Агрессия в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:32, реферат

Краткое описание

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования
человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются
представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а
также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой(10).

Файлы: 1 файл

агрессия.docx

— 45.63 Кб (Скачать)

племенах до Бога в сложнейших монотеистических религиях.

    Человеческий  мозг нуждается не только в  минимальном отдыхе, но и в  некотором количестве 

возбуждения(эмоционально значимых стимулах). Г.Селье описывает  это состояние как состояние 

эустресса. Известно, что дефицит эмоционально значимых стимулов, особенно в раннем

возрасте(сенсорная  депривация) особенно часто приводит к формированию личности агрессора,

причем значимость этого фактора в формировании агрессивности на порядок выше чем  физические

наказания и другие  вредные в воспитательном отношении  факторы. Известно, что в условиях

сенсорной изоляции  человек начинает испытывать нарастающий  страх вплоть до паники и 

галлюцинации(чему свидетельство экспериментальные  исследования). Фромм в качестве одного из

важнейших условий  созревания индивида приводит наличие  чувства единения. Э.Эриксон 

тщательно разработавший  эту тему, и являющийся ее основоположником сообщает о 

необходимости для  человека в идентификации себя с  другими людьми(референтной группой),

нацией и т.п., то есть когда он может сказать "Я  такой как они, они такие же как я". Для 

человека предпочтительней идентифицировать себя с такими субкультурами, как хиппи или 

наркоманы, чем  не идентифицировать себя вовсе(1).

Фромм различает  три категории лиц по отношению  к проблеме скуки и возбуждения:

1)Люди, способные  продуктивно реагировать на стимулирующее  раздражение; они не знают скуки.

2)Люди, постоянно  нуждающиеся в дополнительном  стимулировании, а также в постоянной  смене 

раздражителей; эти  люди обречены на хроническую скуку, но поскольку они ее компенсируют, то

практически и  не осознают.

3)Люди, которых  невозможно ввести в состояние  возбуждения нормальным (для большинства 

людей) раздражителем. Эти люди больны и часто вполне могут осознавать эту свою ущербность.В 

третьем случае, по мнению Фромма, преобладают лица, страдающие хронической депрессией,

которая, соответственно, сопровождается хронической же скукой. Особо опасным следствием

"некомпенсированной  скуки" выступают насилие и  агрессивность. Чаще всего это  проявляется в 

пассивной форме, когда, например человеку нравится смотреть жестокие кровавые сцены, в 

частности по телевидению. А от пассивного удовольствия по поводу жестоких сцен и насилия всего 

лишь один шаг  к многочисленным формам активного  возбуждения, которое достигается  ценой 

садистического  и деструктивного поведения. Как  следствие хронической невротической 

депрессии(дистимии) и сопровождающей ее скуки Фромм  описывает отсутствие интереса к 

общению с другими  людьми и затруднения в этом общении. Все эмоции у таких личностей 

находятся в застывшем  состоянии: они не испытывают  радостей, зато не знают ни боли, ни горя.

     Далее  Фромм пишет о значении структуры  характера в формировании садизма.  У человека,

который еще в  меньшей степени чем шимпанзе, детерминирован инстинктами, развились 

компенсаторные  способности, выполняющие функцию  инстинктов. Такую компенсаторную роль у 

человека играет характер, являеющийся специфической  структурой, организующей человеческую

энергию, направленную на достижение цели, а также определяет паттерн поведения. Фромм 

выделяет особый садистско-эксплуататорский характер, суть которого состоит в эксплуатации

других людей,  которых обладатель такого характера  деперсонифицирует, т.е. относится к  ним как 

к "человеческому  материалу" или средству достижения цели, винтикам в собственной 

машине(вспомним, что среди идеологов фашизма  бытовало понятие "человеческий материал"). К 

слову упомянем известную  мысль  И.Канта о том, что человек  ни в коей мере не может быть

средством, он всегда есть цель). Деперсонификация это по сути есть процесс 

превращения субъкта  в объект или иными словами  человека в вещь. Основным

стремлением продуктивной личности Фромм считает жажду  любить, дарить, делиться с другими.

Влечения эти, обусловленные  характером, бывают настолько сильными, что кажутся обладателю

такого характера  абсолютно естественными. Человек  с садистически-эксплуататорским характером

может вести себя как сверхальтруист, но за этим всегда просматривается неискренность(там  же).

      Фромм вводит понятие "социальный  характер", под которым понимает 

трансцедентирование человеческой(имманентной ему как  биологическому виду) энергии в 

специфической форме  необходимой для функционирования конкретного общества. Категория 

"характер" вводится  Фроммом, как одна из важнейших  для объяснения феномен злокачественной 

агрессии, т.к. страсть  к разрушению и садизм обычно коренятся  в структуре характера. Таким 

образом, у человека с садистическими наклонностями  эта страсть по объему и интенсивности 

становится доминирующей компонентой структуры личности.

