Буккроссинг как фактор влияния на чтение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 00:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучение буккроссинга как фактора влияния на чтение.
В соответствии с поставленной целью определяем следующие задачи:
- изучение истории развития буккроссинга за рубежом и в России;
- изучение опыта регионов по распространению буккроссинга в России и в Чувашской Республике,
- выявление технологий буккроссинга.

Оглавление

Введение

Глава 1. История развития буккроссинга
Буккроссинг за рубежом;
Распространение буккроссинга в России;

Глава 2. Технологии буккроссинга
Буккроссинга в России (опыт)
- сайты по регионам
Буккроссинг в Чувашской Республике

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Министерство буккроссинг.doc

— 895.00 Кб (Скачать)

Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской  Республики

 

РГОУ ВПО «Чувашский государственный институт культуры и искусств»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на

тему:

Буккроссинг как  фактор влияния на чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент II курса очного БИД Смирнов Александр Николаевич

 

Старший    преподаватель: Филиппова Н. Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары, 2010

 

Оглавление

 

     Введение

 

Глава 1. История развития буккроссинга

      1. Буккроссинг за рубежом;
      2. Распространение буккроссинга в России;

      

Глава 2. Технологии буккроссинга

      1. Буккроссинга в России (опыт)

- сайты по регионам

      1. Буккроссинг в Чувашской Республике

           

     Заключение

 

  Список использованной литературы

 

     Приложение 1.

     Приложение 2.

     Приложение 3.

     Приложение 4.

        

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Повышенный интерес  к проблемам чтения в последнее  время очевиден, что обусловлено  несколькими факторами. Изменилась информационная, социокультурная и  образовательная среда, определяющая развитие человека читающего. Возникло противоречие между интенсивным развитием телекоммуникационных технологий, способных обеспечить доступ к любой информации в неограниченных объёмах, и психофизиологическими возможностями её восприятия, осмысления, понимания и оценки в жизнедеятельностных целях человека. Книга всё больше воспринимается юными главным образом как источник информации. Удовольствие же они получают сегодня в большей мере не от чтения книг, а от компьютерных игр, журналов, либо развлекаясь и общаясь в Интернете. И все же печатная книга и чтение никуда не уйдёт. Развитие бесплатных электронных библиотек и электронных магазинов книг способны привлечь к чтению дополнительных читателей. Ведь один электронный чип, на котором основаны электронные книги, способен вместить в себя информацию, эквивалентную нескольким десяткам тысяч томов книг на бумажном носителе. Причем электронные книги можно без особых трудностей «закачивать» из Интернета. Конечно стоимость электронных версий книг в интернет-магазинах ниже их бумажных версий в десятки раз [2, с. 8].

Некоторые исследователи считают, что Текущий кризис будет содействовать увеличению интереса к книге. Ведь число продаж автомашин в России, по данным на сентябрь 2009 года, упало в сравнении с тем же периодом 2008 года на 52%. Это означает, что все больше людей пользуется общественными видами транспорта и многие из них прибегают к книге, чтобы скоротать время в метро и в автобусах. Люди меньше пользуются личным автомобилем и, следовательно, больше читают [2, с. 9].

Чтение остается ведущим фактором не только с точки зрения уровня культуры, но и в плане конкурентоспособности. Как показывают исследования немецких ученых, в большинстве фирм их сотрудники ровно четверть своего рабочего времени посвящают чтению письменной информации. Это могут быть и деловые журналы, и научные издания, и сообщения электронной почты или интернетовские страницы. Самое главное – только на основе полученной путем чтения базовой информации могут быть приняты правильные решения.

По данным ВЦИОМа, число наших сограждан, вообще не берущих книгу в руки, возросло с 20% в 1996 году до 35% – в 2009 году [2, с. 10].

Просто прочитать недостаточно, надо уметь выделить главное. Повышение  на 25% эффективности процесса чтения уже означает выигрыш более двух недель рабочего времени в год. При этом необходимо учитывать, что поток информации возрастает на 30% каждый год. Вывод, которые делают немецкие ученые, сводятся к необходимости повышения техники чтения. Причем такой техники, которая помогает и лучше усваивать прочитанный материал [2, с. 11]

Актуальность темы заключается в том, что одной из способов продвижения буккроссинга - это привлечение к чтению молодежи.

