Характерные черты древнегреческой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:46, реферат

Краткое описание

Древний мир. Эпоха, когда создавались города, первые страны и целые цивилизации, которые до сих пор изучают. Многие тайны Древнего мира так и остаются тайнами, которые ученым предстоит раскрыть.

Оглавление

Задание 1. Осветите проблему: ” Характерные черты древнегреческой культуры”……………………………………………………………………….2
Задание 2. Ответы на вопросы:
А) Каковы особенности древнегреческой скульптуры?.................................20
Б) Что представлял из себя древнегреческий театр?.....................................23
В) Каковы важнейшие черты древнегреческой мифологии?.........................24
Задание 3. Термины………………………………………………………...26
Задание 4. Тесты:…………………………………………………………...28
А) Тест №1
Б) Тест №2
В) Тест №3
Список использованной литературы……………………………………...29

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 66.29 Кб (Скачать)

Содержание:

     Задание 1. Осветите проблему: ” Характерные черты древнегреческой культуры”……………………………………………………………………….2

     Задание 2. Ответы  на вопросы:

А) Каковы особенности древнегреческой  скульптуры?.................................20

Б) Что представлял  из себя древнегреческий театр?.....................................23

В) Каковы важнейшие черты  древнегреческой мифологии?.........................24

     Задание 3. Термины………………………………………………………...26

     Задание 4. Тесты:…………………………………………………………...28

А) Тест №1

Б) Тест №2

В) Тест №3

     Список использованной  литературы……………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Осветите проблему : ” Характерные черты древнегреческой культуры”.

 

Древний мир. Эпоха, когда  создавались города, первые страны и целые цивилизации, которые  до сих пор изучают. Многие тайны  Древнего мира так и остаются тайнами, которые ученым предстоит раскрыть.

История Эгейской цивилизации  завершилась с приходом северных племен греков - дорийцев, которые по сравнению с ахейцами стояли на более  низком уровне развития. Грабя и  сжигая, богатые ахейские города, они  вытеснили ахейцев на острова  Эгейского моря, в Малую Азию и  на остров Кипр. Приблизительно с XI в. до н.э. наступает смутный период в  истории Древней Греции, время  упадка материальной культуры. Он продлился  несколько десятков лет, пока греческие  племена назвавшие себя эллинами, не создадут свою самобытную культуру, которая откроет следующий период греческой истории.

Изрезанные бухты Эгейского  моря способствовали развитию мореплавания. Гористая земля Греции была трудной  для земледелия. Но греки возделывали  виноградники, оливковые сады и хлебные  поля, которые приносили главные  продукты питания: вино, оливковое масло  и хлеб. Множество покрытых лесами гор были прекрасным местом для охоты  на оленей, кабанов, львов. В предгорьях пастухи пасли коз и овец. Самой  высокой и священной горой  была Олимп. На Олимпе, в заоблачной выси, по мнению древних греков, обитали  прекрасные, похожие на людей боги.

Греческие ученые достигли огромных высот и не останавливались  на достигнутом. Они пытались сделать  еще больше, открыть новые земли. Именно в Греции появились такие  точные науки как геометрия и  алгебра. О мощи греческой армии  ходили легенды, это были бесстрашные  войны, которые не жалели сил в  бою.

Так же нельзя обойти стороной огромное количество мифов, легенд и  сказаний, оставшихся после этой древней  цивилизации, например легенда о 12 подвигах Геракла (или Геркулеса), или о путешествии аргонавтов за золотым руном.

До сих пор современные  историки и ученые проявляют очень  большой интерес к истории  этого государства.

1. Мифология и религия

Культура древних греков отличалась светским характером. Но благодаря  богатой, красочной и разнообразной  мифологии и религии мы можем  понять мировоззренческие основы эллинов.

Центром мировоздания древних  греков был человек. Произведения греческого искусства поражают гармонией и  совершенством. Главным понятием искусства  становится внутреннее и внешнее  совершенство. Все в жизни древних  греков было соразмерно человеку. Поэтому  и природа, и животные, и растения, и боги обретали в древнегреческой  мифологии вид человека.

Боги древних греков во всем похожи на людей, лишь более красивы  и бессмертны. Именно поэтому люди в изображении древнегреческих  художников прекрасны и подобны  богам.

Пантеон греческих богов  очень велик. Существовало три поколения  богов. Прародителями всех богов  были возникшие из вечного Хаоса  Гея (Земля) и Уран (Небо). Их дети-титаны (могучие боги диких сил природы) - второе поколение. Среди них Крон и Рея - родители третьего поколения  богов - олимпийцев, которые отняли власть у титанов и установили в мире порядок и закон.

Об устройстве мира у каждого  из древних народов были свои представления, которые нашли отражения в  мифологии и религии.

Эллины считали, что Землю  окружает Мировой океан. Над Землей путешествуют небесные светила; луна, солнце, звезды, которые поднимаются  из Мирового океана и опускаются в  него.

