Характерные черты древнегреческой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:46, реферат

Краткое описание

Древний мир. Эпоха, когда создавались города, первые страны и целые цивилизации, которые до сих пор изучают. Многие тайны Древнего мира так и остаются тайнами, которые ученым предстоит раскрыть.

Оглавление

Задание 1. Осветите проблему: ” Характерные черты древнегреческой культуры”……………………………………………………………………….2
Задание 2. Ответы на вопросы:
А) Каковы особенности древнегреческой скульптуры?.................................20
Б) Что представлял из себя древнегреческий театр?.....................................23
В) Каковы важнейшие черты древнегреческой мифологии?.........................24
Задание 3. Термины………………………………………………………...26
Задание 4. Тесты:…………………………………………………………...28
А) Тест №1
Б) Тест №2
В) Тест №3
Список использованной литературы……………………………………...29

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 66.29 Кб (Скачать)

Греческий храм не был таким  обособленным и строился с расчетом восприятия снаружи. Последние собирались перед храмом, вход в который располагался на востоке.

В основе планировочной структуры  храма лежал жилой дом типа мегарон, где очаг был заменен  статуей божества. Первоначально  это были простые здания, имевшие  продольный прямоугольный план с  двухскатной крышей и небольшим  внутренним пространством. Внутреннее пространство состояло из центральной  части, или святилища, где стояла статуя божества, и передней части - портика. Иногда на западной стороне  храма располагалось помещение  для хранения даров.

Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным. В  среднем нефе помещалась фигура бога.

В зависимости от расположения колонн храмы подразделялись на следующие  типы:                                                                                                      1. «Храм в антах» представлял собой небольшое прямоугольное сооружение, вход в который обрамлялся выступами продольных стен - антами, между которыми становились одна - две колонны.                                                              2. Если колонны располагались перед одним из фасадов, то такой храм назывался простиль.

3. Если колонны располагались  перед двумя противоположными  торцевыми фасадами, то такой  храм назывался амфипростиль.                                            4. Если же колоннада окружала прямоугольное здание по всему периметру, то такой храм назывался периптер. Это самый распространенный классический тип греческого храма. У периптера количество колонн на боковом фасаде равнялось удвоенному количеству колонн на главном фасаде плюс одна колонна.                                                                                                  5. Храм с двойным рядом колонн назывался диптер.                                             6. Был и круглый храм - моноптер, состоявший из одной колоннады, перекрытой конусовидной крышей.

Греческие храмы не были одноцветными, а расписывались по определенной системе. Колонны и  архитрав оставались светлыми, триглифы покрывались синей краской, метопы и поле фронтонов - красной, на которой  хорошо выделялись скульптурные украшения. Черным, желтым, темно - коричневым и  позолотой подчеркивались более  мелкие архитектурные украшения. Краски были растительного и минерального происхождения.

Античный храм - это прежде всего пластически ясное целое. В нем нет большого внутреннего  пространства - архитектура столь  же пластична и ясна, сколь ясен образ античной статуи. храм - это  еще вполне реально воспринимаемое жилище бога в образе статуи. К этому  жилищу приходили праздничные процессии, вокруг него разворачивалось само празднество, его внешний пластический облик  был не менее, но даже более важен, чем его внутреннее пространство. Гармония и ясность его соотношений  выступают в полном единстве с  ясной и конкретно - чувственной  наглядностью украшающих его скульптурных образов.

Типичным для VI-V вв. до н.э. храмом являлся периптер, т.е. храм, представляющий в плане удлиненный прямоугольник, окруженный со всех сторон колоннадой. Вся конструкция помещалась на каменном основании - стилобате. Она  конструктивно и зрительно своим  четко выраженным конструктивным ритмом поддерживала горизонтально расчлененный и тяжелый антаблемент.

Ярчайшим образчиком классического  по своим пропорциям дорического  храма является храм Зевса в Олимпии, построенный Либоном. Лучше же всех сохранился храм Посейдона в Пестуме, построенный примерно в то же время и являющийся также прекрасным образцом дорического стиля.

Для античного храма чрезвычайно  характерна связь с окружающей архитектурой и природной средой.

Античный храм выступает  как создание человека, построенное  по его эстетическим законам, отличающим храм от естественных природных форм. Примитивностью античной техники можно  объяснить то, что при сооружении храмов избегали больших работ по нивелировке, засыпке и т.д., а  отсутствием больших городов  можно объяснить то, что всякое здание выступало в непосредственной связи с пейзажем.

5. Афинский Акрополь

Святыней каждого города был Акрополь - верхний город, который  служил крепостью и включал в  себя первоначально лишь дворец царя, а позднее стал играть роль религиозного и культурного центра города.

