Шпаргалки по "Ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 02:04, шпаргалка

Краткое описание

Первое упоминание о цене у царя Хаммурапи (2000 лет до н.э.). В его законах, устанавливалась плата за различные услуги. В римской империи долго устанавливали законы, которые регламентировались ценами на хлеб. Представителями англ. клас. политэкономии Пети, Риккардо, Смитом была представлена теория трудовой стоимости (к 17в).

Файлы: 1 файл

CO шпоры.doc

— 309.50 Кб (Скачать)

 

 

8. Политика гос.  прав. регулир. цен в РБ

Переход от плановой эк-ки. к рын. предполагает проведение опред. гос. цен. политики. Эта политика может реализ. 2 путями: 1  В форме резкого перехода с помощью либерализации цен 2  поср-ом плавного вхождения в рын. эк-ку., сочетая плавное высвобождение цен, по мере создания необх. условий конкур. рын. среды системой гос. регулир. ценооб. Осн. направления в цен. политике нашли отражение в концепции ценооб., прин. прав-вом в 1999г. Принципы ценооб.: 1  Сочетание свободных и регулир. цен 2  Разграничение полномочий субъектов ценооб. по установл. и регулир. цен. 3  Устан. регулир. цен на уровне, обеспеч. субъектам хоз. покрытие эк. обоснованных зат-т и получение достаточно для расшир. пр-ва прибыли, при необх. с предостав. гос. дотаций и др. мер гос. поддержки. 4  Осущ. гос. контроля за законодат. о ЦОБ. Правовые основы гос. политики в обл. ЦОБ. были заложены в законе РБ о ценооб. Осн. способы гос. регулир. цен: 1  Устан. предельных индексов измен. отпускных цен, тарифов на товары произ. в РБ, 2  Опред. предельн. отпускных цен на перечень соц. знач. общ. товаров, 3  Обязат. обоснование цен отечест. предприт. на произ. продукцию и импорт. товары со стороны зат-т, прибыли, налогов, 4  Устан. фиксир. цен на прод. базовых отраслей, услуги естест. Монополий, 5  Устан. предельных макс и мин цен, 6  Ограничение уровня рентаб-ти в ценах на соц.значимые товары, на прод. предпрят.-монополистов, 7  огран. размеров опт. и розничных торг. надбавок, 8  Обязат. обоснование цен при бартерных операциях, 9  индексация тарифов, квартплаты с учётом инфляции, 10 Декларирование цен на прод. пред-тий, занимающих домин. положение на рынке, 11  Ограничение цен в рамках антимонопольного закон-ва, 12  Контроль за соблюдением закон-ва о ЦОБ.

 

