Агрессия в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:32, реферат

Краткое описание

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования
человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются
представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а
также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой(10).

Файлы: 1 файл

агрессия.docx

— 45.63 Кб (Скачать)

становится человеком, когда происходит радикальная трансформация  его природы, оказывающей 

воздействие не только на цели инстинктов, но также на их "ценности", т.е. принципы,

управляющие достижением  целей. Эту перемену Фрейд описал как трансформацию принципа

удовольствия в  принцип реальности. Бессознательное  в человеке стремится только к  достижению

удовольствия; психическая  деятельность любого действия, которое  могло бы вызвать 

неприятные(болезненные) переживания"(8).

      Однако  несдерживаемый принцип удовольствия непременно ведет к конфликту  с 

природным и человеческим окружением. Индивид приходит к тому, что полное и безболезненное

удовлетворение  всех его потребностей невозможно. Происшедший после этого кризис приводит к 

новому принципу-реальности. Вследствие этого человек приобретает  умение отказываться от

моментального, неверного  и чреватого опасностью удовольствия ради отсроченного,

сдерживаемого, но "гарантированного" удовлетворения(там  же).

     С  упрочнением принципа реальности  человечек, который представлял  собой не более чем набор 

животных инстинктов превратился в организованное "Я", стремящееся к тому что, "что  полезно" и 

что может быть получено без ущерба для себя и  для своего жизненного окружения. Под 

воздействием принципа реальности у человека развивается  функция разума и следующее из него

способность к  мышлению анализу и синтезу, вниманию, памяти и суждения. Он становится

сознательным, мыслящим субъектом, приводимым в движение рациональностью  навязанной ему 

извне. И только одна форма умственной деятельности "стоит особняком" от власти принципа

реальности фантазия сохраняющая приверженность принципу удовольствия(там же).

      По  мнению гештальтпсихологов(Ф.Перлз)агрессия и деструкция (целого) (как элементы

восриятия) необходимы для последующего глубоко восприятия(понимания). Процесс следующий за

деструкцией есть реконструкция. Деструкция и реконструкция  относится не буквально к 

физическому объекту, а к нашему поведению по отношению  к объекту.Таким образом любые 

доверительные отношения  между людьми возможна только если разрушаются определенные

барьеры, так что  люди начинают понимать друг друга(об этом говрил и К.Лоренц). Такое 

понимание предполагает, что человек исследует партнера, подобно тому, как мы исследуем 

картину("расчленяя  ее"), так, что его "части" связываются  с собственными потребностями,

которые именно благодаря  этому контакту выступают на передний план. Иначе говоря если

переживание не деструктурируется, а "заглатывается" целиком(интроецируется) оно не может быть

ассимилировано(интереоризировано) и таким образом воспринимается как форма, а не

содержание. Не интериоризированное  воспринимает субъект как объект, т.е. деперсонифицирует 

его. Межличностные  контакты могут существовать только при достаточной способности  к 

деструкции и  последующей реконструкции, а эти  два процесса являются производными

взаимодействия  эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер(что же будет происходить  при 

их нарушении?)(5).

      Еще Клерасбо было отмечено, что для  формирования агрессивных личностей(лиц  с 

деструктивным поведением) имеет идеаторная сфера(агрессивно-садистические  фантазии. Не

редко садисту  хватает одной фантазии для достижения сексуального возбуждения. Фантазия-

это процесс программирования будущих возможных действий или  показатель существования и 

работы такой  программы.

            Большинство психотических  больных, даже когда они дают волю своим фантазиям 

и через галлюцинации и бред искажают реальность в угоду  своим эмоциональным потребностям,

тем не менее сохраняют  определенное реальное представление  о возможности перехода в иной

мир. В известной  мере они имеют двойное существование. Сохраняя некоторые представления  о 

реальном мире,  они защищаются от него и живут,  как отражение его в самим  ими   сотворенном 

мире, мире их фантазий(6).

      Фантазия(идеаторная сфера), способность воображения-главный  компонент  мысли; при 

психозе эта способность  воображения используется не для  того, чтобы овладеть реальностью, а 

для того, чтобы  избежать ее. Положительные и отрицательные  фантазии-в зависимости от

отношения к ним  субъекта, могут бвть  эгосинтоническими  или эгодистоническими.

      Таким образом, фантазия является  составной частью мышления или  даже каким либо 

специфическим его  видом. Вид мышления(абсолютистко-дихотомическое и т.п.) практически 

прямо пропорционально  зависит от аффективной сферы  человека, которая является

производным типа мозговой деятельности и может меняться под воздействием экзогенных

пертурбаций.Примером может служить мышление человека находящегося в состоянии депрессии 

и противостоящего  ему мышления человека находящегося в маниакальном возбуждении.  

      Одним из вмдов проявленя агрессивности  и деструктивного поведения является

жестокость.

Жестокость(в юридическом  смысле) это особо брутальные способы  совершения преступлений,

для обозначения  определенных свойств характера  преступления. Жестокость может быть

преднамеренной  и непроизвольной, реализующейся  в определенных действиях, вербальном

поведении( причинение мучений словами) или в воображении-фантазированиии, оперирующим 

образами истязаний, мучений людей или животных. Жестокость может быть сознательной и 

неосознанной, поэтому  встает вопрос о соотнесении ее с  эго и с бессознательным. Жестокость

может проявляться  в отношении людей и животных, причем широко известны случаи

расщепления, сосуществования  жестокости по отношению к людям  и сентиментальности по

отношению к животным. Жестокость придает определенную окраску  изнасилованиям,

хулиганским действиям, нанесению тяжких телесных повреждений, доведению до самоубийства,

оставлению в  опасности и др. Парадоксальным является сочетание распространенности и 

устойчивости жестокости с ее неодобрением большинством населения, также если она 

проявляется в  рамках формально санкционированных  действий. Под жестокостью как 

личностной чертой следует понимать стремление к причинению страданий, мучений людям или 

животным, выражающееся в действиях, бездействии, словах, а  также фантазировании

соответствующего  содержания.

      Влечение  к жестокости распространенно настолько  широко, что рассматривается почти  как 

норма. Ницше считал его именно нормой и полагал, что  оргии жестокости выступают в  качестве

фундаментального  фактора в истории всего человеческого  рода. Подобного рода извращенные 

влечения, связанные  с сексуальной сферой, известны как  садизм и мазохизм. Но сексуальная 

холодность(фригидность) также связана с влечением  к причинению страданий, с жаждой власти и 

могущества, которая  проявляется в виде удовольствия от истязаний.

Морализаторство(абсолютистко-дихотомическое мышление) также часто бывает проявлением 

жажды власти и  могущества, которая проявляется  в виде удовольствия от истязаний.

Морализаторство также часто является проявлением  жажды власти и желания мучить(как  говорил 

Ницше, проявлением "слово справедливый" звучит почти  также , как "подвергнуть пытке")(6)

      Злокачественная агрессия, деструктивное поведение  являются составными частями 

асоциального или  антисоциального поведения.По мнению  К.Ясперса совершенно иной тип

асоциальности развивается  как неспособность общаться с  другими и приспосабливаться  к 

ситуациям(из-за сниженной  способности к эмпатии). Субъективно  эта неспособность ощущается 

как нечто весьма мучительное. Любой контакт становится пыткой ,и, потому человек стремится  их

избегать, предпочитая  уединение. Это и является причиной страданий индивида т.к. подавляя в 

себе социальные инстинкты, он испытывает тоску по общению  и любви. Его асоциальность 

становится заметна  окружающим, которым досаждает им своей неловкостью. Застенчивость 

перемежается в  нем с бесцеремонностью, все его  внешние проявления неумеренны, поведение 

противоречит принятым нормам. Он чувствует реакцию окружающих и поэтому все больше и 

больше замыкается (6).

Способность к  межличностным контактаи требует  прежде всего эмпатии.

      Эмпатия есть понятие обозначающеее способность  к аналоговой, опосредованной

функцией лимбической  системы обработке информации исходящей  извне ее расщепления и путем 

установления обратной связи прогноза последующих событии  и выработка стратегии и тактики 

поведения для  получения наибольшей выгоды. Эмпатия  не  есть что-либо застывшее, но процесс  в 

результате которого происходят межличностные контакты, в результате которых человек 

способен удовлетворять (в рамках социума свои витальные  и др. потребности в том числе  и 

высшие. В результате общения происходят изменения и  в нейрохимическом статусе каждой из

оющающихся сторон. Если функция лимбической системы  нарушена автоматически нарушается

и способность  к эмпатии. Получается порочный круг. Чем более высока у человека способность  к 

эмпатии тем более  он будет стремится к общению, и, таким образом эти способности  станут

еще большими и  наоборот. Человек с низкими эмпатическими  способностями будет избегать

общения в результате чего у него будет страдать процесс  идентификации и таким образом  его 

витальные потребности  удовлетворены не будут. Такие люди склонны  к интроспекции и как 

правило склонны  к морализаторству болезненной  саморефлексии и ощущении как  это называет

ряд авторов снижением  чувства собственной достоверности,  чувством внутренней пустоты,

мертвенности, смерзлости и рассуждательству, а также обладают низким аффективным 

фоном(дистимией). К чему ведет сенсорная и эмоциональная  депривация известно-частенько к 

психозу. Такие  субъекты рациональны, так как их мышление лишено эмоционального

достаточного обеспечения. Порой под влиянием внешних обстоятельств  стрессового характера 

они переходят  на другой более высокий уровень  экзистенции. После чего у них  появляется чувство 

собственной ущербности, т.к. они познали другой более  высокий экзистенциальный уровень.

Информация о работе Агрессия в обществе