Себестоимость и ее использование в практике ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:57, реферат

Краткое описание

Важную роль в обеспечении повышения эффективности производства играет экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, являющийся составной частью экономических методов управления.
Анализ является базой планирования, средством оценки качества планирования и выполнения плана.
Предметом экономического анализа является производственно-
хозяйственная деятельность предприятий.

Оглавление

Введение………………………………………………………….3-8
1.Понятие и сущность себестоимости…………………………..9-12
2.Затратный и ценностной подходы в ценообразовании……….13-15
3. Издержки производства и себестоимость продукции……… .16-19
4.Роль себестоимости в ценообразовании……………………….20-24
Заключение………………………………………………………...25
Список используемой литературы………………………………..26

Файлы: 1 файл

реферат по ценообразованию.docx

— 53.14 Кб (Скачать)

- сырье и основные  материалы,

- вспомогательные материалы,

- топливо (со стороны),

  - энергия (со стороны),

- амортизация основных  фондов,

- заработная плата,

- отчисления на социальное  страхование,

- прочие затраты, не  распределенные по элементам.

      Группировка  затрат по экономическим элементам  показывает  материальные  и денежные затраты предприятия  без  распределения  их  на  отдельные  виды продукции и другие хозяйственные нужды. По экономическим элементам  нельзя, как правило, определить себестоимость единицы продукции. Поэтому  наряду  с группировкой затрат по  экономическим  элементам  затраты  на  производство планируются и учитываются по статьям расходов (статьям калькуляции).

  Группировка затрат  по статьям расходов дает возможность  видеть затраты по их месту и назначению, знать, во что обходится предприятию  производство и реализация отдельных видов продукции. Планирование и  учет  себестоимости по статьям расходов необходимы для того,  чтобы определить,  под влиянием каких  факторов  сформировался  данный  уровень  себестоимости,   в   каких направлениях нужно вести борьбу за ее снижение.

      Табл.1 Структура  затрат на производство промышленной  продукции за 1979 г., % к общей сумме затрат

 Экономические элементы затрат                Легкая  промышленность     

        - Сырье и основные материалы                                 85,5               

        - Вспомогательные материалы                                   2,6                

        - Топливо                                                                      0,3                

- Энергия                                                                                   0,6                

- Амортизация                                                                           1,6                

- Заработная плата и

отчисления на социальное   страхование                                      8,6                  

- Прочие затраты, не распределенные по элементам               0,8                

  Всего                                                                                        100                 

 В   промышленности   применяется   следующая   номенклатура   основных калькуляционных статей:

 1) сырье и материалы

2) топливо и энергия  на технологические нужды

3) основная заработная  плата производственных рабочих

4) расходы на содержание  и эксплуатацию оборудования

 5) цеховые расходы

 6) общезаводские (общефабричные) расходы

 7) потери от брака

 8) непроизводственные расходы.

     Первые семь статей расходов образуют фабрично-заводскую себестоимость. Полная себестоимость складывается  из  фабрично-заводской  себестоимости  и внепроизводственных расходов.

   Расходы предприятий, включаемые в себестоимость продукции, делятся на прямые и косвенные. К прямым расходам  относятся  затраты,  непосредственно связанные с изготовлением  продукции  и  учитываемые  прямым  путем  по  ее отдельным видам:  стоимость  основных  материалов,  топлива  и  энергии  на технологические нужды, заработная плата основных производственных  расходов и др. К  косвенным  расходам  относятся  затраты,  которые  невозможно  или нецелесообразно прямо относить на себестоимость конкретных видов продукции: расходы   цеховые,   общезаводские   (общефабричные),   по   содержанию   и эксплуатации оборудования.

