Современные предприниматели: характерные черты и причины успеха

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Описание личности современного предпринимателя, его характерные черты и причины успеха в предпринимательской деятельности играют одну из важнейших ролей, для начинающих бизнесменов. Государство в Республике Казахстан активно поддерживает развитие малого и среднего бизнеса, следовательно, в наше время большое количество граждан стремится заниматься предпринимательской деятельностью. Но проблема заключается в том, что большинство не имеет представления о том, с чем связана данная профессия, обладая лишь поверхностными знаниями в области предпринимательства. Образ жизни большинства предпринимателей подвергается постоянным стрессам, страхам и т.д., что может выдержать не каждый человек.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Психологический портрет современного предпринимателя……………..…..4
История зарождения предпринимательства……………………………….4
Объективные и субъективные факторы достижения успеха………………8
2 Характерные черты успешного предпринимателя в РК
Современный предприниматель в РК
Казахский предприниматель будущего
Заключение…………………………………………………………………
Список использованных источников………………………
Приложения……………………………………………

Файлы: 1 файл

Султангалеева ЭК09Р2 1глава.docx

— 51.65 Кб (Скачать)

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. аль-Фараби

 

Высшая школа  экономики и бизнеса

 

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа:

 

 

Современные предприниматели: характерные черты  и причины успеха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Султангалеева Д.С.

ЭК09Р2

 

Научный руководитель:

ст. преподаватель, PhD

Аскаров Д.Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2012 г.

Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Психологический  портрет современного предпринимателя……………..…..4

    1. История зарождения предпринимательства……………………………….4
    2. Объективные и субъективные факторы достижения успеха………………8

2 Характерные черты успешного предпринимателя в РК

    1. Современный предприниматель в РК
    2. Казахский предприниматель будущего

Заключение…………………………………………………………………

Список использованных источников………………………

Приложения……………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Описание  личности современного предпринимателя, его характерные черты и причины  успеха в предпринимательской деятельности играют одну из важнейших ролей, для  начинающих бизнесменов. Государство  в Республике Казахстан активно  поддерживает развитие малого и среднего бизнеса, следовательно, в наше время  большое количество граждан стремится  заниматься предпринимательской деятельностью. Но проблема заключается в том, что  большинство не имеет представления  о том, с чем связана данная профессия, обладая лишь поверхностными знаниями в области предпринимательства. Образ жизни большинства предпринимателей подвергается постоянным стрессам, страхам  и т.д., что может выдержать  не каждый человек. В большинстве  научных исследований и учебных  пособиях говорится о том, что  невозможно научить предпринимательству, для данной профессии необходимо иметь определенные личностные качества, которые даны человеку от природы. Структура курсовой работы состоит из двух глав и двух подпунктов в каждой главе. В первой главе мы рассмотрим характерные черты успешного предпринимателя, а так же объективные и субъективные факторы достижения успеха в предпринимательской деятельности.  В описании работы руководствуемся литературными изданиями, посвященными предпринимательству следующих авторов: Мамраев.М.А., Горфинкель.В.Я., Поляк.Г.Б., Янковский.К.П., а так же иностранными статьями посвященными предпринимательству.

В данной курсовой работе мы подробно рассмотрим и изучим характерные черты успешного  предпринимателя. На современном этапе  развития экономики Казахстана тема является актуальной, так как государство  оказывает финансовую, информационную поддержки, активно проводится фискальная политика и т.д. Развитие предпринимательства  является одним из важнейших факторов для  конкурентоспособности страны. Целью данной работы является описание современного предпринимателя, и выявление  причины успеха. В задачи работы входят следующие вопросы:  история  зарождения предпринимательства, объективные  и субъективные факторы достижения успеха, современный предприниматель  РК, казахский предприниматель будущего.

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психологический портрет современного предпринимателя

 

    1. История зарождения предпринимательства

Предпосылки к зарождению предпринимательской  деятельности появились еще в  V-IV до нашей эры, в это время в Месопотамии были зафиксированы письменные торговые сделки. Немного позже (1600 лет до нашей эры) в древнейшем сборнике законов (кодекс хаммурапи), принадлежавшему царю Вавилона, были законодательно описаны правила контроля, а так же нормы учёта процессов производства и обмена. Первые банки, предоставлявшие под кредит деньги, появились во II веке до нашей эры. Помимо предоставления денежных кредитов, банки занимались покупкой рабов, совершали различные сделки с земельными участками. Основной функцией являлся учёт доходов и расходов.

Цивилизованно-профессиональный характер предпринимательство начало принимать  с середины 16-го века. В этот период широкое развитие получает акционерный  капитал, в соответствии с этим организовываются различные акционерные общества. Одной из первых созданных компаний является английская ОстИндская  компания (1600 год), в 1602 году была создана голландская  ОстИндская торговая компания, немного  позже (1670 год)  была организована торговая компания Гудзонова залива. Первые акционерные банки возникли в  конце XVII века. Англия является основоположником зарождения акционерных банковских операций, а так же большей части современных принципов банковского дела.  В итоге, к началу XIX века, многие страны позаимствовали у Англии принципы ведения банковских операций. Крупные семейные фирмы распались на большое количество паёв, в связи с этим большинство мелких фирм не выдержало конкуренции, а большие и средние фирмы получили широкое развитие. Успех предприятия перестал зависеть лишь от желания и заинтересованности владельцев компаний, для получения прибыли и развития, стало необходимым обладание исключительными способностями, которыми обладал не каждый.

Окончание второй мировой войны  знаменуется с появлением страховых  компаний, брокерских домов и холдинговых  компаний. Страховые компании  оказали  большую конкуренцию банкам. Их деятельность была сосредоточена на частных предприятиях, которые пользовались услугами страховых  компаний, с целью обезопасить  свой бизнес от непредвиденных обстоятельств и как следствие, от банкротства.  Брокерские дома размещали акции предприятий, пользовавшихся их услугами, и скупали акции перспективных фирм, получавших большую прибыль. Холдниговые компании являлись владельцами контрольным пакетом акций различных предприятий.

Впервые, термины «предприниматель»  и  «предпринимательство» были употреблены  английским экономистом Ричардом Кантильоном. По мнению Р.Кантильона предпринимателем является человек, который осуществляет свою деятельность в условиях риска. Источником богатства по его мнению – это труд и земля.

В США и Западной Европе, зарождение предпринимательства, как научной  дисциплины начиналось с публикации биографий успешных предпринимателей. В 1926 году в  Америке вышел в  свет журнал «Business History Review», в котором  были опубликованы статьи о предпринимательских династиях, а так же обсуждалась деятельность современных бизнесменов. В 1927 году американским историком Грассом была возглавлена кафедра, посвященная истории бизнеса при Гарвардском университете. Деятельность журнала «Business History Review» и кафедры  расширили рамки исследования теории предпринимательства, вследствие чего была открыта Гарвардская школа и Центр по изучению истории предпринимательства. Изучение истории предпринимательства является важным аспектом для развития в себе предпринимательских качеств, в целях избежания различных ошибок и т.д. Начиная с 1954 года в США, Американской конференцией по истории бизнеса, проводятся форумы на которые съезжаются специалисты в области предпринимательства с разных стран.

Жан Батист Сэй –французский экономист  начала XIX века выпустил  книгу «Трактат политической экономии» в которой предпринимательская деятельность описывалась как соединение трёх факторов: капитала, труда и земли, доход предпринимателя (по мнению Ж.Б.Сея) это вознаграждение за его труд. Так же по его мнению предпринимателем являлся человек, который использует свой собственный капитал и идёт на риск, с целью получения какого либо продукта. Экономисты, относящиеся к классической школе, не были глубоко заинтересованы в области изучения личности предпринимателя. По мнению английских ученых экономистов, Адама Смита и Дэвида Рикардо, экономика является саморегулирующимся механизмом, в которой не может участвовать творческий предприниматель.

По мнению А.Смита предприниматель  – это собственник капитала, который  для получения прибыли идет на определенный риск, так как вложение капитала в любое дело всегда содержит в себе элемент риска. Компенсацией за риск является прибыль, а предприниматель  является организатором собственного производства, планирует свою предпринимательскую  деятельность. В свою очередь Д.Рикардо  рассматривал предпринимательство  как обязательный элемент эффективного хозяйства.  К.Маркс представляет предпринимателя, как капиталиста – эксплуататора.

