Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:25, сочинение
Менталитет [от лат. mens, mentis — ум и alis — другие] — это система своеобразия психической жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре, качественная совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира, имеющие надситуативный характер, обусловленные экономическими, политическими, историческими обстоятельствами развития данной конкретной общности и проявляющиеся в своеобычной поведенческой активности. Сам термин "менталитет" изначально появился не в психологической науке, а был в первой трети XX века введен в этнологии и истории, а затем уже привнесен в сферу психологического знания и с самого начала наиболее активно стал использоваться в психологии больших групп. Менталитет складывается посредством социализации больших человеческих сообществ, объединенных общностью социального положения, национального единства, фактом территориальной концентрации.
Эссе по «Социологии духовной жизни» на тему: «Характерные черты русского менталитета».
Начнем прежде всего с определенния понятия, что такое менталитет:
Менталитет [от лат. mens, mentis — ум и alis — другие] — это система своеобразия психической жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре, качественная совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира, имеющие надситуативный характер, обусловленные экономическими, политическими, историческими обстоятельствами развития данной конкретной общности и проявляющиеся в своеобычной поведенческой активности. Сам термин "менталитет" изначально появился не в психологической науке, а был в первой трети XX века введен в этнологии и истории, а затем уже привнесен в сферу психологического знания и с самого начала наиболее активно стал использоваться в психологии больших групп. Менталитет складывается посредством социализации больших человеческих сообществ, объединенных общностью социального положения, национального единства, фактом территориальной концентрации.
Национальным менталитетом культуры называются такие глубинные структуры, которые определяют на протяжении длительного времени ее этническое или национальное своеобразие. Как правило, черты, характеризующие меиталыюсть той или иной культуры, в отличие от идеологических, социально-политических, религиозно-конфессиональных и иных культуротворческих факторов, отличаются большой стабильностыо и не изменяются столетиями. Более того, менталитет национальной культуры, даже претерпевая некоторые изменения в ходе историй, все же остается в своей основе постоянным, что позволяет идентифицировать кулвтуру на всем ее историческом пути - от зарождения до расцвета. Так, национальное своеобразие русской культуры узнаваемо и на стадии Крещения Руси, и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во время петровских реформ, и при жизни Пушкина, и в "серебряный век", и при советской власти, и в эмиграции, и на современном этапе развития России.
Определенную роль в формировании менталитета национальной культуры играют природные (ландшафтные, климатические, биосферные) факторы. Великий русский историк В. Ключевский не случайно свой "Курс русской истории" начинает с анализа русской природы к ее влияния на историю народа: именно здесь закладываются начала национального менталитета и национального характера русских.
Многовековая история
В результате каких основных факторов сложился русский менталитет и его составная часть – русский национальный характер? По этому вопросу я буду обращатся к Бердяеву, ибо убежден, что редко кто из других исследователей с такой полнотой и столь убедительно его проанализировал. Проблема русского национального характера нашла всестороннее освещение в таких произведениях Н.А. Бердяева, как «Судьба России», «Духи русской революции», «Истоки и смысл русского коммунизма», «Русская идея», «Самопознание», «Душа России» В них заложено очень многое для понимания сути российского менталитета, да и, как не парадоксально это звучит, понимания сегодняшней нашей реальности.
Согласно Н. Бердяеву, российский менталитет сложился прежде всего под воздействием двух моментов. Он был сформирован, с одной стороны, православием, а с другой – природным-элементом.
Определенную роль в формировании менталитета национальной культуры играют природные (ландшафтные, климатические, биосферные) факторы. Великий русский историк В. Ключевский не случайно свой "Курс русской истории" начинает с анализа русской природы к ее влияния на историю народа: именно здесь закладываются начала национального менталитета и национального характера русских.
Своеобразие русского национального характера сформировано под воздействием природных факторов. Обратимся к Н.Бердяеву. «В душе русского народа остался сильный природный элемент, связанный с необъятностью русской земли, с безграничностью русской равнины. У русских «природа», стихийная сила сильнее, чем у западных людей... Бесконечно трудная задача стояла перед русским человеком – задача оформления и организации своей необъятной земли. Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широта. На Западе тесно, все ограничено, все оформлено и распределено по категориям, все благоприятствует образованию и развитию цивилизации – и строение земли, и строение души. Можно было бы сказать, что русский народ пал жертвой необъятности своей земли, своей природной стихийности».
