Характерные черты российского этикета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

По мере продвижения России в современную рыночную экономику меняется представление о характере и целях бизнеса, появляются традиции. Бизнесмены России все активнее приобретают новые черты и ценностные ориентиры. Постепенно расширяет свои границы деловая культура, направленная на приоритет общественных ценностей. Происходят изменения в этических оценках наших предпринимателей, появляется новая этика бизнеса, которая является залогом будущего процветания нашего общества.

Оглавление

Введение………………………………………....……….2
1. Деловой этикет и его принципы…………………...3

2. Деловая этика и ее развитие в России…………….6

2.1 Возникновение этики в России..………………….6

2.2. Развитие делового общения…….………………...8

3. Характерные черты российского этикета……….11

3.1 Этические нормы…………………………………..11

3.2 Деловая культура современного российского
общества……………………………………………..13

3.3 Особенности деловой этики……………………….16

Заключение……………………………………………...19

Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

этика1.doc

— 47.00 Кб (Скачать)

                                Содержание.  
 

Введение………………………………………....……….2  

1. Деловой этикет  и его принципы…………………...3  
 
2. Деловая этика и ее развитие в России…………….6  
 
2.1 Возникновение этики в России..………………….6  
 
2.2. Развитие делового общения…….………………...8  
 
3. Характерные черты российского этикета……….11 
 
3.1 Этические нормы…………………………………..11  
 
3.2 Деловая культура современного российского  
      общества……………………………………………..13  
 
3.3 Особенности деловой этики……………………….16  
 
Заключение……………………………………………...19  
 
Список литературы…………………………………….20                            
                               Введение.

 
   
В современном мире большую роль играет этика деловых отношений, охватывающая широкий круг проблем. Понятие о морали, представление о поведении в обществе возникают у человека благодаря взаимоотношениям с другими людьми. Знание и соблюдение деловой этики, культуры поведения и делового этикета помогают людям чувствовать себя комфортно в коллективе.  
Правила поведения, соответствующие современному деловому человеку, являются международными и в целом едины во всех странах, хотя и имеют свои особенности в зависимости от национальных и исторических традиций и законов исповедуемой религии. Учитывать традиции и обычаи делового общения и деловой этики, существующие у каждого народа и в каждой стране, очень важно при встрече представителей разных наций, культур. По мере развития цивилизации характер ведения переговоров и процессы, связанные с взаимопроникновением национальных стилей общения, имеют все большее значение. Обычаи и традиции, приобретенные в детстве, являются ценностями, имеющими национальную основу, и оказывающие наибольшее влияние на человека. Важную роль в каждой конкретной ситуации переговорного процесса осуществляют национальные особенности каждого конкретного человека.

     По большому счету, деловой этикет является лишь частью более широкого понятия «нормы поведения культурного человека». И для того, чтобы соблюдать деловой этикет, нужно, прежде всего, соблюдать сами культурные нормы. 
   
По мере продвижения России в современную рыночную экономику меняется представление о характере и целях бизнеса, появляются традиции. Бизнесмены России все активнее приобретают новые черты и ценностные ориентиры. Постепенно расширяет свои границы деловая культура, направленная на приоритет общественных ценностей. Происходят изменения в этических оценках наших предпринимателей, появляется новая этика бизнеса, которая является залогом будущего процветания нашего общества.

 

1. Деловой этикет и его принципы.  
 
   Этикет (от фр. etuquette)- манера поведения.  
   Манеры – это способ держать себя, внешняя форма поведения, обращение с другими людьми, а также тон, интонации и выражения, употребляемые в речи.  
Кроме того, это жесты, походка, мимика, характерные для человека.  
   Хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека в проявлении своих поступков, умение контролировать свое поведение, внимательно и тактично обращаться с другими людьми. Дурными манерами считаются привычка громко говорить и смеяться; развязность в поведении; употребление нецензурных выражений; грубость; неряшливость внешнего вида; проявление недоброжелательности к окружающим; неумение сдерживать свое раздражение; бестактность.  
   Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. А подлинная культура поведения- там, где поступки человека во всех ситуациях основаны на нравственных принципах.

   Различают  несколько видов этикета:  
придворный- порядок и формы обхождения, установление при дворах монархов;

дипломатический- правила поведения дипломатических работников и официальных лиц во время различных визитов, встреч, переговоров;

воинский- свод общепринятых в армии правил и норм поведения, без которых  порядок был бы невозможен;  
общегражданский (светский)- правила, традиции и условности, соблюдаемые гражданами при общении друг с другом;  
деловой- свод правил поведения в деловых, служебных отношениях. Он является важнейшей стороной морали профессионального поведения делового человека.  
   Требования этикета, в том числе и делового, не абсолютны, они меняются со временем.  
   Рассмотрим принципы, на которых основывается деловой этикет.1

