Агрессия и общество: опыт сравнительно-исторического исследования взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:21, реферат

Краткое описание

Работа юриста предполагает ежедневные контакты с людьми: каждый сотрудник милиции, следователь, адвокат, прокурор или судья общается с коллегами, свидетелями, подследственными: участниками правоотношений всегда являются люди, и, даже если речь идет о юридическом лице, правовые и противоправные решения все равно принимают люди или группы людей. Говоря о человеке, мы чаще всего имеем в виду набор его психологических характеристик: добр он или агрессивен, щедр или жаден, спокоен или возбудим. В процессе такого взаимодействия юрист делает выводы о привычках людей, чертах их характеров, пытается прогнозировать их поведение и догадываться о мотивах поступков. Это ценный и необходимый опыт.

Файлы: 1 файл

Агрессия и общество.docx

— 123.59 Кб (Скачать)

Агрессия  и общество: опыт сравнительно-исторического  исследования взаимодействия

ВВЕДЕНИЕ

               Работа юриста предполагает ежедневные контакты с людьми: каждый сотрудник милиции, следователь, адвокат, прокурор или судья общается с коллегами, свидетелями, подследственными: участниками правоотношений всегда являются люди, и, даже если речь идет о юридическом лице, правовые и противоправные решения все равно принимают люди или группы людей. Говоря о человеке, мы чаще всего имеем в виду набор его психологических характеристик: добр он или агрессивен, щедр или жаден, спокоен или возбудим.  В процессе такого взаимодействия юрист делает выводы о привычках людей, чертах их характеров, пытается прогнозировать их поведение и догадываться о мотивах поступков. Это ценный и необходимый опыт.

               Юридическая психологии призвана обеспечить понимание юристами социально-психологической сущности правового регулирования, психологических особенностей поведения человека в сфере отношений, регулируемых правом. Правовое регулирование объективно обусловлено социальными и социально-психологическими закономерностями. Лишь синтезировав правовые знания со знанием психологии человеческого поведения, юрист может стать компетентным специалистом.

В своей  работе я рассмотрела одно из понятий  юридической психологии, которое  присутствует в каждом обществе и несомненно влияет на все происходящее в нём: агрессию.

               Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности . 

    1. Понятие агрессии

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с  негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также  с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными  действиями.

В психологии под агрессией  понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся  в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной  на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Целью агрессии может  быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так  и использование агрессии как  способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или  предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей.

Несмотря на то, что  термин «агрессия» обычно употребляется  для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и  на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются  невраждебной мотивацией. Они проявляются  в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях  и т.д.

Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить  кому-то, причинении вреда себе и  самоубийстве.

Одним из наиболее интенсивных  и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей  целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. При определенных условиях ненависть  и желание мести могут неадекватно  усиливаться.

В более «легких» случаях  ненависть приобретает форму  жестких моральных запретов и  агрессивного утверждения собственных  идеалов. Также ненависть может  проявляться в страстном желании  обладать властью, подчинять или  унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности - желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого. Крайняя форма проявления ненависти - стремление к уничтожению (убийству) или радикальное обесценивание всех и вся. Ненависть может выражаться и в самоубийстве, например, когда Я идентифицируется с ненавистным объектом и самоуничтожение становится единственным способом его устранения.

Отношения с ненавистным  объектом представляют особую ценность для личности агрессора. В глубине  души он одновременно стремится и  к разрушению объекта своей ненависти  и к сохранению отношений с  ним.

Попытаемся уточнить характер взаимосвязи между агрессией  и агрессивным поведением. Очевидно, что переживание агрессии человеком  не однозначно приводит к разрушительным действиям. С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться как в состоянии чрезвычайного  эмоционального возбуждения, так и  полного хладнокровия. К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют  страдания своим близким - тем, к  кому привязаны и кого искренне любят.