И особенности государственности, и особенности отношения к властям Н. Бердяев не случайно выявлял, исходя именно из этих моментов. Необъятная территория России сформировала у русских многие характерные черты. Так, огромная протяженность границ создавала чувство уязвимости. Отсюда развился коллективизм как средство само. Территориальная удаленность людей друг от друга приводила к уходу в себя. Большое количество сопредельных государств, частые конфликты, войны порождали экспансионизм, подозрительность к иностранцам...
Коллективизм одна из известных и характернейших черт российской менталитета. Это основополагающее ее качество. Это связано с обширностью российской територии и с холодной пгоодой, характерной для данной, обширной територии. По скольку для России в основном, характерна холодная погода, то людям на такой огромной територии проще выжит, объдинившись в небольшие общины. Тем самым взаммодествия с друг другом. Таким образом индивидам проще выжить и охранять и оборонятся от врагов и добывать пищу и создовать очаг совместно.
Именно коллективизм определяет главную направленность нравственности россиян.
Этики справедливо утверждают, что различные моральные системы отличаются друг от друга прежде всего конкретным соотношением в нравственном сознании людей коллективистских и индивидуалистических доминант.
Западноевропейская, североамериканская
цивилизации характеризуются
В православнославянской, а также
некоторых восточных
Так, индивидуалистическая направленность моральных норм способствует развитию такого позитивного качества человека, как осознание себя свободной, независимой, самоценной личностью. В то же время она зачастую принижает, а то и просто игнорирует значимость многих общественно важных ценностей: служение не только себе, но и другим людям, самоотверженность в защите отечества, разумное самоограничение своих желаний, потребностей, свобод, подчинение общественным нормам и другие. В свою очередь коллективизм, успешно формируя эти ценности, при «административной», неумной пропаганде (как это во многом было в годы советской власти) принижает значимость личности, обедняет личность, нивелирует ее.
От необходимости преодолевать постоянные трудности. Постоянно защищатся от врагов и различных захватчиков на такой огромной територии. Постоянные войны. Способность преодолевать холод сырость и слякот ь и т.д. Собирать воедино такое огромное количество разных народов в одну общию територию, под одно знамя. В русском человеке по моему мнению начинает формироваться еще две характерные черты, это «стойкость» характера и «терпеливость», стремление преодолевать любые трудности.
Знаковой исторической чертой российской ментальности является терпение . Оно обусловлено бескрайностью пространства русской земли, суровым климатом, многолетним иноземным и внутренним рабством, православием, хилиазмом, верой.
Отсюда также следуют уход в себя, постоянная раздавленность от такой огромной територии. Отсюда уход в веру. В ортодоксальную религию, уход в провославие, вера в чудо. Отсюда, такая черта, как религиозность.
Так как территория «бесконечно, огромная» и ее необходимо освоить, русский человек не знает с чего начать и как управлять и защищать такуюй огромною теттироия. Лучше всего если такой територией будет управлять один человек. Отсюда в русском менталите начинается проявлятся еще одна черта — это Самодержавие. Появление образа «Самодержца», управляющего всей страной и народом. В последующем , во времена, начиная с Ивана Грозного, заканчивая Николаем 2. все это перестает в религиозную веру, то что Царь, это наместник бога на земле. Народ религиозно тносится к царю, императору. Образ «самодержца» проследовается на всех, существования Россия: от Киевской Руси, Императорской России, СССР, и заканчивая нашей с вами действительности.
В основе русской истории лежит знаменательная легенда о призвании
варяг-иностранцев для
и обильна, но порядка в ней нет". Как характерно это для роковой
неспособности и нежелания русского народа самому устраивать порядок в своей
земле, осюда стремлению к чудо и поэтому имено к принятию провославия как истиной руской религии.
И именно в этом российская ментальность весьма существенно отличается от ментальности западного человека, которая во многом была сформирована на фундаменте другой религии, во многом – протестантской.