      Фромм вводит такие понятия  как "биофилия" и "некрофилия", понимая под первым стремление 

ко всему живому, растущему, а под вторым ко всему  мертвому и механическому. некрофилия

характерологическом смысле определятеся Фроммом как  страстное влечение ко всему мертвому,

больному, гнилостному, разлагающемуся; страстное желание  превратить все живое в неживое,

страсть к разрушению ради разрушения, интерес ко всему  чисто механическому(небиологическому)

а, кроме того, страсть  к насильственному разрыву естественных биологических связей. Влечение к 

мертвому наиболее часто прослеживается в снах некрофилов. Некрофильский характер может 

проявиться также  в убежденности в том, что существует единственный путь разрешения проблем-

насилие. Для некрофила  характерно убеждение, что насилие  это- "способность превратить

человека в труп". Такие люди реагируют на проблемы жизни в основном деструктивно и  никогда 

не пытаются помочь другим людям найти конструктивный способ решения их проблем. Менее 

явное представительство  некрофилия находит в особом интересе к болезни во всех ее

формах(ипохондрия), а также к теме смерти(там же).

        Трудноуловимой чертой некрофильского  характера является 

безжизненность(отсутствие или снижение способностей к эмпатии, а также тонких

эмоциональных дифференцировок). Умный, образованный некрофил может  говорить о вещах,

которые сами по себе могли бы быть и интересны,но преподносит  он их чопорно, холодно,

безучастно, педантично, безжизненно и формально. Противоположный  тип характера- биофил,

напротив, может  говорить о переживаниях, которые  сами по себе не очень интересны, но подает он

их столь заинтересованно  и живо, что заражает других своим  хорошим настроением. В качестве

яркого примера  некрофильского характера Фромм  приводит Гитлера, анализируя становление  его 

личности на протяжении всей его жизни(1).

      Для целей  выживания, человек должен  получать удовлетворение своих физических

потребностей и  его инстинкты заставляют его  действовать в том направлении, которое требуется 

для выживания. Однако удовлетворение одних лишь физиологических  потребностей не делает

человека счастливым и не гарантирует его благополучного состояния.

      Согласно Фрейдовскому  взгляду  на садизм, даже те садистические  желания, которые внешне 

не связаны с  сексуальностью, все равно имеют  сексуальную мотивацию.

      Жажда власти, жадность или нарцисизм-все  эти страсти определенным образом  проявляются в 

сексуальном поведении. Нет такой сферы деятельности, в которой характер человека проявлялся

бы точнее , чем  в половом акте: именно потому, что  здесь менее всего можно говорить о 

"заученном поведении", о стереотипе или подражании.

    А.Гелен отмечал, что духовные институты радикально канализируют притязания субъекта,

его представления  и рефлексии. Он также критикует  эпоху, которая обрекает человека на утрату

контактов с миром, делая его пленником фантазии. Он рассматривает фантазии как недостаток-

иллюзию, обман, дереализацию. Но в то же время Геленовская теория фантазии многослойна-он

считает человека "фантазирующим существом".    Одиночество и самоуглубление.  

Существенный признак  отличающий человека от животных самоуглубление. Животное знакомится

с внешним миром, но не может стать само для себя объектом познания(9).

        Как и животное человек окружен  вещами и другими существами, но не растворяется в них, 

подобно животному, но может отгородится от них, углубившись  в себя(там же).

       Бытие в реальности с малой  долей рефлексии возможно лишь  при достаточно высоком 

базальном-аффективном  фоне, который сопровождается достаточно сильной интенсивностью

восприятия и  способностью к концентрации внимания. В противном случае он погрузится в себя с 

последующей рефлексией и последующее будет подчинятся законам внутреннего мира-идеаторной

сфере(фантазиях  и рефлексии), той самой, которая "порождает чудовищ". Такой  уровень бытия, В 

геленовском смысле подобен сну, дереализации(там же).

     Как  считает Г.Маркузе на всем протяжении  существования общества культурному  подавлению 

подвергались не только его общественное, но и биологическое  состояние, не только отдельные 

стороны бытия  человека, но сама структура его  инстинктов. Однако именно в этом принуждении  и 

заключалась основная предпосылка прогресса. Так как  неуправляемый(неподавляемый)

сексуальный инстинкт и его двойник агрессивный  инстинкт губительны. Разрушительная сила

обоих инстинктов проистекает из императивного стремления к получению максимального 

удовольствия-удовлетворении как самоцели. Вспоминается пример с мышью которой в мозговую

зону удовольствия были введены электроды и которая  стимулировала себя до той поры пока не

погибла от истощения. Отсюда возникла необходимость отклонить  инстинкты от их цели путем 

наложения на них  запретов-гарантом этих запретов служит обычно власть оправляя это с помощью 

различных законов  и моральных и социальных норм, а также религиозных догматов. С репрессии,

регламентации, модификации  инстинктов начинается цивилизация. Сублимированная  таким 

образом энергия  идет как на творческий, так и  на рутинный труд целью которого является

поддерживание цивилизации. Узда на инстинктах поддерживается силовыми структурами власти, а 

также положительными  и отрицательными санкциями. Человекообразное животное только тогда 

Информация о работе Агрессия в обществе