психастеническим. Сюда же могут быть отнесены такие промежуточные типы, как шизоидо-сенситивный, шизоидо-психастенический, шизоидо-эпилептоидный, шизоидо-истероидный, истероидно-эпилептоидный. В силу же эндогенных закономерностей возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.
Амальгамные типы - это тоже смешанные
типы, но иного рода. Они формируются как
следствие напластования черт одного
типа на эндогенное ядро другого в силу
неправильного воспитания или иных хронически
действующих психогенных факторов. Здесь
также возможны далеко не все, а лишь некоторые
наслоения одного типа на другой. Подробнее
эти явления рассматриваются в главе о
психопатических развитиях. Здесь же следует
отметить, что гипертимно-неустойчивый
и гипертимно-истероидный типы представляют
собой присоединение неустойчивых или
истероидных черт к гипертимной основе.
Лабильно-истероидный тип обычно бывает
следствием наслоения и истероидности
на эмоциональную лабильность, а шизоидо-неустойчивый
и эпилептоидо-неустойчивый - неустойчивости
на шизоидную или эпилептоидную основу.
Последнее сочетание отличается повышенной
криминогенной опасностью. При истероидно-неустойчивом
типе неустойчивость является лишь формой
выражения истероидных черт. Конформно-неустойчивый
тип возникает как следствие воспитания
конформного подростка в асоциальном
окружении. Развитие эпилептоидных черт
на основе конформности возможно, когда
подросток вырастает в условиях жестких
взаимоотношений. Другие сочетания практически
не встречаются.
О динамике акцентуаций
характера
Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера.
Первая группа - это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях.
На первом месте среди них стоят острые
аффективные реакции.
Встречается несколько
видов острых аффективных реакций.
1. Интрапунитивные реакции представляют собой разряд аффекта путем аутоагрессии - нанесение себе повреждений, покушение на самоубийство, учинение себе вреда разными способами.
Наиболее часто этот вид реакций встречается
при двух, казалось бы, диаметрально противоположных
по складу типах акцентуаций - сенситивной
и эпилептоидной.
2. Экстрапунитивные реакции подразумевают
разряд аффекта путем агрессии на окружающее
- нападение на обидчиков или "вымещение
злобы" на случайных лицах или попавших
под руку предметах. Наиболее часто этот
вид реакции можно видеть при гипертимной,
лабильной и эпилептоидной акцентуациях.
3. Демонстративные реакции, когда аффект
разряжается в "спектакль", в разыгрывание
бурных сцен, в изображение попыток самоубийства
и т. п. Этот вид реакций весьма характерен
для истероидной акцентуации, но может
встречаться и при эпилептоидной и при
лабильной.
4. Иммунитивная реакция проявляется в
том, что аффект разряжается путем безрассудного
бегства из аффектогенной ситуации, хотя
это бегство никак эту ситуацию не исправляет,
а часто даже очень дурно оборачивается.
Этот вид реакции чаще встречается при
неустойчивой, а также при шизоидной акцентуациях.
Другой вид транзиторных изменений при
акцентуациях характера, наиболее выраженный
в подростковом возрасте, - это преходящие
психопатоподобные нарушения поведения
("пубертатные поведенческие кризы").
Катамнестические исследования показывают,
что если эти нарушения поведения возникают
на фоне акцентуации характера, то у 80%
при повзрослении наступает удовлетворительная
социальная адаптация. Однако прогноз
зависит от типа акцентуации. Наиболее
благоприятно предсказание при гипертомной
акцентуации (86% хорошей адаптации), наименее-при
неустойчивой (всего 17%).
Преходящие нарушения поведения могут
проявляться в виде:
1) делинквентност;
2) ток-сикоманического
поведения, т.е. в стремлении
получить состояние опьянения,
эйфории или пережить иные
необычные ощущения путем
3) побегов из дома и бродяжничества;
4) транзиторных
сексуальных девиаций (ранней половой
жизни, промискуитета,
Наконец, еще один вид транзиторных изменений при акцентуациях характера - это развитие на их фоне разнообразных психогенных психических расстройств - неврозов, реактивных депрессий и т. п. Но в данном случае дело уже не ограничивается "динамикой акцентуаций": происходит переход на качественно иной уровень - развитие болезни.