В реальной жизни вообще бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией или же оно  зависит от каких-либо иных факторов. Например, трехлетний ребенок в ходе медицинского обследования уже после  нескольких неприятных процедур может  не только отказываться от осмотра, но и активно сопротивляться действиям  взрослых, выражая злость и даже ярость. Является ли такое поведение  беспомощного малыша агрессивно-враждебным? Как расценивать поведение подростка, агрессивно протестующего против стремления взрослых ограничить его самостоятельность? Наконец, нормально ли то, что взрослые люди ведут себя подчеркнуто агрессивно в ситуации реальной угрозы их благополучию? Ответы на подобные вопросы зависят  от анализа дополнительных личностных и ситуативных факторов, например важности (в том числе опасности) конкретной ситуации для человека, его способности осознавать свое поведение и контролировать свои чувства, целенаправленности поведения, степени причиняемого им вреда.  
В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как: 
- выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях; 
- тенденцию к разрушению; 
- направленность на причинение вреда окружающим людям; 
- склонность к насилию (причинению боли).

Обобщая все перечисленные  признаки, можно говорить о том, что  агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с  выраженным мотивом доминирования. А насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным  проявлением и нежелательным  следствием агрессивного поведения.

Для обуздания насилия  любое общество вынуждено принимать  специальные меры. Наиболее эффективными из них следует признать национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды), позволяющие конкретной личности интегрировать свой агрессивный  потенциал и выражать его социально-приемлемыми  способами. Огромное значение также  имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных  примеров, например национальных героев или жизнеутверждающих кумиров.

По  книге Е.В. Змановской  
«Девиантология (Психология отклоняющегося поведения)»

Агрессия  у детей, сцены  насилия на тв, 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План

Введение

1.Понятие  агрессии

2.Виды  агрессии

3. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Вся история человечества убедительно  доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой  и свойством заразительности - большинство людей на словах отвергает агрессию, а при этом широко демонстрирует ее в своей повседневной жизни.

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с  негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также  с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными  действиями.

В психологии под агрессией  понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся  в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной  на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Целью агрессии может  быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так  и использование агрессии как  способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или  предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей.

Несмотря на то, что  термин «агрессия» обычно употребляется  для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и  на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются  невраждебной мотивацией. Они проявляются  в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях  и т.д.

Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить  кому-то, причинении вреда себе и  самоубийстве.

Одним из наиболее интенсивных  и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей  целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. При определенных условиях ненависть  и желание мести могут неадекватно  усиливаться.

В более «легких» случаях  ненависть приобретает форму  жестких моральных запретов и  агрессивного утверждения собственных  идеалов. Также ненависть может  проявляться в страстном желании  обладать властью, подчинять или  унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности - желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого. Крайняя форма проявления ненависти - стремление к уничтожению (убийству) или радикальное обесценивание всех и вся. Ненависть может выражаться и в самоубийстве, например, когда Я идентифицируется с ненавистным объектом и самоуничтожение становится единственным способом его устранения.

Отношения с ненавистным  объектом представляют особую ценность для личности агрессора. В глубине  души он одновременно стремится и  к разрушению объекта своей ненависти  и к сохранению отношений с  ним.

Попытаемся уточнить характер взаимосвязи между агрессией  и агрессивным поведением. Очевидно, что переживание агрессии человеком  не однозначно приводит к разрушительным действиям. С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться как в состоянии чрезвычайного  эмоционального возбуждения, так и  полного хладнокровия. К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют  страдания своим близким - тем, к  кому привязаны и кого искренне любят.

В реальной жизни вообще бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией или же оно  зависит от каких-либо иных факторов. Например, трехлетний ребенок в ходе медицинского обследования уже после  нескольких неприятных процедур может  не только отказываться от осмотра, но и активно сопротивляться действиям  взрослых, выражая злость и даже ярость. Является ли такое поведение  беспомощного малыша агрессивно-враждебным? Как расценивать поведение подростка, агрессивно протестующего против стремления взрослых ограничить его самостоятельность? Наконец, нормально ли то, что взрослые люди ведут себя подчеркнуто агрессивно в ситуации реальной угрозы их благополучию? Ответы на подобные вопросы зависят  от анализа дополнительных личностных и ситуативных факторов, например важности (в том числе опасности) конкретной ситуации для человека, его способности осознавать свое поведение и контролировать свои чувства, целенаправленности поведения, степени причиняемого им вреда.  
В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как: 
- выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях; 
- тенденцию к разрушению; 
- направленность на причинение вреда окружающим людям; 
- склонность к насилию (причинению боли).

Информация о работе Агрессия и общество: опыт сравнительно-исторического исследования взаимодействия