9. Ценовое регулир.  деят-ти монополий

Монополия –искл. право  произ-ва или торговли принад. 1 лицу, гр. лиц или госуд. Извесны 2 модели преод. выс. цен, устан. монополиями:1 Выс. цены и нормы прибыли монополистовпобуждают др. пред. к проник. на такие рынки, что само по себе создаёт усл. для возник. и развития конкур.2 Если товар продаётся по монопольно выс. ценам прав-во прибегает к регулир. таких цен. Относится к хорошо фун. рынку. В РБ изпольз-ся спец. система регулир. цен на продукцию пред., злоупотреб. своим домин. монопольным положением. Домин. полож. пред-ет искл. полож. на рынке, позволяющее диктовать усл. потреб.  и конкур. затруднять доступ на рынок др. пред. Факт. доминир. устан-ся по воле рынка, кот. облад. пред.Пред.-монополисты вкл. в госуд. реестр хоз. субъектов, заним. доминир. положение на товарных рынках, незав-мо от соб. Реестр состоит из 3 разделов:1 Предприятия, цены на прод. и услуги кот. устан-ся госуд. органами 2 Предприятия, за деят. кот. ведётся наб. со стороны госуд. антимонопольных органов 3 Предприятия, в отнош. кот. прим-ся госуд. контроль и регулир. отдел. параметров деят-ти,  в том числе ценовых.Методы ценового регулир.:- установление пред. норматива рентабельности;- пред. уровня цен/тарифов;- дкларирование свобных цен/тарифов(регист. цен. в органах ценооб. на основе представ. пред. дет. обоснований цен)пред. уровень не прим-ся:1 на товары, цены на кот. регулир-ся госорганами2 На новые товары, с использ. запатен. изоб. или постановки их на произ-во.3 На товары пред., учред. кот. яв-ся общ-во инвалидов Злоупотребления на рынке:- устан. монопольных цен и закл. антиконкур. ценовых соглашений.Монопольная цена-цена. кот. устойчиво отклоняется от её возможного уровня на конкур. рынке и устан. домин. субъектом хоз. или вступившими в сговор пред-ми, в целях реализ. своих экон. интересов за счёт злоупотреб. властью.Виды монопольных цен:а)монопольно выс.(устан-ся с целью получения сверхприбыли или компен. зат-т за счёт ущемления экон. интересов др. пред-тий или граждан)б) монопольно низкие(устан-ся при устойчивом спросе за счёт сниж. доходов в краткоср. периоде, затрудняет доступ на рынок др. пред. и ограничивает конкур. на рынке опред. товара)в) монополистически низкая цена(устан-ся пред. доминир. на рынке опред. товара в качестве покуп. для получ. сверхприбыли и компен. необос. зат-т за счёт поставщика, признаками монопол. цен могут быть:- приоб. товара у др. пред. стан-ся экон. невыгодным;- покупка прод. по ценам ниже того уровня, кот. сложился бы на конкур. рынках) К огран. на рынке конкур. могут привести разл. соглашения, запрещ. в РБ:-антиконкур. цен. соглаш. делятся на:а) горизон.б) вертик. Горинот. согл. зак-ся в любой форме и имеют целью необос. повыш./пониж. или поддержание опред. уровня цен, в том числе на аукционах и торгах.Могут быть направлены на поддерж. чрезмерно выс/низ. цен. Вертик. согл. пред собой согл. неконкур. хоз. субъектов один из кот. яв-ся монополистом, а др. постав. или покуп. Поставщик при этом прим-ет метод поддержания переродажной цены. Суть кот. состоит в устан. мин. цены, по кот. продукция реализ-ся потреб.Формы ценовых соглаш.:1 Сговор по опред. Цен,2 Обмен информ. в обл. цен,3 Одностор. информ. о ценах.

 

10. Контроль за  соблюдением дисциплины цен

Органы контроля за ценами дейст. как на респуб. так и на местном уровнях.Выс. испол. органом, кот. опред. политику цен и осущ. контр. за её соблюдением яв-ся комитет цен при мин-ве экон.РБ.На местном уровне те же фун. вып-ют отделы цен облисполкомов, а также инспекции по контр. за ценами в г. и районах.Задачи контроля за ценами: 1 Соц-экон. анализ формир. цен, их динамики, измен. струк-ры, соот. реальным усл. произ-ва и реализ. продукции 2 проверка соблюдения порядка формир. и прим. свободных цен и тарифов 3 Проверка правильности отраж. улуч. потреб. св-в, кач-ва прод., ценах. 4 Внесение в соот. органы управ. предлож.  о введении или отмене госуд. регулир. цен на товары или услуги 5 Оказание методич. помощи субъектам хоз. в воп. ценооб. 6 выдача обязат. для испол. указаний и предписаний об устранении наруш. дисциплины цен 7 Принятие реш. о прим. экон. санкций за наруш. дисциплины цен 8 Проведение экспертизы цен на соц.-значитые товары и прод. базовых отр. экон. 9 Опред. условий расчётов и уровня цен на продукцию, постав-ю в др.  госуд., исходя из интересов РБК нарушениям госуд. системы цен относятся: 1 Завышение или заниж. госуд. системы цен, фиксир. или предельных цен, предельных уровней рентаб-ти коэф. повыш. цен, 2 Завыш. отпукных цен на прод. пред-монополистов, 3 Несоблюдение устан. пред. индексов измен. цен на товары без регистрации этих цен, 4 Завыш/заниж. размеров налогов и неналоговых платежей или невкл. их в состав цены, 5 Отсутст. экон. обоснование цены, тарифов, 6 Прим. цен на ценах, тарифах устан. на пред. общ. пит., сферы обсл. несоот. требованиям по отнош. пред. к опред. разряду или категории, 7 Вкл. в стоим-ть услуг факт. невыпол. работ или вып. не в полном объёме, 8 несоблюдение порядка купле-продажи товаров в посред. деят-ти, 9 Нарешение пред.-монополистами порядка декларир. цен и тарифов, 10 Использ. завыш. оптовых и розничных надбавок, 11 Реализ. прод. товаров сверх нормат. сроков реализации.Осн. формами контр. работы явл. комплексные, отрасл., темат. и разовые проверки. По рез-там проверки в ходе кот. выявлены наруш. состав-ся акт, если наруш. не выявлено орм-ся справка проверки.