   Здравый смысл: именно здравый  смысл подсказывает, что деловой  этикет направлен на организацию  и поддержание порядка, экономию времени и другие разумные цели.  
   Свобода: несмотря на то, что правила и нормы делового этикета существуют и исполняются, однако они не должны препятствовать свободе выбора партнеров по бизнесу, свободе подбора методов исполнения договоренностей между сторонами. Свобода предполагает терпимое отношение к проявлению национальных особенностей и традиций, к выражению различных мнений и точек зрений.  
   Этичность: деловой этикет ориентирован на добро и по своей сути обязан быть моральным.  
   Удобство: нормы и правила делового этикета предполагают удобство для партнеров по бизнесу; они не должны сковывать деловых людей, мешать развитию деловых отношений. Удобным должно быть все: планировка служебного кабинета, деловая одежда, правила проведения переговоров, причем эти удобства должны быть обеспечены в равной степени для всех участников.  
   Целесообразность: каждое предписание делового этикета служит определенным целям, поскольку виды деловых отношений (презентация, переговоры, деловая беседа и т.д.) имеют свои конкретные цели.  
   Экономичность: протокольному отделу организации необходимо руководствоваться «разумной стоимостью», поскольку этика деловых отношений не должна обходиться организации очень дорого.  
   Консерватизм: надежность, стабильность, прочность- это черты, которые привлекательны в деловом мире. Консерватизм в одежде, манерах, приверженность традициям вызывает чувство основательности и долговечности.  
   Непринужденность: нормы этикета естественны, исполняются без напряжения, с легкостью. Их соблюдение не должно навязываться, приводить к психологическому отторжению, создавать дискомфорт.  
   Универсальность: нормы делового этикета направлены на многие стороны деловых отношений.  
   Эффективность: стандарты деловых отношений способствуют сокращению сроков исполнения договоров, уменьшения конфликтов в организации.  
   Хотя этикет и предполагает установление лишь внешних форм поведения, но без внутренней культуры, без соблюдения этических норм не могут сложиться настоящие деловые отношения. Деловой этикет предписывает соблюдение правил культурного поведения, уважительного отношения к человеку.    Сформулировано шесть основных заповедей делового этикета:2

1. Делайте все  вовремя.  
  Опоздания не только мешают работе, но и являются первым признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип «вовремя» распространяется на отчеты  и любые другие поручаемые вам задания.  
2. Не болтай лишнего.  
  Смысл этого принципа в том, что вы обязаны хранить секреты учреждения или конкретной сделки так же бережно, как тайны личного характера. Никогда никому не пересказывайте того, что вам приходится иногда услышать от сослуживца, руководителя или подчиненного об их личной жизни.

3. Будьте  любезны, доброжелательны и приветливы.  
   Ваши клиенты, заказчики, покупатели, сослуживцы или подчиненные могут сколько угодно придираться к вам, все равно вы обязаны вести себя вежливо, приветливо и доброжелательно.

4. Думайте о  других, а не только о себе.  
   Внимание должно проявляться не только в отношении клиентов или покупателей, оно распространяется на сослуживцев, начальство и подчиненных. Не начинайте сразу огрызаться, когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображение и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.  
5. Одевайтесь как положено.  
6. Говорите и пишите хорошим языком.  
   Деловой этикет является результатом длительного отбора правил и норм поведения, которые обеспечивают успех в деловых отношениях. Правила делового этикета, культура поведения способствуют сближению экономических и финансовых интересов бизнесменов всего мира.3  

 

2. Деловая этика  и ее развитие в России. 
2.1 Возникновение этики в России.  
 
   Развитие этических норм в России имеет свои особенности, что объясняется спецификой исторического пути, пройденного нашим государством. 
Особенность России состояла в том, что тот общий путь развития, который для других стран облегчался интенсивным обменом традиций, она часто проходила в одиночку.  
    В XVII веке на одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. Отсюда и произошел этикет («etiquette» от фр. карточка). Со временем это слово вошло в языки многих стран и обозначало строго установленный порядок и формы обхождения при дворе монархов, а так же в отношениях между дипломатами и военными.  
   В XVIII веке представления о хорошем тоне получают широкое распространение. Воспитание предусматривает естественную манеру держаться в сочетании с вежливостью и вниманием к окружающим. Большое значение придается скромности, но ее не следовало путать с застенчивостью или неловкостью. Хорошо воспитанным человеком считался тот, кто владел собой и умел не показывать свои эмоции.  
   Современные правила поведения основываются, в первую очередь, на принципах целесообразности, они направлены на то, чтобы, живя в обществе, люди чувствовали себя комфортно. Само слово «этикет» приобретает более широкое значение. Теперь это слово понимается как установленный, принятый  порядок поведения. 
Так, в Древней Руси в предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества. Оплотом развития предпринимательства становились города, вокруг которых возникали торговые и промысловые поселения. Сюда сходились для гостьбы (торговли) купцы (гости), бобровники, бортники и другие промышленники того времени. 
   В старину на Руси люди жили по правилам, которые устанавливала православная церковь, имевшая в то время огромное влияние в обществе. Основные принципы этикета в допетровской Руси можно найти в «Домострое», составленном, как предполагают, сподвижником Ивана Грозного, священником Сильвестром. В «Домострое» особо прописывались ограничения, касающиеся женщин.  
   Великую часть реформ, задуманных Петром I, составили правила поведения

в обществе. Петр I стремился создать целую сеть школ, чтобы обучать дворянскую молодежь вне дома, без влияния старины. Для новой армии и флота требовалось много грамотных и сведущих в науках офицеров и шкиперов, которые своими манерами и внешним видом должны были демонстрировать положительное влияние перемен. «Идеальный» дворянин должен был знать русскую грамоту, иностранные языки, владеть искусством конной езды, «шпажной битвы», уметь вести «добрый разговор», быть смелым, отважным, трудолюбивым и послушным государю. Прошедшая обучение за границей молодежь ввела новое понятие «дворянской чести».  
   В придворной жизни России после Петра I окончательно закрепился французский этикет, и Россия приобщилась таким образом к международным правилам общественного поведения.  
   После Октябрьской революции Россия стала одной из республик новой страны- СССР. Жизнь общества в Советском Союзе определялась решениями руководящей коммунистической партии. Представления об этикете изменились. Главенствовать стал «моральный кодекс» строителей коммунизма, по которому общественность несла ответственность за нравственное поведение каждого, добивалась от граждан преданности делу коммунизма, любви к социалистической Родине и странам социализма, добросовестного труда на благо общества. Большое значение придавалось верности заветам коммунистической партии.  
   В XXI веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета. Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны.4  
 
 

Информация о работе Характерные черты российского этикета