  Себестоимость отдельных видов продукции определяется путем составления калькуляций, в которых  показывается  величина  затрат  на  производство  и реализацию единицы продукции. Калькуляции составляются по статьям расходов, принятым в данной отрасли промышленности. Различают три вида  калькуляций: плановую, нормативную и отчетную.  В  плановой  калькуляции  себестоимость определяется путем расчета затрат по отдельным статьям, а в  нормативной  - по действующим на данном предприятии нормам, и поэтому  она  в  отличие  от плановой  калькуляции  в  связи  со  снижением  нормативов   в   результате проведения  организационно-технических  мероприятий  пересматривается,  как правило, ежемесячно. Отчетная калькуляция составляется  на  основе  данных бухгалтерского  учета  и  показывает  фактическую  себестоимость   изделия, благодаря  чему  становятся  возможными  проверка   выполнения   плана   по себестоимости изделий и выявление отклонений от плана на отдельных участках производства.

  Нормативный метод   учета   и   калькулирования   является   наиболее прогрессивным,  ибо  позволяет  вести  повседневный   контроль   за   ходом производственного   процесса,   за   выполнением   заданий   по    снижению себестоимости  продукции.   В   этом   случае   затраты   на   производство подразделяются на две части: затраты в пределах норм и отклонения  от  норм расхода. Все затраты  в  пределах  норм  учитываются  без  группировки,  по отдельным заказам. Отклонения  от  установленных  норм  учитываются  по  их причинам  и  виновникам,  что  дает  возможность  оперативно  анализировать причины  отклонений,  предупреждать  их  в  процессе   работы.   При   этом фактическая себестоимость изделий при нормативном методе учета определяется путем суммирования затрат по нормам и  затрат  в  результате  отклонений  и изменений текущих нормативов. 

 

2. Затратный и ценностный подходы в ценообразовании. 
 
Конфликты между финансистами и маркетологами по вопросу о политике цен обычно возникают на тех предприятиях, где руководство не сделало четкого выбора между альтернативными подходами к ценообразованию: затратным ценностным. Их суть можно проиллюстрировать с помощью следующих схем[1].

1. Затратный подход: 
 
|Продукт | |Технология|  |Затраты| |Цена | |Ценность | |Покупатели| 

2. Ценностный  подход: 
 