На западном краю земли  небесный купол держит на плечах могучий  Атлант. Здесь живут его дочери Геспериды, которые стерегут золотые  яблоки вечной молодости. Здесь же, на западе, по мнению древних греков, находились острова Блаженных (Елисейские поля) - рай для добродетельных греков, получивших от богов бессмертие. А  на севере обитает племя гиперборейцев - любимцев богов.

Самыми могущественными  из греческих богов были двенадцать олимпийцев. В сформировавшемся пантеоне богов каждое божество имело свои права и обязанности.

 

Греческие боги:

ЗЕВС - царь Олимпа, бог грома  и молний, властитель олимпийской  семьи богов и людей. Символы  Зевса: молния, орел и дуб.

ПОСЕЙДОН - владыка моря, « колебатель земли», брат могучего Зевса. В руке его трезубец. Символы Посейдона: трезубец, дельфины и кони.

АИД - мрачный владыка  подземного царства мертвых, брат Зевса  и Посейдона.Обладает волшебным  шлемом, делающим его невидимым.

ГЕРА - супруга и сестра Зевса, лилейно-рукая, волоокая покровительница  брака и супружеской верности. Символы Геры: гранат и павлин.

ГЕСТИЯ - богиня домашнего  очага.

ДЕМЕТРА - богиня плодородия и земледелия. Символы Деметры: ячменный или пшеничный колос.

АФРОДИТА - богиня любви и  красоты. Символы Афродиты: розы, голуби, воробьи, дельфины и бараны.

АФИНА - богиня мудрости и  справедливых войн. Символы Афины: сова и оливковое дерево.

АПОЛЛОН - бог света и  поэзии. Символы Аполлона: лебедь, волк, лавр, кифара и лук.

АРТЕМИДА - богиня охоты и  луны. Символы Артемиды: кипарисовое  дерево, лань и собаки.

ГЕРМЕС - вестник богов.

ДИОНИС - бог виноградства и виноделия. Символы Диониса: чаша и тирс.

АРЕС - бог войны. Символы  Ареса: горящий факел, копье, собака и ястреб.

ГЕФЕСТ - бог огня и кузнечного дела.

ГЕБА - богиня юности.

АМФИТРИТА - богиня моря.

ПЕРСЕФОНА - богиня царства  мертвых.

 

2. Литература

Мифология сыграла важную роль в развитии древнегреческой  литературы, и в первую очередь  в рождении эпической поэзии.

Прекрасными знатоками греческой  мифологии были поэт - крестьянин Геопсид  и слепой певец Гомер. Их гимны  и поэмы стали для нас главным  источником знаний об этой эпохе. Они  открыли нам мир греческих  богов.

ГЕСИОД жил в конце VIII - начале VII века до н.э. в Беотии. Будучи мелким земледельцем, занимался тяжелым  крестьянским трудом и научился искусству  декламации речитативом эпических  поэм на праздниках. Он не импровизировал с песнями, а комбинировал отрывки  разучиваемых по записи текстов. В поэме «Теогония» («происхождение богов») Гесиод повествует о начале мира и рождении богов, о борьбе богов с титанами. Поэма Гесиода «Труды и дни» написана в форме наставлений и напутствий, обращенных к брату Персу.

Гениальный древнегреческий  поэт ГОМЕР родился в одном  из городов Ионии в Малой Азии. Жил он в VIII веке до н.э., и о его  жизни нет почти никаких сведений. Был этот гениальный слепой одним  из странствующих певцов, которые, переходя из города в город с кифарой  в руках, нараспев рассказывали о  давних временах, богах, героях, войнах.

Сложив множество гимнов богам, Гомер «сотворил» греческих  богов. Его даже критиковали за неуважительное отношение к небожителям. О жизни Гомера почти ничего неизвестно: в каком городе он родился, как жил, где похоронен. О его личности можно судить по скульптурному портрету слепого старца и по двум гениальным произведениям древнегреческой литературы, посвященным ахейскому эпосу о походе на и Трою, или Илион. Это поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гомера считают автором этих двух шедевров эпической поэзии. Записаны они были в IX-VIII вв. до н.э., а до этого, видимо, существовали в виде отдельных устных сказаний.

Древняя Греция - родина басни, которая именно здесь сложилась  в самостоятельный жанр. Басня - это  короткий, часто стихотворный рассказ, в котором животные говорят и  действуют по-человечески и который, заканчиваясь моралью, учит нас уму - разуму.                                        Известным сочинителем басен в Древней Греции был ЭЗОП, имя которого известно так же, как и имя Гомера. О жизни Эзопа мы почти ничего незнаем. Впервые о нем, как об исторической и довольно известной личности, вскользь написал историк Геродот. Опираясь на сочинения Геродота, можно лишь сказать, что Эзоп был баснописцем, жил на острове Самос около 560 г. до н.э., был рабом некоего Иадмона и был за что-то убит в Дельфе.

