Шпаргалки по "Ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 02:04, шпаргалка

Краткое описание

Первое упоминание о цене у царя Хаммурапи (2000 лет до н.э.). В его законах, устанавливалась плата за различные услуги. В римской империи долго устанавливали законы, которые регламентировались ценами на хлеб. Представителями англ. клас. политэкономии Пети, Риккардо, Смитом была представлена теория трудовой стоимости (к 17в).

Файлы: 1 файл

CO шпоры.doc

— 309.50 Кб (Скачать)

1.Сущность цены  в историческом аспекте

 Первое упоминание о цене у царя Хаммурапи (2000 лет до  н.э.). В его законах,  устанавливалась плата за  различные услуги.  В римской империи долго устанавливали законы, которые регламентировались ценами на хлеб. Представителями англ. клас. политэкономии  Пети, Риккардо,  Смитом была представлена теория трудовой стоимости (к 17в). Согласно данной теории ст-ть товара представляет осуществленный в товаре труд, отсюда следует, что цена должна отражать затраты труда на пр-во товаров. В к. 19в. была уточнена и дальше разработана К. Марксом и Энгельсом. Осн. положения теории труда ст-ти  можно свести к след.:1 Сущ. мн-во чел. потребностей, удовлет. множеством  товаров, кот. произв-ся мн-вом видов труда. 2 товар обладает потреб. стоимостью и ст-ю предст-ей собой материализованный абстрактный чел труд. 3 труд имеет двойственный характер, проявляется в  абстрактном и конкретном труде, 4 раб. сила обл. ст-ю, определяемой ст-ю необходимых жизненных средств для ее производства. 5 общ-но необходимо раб. время для пр-ва товара прокладывает себе путь в качестве регулирующего естеств. закона. 6 цена представляет собой выражение соизмеримости всех видов полезного труда и всех видов потребительных ст-тей. 7 деньги не имеют цены, а масштаб цен зависит лишь от массы ср-в обращения в соответствии с этой теорией, основной ценой явл.  общественно необх. затраты труда на пр-во  пр-ции, обеспечивающ. эквивалентный тов. обмен, позволяющ. сопоставить затраты и результаты, а также способ-е устан. наиб.   оптим. пропорций общ. пр-ва. Недостаток данной модели ЦОБ явл. недооценка знания спроса и предложения товаров. Другая концепция носила название маржинальной. Цена товара зависит не только от затрат производителя, а от  оценки полезности таких затрат (раз Маршал). Рын. ц- это та max Ц., кот. готов платить потребитель исходя из оценки полезности т-в и одновременно та мин Ц, по кот. произ-ль согласен продать товар исходя из  уровня издержек на его пр-во. Спрос и предложение связаны с ценой след. образом: спрос пи падении цены к.п. растет, а при ее росте снижается, т.е. динамика предлож. совпадает с динамикой цены там, где спрос уравнивается с предлож. назыв. ценой равновесия. Осн. Принципы маржинал. теории: 1 Признание спроса и предложения как равнозначных ЦОБ факторов. 2 равновесие на рынке. 3 учет соотношения спроса и предложения.

 

2.Экономическое  содержание цены

 Ц – инструмент рынка, неотъемлемый эл-т тов.-денежных отношений. Рын.  Ц явл. индикатором состояние эк-ки страны. РЦ представляет собой сумму денег, за  кот продавец хочет продать т-р, а покупатель готов его купить. Ц играет активную роль в сферах микро, макро и интер эк-ки.

На микро уровне Ц  регулирует хоз деят-ть  предприятия. Эк-ка пред-ия начинается и заканчивается  ценами. Ц связывают м/у собой предприятия,  явл. одновременно пок-ми и прод-ми различных видов пр-ции и услуг.

На макро-уровне формирует  структуру экономики, способствует совершению ее важнейших пропорций (м/у отр-ми нар хоз-ва, м/у производственными  и непроизв. сферами и т.д.)

На уровне интер эк-ки Ц опред-ют стр-ру мир. хоз-ва, влияют на поток экспорта и импорта.

Кроме того, Ц явл. объектом гос. регулирования, в рамках проводимой гос-ми эк-ки и соц. политики.

 

3.Факторы, определяющие  уровень и динамику цен

 Все ЦОБ факторы можно разделить на 2 группы: ф-ры, лежащие в сфере пр-ва тов-в. Ф-ры, нах. в сферах обращения и потребления тов-в. Основные факторы сферы пр-ва: 1)НТП, 2)Специализация и концентрация пр-ва, 3)Квалификация работников и эффект.  организ. труда, 4)Прир. условия. 1) С одн. стороны, НТП приводит к сниж. затрат труд. и матер. ресурсов. С др. стороны, постоян. обновленеие пр-ва и создание нов. видов продукции, повыш. ее кач-ва приводит к росту затрат на ее изготовление. 2)связан с углублением обществ. разделения и кооперации труда в результате чего создается дополнит. производ. Сила, обеспеч. оптим. сочетание соврем. системы машин. Это приводит к экономии на общ-х условиях пр-ва и способствует сниж. затрат и удешевлен. прод., 3) он проявляется в том, что более квалифиц. раб. в ед. времени создает больше прод. Это приводит к сниж. затрат на ед. прод. Кроме того, с ростом сложности труда увелич. зарплата. Поэтому дан. фактор не всегда выступает в роли удешевляющего. Факторы сферы обращ. и потребл.:1 Соотношение спроса и предложения, 2.Покупательная способность денег, 3 Требования к кач-ву продукции, 4 Рационализация стр-ры потребления. 2 классифик. цен. факторов: 1 Базовые или неконъюнктурные, 2 конъюнктурные, 3 регулирующие. К баз. относятся разл. затраты произв. и непроизв. хар-ра. Конъюнкт. факторы связаны с изменчивостью рынка и зависят от эк. и полит. условий предпочтения потребителя. Регулир. факторы определяются степенью вмешательства гос-ва в эк-ку. 3 классифик. цен. Факторов:1 внутр. ф-ры: особые св-ва тов., способ пр-ва, организ. и технич. уровни пр-ва, ориентация на разл. покупателей, ЖЦТ, длительность цикла товародвижения, организация сервиса, имидж предприятия, реклама продвиж. тов., 2 внешн. ф-ры: полит. и эк. ситуации в стране, обеспеченность осн. ресурсами, уровни дох. сбережения населения, масштабы гос. регулир. эк-ки и цен, общ. уровень инфляции, хар-р спроса, наличие и уровень конкуренции, совершенство налог. законод-ва, внешнеэк. политика гос-ва.

 

4.Ф-ции, выполняемые  ценами

Функции цены в условиях рын. эк-ки:1  измерительная, состоит в том, что цена обслуживает процесс пр-ва и реализации продукции, способствуя тем самым реализ. эк. интересов всех участников процесса обществ. восп-ва. По ср-вам использ. этой ф-ции появл. возможность измерить или определить кол-во денег, кот. покупатель согласен уплатить, а продавец получить за продан. товар. Эта ф-ция цены позволяет сравнивать м\у собой цены разл. товаров. Через соотнош. цен позволяет судить о сотнош. полезности товаров. По ср-вам этой ф-ции осущ. измерение результатов хоз. дея-ти эк. агентов. Эта ф-ция показывает во что обходится обществу уовлетв. потребности в конкр. продукте труда, т.е. позволяет определить кол-во затраченного труда, сырья, материалов, комплек. изделий на пр-во. Она явл. исходной в системе ф-ций; 2 учетная с помощью кот. натур-веществ. форма товара преобразуется в стоимостную, получая ден. оценку. С помощью этой ф-ции исчисляются ВВП, НД, V розн. товарооборота, объем пр-ва и реализации продукции. С ее помощью в эк-ке осущ. учет пр-ва и реализации продукции, контроль комисс. затрат и получ. прибыли. Эта ф-ция позволяет стимулировать пр-во продукции, улучшать ее кач-во, повыш. эффект. хоз-ния, оказыв. поощер. или сдержив. влияние на пр-во и потребление различн. товаров и услуг; 3 Регулирующая. уравновешивает спрос и предложение путем соединения их с платежеспособн.  производит. и потребителя; 4 Стимулирующая. связана с тем, что в условиях рын. эк-ки цена дает возможность альтерн. выбора принятия решения, т.е. товаропроиз-ль может ориентироватся на выбор того или иного рынка, вид вып. продукции, выбрать различные сочетания факторов пр-ва. Реализ. этой ф-ции состоит в том, что ее уровень явл. стимулом применения наиб. эффект. методов хоз-ния и max рац. испльз. ресурсов. Также состоит как в поощерит. так и сдержив. воздействии на процесс пр-ва и потребления. Эта ф-ция цены реализ. путем повыш. или пониж. нормой прибыли в цене продукции, различн. надбавок, скидок в цене, применение разн. видов цен; 5  Перераспределител. обеспечивает распредел. и перераспредел. доходов. По ср-вам этой ф-ции происх. перераспр. вновь созданной стоимости м\у отраслями эк-ки, регионами страны, соц. группами населения. Перераспр. доходов реализ. через уровень цен, их стр-ру, соотнош.; 6 Сбалансированности спроса и предложения. Через эту ф-цию осущ. взаимосвязь м/у пр-вом товара и его потреблением. Эта ф-ция проявл-тся в том, что при дефиците товара они могут продаваться по более выс. цене, а при избытке – низкой; 7 Информационная состоит в доведении до всех участников эк-ки сведений о конъюнктуре рынка и рын. ценах.

