Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:25, сочинение
Менталитет [от лат. mens, mentis — ум и alis — другие] — это система своеобразия психической жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре, качественная совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира, имеющие надситуативный характер, обусловленные экономическими, политическими, историческими обстоятельствами развития данной конкретной общности и проявляющиеся в своеобычной поведенческой активности. Сам термин "менталитет" изначально появился не в психологической науке, а был в первой трети XX века введен в этнологии и истории, а затем уже привнесен в сферу психологического знания и с самого начала наиболее активно стал использоваться в психологии больших групп. Менталитет складывается посредством социализации больших человеческих сообществ, объединенных общностью социального положения, национального единства, фактом территориальной концентрации.
Со временем мессианство в российском менталитете стало окрашиваться не только в религиозные цвета. Исключительно истинным, «богоизбранным» примером для всех народов и государств становится и великая Российская империя, и советское государство, и коммунистическое строительство... И не только государство, но и русский народ, русский человек.
Мессианство, как и некоторые другие черты ментальности, нельзя определить однозначно нравственно положительным или нравственно отрицательным качеством. Оно аморально , когда ведет к насильственному приобщению людей и народы к великой империи или великой идее. Оно несет позитивный заряд, когда обусловливает особо развитое чувство гордости за свое государство, за свой народ, когда выливается в действенный патриотизм, способность к самопожертвованию во имя истинно великой цели. Думается, в российском менталитете присутствуют оба эти аспекта мессианства.
Вера в величие России, в ее особую роль в мире, мессианские настроения, окрашенные в них особенности народного патриотизма
Это – миссия особого предназначения русского народа, призванного нести и воплощать в жизнь высшую Правду и высшую Справедливость... Так строилась Российская империя, на этом принципе зиждилась советская империя.
Мессианство во многом обусловливает
еще одну важную черту российского
менталитета –
Это естественно, ибо только сильное, хорошо организованное государство может осуществлять мессианское предназначение: нести другим странам и народам свой идеал добра и справедливости, неважно какой – религиозный или светский. Известное высказывание Н.Бердяева о том, что русский народ – народ государственный, он покорно согласен быть материалом для создания великого мирового государства, никогда не оспаривалось серьезными исследователями прошлого вплоть до апологетов современного либерализма.
Сюда же, в эту же связку органично вплетается и патриотизм россиянина.
Любовь к своей Родине – естественное, органичное чувство для людей любой ментальности. Земля, на которой рождались и жили предки, окружающий их мир, их культура, язык, обычаи – не ценить все это, а тем более отвергать, значит не принимать свой этнос, отрекаться от корней своих. Такие, конечно, есть в любом народе, но их ничтожное меньшинство, ибо если бы было большинство – прервалась бы преемственность поколений, канула бы в прошлое национальная культура, умер бы язык, исчез бы народ.
У россиян патриотизм носит особый характер. Это связано с рассмотренными выше особенностями их ментальности. Патриотизм россиян распространяется и на государство, собравшее и охраняющее огромное пространство, и на всех населяющих его людей, и на духовное мессианство свое... Поэтому он зачастую становится идеологическим оружием.
Вывод:
В итоге можно выделить некоторые характерные черты Российского менталитета, это:
- коллективизм
- религиозность
- терпеливость
- мессианство,
- государственность
-самодержавие
- вера
- патриотизм
- ожидание чуда
- справедливость.
Таковы фундаментальные черты российского менталитета.
Есстественно, характерных черт русского менталитета еще очень много и все они тесно взаимосвязоны. Кроме, перечисленых здесь, их еще очень много.
Кроме всего прочего, для российского менталитета характерна еще очень важная Особенность. Об этом писали историки С. Соловьев и В. Ключевский, философ Н. Бердяев, историк и литературовед академик Д. Лихачев. Это – противоречивость и поляризованность русского человека.
«Россию и
русский народ можно
В русском национальном характере, каждой черте противостоят некие противовесы: щедрость и скупость, доброта и злость, чувство собственного достоинства и рабская покорность суверену или государству.
Есть фундаментальные, сущностные черты российского менталитета — духовность, вера, государственность, коллективизм и другие, о чем выше шла речь. И есть отход от них (как бы отбрасывание взрывом, чаще всего вызванным нетерпимыми более или, более того, экстремальными обстоятельствами) к их противоположностям. Но далее, с разной степени задержкой — неминуемое возвращение к основам, к фундаменту.
Сказанное выше относится и к типичным социально-психологическим, характерологическим чертам русского человека, т.е. к тому, что называется национальным характером. Это совестливость, товарищество, жалостливость, доброта, милосердие, широта души и поступков, бессребреничество, приветливость, гостеприимство и т.п. И. Ильин, в частности, пишет и о ласковости русского человека, о его добродушии, о любви к «совместному созерцанию», о природной «темпераментности души», «просторной нестесненности»...
Разумеется, многие из этих качеств сочетают в себе не только психологические, но и мировоззренческие аспекты. И качества, о которых так много и часто говорят, характеризуя «русскую душу», не есть монополия только российского характера. Вне всякого сомнения они присутствуют в национальном характере практически любого этноса. Можно только сказать, что в российском менталитете они имеют свои специфические черты: преобладание, широту, яркость выражения и т.д.
Разумеется, многие из этих качеств сочетают в себе не только психологические, но и мировоззренческие аспекты. И качества, о которых так много и часто говорят, характеризуя «русскую душу», не есть монополия только российского характера. Вне всякого сомнения они присутствуют в национальном характере практически любого этноса. Можно только сказать, что в российском менталитете они имеют свои специфические черты: преобладание, широту, яркость выражения и т.д.
Также для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Россия - противоречива,
антиномична. Душа России не покрывается никакими доктринами. России, особенно характерно вылившихся в афористическую формулировку ф. Тютчева:
Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать—
В Россию можно только верить.
Список литературы:
1). Н.А. Бердяев - «Судьба России».