Буккроссинг, то есть, в переводе с английского, «путешествие книги».буккроссинг процесс освобождения книг. Человек, прочитав книгу, оставляет («освобождает») её в общественном месте (парк, кафе, поезд, станция метро) для того, чтобы другой, случайный человек мог эту книгу найти и прочитать, а тот в свою очередь должен повторить процесс. Сейчас безопасные полки «буккроссинга» можно найти почти в каждом книжном магазине, библиотеке или в кафе, в котором так приятно провести время после работы или учебы. На сегодняшний день буккроссинг может помочь миллионам людей в процессе приобщение к книгам, поскольку не каждый из нас может приобрести традиционные издания. Мы все чаще отдаем предпочтение новым технологиям, такие как аудитехнологии и медиатехнологии [3].

Объектом курсовой работы определён буккроссинг.

Предмет – процесс влияния буккроссинга на чтение.

Цель – изучение буккроссинга как фактора влияния на чтение.

В соответствии с поставленной целью определяем следующие задачи:

- изучение истории развития буккроссинга за рубежом и в России;

- изучение опыта регионов по распространению буккроссинга в России и в   Чувашской Республике,

- выявление технологий буккроссинга.  

Разработанность темы. По данной теме имеется незначительно число публикаций, но в своем курсовой работе хотелось бы выделить следующих авторов, которые рассматривают «книгообмен», «обмен книгами», «обмен литературой», «обмен публикациями», «буккроссинг», такие как:

- Б. П. Каневский который говорил о библиотечном книгообмене как о передаче произведений печати в постоянное пользование из одной библиотеки в другую;

- В. Я. Хватов и К. Д. Бакулин пытались определить понятие термина «обмен» через сам обмен;

- В. И. Терешин (а вслед за ним и автор этой статьи Суворова Валерия) [1, с. 14] первыми заменили базовое понятие «книгообмен» на более точный термин – «документообмен». Сегодня современные отечественные библиотековеды оперируют понятиями «документообмен», «документообменный фонд», «международный документообмен», считая документом любую нооинформацию, зафиксированную на специальном вещественном носителе в целях ее использования, передачи и хранения [1, с. 14].

Тем не менее, консервативность библиотечного мышления, которая  оправдывается удобством произношения и восприятия слуха, сохранила термин «книгообмен» в повседневном профессиональном обиходе и по сей день. Визуальный словарь в Интернете предлагает графический образ книгообмена: книга – книжный – библиотека – книгообмен – обмен – продукция – это визуальный ряд, в центре которого книгообмен [1, с. 14].    

Научная новизна заключается в том, что современная ситуация не дает все же говорить о смерти книги как базовой коммуникативной модели, о ее растворении в визуально-аудитивных средствах управления вниманием, которыми она неуклонно оснащается и с которыми не может конкурировать. Один из признаков обретения книгой новой жизни в пространстве постмодерна – феномен буккроссинга [12,с.1]. Новое движение с точки зрения научной трактовки имеет все признаки субкультуры: ритуальность, встречи в культовых местечках, свой сленг, свою философию [13, с. 9].

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• содействие формированию благоприятной для продвижения чтения информационной среды и условий доступности людям полезной для жизни и социально необходимой литературы;

• продвижение лучших образцов литературы (текстов, книг, жанров, типов изданий) в широкие слои читателей;

• формирование в общественном мнении представлений о ценности и   значимости   чтения  и  книжной  культуры;

• создание положительных и привлекательных образов читающего человека, книги, литературы, библиотек, книжных магазинов, буккроссинг и других социальных институтов, связанных с чтением;

Практическая  значимость работы вытекает из ее теоретических выводов и положений, сформулированных в ходе проведенной работы. Результаты исследования могут послужить основой для дальнейшего изучения чтения и читателя.

Гипотеза: буккроссинг влияет на чтение, количество обращений к книге или в библиотеку увеличилось.

Метод исследования: изучение литературы, проведение социологических исследований, мониторинга по проблемам чтения; оказание консультационной и методической помощи ЦБС района в продвижении книги и чтения.

Структура работы. Работа состоит из: введения и двух глав. В работе имеются также и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История развития буккроссинга

1.1.  Буккроссинг за рубежом

 

  «Буккросинг» (bookcrossing) - это всемирное движение, процесс освобождения книг. Человек, прочитав книгу, оставляет («освобождает») её в общественном месте (парк, кафе, поезд, станция метро) для того, чтобы другой, случайный человек мог эту книгу найти и прочитать, а тот в свою очередь должен повторить процесс. Сейчас безопасные полки «буккроссинга» можно найти почти в каждом книжном магазине, библиотеке или в кафе, в котором так приятно провести время после работы или учебы [3].