 

5.Виды и система  цен

себестоимость

прибыль

Косов. налоги и некап. патенты

Торг. наценка

НДС

Налог с продаж

Опт.

Розн.


 



1)в зависимости от  стадии товародвижения:- отпускная  цена товаропро-ля- это цена принимаемая на республ. рынке в расчетах м/у предприятием-изготовителем и пред-ми-покупателями за искл. населения с учетом кач-ва продукции, конъюнк. рынка, затрат на пр-во, сезон. спроса, условия поставки. Она может служить ценой приобрет. прод. для опт. предприятия для послед. перепродажи; -отпускная цена опт. предприятия формируется при продаже прод. предприятием-посредником др. предприятиям-покупателям. Одноврем. явл. ценой приобрет. тов. для рознич. торг. организации; -розничная по кот. тов. приобр. населением у розн.торг. предприятий и на рынках, явл. ценой конечного потребления.2)по способу установления: -регулируемые цены подвержены разл. ограничениям со стороны центр. органов управл. и местн. исполн. органов. Применяется на важн. структурообразн. прод.(нефть, газ, электроэн.), на продукцию предприятий-монополистов, на прод. оборон. значения, на тов. и услуги особой соц. значимости; -свободные (договорные) устанавл. по соглашению сторон-продавцов и покупателей, также определяется на биржах, аукционах, торгах, тендерах. Эти цены формир. под воздейств. соотнош. спроса и предлож. тов. и в наиб. степени соотв. рын. эк-ке; -фиксированные цены, кот. непосредств. устанавлив. гос. органами и явл. крайним  вариантом прямого  цен. регулирования. 3)в зависимости от принадлежности товара к отрасли: Оптово отпускная цена на промышленную продукцию, закуп. цены на сельхоз. прод., сметные цены в стр-ве, тарифы на разл. произв. и непроизв. услуги. 4) С учетом базисных условий. Это цены в которые вкл. расходы на транспортировку, погрузку, разгрузку, страхование товаров и таможенное оформление. К 1 гр. франко относятся:-франко-склад поставщика, все расходы по транспорт. несет покупатель; -франко станция отправления.  В ц вкл. расходы  по доставке до станции отправления, взвешивания и отправке; -франко-трансп. ср-во – станция отправления. Вкл. расходы по доставке до станции отправления и затраты по погрузке в трансп. ср-во. 2 гр. франко: -ф-ко-трансп. ср-во-станция назначения. Вкл. расходы по доставке до станции назначения и расходы по перегрузке в пути;- ф-ко- станция назначения. Расходы по доставке до  станции назначения  и выгрузка товаров из трансп. ср-ва; - ф-ко-склад покупателя. Вкл. расходы по транспорт., затраты на погрузочно- разгрузочные работы, связан. с  доставкой товара до потребителя. 5)С учетом тер. распределения: -единые цены. Действуют по всей тер. республики. Это цены одного уровня; -местные ц. формир. под воздействием как  рын. факторов, так и под влиянием регулирования со стороны местных органов власти. 6)в зависимости от рынка на кот. поставляется прод.: -ц для внутреннего рынка; -ц для внешнего рынка. 7)в зависимости от движения потоков во внешн. торговле: -цены импорта, -ц экспорта. 8)от сроков действия: -постоянные ц . устанавл. без огран-я сроков действия на тов. массового спроса; -скользящие могут использ. в долгосрочных  договорах на поставку  прод. или выполн. заказа, в теч. срока исполнения могут меняться; -ступенчатые устанавл. на прод. подверж.  быстрому моральному устранению; -сезонные. 9)в зависимости от характера потребителя: престижные,льготные. 10)Ц используемые во внутрипроизводств.  планировании и учете на предприятии и статистике: -план.-расчетн. цены использ. в расчетах м\у цехами и подразд. одного предприятия; -учетные для оценки движения продукции на предприятии; -цены-производит. отражают изменение стоимости на пр-ве; -потреб. цены на товар, приобрет. населением; -текущие цены на текущ. период; -сопоставимые неизмен. цены, использ. в статистике.

 

 

6.Структура и  элементы цены

     


         Цена   производит.


       Отпускная цена  производителя

                                                                            


       Отпускная     цена     предприятия  - оптов.

                                                                                                                                    


       Розничная      цена.

Себестоимость  - это  план. затраты, связан. с пр-вом и  реализ. прод. Прибыль необх. для  создания ср-в на потребление и  накопление предприятия, а также уплаты налогов. Косв. налоги устанавл. гос-вом с учетом общ. потребностей (акцизы, отчисл. польз. дорог и т.д.). Опт. и розн. наценки представляют собой цены услуг опт. и розн. торговли. Розн. цена – цена конечного потребления. Она вкл. розн. торг. наценку, НДС, налог на продажу. НДС облагается стоимость, кот. предприятие добавляет к стоимости сырья, материал. и приравн. к ним затраты, при пр-ве тов. выполн. работ и оказыв. услуг. 3 метода формирования цен с учетом НДС: 1  суммирование, 2 вычитание, 3 зачетный.

 

7.Формы гос.  ценового регулирования.

Гос. регулирование цен  позволяет с помощью законод-ых, админ-х  и бюджетно финансовых мероприятий  воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному  развитию эк. системы.

 Цели гос. регулирования цен: 1 не допустить  инфляц. роста цен в результате монополизма производителей; 2 способств. созданию нормал. конкуренции, не допустить разруш. конкуренции; 3 обеспечить относит. паритет цен во всех звеньях эк-ки; 4 достигнуть соц. результатов, обеспечить поддержание прожит. миним, возможность приобретать товары первой необходимости в достат. кол-ве. В РБ гос. регулир. цен использ. для продукции и услуг жизненоважн. для населения, также организаций монополистов и на некот. продукцию импорта. Гос. регулирование цен осущ. 2-мя способами: косвенное регулирование – это меры  воздейств. на спрос, предложение, уровень конкуренции и др. К ним относятся: принятие и совершенств. анти монопольн. закон-ва, стимулир. малого предпринимат-ва, приватизация, предоставл. дотаций и субсидий, соокращ. бюджетного дефицита и прямое – осущ.  3мя способами: путем установления ценового потолка, пола, ц коридора. Политика цен. потолка использ. в монополизиров. отраслях (электороэнергетика, нефтегазовая, транспорт, коммун. хоз-во), в кризисн. ситуациях, при установл. цен на соц. значимую продукцию. Цены ниже цены равновесия. Политика цен. пола использ. в интересах мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержанием определ. уровня конкуренции. Цены выше цены равновесия. Политка цен. коридора заключ. в том, что устанавл. 2 предела цен: верхн. и нижн. Цены таким образом одновременно ограничены max и min уровнями, что не позволяет им существ. отклоняться от положения равновесной цены. Политика цен. коридора позволяет сочетать как прямые так и косвен. способы регулиров. цен, устраняет резкие колебания цен, изменение конъюнктуры рынка. Гос. регулирование цен позволяет преодолеть:-недостатки рын. хоз-ва, связ. с  сущ. эк-ки монополий; - явления, кот. ведут к  дестабилизации обществ. пр-ва; -соц. противоречия, связан. с нерав-ом доходов, что предполагает установление общ-но приемлемых цен на соц. значимые товары и услуги, а также на предметы роскоши.

Информация о работе Шпаргалки по "Ценообразованию"