У Макса Вебера есть интересная работа «Протестантская этика и дух капитализма». Трактуя учение Лютера и Кальвина, которые рассматривали повседневный труд как божественное начертание, М. Вебер особо подчеркивал, что религиозная вера при этом проявляется не в сверхъестественных деяниях, не в ожидании чуда, не в ожидании благодати на всей земле, а в скромном исполнении человеком своих земных обязанностей. Выполнение мирских обязанностей служит при любых обстоятельствах единым средством быть угодным Богу. Такова Божья воля. Эти идеи содействовали формированию таких черт, как упорный труд, бережливость, индивидуализм. Отсюда прямая противоположность разных ментальностей: западный рационализм противостоит российской « оторванности от земного », западный индивидуализм – российской соборности, общности и т.д. Во многом именно в силу разных ментальностей западноевропейская и православнославянская цивилизации расходятся не только в своей приверженности к тем или иным экономическим системам, но и к политическим воззрениям. Не будем особо углубляться в эту тему, отметим только, что в XIX веке, идеологически подготовившем великие социальные перемены в новейшей истории, достаточно четко определились два различных пути этих перемен.
Один путь – постепенного, эволюционного реформирования социальной действительности для достижения улучшения условий своей жизни по принципу: сегодня я хочу получить кусочек хлеба, завтра – возможность намазать его маслом, послезавтра – положить на него кусочек колбасы и т.д. Другой путь революцией, насилием сразу же изменить обстоятельства жизни и затем страдать, гибнуть, но верить, что если не дети, то внуки сразу получат все блага – и материальные, и духовные. Отсюда противоположность западноевропейской реформаторской социал-демократии и российского коммунизма.
Прежде всего духовность обусловливает
такую характерную черту россий
Русский человек не только стремится к вечному царству добра, справедливости, но стоически верит, что оно обязательно наступит, причем не «по ту сторону жизни», а на земле. Без веры в это — невозможно смиряться с тяжестью повседневной жизни, невозможна сама жизнь. Здесь важно отметить своеобразие веры россиянина.
Во-первых, она чаще всего направлена на другого человека. Характерная черта российского менталитета – верить не столько в себя, сколько в небесного Бога или в земного владыку: царя, правителя, президента, героя, вождя и т.д. Вот придет такой богочеловек и все вопросы решит по справедливости.
Во-вторых, вера часто выступает как противоположность разуму. Во многом это вытекает из православной «идеи сердца». Известный русский философ И.А.Ильин считал, что когда русский человек верует, то он верует не волею и умом, а огнем сердца. И, в третьих, вера тесно связана с чудом . Она всегда предполагает цель. Верят в царство Божие на небе или, как писал А. Радищев, в царство «благородных людей на земле». И цель эта достигнута будет сразу же, если появится кто-то, кто чудесным образом эту цель осуществит. Задумаемся, в связи с этим, над простой и известной вещью. Почему у католиков самый великий и главный религиозный праздник — Рождество Христово, а Пасха — отмечается достаточно скромно? Почему у православных все наоборот: Рождество празднуют относительно скромно, а Пасха — Воскресение Христа — величайший общенародный праздник. Объясняется это тем, что католикам для их веры достаточно того, что родился Богочеловек. А для православных этого мало. Нужно чудо . Тогда православные поверят, что это действительно Богочеловек, и будут верными Христу. И Христос доказал свою божественную природу главным своим чудом – воскресением из мертвых. Отсюда, такая религиозность.
Более сложной для анализа
Его истоки в православной идее Третьего мира. «Третьего нового Рима – державного твоего царствования – святая соборная апостольская церковь – во всей поднебесной паче солнца светится, – писал инок Филофей Ивану III. – И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной христианской веры сошлись в твое царство..., что два Рима пали, третий стоит, а четвертому не быть...». И Россия как государство собиралась и оформлялась «под символикой мессианской идеи» (Н.Бердяев), под знаком сохранения, расширения святой православной веры. Характерно, что в истории цивилизации только два государства традиционно именовали себя как святые : Израиль (до него – Иудея, Палестина) и Россия. Святые, значит, «собиратели веры», Богом избранный народ. Назначение русского человека — есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите.