Факторы, оказывающие влияние на уровень цен, и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:57, контрольная работа

Краткое описание

Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов — стратегического и тактического.
Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Процесс этот весьма сложный.

Оглавление

1. Факторы, оказывающие влияние на уровень цен,
и их характеристика………………………………………………….2
2. Информация, необходимая для принятия
решения по ценам…………………………………………………….8
Тесты……………………………………………………………………12
Задача 1………………………………………………………………..17
Задача 2………………………………………………………………..19
Список использованной литературы……………………………..20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 428.50 Кб (Скачать)

Содержание 

1. Факторы, оказывающие  влияние на уровень цен,

и их характеристика………………………………………………….2

2. Информация, необходимая  для принятия 

решения по ценам…………………………………………………….8

Тесты……………………………………………………………………12

Задача 1………………………………………………………………..17

Задача 2………………………………………………………………..19

Список  использованной литературы……………………………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Факторы,  оказывающие влияние на уровень  цен,

и их характеристика

     Механизм  ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через  цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов — стратегического и тактического.

     Стратегический  фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания  цен вокруг стоимости. Процесс этот весьма сложный.

     Тактический фактор проявляется в том, что  цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка [лекции]. 

При выборе ценовой  стратегии фирма должна выявить  и проанализировать все факторы, которые могут оказать влияние  на цены.

Таких факторов достаточно много. В большей степени  это факторы не контролируемые фирмой (рис. 1). Одни из них способствуют снижению цен, другие вызывают рост последних.

Рис 1. Факторы, влияющие на уровень и динамику цен 

Рассмотрим подробнее некоторые из основных факторов, воздействующих на конечные цены.

      В большой степени на уровень  и динамику цен  влияет  финансово-кредитная сфера, при этом непосредственное воздействие на цены оказывает изменение покупательной способности  денежной единицы  России. В нормально функционирующей экономике, когда существует достаточный золотовалютный резерв, соотношение между суммой цен товаров и количеством денег  в обращении относительно стабильно.  При отсутствии такого условия в системе «количество денег – сумма цен» начинает изменяться сумма цен. Так, девальвация  или упорные слухи о ней вызывают неуклонное повышение цен.

     Потребители товаров оказывают значительное влияние на принятие фирмой решения по ценам. Отношения между ценами и количеством сделанных покупок по этим ценам можно объяснить двумя причинами. Первая состоит во взаимодействии законов спроса и предложения и ценовой эластичности. Другая – в неодинаковой реакции покупателей различных сегментов рынка на цену.  Принято различать четыре категории покупателей по их восприятию цен и ориентации в покупках:

  • покупатели, проявляющие большой интерес при выборе товаров к их ценам, качеству и ассортименту; на эту группу покупателей большое влияние оказывает реклама, раскрывающая дополнительные полезные свойства и преимущества товара;
  • покупатели, чутко реагирующие на «образ» товара;  основное внимание они уделяют обслуживанию и отношению к себе продавца;
  • покупатели, которые поддерживают своими покупками небольшие фирмы и готовы  ради них заплатить более высокую цену за товар;
  • покупатели, для которых важна не столько цена, сколько комфорт и удобство, представляемые товаром.

      Государственное регулирование цен осуществляется по нескольким основным  направлениям. Законодательным путем ограничиваются  попытки сговора о ценах и установления фиксированных цен  производителями товаров, представителями оптовой и розничной торговли.

     Независимо от того, насколько  «обоснованы» эти фиксированные  цены, они признаются незаконными. Предприниматели, их установившие, строго наказываются, а на компании налагаются огромные штрафы.  Такие нарушения получили название  «горизонтальное фиксирование цен».

      Во избежание подозрения в  подобных нарушениях закона предприниматели не должны: консультироваться или обмениваться информацией с конкурентами о ценах, скидках, условиях реализации и кредита; подвергать осуждению цены, надбавки и издержки каких-либо фирм на профессиональных отраслевых собраниях; договариваться с конкурентами  о временном сокращении производства с целью поддержания высоких цен. Исключение составляет договоренность о ценах, достигнутая под наблюдением уполномоченного государством органа власти.

      Нарушением, преследуемым законом,  является также «вертикальное  фиксирование цен». Оно проявляется в том, что производители или оптовая торговля требуют продажи своего товара по конкретным ценам, контролируя  таким образом розничные цены.

      Государство запрещает и ценовую  дискриминацию, если она наносит  ущерб конкуренции.  Так, производители и оптовые торговцы обязаны предлагать свой товар разным покупателям -  участникам каналов сбыта на одних и тех же условиях.  Ценовая дискриминация допустима лишь в отношении товаров различного качества, однако в этом случае от производителя требуется доказательство того, что в ценах строго учтены качественные различия.

      Государство также принимает  меры по защите мелких магазинов  от нечестной ценовой конкуренции  со стороны более крупных.  Запрещено продавать продукцию  по ценам ниже ее себестоимости с целью привлечения покупателей и устранения конкурентов. Оптовые и розничные торговцы должны  реализовать продукцию по ценам, включающим издержки и фиксированный процент к ним, а также  покрывающим накладные расходы и прибыль. В особенности это относится к таким товарам, как хлеб, молочные продукты, спиртные напитки.

      На решения по ценам влияют  и участники каналов товародвижения от производителя до оптовой и розничной торговли.  Все они стремятся увеличить объем реализации и прибыли и установить больший контроль за ценами. Фирма-производитель влияет на цену товара,   используя систему монопольного товародвижения, сводя до минимума продажу товаров через магазины,  торгующие по сниженным ценам. Производитель открывает собственные магазины и сам контролирует в них цены.

      Оптовая или розничная торговля добивается большей доли участия в ценообразовании, демонстрируя производителю свою роль как покупателя товара, ассоциируя рост прибыли с наиболее удачной и современной формой продажи. Она отказывается от реализации невыгодной продукции, реализует товары конкурирующих фирм, тем самым располагая покупателя к продавцу, а не к производителю. В некоторых случаях торговля сознательно совершает действия, направленные против   марки товара:  придерживает продукцию, устанавливает на нее более высокую цену, в то время как товары других марок продает по более низким ценам.

      Чтобы достигнуть согласия всех  участников канала сбыта в  решениях по ценам, производителю  необходимо:  обеспечить соответствующую  долю прибыли каждому участнику для покрытия его расходов и получения доходов; предоставить гарантии оптовой и розничной торговле в получении продукции по самым низким ценам; предложить особые согласия, включающие скидки с цены на определенный период или бесплатную партию товаров для стимулирования закупок оптовой и розничной торговлей.

           Важный элемент, влияющий на  уровень цен, - конкуренция.  В зависимости от того, кто контролирует цены, различают три вида конкурентных сред (рис. 2).

     

Рис 2.  Виды конкурентной среды

      Среда, где цены контролируются  рынком, отличается высокой степенью конкуренции, а также  сходством товаров и услуг. Именно в этой среде фирме важно правильно установить цены. Завышенные цены оттолкнут покупателей и приведут их к конкурирующим фирмам, а сниженные цены не обеспечат условий для продуктивной деятельности. Однако утаить от конкурентов успешную ценовую стратегию невозможно. В связи с этим перед руководством предприятия стоит большая и трудная задача – увидеть перспективы выбранной стратегии цен, не допустить перерастания конкуренции в ценовые войны.

      Среде, цены в которой контролируются  фирмой, присущи ограниченная конкуренция и различия в товарах (услугах). В этих условиях фирмам относительно проще функционировать, получая высокие прибыли: их продукция вне конкуренции. И при высоких, и при низких ценах  на свою продукцию фирмы находят покупателей, а выбор цены зависит только от стратегии и целевого рынка.

      Среда, где цены контролируются  государством, распространяется на транспорт, связь, коммунальные услуги, ряд продовольственных товаров.  Правительственные организации, уполномоченные контролировать цены, устанавливают их уровень после всестороннего изучения информации, полученной от заинтересованных в данном товаре сторон – от потребителей и производителей. Конечная цена товара зависит от издержек на приобретение сырья, рабочей силы, отдельных компонентов товара, от издержек на транспорт, рекламу, охрану окружающее среды. Указанные затраты не могут контролироваться фирмой, но должны быть учтены при ценообразовании. Достичь этого фирма может несколькими способами.

      Во-первых, с ростом затрат фирма  может повысить цены на свою  продукцию, перекладывая всю тяжесть этого на потребителей.

      Во-вторых, фирма может частично компенсировать рост издержек за счет своих внутренних резервов, не меняя ассортимента продукции.

      В-третьих, фирма может изменить  изделия (уменьшить их размер, незначительно снизить качество  за счет использования более  дешевого сырья), но сохранить уровень цен неизменным.  Обычно это происходит при выпуске товаров массового спроса, на которые распространяются долговременные цены.

      В-четвертых, фирма может усовершенствовать  продукцию до такой степени,  что рост цены не будет рассматриваться покупателями как чрезмерный, а скорее свяжется в сознании с повышенным комфортом, высоким качеством и престижем товара.

     В-пятых, с уменьшением издержек  фирма может снизить цены на  продукцию или оставить их неизменными, увеличив свою долю прибыли [4,с.62-67]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Информация, необходимая для принятия

решения по ценам 

     Решая вопрос о цене товара, фирма-производитель  должна собрать достоверную информацию. Не следует отождествлять информацию и данные. Решения по ценам фирма  может принимать, только всесторонне изучив информацию. Данные служат лишь исходным материалом, анализируя который, можно получить доброкачественную информацию. Не проведя такой анализ, фирма будет иметь просто набор фактов и цифр, которые не только не помогут, но и затруднят руководству принятие правильного решения по ценам.

     Данные  надо собирать будучи уверенным, что  они послужат потенциальным источником информации. Поэтому руководство  фирмы должно определить, в каких  направлениях собирать данные, по каким  вопросам необходима информация, какой объем информации потребуется по каждому вопросу [4, стр. 81-82].

     Собирая и обрабатывая информацию по ценам, фирма должна решить несколько задач:

  • изучить рынок, на котором она продает свои товары;
  • изучить все потенциальные возможности производимого товара;
  • изучить свою и смежные отрасли для выявления существующих и потенциальных конкурентов;
  • принять во внимание решения правительства.

     Для принятия верного и обоснованного  решения по ценам руководство  фирмы должно иметь следующий необходимый перечень информации:

     Информация  о товаре. Подразумевается сбор данных:

  • о величине и динамике изменения спроса на товар;
  • о спросе на товары-конкуренты, заменители и аналоги;
  • о восприятии потребителями качества и цены товара, а также его названия, упаковки, дизайна, рекламы и пр.;
  • о степени удовлетворения потребностей потребителя, достигаемой при использовании товара;
  • о перспективах обновления товара, создания его модификации.

Информация о работе Факторы, оказывающие влияние на уровень цен, и их характеристика