|Покупатели| |Ценность| |Цена | |Затраты| |Технология| |Продукт | 
 
Затратный подход к ценообразованию исторически самый старый и на первый взгляд самый надежный. В его основе лежит такая реальная категория, как затраты предприятия на производство и реализацию продукции, подтвержденные первичными документами бухгалтерии. На самом деле этот подход имеет принципиально неустранимый дефект. Во многих случаях величину удельных затрат на единицу продукции, которая, собственно, и должна быть основой цены при этом подходе, невозможно определить до того, как цена будет установлена. 
При рыночной организации сбыта продукции уровень цены определяет 
возможный объем продаж и соответственно возможный масштаб производства. 
Между тем и экономическая теория, и бухгалтерский учёт признают, что от 
масштаба производства прямо зависит величина удельных затрат на производство единицы продукции. При росте объемов выпуска снижается сумма постоянных затрат, приходящихся на одно изделие, и соответственно величина средних затрат на его выпуск. Следовательно, разумный менеджер не должен вставать на путь пассивного ценообразования, когда установление цен происходит строго на основе затратного метола или только под влиянием 
ценовых решений конкурентов. Наиболее разумный подход - активное 
ценообразование, когда через управление ценами достигается нужная величина продаж и соответствующая ей величина средних затрат, что выводит предприятие на желаемый уровень прибыльности. 
Если попытаться сформулировать вопросы, которые в наибольшей мере 
адекватны логике активного ценообразования, то они будут звучать примерно так: «Насколько нам нужно увеличить количество продаваемых товаров, чтобы при более низкой цене получить большую массу прибыли?» или «Каким количеством продаваемых товаров мы можем пожертвовать, чтобы при более высокой цене получать большую прибыль, чем раньше?». 
Именно такой подход позволяет избежать серьезного дефекта затратного 
ценообразования слишком высоких цен на «слабых» рынках (т.е. рынках с 
ухудшающейся конъюнктурой) или слишком низких цен на «сильных» рынках (т.е. рынках с растущим спросом). 
Однако именно затратный метод лежит в основе ценовой политики многих 
предприятий, доставшийся им от советской системы управления. И специалисты утверждают, что недостатки этого метода наиболее ярко проявляются в двух ситуациях: когда необходимо приспособиться к новым условиям конкуренции и когда у предприятия нет оборотных средств. 
Задача же ценностного подхода к ценообразованию состоит вовсе не в 
том, чтобы клиенты предприятия были довольны. Такую благосклонность можно приобрести и за счет больших скидок с цен. Ценностное ценообразование призвано обеспечить прежде всего получение прибыли за счет достижения выгодного для предприятий соотношения «ценность/затраты», а вовсе не за счет максимального наращивания объёмов продаж. “Ключ ценностного метода—позиционирование товара в определённом сегменте рынка. Поэтому, скажем, вместо того, чтобы до потери пульса снижать себестоимость, предприятия задаются вопросом, не лучше ли поискать других покупателей”[2]. При ценностном ценообразовании нужно убедить покупателей в том, что им стоит заплатить за этот товар более высокую цену, поскольку он им куда полезнее, чем они «сами поначалу подумали». И если к этому добавляются еще усилия финансистов и бухгалтеров (специалистов по управленческому учету), то возникает именно тот результат, к которому и должно стремиться предприятие: максимальная разница между ценностью товара 
для покупателя, которую он готов оплатить, и затратами, которые необходимы предприятию, чтобы изготовить товар с такими свойствами. В этих условиях задача ценообразования состоит как раз в том, чтобы как можно большая часть этой разницы превратилась в прибыль предприятия и как можно меньшая – в выигрыш покупателя. 
Естественно, что решение этой задачи, как правило, зависит от влияния 
и третьей стороны—других предприятий, конкурирующих на этом рынке. Поэтому в идеале ценовая политика предприятия рождается и совершенствуется в итоге постоянного сотрудничества бухгалтеров, финансистов, маркетологов, менеджеров и сотрудников информационных служб, изучающих рыночную ситуацию. В этих условиях процедура разработки ценовой политики предприятия должна 
быть построена с учётом сведения воедино различных факторов, способных 
влиять на условия сбыта и прибыльность предприятия при тех или иных 
вариантах цен на реализуемые изделия. 
 
 

 

3. Издержки и себестоимость продукции. 
Затраты, издержки и себестоимость во многом определяют достижение 
коммерческих целей предприятия, и следовательно, являются одними из 
важнейших экономических категорий. Причём издержки не тождественны затратам как в отечественной, так и зарубежной практике. Затраты рассматриваются как оцененные в денежном выражении потреблённые факторы производства, а издержки включают полный объём затрат труда и равны стоимости продукта. По воспроизведённому признаку затраты предприятия подразделяются на три вида[3]: 
- затраты на производство и реализацию продукции, образующие её 
себестоимость; 
- затраты на расширение и обновление производства (капитальные вложения в основные фонды, затраты на формирование дополнительной рабочей силы); 
- затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия. 
В свою очередь, издержки производства—это суммарные затраты 
предприятия на производство и реализацию продукции за определённый период, причём как на законченный продукт, так и на незавершённое производство. 
Издержки бывают экономические и бухгалтерские. К последним относятся 
денежные затраты предприятия на приобретение сырья, материалов, на оплату рабочей силы—т.е. явные издержки. А экономические издержки включают и так называемые неявные издержки: те затраты, которые были произведены, но не были оплачены (например, использование собственной квартиры в качестве производственной площади. Доходы, полученные при сдаче её в аренду, и дают информацию о вменённых издержках). 
Далее издержки подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные 
издержки не зависят от объёмов производства, исчисляются равными долями за равный промежуток времени и являются относительно постоянными. Однако постоянные затраты, рассчитанные на единицу продукции, при изменении объёмов производства изменяются в сторону уменьшения или увеличения. К ним можно отнести арендную плату, амортизационные отчисления и др. Переменные издержки зависят от объёмов производства и меняются прямо пропорционально изменению объёма производства. Переменные издержки, рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину. К ним относятся затраты сырья и основных материалов, расходы на оплату труда производственных рабочих и т.п. 
Сумма постоянных и переменных расходов составляет валовые или общие 
издержки. Средние издержки—затраты, приходящиеся на единицу продукции. Под предельными издержками понимается сумма увеличения расходов, связанная с выпуском дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объёмом выпуска. 
Но так как целью курсовой работы является всё-таки разработка ценовой 
политики и тема издержек достаточно широко освещена в литературе, то более подробно издержки рассматриваться не будут. 
Себестоимость продукции, работ и услуг представляет собой стоимостную 
оценку используемых в процессе производства продукции, (работ, услуг), 
природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. 
В зависимости от целей планирования, учета и анализа затраты классифицируются по следующим основаниям: 
-экономическое содержание (элементы затрат); 
- экономическое назначение (статьи калькуляции себестоимости); 
- отношение к технологическому процессу (основные и накладные); 
-способ отнесения на себестоимость (прямые и косвенные);

