Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:20, реферат
Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок
В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. Е. Патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о “преходящих подростковых акцентуациях характера” [Личко А.Е., 1977].
План.
1. Введение.
2. Гипертимный тип
3. Циклоидный тип
4. Лабильный тип
5. Астено-невротический тип
6. Сенситивный тип
7. Психастенический тип
8. Шизоидный тип
9. Эпилептоидный тип
10. Истероидный тип
11. Неустойчивый тип
12. Конформный тип
13. Смешанные типы.
14. О динамике акцентуаций характера
15. Литература
Министерство
Республики Беларусь
Учреждение образования
Могилевский Государственный
Кафедра Специальных
психолого-педагогических дисциплин
Контрольная работа
Акцентуации
характера. Нарушение формирования личности
и поведения в подростковом возрасте
Выполнила
Студентка 2 курса группы в
Казакова Г. А.
Проверил
Черепанов
О.А.
Могилев 2010
План.
1. Введение.
2. Гипертимный
тип
3. Циклоидный
тип
4. Лабильный
тип
5. Астено-невротический
тип
6. Сенситивный
тип
7. Психастенический
тип
8. Шизоидный
тип
9. Эпилептоидный
тип
10. Истероидный
тип
11. Неустойчивый
тип
12. Конформный
тип
13. Смешанные
типы.
14. О динамике
акцентуаций характера
15. Литература
Введение.
Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок
В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. Е. Патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о “преходящих подростковых акцентуациях характера” [Личко А.Е., 1977].
В зависимости от степени выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая (Личко; Александров; 1973).
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.
В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.
Психопатии - это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), "определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток", "в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям", "мешают... приспособляться к окружающей среде". Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.
Нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период.
Таковы три
критерия - тотальность, относительная
стабильность характера и социальная
дезадаптация, - позволяющие отличать
психопатии.
Типы акцентуаций
характера весьма сходны и частично
совпадают с типами психопатий.
Тип акцентуированной личности по К. Леонгарду | Тип акцентуации характера по А.Е. Личко |
Лабильный
(аффективно-лабильный и |
Лабильный циклоид |
Сверхподвижный
Эмотивный |
Лабильный |
Демонстративный | Истероидный |
Сверхпунктуальный (педантичный) | Психастенический |
Ригидно-аффективный
Неуправляемый (возбудимый) |
Эпилептоидный |
Интравертный | Шизоидный |
Боязливый (тревожный) | Сенситивный |
Неконцентрированный или неврастенический | Астено-невротический |
Экстравертный | Конформный |
Слабовольный | Неустойчивый |
- | Гипертимный |
- | Циклоидный |
Гипертимный тип
Этот тип психопатий детально описан Schneider
(1923) и П.Б. Ганнушкиным (1933) у взрослых и
Г.Е. Сухаревой (1959) у детей и подростков.
П.Б. Ганнушкин дал этому типу название
"конституционально-
Сведения от родных свидетельствуют, что с детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении к взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Воспитатели детских учреждений жалуются на их неугомонность.Если соотнести типологию Леонгарда и традиционную для патопсихологии типологию, то гипертимную, демонстративную и экзальтированную акцентуации относят в истероидный тип. Тревожную – в психастенический тип, эмотивную, дистимную – в астенический тип, аффективно-лабильную – в эпилептоидный тип, истерическую, застревающую и педантичную – в эпилептоидную и паранойяльную.
Каждый из перечисленных типов характеров может относится к норме, быть заострённым, или акцентуированным, или становится основой расстройства личности – психопатии.
Сведения от родных свидетельствуют, что с детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении к взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Воспитатели детских учреждений жалуются на их неугомонность.
Главная черта гипертимных подростков - почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии.
Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. В силу этого с родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты.
Как правило, обнаруживается склонность
к самовольным отлучкам, иногда продолжительным.
Истинные побеги из дому у гипертимов
встречаются нечасто.
Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Алкоголизация представляет для гипертимов серьезную опасность с подросткового возраста. Выпивают они в компаниях с приятелями.
Реакция увлечения отличается у гипертимных подростков богатством и разнообразием проявлений, но главное - крайним непостоянством хобби.
Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает "показать себя", предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть. Но самооценка гипертимных подростков отличается достаточной искренностью.
Гипертимно-неустойчивый вариант психопатизации является наиболее частым. Решающую роль в том, что на гипертимной акцентуации произрастает гипертимно-неустойчивая психопатия, обычно играет семья. Как чрезмерная опека - гиперпротекция, мелочный контроль и жестокий диктат, да еще сочетающийся с неблагополучием внутрисемейных отношений, так и гипоопека, безнадзорность могут служить стимулами к развитию гипертимно-неустойчивой психопатии.
Гипертимно-истероидный вариант встречается значительно реже. На фоне гипертимности постепенно вырисовываются истероидные черты.
Гипертимно-аффективный вариант психопатизации
отличается усилением черт аффективной
взрывчатости, что создает сходство с
эксплозивными психопатиями. Вспышки
раздражения и гнева, нередко свойственные
гипертимам, когда они встречают противодействие
или терпят неудачи, здесь становятся
особенно бурными и возникают по малейшему
поводу.
Циклоидный тип
Как известно, этот тип был описан в 1921
г. Kretschmer и сперва стал широко использоваться
в психиатрических исследованиях. П.Б.
Ганнушкин (1933) включил в "группу циклоидов"
четыре типа психопатов: "конституционально-
В подростковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акцентуации: типичные и лабильные циклоиды.
Типичные циклоиды в детстве ничем не
отличаются от сверстников или чаще производят
впечатление гипертимов. С наступлением
пубертатного периода (у девочек это может
совпасть с менархе) возникает первая
субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность
к апатии и раздражительности. С утра ощущается
вялость и упадок сил, все валится из рук.
Прежде шумные и бойкие подростки в эти периоды становятся вялыми домоседами.Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками.
У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели.
У циклоидных подростков имеются свои "места наименьшего сопротивления". Важнейшим из них, вероятно, является неустойчивость К коренной ломке жизненного стереотипа.
Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному или реактивно-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче - несколько "хороших" дней сменяют несколько "плохих". "Плохие" дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями. Но, в отличие от описываемого далее лабильного типа, нет чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения легко и круто меняться от незначительных причин.