Осознание значения роли предпринимателя  в экономике появилось в конце  XX века. Начиная с 1920 года, понятие предпринимательства расширилось, благодаря французскому экономисту А.Маршаллу, который к трём факторам (труд, земля, капитал) добавил фактор – организация. Увеличилась так же значимость предпринимательской деятельности и её функции. Дж.Б.Кларк (Американский экономист) считал, что в процессе производства участие принимают следующие четыре фактора: капитал, труд рабочего, деятельность предпринимателя и земля. При чем от каждого фактора должна исходить доля прибыли, от капитала капиталист получает определенный процент, рента приносит капитальные блага, предпринимательская деятельность даёт прибыль, труд рабочего обеспечивает его заработной платой. Йозеф Шумпетер (американский экономист) описывает понятие предпринимателя, как новатора. По его мнению функцией новатора является введение новшеств, предприниматель должен реализовывать нововведения, которые играют главную роль в развитии экономики и обеспечивают экономический рост. По мнению Нобелевского лауреата премии в области экономики Ф.Хайека предпринимательская деятельность заключается в поиске и изучении неиспользовавшихся ранее экономических возможностей. Автор книги «Предпринимательство-это свобода» М.Фелью описывает связь предпринимательства со свободой. По его мнению  экономическая свобода подразумевает свободный выбор предпринимательской деятельности, право на обладание частной собственности, создание сообществ. М.Фелью придерживается мнения, что экономическая свобода даёт толчок к свободе личной, следовательно, каждый развивается исходя из своих собственных мировоззрений и взглядов. Отрицание экономической свободы равно отрицанию личных достоинств и права распоряжаться своей жизнью. Экономическая свобода предполагает развитие производства и распределение богатств без вмешательства государства, различных режимов и т.д. Богатство в свободных экономических зонах распределяется, а так же производится в рамках демократической экономики, она осуществляется обществом с помощью рынка. 

Такие функции, как ответственность, принятие личных решений и т.д., тесно  связывает предпринимательскую  деятельность с управленческой. Но несмотря на это неправильным будет  отождествление менеджера с предпринимателем. «Предпринимательство» имеет более  широкое понятие в отличие  от «менеджмента», а так же не каждый предприниматель может быть менеджером. Менеджер не обязательно должен обладать такими качествами, которыми обладает успешный предприниматель, качествами успешного менеджера является способность  организованно управлять предприятием, и это не всегда является качеством  успешного предпринимателя

На рубеже 60 годов XX века завершился период теории предпринимательской деятельности, чьей характерной чертой была описательность. К этому времени был накоплен огромный теоретический материал, который уже не удовлетворял ученных и специалистов, так как в изучение предпринимательства акцент делался на анализ менеджмента, а не предпринимательства, связывая обе деятельности в одно целое. Концепция Новатора представляла собой слишком узкую специализацию, широкую известность получила  теория корпоративного менеджмента. В связи с этим общепризнанными школами стали «школа организационного поведения» , «школа человеческих отношений» , а так же теории стиля руководства и лидерства.  Перед ученными стала задача о разработке новых теорий с целью преодоления описательной статистики и обретение статуса подлинной научной дисциплины.

Вклад в развитие и эволюцию теории предпринимательства в 1959 году внесла монография американской ученной Э.Пенроуз  «Теория роста фирмы». По мнению автора монографии понятие фирмы  с одной стороны является скоплением человеческих и материальных ресурсов, с другой – административной организацией имеющей преимущества. По мнению Э.Пенроуз  предприятие имеет рост в случае плохого менеджерского потенциала, но рост замедляется в случае увеличения издержек или дефицита материальных ресурсов. Своей монографией автор  помогла науке предпринимательства  выявить три важнейшие, ранее  неизученные области: стратегический менеджмент, технологические изменения, а так же организационное поведение.

По инициативе  Е.Хайда, профессора университета Ливерпуля, в 1958 году в  Англии стал публиковаться журнал «Business History», в 1959 спонсорская поддержка Торговой палаты Глазго учредила фонд, позволивший профессору Л.Пэину проводить курсы, посвященные истории предпринимательства в одном из ведущих шотландских университетов. В 1960 году был организован Шотландский совет, который выполнял функцию связующего звена между преподаванием и научными исследованиями. Следующим этапом  в 1989 году было образование научно-исследовательских центров, которые являлись собственностью университетов Глазго. В 1990 году, специалистами Великобритании,  была учреждена Ассоциация безнес-историков, которая объединила между собой около двухсот специалистов и ученных. В рамках Ассоциации бизнес-историков проводятся форумы, периодичностью раз в два года, на которые съезжаются специалисты со всего мира.

Информация о работе Современные предприниматели: характерные черты и причины успеха