Известна точная дата, что 7 апреля 2001 года, когда американец Рон Хорнбэкер – специалист по Интернет-технологиям, оставил первые 20 книг в холле своего отеля, с просьбой для нашедших зайти на специальный сайт и сообщить об этом. И тем самым можно было узнать, кто до этого читал выбранную вами книгу. С тех пор движение буккроссинга пришло в Украину, а затем широко распространилось в России и за его пределами [3].

Такой вид книгообмена  стал возможен только с появлением Всемирной паутины. В истории  книги, можно найти и другие виды книгообмена. В Средние века, когда книги были рукописными и безумно дорогими их заковывали цепями и допускали к ним только избранных. Но как только появилась печать, и книги стали доступны широким массам, интересные книги стали передавать из рук в руки, дамы стали обмениваться захватывающими романами модных европейских авторов и нотами новых произведений, а  мужчины предпочитали литературу более серьезную. Чтобы книга не потерялась, на нее ставили экслибрис хозяина [3].

В это же время начали появляться первые публичные библиотеки, доступ в которые был открыт каждому. Конечно, здесь нельзя было свободно обмениваться, но всегда, по книжному формуляру, можно было узнать, кто еще прочел эту же книгу.

Изначально книги оставлялись  в любом людном месте, в кафе, на лавочке, в парке. Но таким образом книга может просто потеряться и ее никто не найдет. Чтобы этого не произошло, стали устраивать Безопасные полки, на которых можно оставить книгу. Единственное условие, чтобы взять книгу,  нужно что-то оставить взамен, иначе, книгообмен не произойдет.

Безопасные полки стали  появляться еще в 2006 году. Первым начал  эту акцию, ныне закрытый, кинотеатр  «Буревестник» в Ростове-на-Дону, а затем «Дом Кино», магазин «Лас Книгас» в Саратове, сети кофеин «Пить Кофе» в Ростове-на-Дону и в других городах [3].

        В Америке буккроссинг достиг гораздо больших масштабов. Из клуба по интересам он превратился в проект, приносящий выгоду. На американском сайте www.bookcrossing.com есть ссылка: «магазин буккроссера». Там можно приобрести массу полезных для любителя книг вещей. Например, сумку с желтой эмблемой книгоискателей (книжка на ножках скачет по желтому полю) — за $26.95, сережки с той же веселой книжкой ($9.95) или упаковку наклеек, которые нужно клеить на отпущенную на волю книгу ($3.95 за рулон из ста наклеек). Для бережных читателей, опасающихся, что книжка упадет в лужу или вымокнет под дождем, предприимчивые американцы предлагают специально оформленные пакетики для книг – пятьдесят пакетов всего за $13.95. В США, в книгу вкладывается листок с телефонами, электронным адресом и адресом сайта радиопередачи. А также с объяснениями условий «игры». По радио объявляют о новых «забытых» книгах (некоторые слушатели отправляются в указанное место в надежде их отыскать) и, конечно, о найденных [4].

     Наибольшую популярность буккроссинг завоевал в Италии. В итальянском буккроссинге, называющимся по-итальянски PassaLibro, принимают участие серьёзные организации. Например, власти Флоренции подарили движению 4000 книг, которые были распространены по рынкам города и зданию мэрии.

      PassaLibro появился в Италии во многом благодаря ежедневной радиопередаче Fahrenheit на третьем канале государственного радиовещания Radio Tre. Одна радиослушательница рассказала о буккроссинге, журналистам идея понравилась, и вот в Мантуе, по случаю Фестиваля литературы, впервые «освобождаются» несколько экземпляров книги «451° по Фаренгейту» Рэя Брэдбери! Инициативу поддержали читатели, и «забытые» книги стали появляться по всей Италии. [5]

    Буккроссинг проник во Францию из Италии, благодаря — Дженнаро Капуано, директор флорентийского книжного магазина Leggere per due, имеющего филиал в Париже. «Официально» операция стартовала в марте 2003 на Салоне книги в Париже, там было «рассеяно» 2000 книг. В основном они появились благодаря поддержке муниципалитета в Италии, но и французские издательские круги проявили заинтересованность. Например, Жан-Марк Брессон, коммерческий атташе одного из самых любимых французскими читателями издательств Акт Сюд (Actes Sud), говорит, что он просто-таки «ухватился за эту идею». По его мнению, акция Passe-Livre никак не может повредить книготорговле, напротив, кому-то она поможет узнать или вспомнить, что это за наслаждение, чтение, а там, глядишь, и в книжный магазин приведёт. Во всяком случае, Акт Сюд готово вновь пополнить фонд Passe-Livre своими изданиями. [6]

Информация о работе Буккроссинг как фактор влияния на чтение