Ко второй группе динамических изменений
при акцентуациях характера принадлежат
его относительно стойкие изменения. Они
могут быть нескольких типов.
1. Переход "явной" акцентуации в скрытую, латентную. Под влиянием повзросления и накопления жизненного опыта акцентуированные черты характера сглаживаются, компенсируются. Тем не менее при латентных акцентуациях под влиянием некоторых психогенных факторов, а именно тех, которые адресуются к "слабому звену",
может произойти
нечто, аналогичное декомпенсации
при психопатиях. Черты определенного
типа акцентуации, до этого замаскированные,
раскрываются во всей полноте и порою
внезапно.
2. Формирование на почве акцентуаций характера
под действием неблагоприятных условий
среды психопатических развитий, достигающих
уровня среды патологии ("краевые психопатии",
по О. В. Кербикову). Для этого обычно бывает
необходимо сочетанное действие нескольких
факторов: 1) наличие изначальной акцентуации
характера, 2) неблагоприятные условия
среды должны быть такими, чтобы адресоваться
именно к "месту наименьшего сопротивления"
данного типа акцентуации, 3) их действие
должно быть достаточно продолжительным
и, главное, 4) оно должно упасть на критический
для формирования данного типа акцентуации
возраст. Этим возрастом для шизоида является
детство, для психоастеника - первые классы
школы, для большинства других типов -
разные периоды подросткового возраста
(от 11-13 лет у неустойчивого до 16-17 лет у
сенситивного типов). Только при паранойяльном
типе критическим является более старший
возраст - 30-40 лет - период высокой социальной
активности.
3. Трансформация типов акцентуаций характера является одним из кардинальных явлений в их возрастной динамике. Суть этих трансформаций состоит обычно в присоединении черт близкого, совместимого с прежним, типа и даже в том, что черты последнего становятся доминирующими. Наоборот, в случаях изначально смешанных типов черты одного из них могут настолько выходить на первый план, что полностью заслоняют черты другого. Это касается обоих видов смешанных типов, описанных нами: и промежуточных, и "амальгамных". Трансформация типов возможна только по определенным закономерностям - только в сторону совместных типов. Никогда не приходилось видеть превращения гипертимного типа в шизоидный, лабильного - в эпилептоидный или наслоения черт неустойчивого типа на психастеническую или сенситивную основу. Трансформации типов акцентуаций с возрастом могут быть обусловлены как эндогенными закономерностями, так и факторами экзогенными - как биологическими, так и особенно социально-психологическими.
Примером эндогенной трансформации может послужить превращение части гипертимов в послеподростковом возрасте (18-19 лет) в циклоидный тип. Сперва на фоне постоянной до этого гипер-тимности появляются короткие субдепрессивные фазы. Затем циклоидность обрисовывается еще более отчетливо.
Примером трансформации типов акцентуации
под действием экзогенных биологических
факторов является присоединение, аффективной
лабильности ("легко взрываются, но
быстро отходят") как одной из ведущих
черт характера к гипертимному, лабильному,
астено-невротическому, истероидному
типам акцентуации вследствие перенесенных
в подростковом и молодом возрасте легких,
но повторных черепно-мозговых травм.
Мощным трансформирующим фактором являются продолжительные неблагоприятные социально-психологические влияния в подростковом возрасте, т. е. в период становления большинства типов характера. К ним прежде всего относятся разные виды неправильного воспитания. Можно указать на следующие из них:
1) гипопротекция, достигающая в крайней степени безнадзорности;
2) особый вид гипопротекции, описанный А. А. Вдовиченко под названием "потворствующая гипопротекция", когда родители предоставляют подростка самому себе, фактически не заботясь о его поведении, но при начинающихся проступках и даже правонарушениях всячески его выгораживают, отводя все обвинения, стремятся любыми способами освободить от наказаний и т. п.;
3) доминирующая гиперпротекция ("гиперопека");
4) потворствующая гиперпротекция, в крайней степени достигающая воспитания "кумира семьи";
5) эмоциональное отвержение, в крайних случаях достигающее степени третирования и унижения (воспитание по типу "Золушки");
6) воспитание
в условиях жестоких
7) в условиях
повышенной моральной
8) в условиях
"культа болезней".
Литература
1. Психология
индивидуальных различий. Тексты / Под
ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.
М.: Изд-во МГУ, 1982.