Одним из высших достижений древнегреческой архитектуры является комплекс Акрополя в Афинах, восстановленный  греками после изгнания персов в V в. до н.э. Это время называют «золотым веком» Афин и временем Перикла. С  именем Перикла связан расцвет главного центра греческой культуры - Афин. Именно в Афинах начинается стремительный  подъем экономики, развитие ремесла, культуры, торговли, укрепляется демократия. Результатом и символом этого  взлета явился вновь созданный комплекс Акрополя. Его создателями были зодчие, работавшие под художественным руководством скульптора Фидия.

Акрополь в Афинах представляет собой естественную скалу, возвышающуюся  на 150 метров над уровнем моря. Акрополь является композиционным центром города, расположенного у подножия. В планировочной  композиции Акрополя нет симметрии.

Главное сооружение всего  комплекса - дорический Парфенон, храм Афины Девы. Парфенон воспринимается с угла, так, что видны его главный  и боковой фасады. Он богато украшен  скульптурой и рельефами.

Акрополь был для Афин и святилищем, и укреплением, и  общественным центром. С афинским Акрополем  были наиболее пышные празднества.

В создании Акрополя в Афинах участвовали крупнейшие греческие  архитекторы и художники того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл, Каллимах и многие другие. Руководил строительством всего ансамбля и создал важнейшие его скульптуры Фидий.

Главное сооружение Акрополя - храм богини Афины Девы Парфеноны, построенный архитекторами Иктином  и Калликратомв 447 - 438 гг. до н.э. Видимо, древние архитекторы учли равновесие асимметричных архитектурных объемов  и расположили Парфенон не прямо  напротив Пропилей, а южнее. Поэтому  фасад Парфенона воспринимается не с фасада, а с угла, так что  видны юго-западная и северная стороны. Совершенные пропорции храма, прекрасная соразмерность всех его частей создают  впечатление безупречной красоты. По своему плану Парфенон - дорический периптер размером 70 х 30 м, окруженный сорока шестью колоннами.

Внутри здание было разделено  стеной на две неравные части. В главной  целле на высоком постаменте стояла знаменитая статуя Афины Парфенос созданная  Фидием из золота и слоновой кости. На голове Афины был шлем с изображением сфинкса и крылатых коней, на груди - эгида с маской Медузы Горгоны, у ног богини скульптор поместил громадного священного змея, на правой руке богиня держала двухметровую крылатую богиню Нику, а левой рукой - щит.

6. Театр

Древняя Греция была родиной  не только демократии, но и европейского театра. Древнегреческий театр, собиравший тысячи зрителей, считался «школой  для взрослых», школой гражданства, мужества, мудрости и играл в жизни  грека огромную роль. Каждый гражданин  полиса был обязан посещать театральные  представления. Недаром Периклом был  выпущен закон о денежной помощи неимущим гражданам для посещения  театра.

Подарил это зрелищное  искусство «бог винограда» Дионис. Именно с религиозными празднествами  в честь этого ликующего бога весны, солнца и плодоносящей земли, покровителя виноделов связано  зарождение в VI в. до н.э. театра.

Два раза в году древние  греки устраивали в честь бога виноделия «страсти Диониса» - празднества, которые освобождали человека от мирских забот и уравнивали всех. В Афинах эти представления превратились в более праздничное действо, которое отмечалось весной в течение  пяти дней и называлось Великие, или  Городские, Дионисии. В 534 г. до нашей  эры тиран Писистрат сделал культ Диониса государственным, чем снискал любовь и уважение народа.

Организовывал театральные  представления представитель городских  властей. Он назначал состоятельных  граждан мецената, который оплачивал  постановку пьес. Театральные представления  продолжались несколько дней с утра и до темноты, и зритель успевал  посмотреть три - четыре пьесы. Чтобы  выдержать столь долгий спектакль, зрители приносили с собой  из дома пищу, напитки и подушки  на каменную скамью, чтобы было удобнее  сидеть.

Еще во время сельских Дионисий земледельцы одевали козлиные шкуры  и маски, подражая сатирам.

Так из хоровых песен козлоногих спутников Диониса возникли главные  жанры греческого театрального искусства: трагедия и комедия. Слово «трагедия» в дословном переводе означает «песнь козлов». Комедия же родилась из песен  веселых поселян, шествия которых  во время Сельских Дионисий называлось комос. Позднее появился третий тип  греческой драмы - «драма сатиров».

Трагедия, обычно рассказывая  о богах и героях из мифов, поднимала  вечные проблемы, например, о чести  и доблести. Персонажи комедий  были, как правило, обыкновенными  людьми, ошибки которых высмеивались с выдумкой, весельем и грубоватыми  шутками. В сатировской драме  трагическая тема и трагические  герои изображались комически, а  хор был одет сатирами, которые  представляли полулюдей - полузверей.

Театр состоял из трех основных частей: театрона, орхестры и скены.         Театрон - это зрительские скамьи, сооруженные на склоне холма и вмещавшие тысячи людей. Они разделялись проходами на секторы. На «входных билетах» - жетонах из свинца или обожженной глины - буквой указывался определенный сектор, где разрешалось занимать любое место. Знаменитые люди занимали специальные каменные сидения в первом ряду.