- отношение к объему производства (переменные и постоянные); 
- периодичность возникновения (текущие и единовременные); 
-состав (одноэлементные и комплексные); 
- роль в процессе производства (производственные и внепроизводственные); 
- целесообразность расходования (производительные и непроизводительные); 
- возможность охвата планом (планируемые и непланируемые); 
-отношение к готовому продукту (затраты на незавершенное производство, 
затраты на готовый продукт). 
Основным нормативным документом, на основании которого производится 
расчет себестоимости, является "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденное Постановлением Правительства РФ 5 августа 1992 года. 
Способ расчета себестоимости по статьям калькуляции является наиболее 
распространенным в практике ценообразования российских предприятий. Этот способ обеспечивает учет и планирование полных затрат на производство и реализацию продукции. 
В странах с развитой рыночной экономикой применяется система учета 
затрат "директ-костинг" (direct costing). Эта система предполагает 
разделение производственной себестоимости на затраты, являющиеся 
постоянными, и на затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема производства. При этом для оценки запасов и реализованной продукции используются только основные расходы и переменные накладные расходы. 
Остальные затраты относятся прямо на прибыли и убытки. Сущность системы "директ- костинг" заключается в подразделении затрат и оценке запасов. 
Применение системы "директ- костинг" в российской практике ограничено 
сложившейся системой учета и отчетности. 
Инструментом, связывающим расчет себестоимости с ценообразованием, 
является калькуляция. Различают два вида калькуляции себестоимости для 
целей ценообразования: 
1) прогрессивная; на основе производственных затрат рассчитывается цена, 
полностью или частично покрывающая затраты; недостатком метода является недоучет влияния рынка; 
2) обратная; расчет исходит из цены продажи и предназначен для контроля 
рыночной цены с точки зрения затрат. Затратно- ориентированное 
ценообразование в чистом виде не создает сложностей лишь в том случае, если цена не играет большой роли для потребителей. Для предприятий со 
сравнительно невыгодной структурой затрат, обусловленной технологическими или иными особенностями, такой способ определения цен несет в себе риск самоудаления с рынка. 
Также различают плановую, нормативную, сметную и фактическую 
калькуляции. Плановая калькуляция предполагает планируемые затраты на 
изготовление продукции. Нормативная калькуляция отражает затраты, 
вычисленные на базе установленных норм материальных и трудовых затрат и 
смет по обслуживанию производства. Сметная калькуляция разрабатывается на новую продукцию, впервые разрабатываемую предприятием. Фактическая 
калькуляция—отражает общую сумму фактически использованных затрат на 
производство и реализацию продукции. 
 
 
 

Информация о работе Себестоимость и ее использование в практике ценообразования