Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:32, реферат
Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования
человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются
представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а
также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой(10).
племенах до Бога в сложнейших монотеистических религиях.
Человеческий мозг нуждается не только в минимальном отдыхе, но и в некотором количестве
возбуждения(эмоционально значимых стимулах). Г.Селье описывает это состояние как состояние
эустресса. Известно, что дефицит эмоционально значимых стимулов, особенно в раннем
возрасте(сенсорная депривация) особенно часто приводит к формированию личности агрессора,
причем значимость этого фактора в формировании агрессивности на порядок выше чем физические
наказания и другие вредные в воспитательном отношении факторы. Известно, что в условиях
сенсорной изоляции человек начинает испытывать нарастающий страх вплоть до паники и
галлюцинации(чему
свидетельство
важнейших условий созревания индивида приводит наличие чувства единения. Э.Эриксон
тщательно разработавший эту тему, и являющийся ее основоположником сообщает о
необходимости для
человека в идентификации себя с
другими людьми(референтной
нацией и т.п., то есть когда он может сказать "Я такой как они, они такие же как я". Для
человека предпочтительней идентифицировать себя с такими субкультурами, как хиппи или
наркоманы, чем не идентифицировать себя вовсе(1).
Фромм различает три категории лиц по отношению к проблеме скуки и возбуждения:
1)Люди, способные
продуктивно реагировать на
2)Люди, постоянно нуждающиеся в дополнительном стимулировании, а также в постоянной смене
раздражителей; эти люди обречены на хроническую скуку, но поскольку они ее компенсируют, то
практически и не осознают.
3)Люди, которых невозможно ввести в состояние возбуждения нормальным (для большинства
людей) раздражителем. Эти люди больны и часто вполне могут осознавать эту свою ущербность.В
третьем случае, по мнению Фромма, преобладают лица, страдающие хронической депрессией,
которая, соответственно, сопровождается хронической же скукой. Особо опасным следствием
"некомпенсированной скуки" выступают насилие и агрессивность. Чаще всего это проявляется в
пассивной форме, когда, например человеку нравится смотреть жестокие кровавые сцены, в
частности по телевидению. А от пассивного удовольствия по поводу жестоких сцен и насилия всего
лишь один шаг к многочисленным формам активного возбуждения, которое достигается ценой
садистического
и деструктивного поведения. Как
следствие хронической
депрессии(дистимии) и сопровождающей ее скуки Фромм описывает отсутствие интереса к
общению с другими людьми и затруднения в этом общении. Все эмоции у таких личностей
находятся в застывшем состоянии: они не испытывают радостей, зато не знают ни боли, ни горя.
Далее
Фромм пишет о значении
который еще в меньшей степени чем шимпанзе, детерминирован инстинктами, развились
компенсаторные способности, выполняющие функцию инстинктов. Такую компенсаторную роль у
человека играет характер, являеющийся специфической структурой, организующей человеческую
энергию, направленную на достижение цели, а также определяет паттерн поведения. Фромм
выделяет особый садистско-эксплуататорский характер, суть которого состоит в эксплуатации
других людей, которых обладатель такого характера деперсонифицирует, т.е. относится к ним как
к "человеческому материалу" или средству достижения цели, винтикам в собственной
машине(вспомним, что среди идеологов фашизма бытовало понятие "человеческий материал"). К
слову упомянем известную мысль И.Канта о том, что человек ни в коей мере не может быть
средством, он всегда есть цель). Деперсонификация это по сути есть процесс
превращения субъкта в объект или иными словами человека в вещь. Основным
стремлением продуктивной личности Фромм считает жажду любить, дарить, делиться с другими.
Влечения эти, обусловленные характером, бывают настолько сильными, что кажутся обладателю
такого характера
абсолютно естественными. Человек
с садистически-
может вести себя
как сверхальтруист, но за этим всегда
просматривается неискренность(
Фромм вводит понятие "
трансцедентирование
человеческой(имманентной ему
специфической форме
необходимой для
"характер" вводится
Фроммом, как одна из
агрессии, т.к. страсть к разрушению и садизм обычно коренятся в структуре характера. Таким
образом, у человека с садистическими наклонностями эта страсть по объему и интенсивности
становится доминирующей
компонентой структуры
Фромм вводит такие понятия как "биофилия" и "некрофилия", понимая под первым стремление
ко всему живому, растущему, а под вторым ко всему мертвому и механическому. некрофилия
характерологическом смысле определятеся Фроммом как страстное влечение ко всему мертвому,
больному, гнилостному, разлагающемуся; страстное желание превратить все живое в неживое,
страсть к разрушению
ради разрушения, интерес ко всему
чисто механическому(
а, кроме того, страсть
к насильственному разрыву
мертвому наиболее часто прослеживается в снах некрофилов. Некрофильский характер может
проявиться также в убежденности в том, что существует единственный путь разрешения проблем-
насилие. Для некрофила характерно убеждение, что насилие это- "способность превратить
человека в труп". Такие люди реагируют на проблемы жизни в основном деструктивно и никогда
не пытаются помочь другим людям найти конструктивный способ решения их проблем. Менее
явное представительство некрофилия находит в особом интересе к болезни во всех ее
формах(ипохондрия), а также к теме смерти(там же).