3. Архитектура

Греческая архитектура, до сих  пор поражающая благородством своих  форм, с конструктивной точки зрения отличалась простотой. Уже в период архаики эллинские мастера разработали  строго продуманную систему рациональных соотношений между колоннами  и перекрытиями, лежащими на них. Ее суть заключается в художественном оформлении стоечно - балочной конструкции, состоящей из двух частей: несущей  и несомой. Столкновение этих противоположных  сил, сосредоточенных в вертикальной опоре и поперечной балке, приведено  в состояние гармонического равновесия.

Эта цельная художественно  осмысленная система выявления  конструкции сооружения получила название ОРДЕРА. Основные греческие ордера: дорический, ионический и коринфский - сформировались не сразу. В конце VII в. до н.э. возник дорический, вскоре ионический, в конце V - начале IV в. до н.э., появился ордер коринфский. Первый ордер развивался в основном на Пелопоннесе и в городах Великой Греции, второй - главным образом на побережье Малой Азии, которое называли Ионией.

Дорический ордер.                                                                                           Дорический ордер отличается мужественным величием, суровой простой, монументальной торжественностью, силой и большой сдержанностью в применении декора. Колонна дорического ордера не имеет базы. Ствол колонны, стоящий непосредственно на верхней ступени. Приблизительно на 1/3 высоты ствол колонны имел припухлость. Дорическая капитель, состоящая из квадратной плиты с прямыми краями, и круглой в плане подушкой с выпуклым криволинейным профилем, - предельно проста и конструктивна. Антаблемент дорического ордера всегда состояла из трех элементов: архитрава, фриза и карниза. Архитрав представлял собой гладкую балку, опиравшуюся капители колонн. Над архитравом фриз, состоявший из триглифов и метоп. Триглифы представлялись рудиментами торцов поперечных балок, а метопы - часто рельефными плитами, закрывавшими промежуток между триглифами. Находившийся над фризом карниз своей венчающей частью сильно выступал вперед, нависая над нижними элементами антаблемента. Треугольная стена между горизонтальным карнизом и двумя наклонными краями скатов кровли называлась фронтоном. Его поверхность украшалась рельефами, прототипов дорического и ионического ордеров в деревянных постройках. На крыше по углам фронтонов ставили акротерий.

Ионический ордер .                                                                                        Ионический ордер отличается от дорического легкостью пропорций, утонченностью форм, широким применением декора. Римский теоретик архитектуры Витрувий усматривал в ионическом ордере подражание утонченной, дополненной украшениями женской красоте в отличие от дорического ордера, подражавшего мужской красоте.

Более стройная ионическая колонна имела в основании  изящно профилированную базу и меньше, чем дорическая, сужалась кверху. Более  глубокие каннелюры разделялись  узкими дорожками, а капитель имела  два изящных завитка. Архитрав ионического  ордера состоял из трех чуть нависающих одна над другой горизонтальных полос. Вместо фриза с триглифами у ионических построек непрерывный, часто рельефный  растительный фриз.

Коринфский ордер                                                                                           Близкий к ионическому коринфский ордер появился лишь во второй половине V в. до н.э. Коринфский ордер развился из ионического. Греки нечасто использовали коринфский ордер. Окончательно он сформировался только в последующий, римский, период. От ионического он отличался более вытянутыми пропорциями колонн и сложной капителью, украшенной орнаментом в виде листьев анкафа.

Происхождение древнегреческого ордера                                                   Произошел он от деревянной стоечно-балочной конструкции, которая по археологическим данным к моменту создания ордеров играла важную роль среди элементов построек из дерева, сырцового кирпича или глины. Это хорошо видно из рисунков прототипов дорического и ионического ордеров в деревянных постройках. Например, триглифы изображают торцы деревянных балок перекрытия, а метопы - плиты, закрывавшие пространство между триглифами.

4. Античный храм

Архитектурный ордер, созданный  древними греками на основе стоечно - балочной конструкции, стал основой  античных храмов.

По представлению эллинов  боги могли находиться не только в  природных стихиях, но и выбирали себе самые красивые места на земле. Поэтому в гомеровскую эпоху  богам поклонялись в священных  рощах, пещерах, где для приношения жертв ставили алтари. Позже, в  эпоху архаики, когда появились  статуи богов, возникло суждение, что  для этих статуй, как и для людей, необходимо жилище. Ведь греческие  боги подобны людям. Так появился храм - жилище, или дом, бога, внутри которого находилась его статуя.

Первые «жилища богов», которые практически не сохранялись, были скромными и строились из дерева и сырцовых кирпичей на каменном основании. С VII в. до н.э. для сооружения храмов стали использовать камень. Ставили храмы в самых красивых, видных местах, обязательно связывая их с окружающей природой. Ведь боги - это люди с прекрасным обликом и совершенной фигурой, и их жилище должно быть соответственно прекрасным и обязательно соразмерным человеческой фигуре.                             В жизни древних греков храм имел огромное значение. Это был не только центр почитания божества, но священная кладовая, касса, банк, архив города, убежище. Поэтому храм был важнейшим общественным сооружением и возводился всем городом.

Информация о работе Характерные черты древнегреческой культуры