 

11.Регулирование  цен и доходов населения

Важ. аспектом регулир. экон. яв-ся пропорции, склад-ся между темпами  роста потреб. цен и дох-ми насел. Пост. рост потреб. цен и сопутст. им инфляция ведут к сниж. покуп. способности насел. госуд регулир. цен осущ-ся: мин. сокращ. пересмот. зарплаты по мере измен. мин. потреб. бюджета и индексации для насел.  Мин. зарплата являясь нормат. денежных и натур. выплат раб. нанимат. за выпол. для него работу пред. собой мин. цену рабсилы. Она служит основой для устан. тарифной ставки первого разряда. В РБ действует единая тарифная сетка, она построена в виду шкалы тариф. и оплаты труда раб. всех отраслей экон., вместе с пересмотром зарплаты измен. оплата труда раб. разного уровня квал. по ЕТС. Индекс потреб. цен-это показатель инфляции опред. измен. во вр. стоим-ти фиксир. набора товаров и услуг обычно потреб. насел. Для расчёта испол-ся информ: 1  Индексы ср. цен на потреб товары, вход. в фиксир. набор. 2  Факт. сложив. в предыд году струк-ра потреб. расходов насел. Право индексации наступает в том случае, если ИПЦ к моменту пред. индеек. превысит 5 пунктов.Денежные дох. насел., подлеж. инфл. индексир. пропор. ИПЦ в пределах 50%, утверждённого прав-вом бюджета прожит. мин. в ср. на душу насел.

 

 

 

12. Осн. этапы  развития ценовой политики в  РБ

Можно выдел. 4 этапа реформир. ценооб. в РБ: 1 Либерализация цен в 1992-1994 гг.(цель этапа: первичная либер. цен и отход от их прямого и повсемест. регулир,вводились своб. опт. цены и тарифы на прод. произ-тех. назначения. Отменив контроль над опт. и рознич. ценами прав-во иниц. процесс либер. цен, рез-том кот. стало их резкое увел. Инфляция за 92 г. составила 1660%. Выросли цены произ-лей в топливной промыш. в 86 раз, электроэнер. в 78 раз, чёрная метал. в 59 раз. В период 93-94гг. самые выс. темпы роста цен) 2 Относит. стабилизация 1995-1996гг.(цель этапа: стабил. темпа роста потреб. цен за счёт максим. использ. рыночных регуляторов. Инфляция 291%) 3 усиление админист. регулир. цен 1997-2000гг.(хар-ся ещё большим усил. роли и влияния госуд. на процессы ценооб. Инф. – 98%)4. С2001г. (были отменены пред. индексы повыш. цен в месяц, сокращён список соц-значимых товаров, продолжалось выравнивание цен на усл. трансп.,ЖКХ, связи.Инф-146%. В 2005г. основой цен. политики было формир. инвест. привлекат. климата в стране) Приоритетными нап. цен. политики в наст. вр. яв-ся максим. стимулир. элем. ценооб. конкур. 1 отраслей НЭ 2 Проведение жёсткой денежно-кредитной политики и полит. бюждет. огран. с целью снижения издержек и цен за счёт роста эффект. пред-тия 3 Упрощение правил, регламентир. ценооб. и уловия хоз. деят-ти субъектов хоз. 4 Регламентация зат-т, строгий аудит доходов и расходов субъёктов хоз. с целью повыш. прозрачности их деят-ти 5 Проведение политики конкур., нап. на сниж. барьеров входа на рынок внутр. и внеш. инвест.

 

 

13. Ценооб. на  различных типах рынка

Процесс устан. цены вкл. след. этапы: 1 Изучение рынка 2 Опред. целей ценовой политики 3 Опред спроса на товар 4 Оценка издержек 5 Анализ цен и тарифов конкур. 6 Выбор метода ценооб. 7. Устан. окон. цены Разл. 4 типа рынков: 1 Соверш. конкур. (свободная/чистая) 2 Монополистич. конкур. 3 Олигополистич. конкур. 4 Чистая монополия. Стр-ра рынка подразумевает кол-во и размеры фирм, хар-р продукции, барьеры вхождения на рынок, наличие и доступ. информ. Гл. критерий классиф. рынков-хар-р и степень свободы конкур. и ценооб. Соверш. Конкуренция – значит. кол-во фирм с небольш. долей рынка, однородность, взаимозамен., конкурир. товаров, наличие больших запасов товаров, гарантир. беспереб. торговлю, отсутствие очередей; цены под воздейств. спроса и предлож. тяготеют к единым ценам на конкр. товар в определ. момент времени, цены предолж.=ценам спроса или предлож. ведет к измен. рын. цен;степень гос. вмешат. мин., отсутствуют цен. ограничения; препятств. вхожд. на рынок отсутств.; платки, лотки, торг. однор. товаром.  Монополист. конкур – большое кол-во предприятий  производ. товары, кот. схожи, но не идентичны, товар диффер. по кач-ву, внешн. виду, тов. знаку, предоставл. сопутств. услуг, большая роль отводится рекламе, острая конкур.; цена определ. исходя из: стр-ры спроса, цен конкурентов, собств. затрат, выбора стратегии ЦОБ; степени гос. вмешат. мин.; условия вхожден. на рынок относит. легкие; рынок вино-вод., табачн. изделий, комп. техники, быт. техники. Олигополист. конкур. – доминир. роль нескольких предприятий производ. один. продукцию, товар однороден, стандартизирован и различ. фирм. маркой, участники рынка четко реагируют на повед. конкурентов, очень жесткая конкур.;аналогичен установл. цены монополист. рынка, установл. требует оценки наиб. вероятной реакции конкурентов; степень гос. вмешат. средняя;условия вхожден. на рынок трудные, патенты, лицензии, больш. рекламн. и сервисн. издержки; предприятия по перераб. с\х продукции. Чистая монополия – на рынке 1 продавец, выпуск. продукция не имеет на рынке близких заменителей, конкур. отсутствует; цены устанавл. в зависимости от поставл. перед предприятием цели, не зависят от цен действ. на рынке; степень гос. вмешат. высокая, контроль со стороны гос-ва; условия вхожден. на рынок блокированы; Атлант, Гефест.

 

 

14. Определение  целей ценовой политики предприятия.

Цели ценовой политики: 1 Обеспечение выживаемости предприятия. В условиях острой конкуренции предприятие вынуждено устанавливать низкие цены в надежде на увелич. спроса. Пр-во продолжается до тех пор, пока покрываются издержки предприятия, политика эффективна в теч. краткосрочн периода времени; 2 Максимизация текущей прибыли. Предприятие устанавл. такую цену, кот. обеспечит макс. прибыль и макс. возмещение затрат; 3 Макс. увелич сбыта. Предприятия полагают, что увелич. объемов сбыта, приведет к уменьш. издержек на ед. продукции. Следовательно, к росту прибыли. Поэтому устанавливают низкие цены; 4 Поддержание и обеспечение платежеспособности предприятия. При данной стратегии ЦОБ необх. выбрать надежных заказчиков, идти на выгодные формы расчета, предоставлять безупречным в платежах заказчикам льготы; 5 Лидерство в кач-ве. Предприятие, кот. закрепило за собой такой имидж, может устанавливать большую цену, чтобы покрыть большие издержки, связан. с улучшением кач-ва.

 

15. Определение  спроса и оценка издержек.

Закон спроса предполагает, что тем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить товар и наоборот. Спрос и цена находятся  в обратно-пропорцион. зависимости. Изменение спроса может зависеть от положения эк-ки, изменения моды на товар, проведения рекламной кампании и т. д.

Цен. эластичность спроса определяет чувствительность покупателей  к изменениям в ценах, определяется отношением изменения величины спроса в % к изменению цен в %.  Реакция потребителя на уровень цен определяется рядом психологических и экономических факторов. Реакция пот-лей к изменению цен будет ниже, если:

    • Продукт расположен на рынке отдельно от других;
    • Пот-лю не известны товары заменители;
    • Затраты пот-лей на товар сравнительно не велики в сопоставлении с их доходами;
    • Товар можно использовать вместе с ранее приобретенным;
    • Товару приписывается высокое качество, особый престиж и исключительность;

Спрос образует верхнюю  границу цены, нижнюю – формируют издержки на производство продукции. Предприятие устанавливает на товар  такую цену, которая должна покрывать все издержки, включать справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск. Издержки делят на 2 вида:

      1. Постоянные. Не зависят от объема пр-ва;
      2. Переменные. Зависят;

   Предприятие должно  рассчитать краткосрочные средние  издержки на единицу продукции,  сопоставляя структуру издержек  с планируемым объемом пр-ва.

 

16. Анализ цен  и товаров конкурентов. Установление  окончательной цены.

Анализ цен конкурентов  позволяет определить границы, в  кот. может быть сформирована цена. Разность между верхней и нижней границами цен представляет собой  пространство для формирования цены. Изучение цен конкурентов может  производиться следующими методами: 1 Сделать сравнительные покупки у конкурентов, сопоставить цены и товары между собой; 2 Сделать опрос покупателей о том, как они воспринимают цену и кач-во продукции конкурентов; 3 Изучить прейскурант цен товаров конкурентов. Перед назначением окончат. цены предприятие должно рассмотреть следующие моменты: 1 Психология ценовосприятия (цена как показатель кач-ва, установление цены с учетом престижности товара, установление неокругленных цен); 2 Проверка на то, чтобы предприятие со своими ценами не смотрелось «белой вороной»; 3 Прогнозирование реакции на окончательную цену со стороны других участников (поставщиков, конкурентов, посредников, гос. органов). Таким образом, окончательная цена устанавливается с учетом ее наиболее полного психовосприятия в соответствии с политикой цен предприятия, с проверкой того, будет ли она благоприятно воспринята дилерами, торговым персоналом, конкурентами и др.

 

17. Методы ЦОБ,  основанные на издержках производства

Методы, осн. на издержках  производства:

  1. Затратный. Суть: к рассчитанной себестоимости ед. продукции добавляется заданный размер прибыли, а также косвенные налоги и неналоговые платежи:  Ц=С+П+Н.

Применяется при обосновании  цены на новый товар, на который недостаточно известен спрос, на продукцию, производимую по разовым заказам с индивидуальным характером производства, на товары и услуги, на которые спрос ограничен платеже способностью населения. На продукцию предприятий-монополистов.

  1. Агрегатный. Применяется на товары, состоящие из отдельных изделий, а также продукцию, собранную из отдельных узлов, элементов, деталей. Цены, рассчитанные таким образом явл. суммой цен отдельных элементов, которые уже ранее были определены, с добавлением затрат на компоновку или сборку.
  2. Структурной аналогии. Суть: для того, чтобы установить цену на новый вариант изделия, определяют формулу цены по ее аналогу: Ц=Зо/Дзо*100%, где Зо – абсолютное значение основного вида затрат при производстве нового изделия, Дзо – доля осн. вида затрат в цене аналогичного старого изделия.

 

18. Методы ЦОБ,  ориентированные на качество, потребительские свойства продукции.

Информация о работе Шпаргалки по "Ценообразованию"