Трудноуловимой чертой
безжизненность(отсутствие или снижение способностей к эмпатии, а также тонких
эмоциональных дифференцировок). Умный, образованный некрофил может говорить о вещах,
которые сами по себе могли бы быть и интересны,но преподносит он их чопорно, холодно,
безучастно, педантично, безжизненно и формально. Противоположный тип характера- биофил,
напротив, может говорить о переживаниях, которые сами по себе не очень интересны, но подает он
их столь заинтересованно и живо, что заражает других своим хорошим настроением. В качестве
яркого примера некрофильского характера Фромм приводит Гитлера, анализируя становление его
личности на протяжении всей его жизни(1).
Для целей выживания, человек должен получать удовлетворение своих физических
потребностей и его инстинкты заставляют его действовать в том направлении, которое требуется
для выживания. Однако удовлетворение одних лишь физиологических потребностей не делает
человека счастливым и не гарантирует его благополучного состояния.
Согласно Фрейдовскому взгляду на садизм, даже те садистические желания, которые внешне
не связаны с сексуальностью, все равно имеют сексуальную мотивацию.
Жажда власти, жадность или нарцисизм-все
эти страсти определенным
сексуальном поведении. Нет такой сферы деятельности, в которой характер человека проявлялся
бы точнее , чем
в половом акте: именно потому, что
здесь менее всего можно
"заученном поведении", о стереотипе или подражании.
А.Гелен отмечал, что духовные институты радикально канализируют притязания субъекта,
его представления и рефлексии. Он также критикует эпоху, которая обрекает человека на утрату
контактов с миром, делая его пленником фантазии. Он рассматривает фантазии как недостаток-
иллюзию, обман, дереализацию. Но в то же время Геленовская теория фантазии многослойна-он
считает человека
"фантазирующим существом".
Одиночество и самоуглубление.
Существенный признак отличающий человека от животных самоуглубление. Животное знакомится
с внешним миром, но не может стать само для себя объектом познания(9).
Как и животное человек
подобно животному, но может отгородится от них, углубившись в себя(там же).
Бытие в реальности с малой долей рефлексии возможно лишь при достаточно высоком
базальном-аффективном фоне, который сопровождается достаточно сильной интенсивностью
восприятия и способностью к концентрации внимания. В противном случае он погрузится в себя с
последующей рефлексией
и последующее будет подчинятся
законам внутреннего мира-
сфере(фантазиях и рефлексии), той самой, которая "порождает чудовищ". Такой уровень бытия, В
геленовском смысле подобен сну, дереализации(там же).
Как
считает Г.Маркузе на всем
подвергались не только его общественное, но и биологическое состояние, не только отдельные
стороны бытия человека, но сама структура его инстинктов. Однако именно в этом принуждении и
заключалась основная предпосылка прогресса. Так как неуправляемый(неподавляемый)
сексуальный инстинкт и его двойник агрессивный инстинкт губительны. Разрушительная сила
обоих инстинктов проистекает из императивного стремления к получению максимального
удовольствия-удовлетворении как самоцели. Вспоминается пример с мышью которой в мозговую
зону удовольствия были введены электроды и которая стимулировала себя до той поры пока не
погибла от истощения. Отсюда возникла необходимость отклонить инстинкты от их цели путем
наложения на них запретов-гарантом этих запретов служит обычно власть оправляя это с помощью
различных законов и моральных и социальных норм, а также религиозных догматов. С репрессии,
регламентации, модификации инстинктов начинается цивилизация. Сублимированная таким
образом энергия идет как на творческий, так и на рутинный труд целью которого является
поддерживание цивилизации. Узда на инстинктах поддерживается силовыми структурами власти, а
также положительными и отрицательными санкциями. Человекообразное животное только тогда