Другая часть театра - орхестра, представляла собой круглую  площадку, на которой выступали актеры и хор. В центре орхестры находился  алтарь. Выходил хор на орхестру через боковой проход. Акустика театра была такой хорошей, что слова, произнесенные  шепотом на орхестре, были слышны на самых отдаленных скамьях театрона.

У края орхестры против мест зрителей возводилась скена - небольшое  здание, где устанавливались декорации. Первоначально скена играла роль палатки, где переодевались актеры. Но позднее она стала играть роль архитектурного и декорационного фона. Из трех элементов театра скена была наиболее подвержена изменениям.                                                                Убранство скены менялось в зависимости от типа пьесы. Для представления трагедии нужны были элементы дворцовой обстановки: колонны, фронтоны, статуи. в комедиях персонажи выступали в более простой среде, и декорации изображали частные дома с балконами и окнами с видами на окружающую местность. Сатировская драма требовала декораций с изображением видов природы: леса, гор, пещер.

Всемирную славу искусству  греческого театра принесли Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан. Их влияние  на последующую мировую литературу огромно. Поэты, драматурги, музыканты, художники всех эпох обращались к  их бессмертным произведениям. Их творчество сыграло огромную роль в воспитании многих поколений.

ЭСХИЛ (525 - 456 гг. до н.э.) родился  в Элнвсине, близ Афин в аристократической  семье. 13 раз он был победителем  драматических состязаний. Его пьесы  получили право на повторные постановки. Эсхил ввел в трагедию второго  актера и перевел внимание с хора на диалог актеров, увеличив число диалогов и действующих лиц. Он ввел роскошные  костюмы, маски, контуры и сценические  приспособления. Из восьмидесяти написанных им пьес до нас дошли только семь трагедий: «Просительницы», «Персы», «Семеро  против Фив», «Прикованный Прометей», «Агамемнон», «Хоэфоры», и «Эвмениды».

СОФОКЛ (496 - 406 гг. до н.э.) - современник  и друг Перикла, родился в предместье Афин в богатой семье. Расцвет  его творчества приходится на время  наивысшего культурного и экономического подъема Афин. В 468 г. до н.э. в состязаниях  трагических поэтов он смел, победить великого Эсхила. Он ввел третьего актера и сократил объем партий хора. Софокл написал около123 драм. Самые известные  его трагедии - «Царь Эпид» и  «Антигона».

ЕВРИПИД (ок. 484 - 405 гг. до н.э.) - третий мастер древнегреческой трагедии, родился в состоятельной и  знатной семье на острове Саламине. На состязании трагиков он одержал  четыре победы, а пятую ему присудили  посмертно. Им было написано 92 произведения. Лучшая из дошедших трагедий - «Медея».

АРИСТОФАН (445 - 385 гг. до н.э.) - «отец комедии», жил в Афинах и прославился замечательными комедиями, которые высмеивали уродливые стороны жизни человека. Из 40 написанных комедий до нас дошли 11: «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир», «Птицы», «Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лягушки», «Женщины в народном собрании» и «Богатство». Остроумные комедии Аристофана, затрагивая важнейшие вопросы о войне и мире, о нечестных политиках, о неравенстве, очищали и воспитывали смехом афинское общество.

7. Скульптура

Особое место в древнегреческой  культуре занимает скульптура - искусство  ваяния и пластики, пронизанное восхищением  физической красотой и мудрым устройством  человека. По мнению древних, в Афинах было больше статуй, чем жителей. Скульптура украшала храмы богов и жилища людей, увековечивала память людей  и отмечала могилы. Кроме традиционных статуй богов на площадях ставили  статуи победителям Олимпийских  игр и выдающимся гражданам. Главная  тема древнегреческой скульптуры - прекрасный, могущественный и гармоничный  человек.

Любимым материалом древнегреческих  скульпторов были камень и бронза, иногда использовалась смешанная техника, Готовые каменные статуи раскрашивались. Одежду красили в яркие цвета, а волосы - в золотистый цвет. Глаза  для статуй изготовляли из цветного камня, стекла или слоновой кости. К  сожалению греческая скульптура почти не сохранилась. До нас дошли  либо обломки и фрагменты, либо римские  копии.

Первые образцы греческой  скульптуры появились в АРХАИЧЕСКИЙ  ПЕРИОД (VII-VI вв. до н.э.).

Это архаические статуи обнаженных стройных юношей и задрапированные  статуи девушек. Еще не освободившись  от власти камня, они сдержаны в движениях: плотно прижаты к телу руки, сделан упор на две ноги. В этих статуях  создается обобщенный образ «архаического» человека, всегда молодого и спокойного, с так называемой «архаической»  улыбкой чуть приподнятых уголков  губ.

Информация о работе Характерные черты древнегреческой культуры