Характерные черты древнегреческой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:46, реферат

Краткое описание

Древний мир. Эпоха, когда создавались города, первые страны и целые цивилизации, которые до сих пор изучают. Многие тайны Древнего мира так и остаются тайнами, которые ученым предстоит раскрыть.

Оглавление

Задание 1. Осветите проблему: ” Характерные черты древнегреческой культуры”……………………………………………………………………….2
Задание 2. Ответы на вопросы:
А) Каковы особенности древнегреческой скульптуры?.................................20
Б) Что представлял из себя древнегреческий театр?.....................................23
В) Каковы важнейшие черты древнегреческой мифологии?.........................24
Задание 3. Термины………………………………………………………...26
Задание 4. Тесты:…………………………………………………………...28
А) Тест №1
Б) Тест №2
В) Тест №3
Список использованной литературы……………………………………...29

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 66.29 Кб (Скачать)

В КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV вв. до н.э.) в скульптуре ценится классическая красота идеальных героев. В это  время в скульптуре применять  прием контрпоста - изгиб вертикальной оси тела.

Высшие достижения греческой  скульптуры V-IV вв. до н.э. связаны с  именами Мирона, Поликлета и Фидия.

МИРОН (500 - 440 гг. до н.э.). Его  статуи атлетов отличались композиционной продуманностью, динамикой и свободным  движением. В римской копии бронзовой  статуи Мирона «Дискобол» показано стремительное  движение. Эти же задачи ставились  скульптором в бронзовой группе «Афина и Марсий», стоявшей на афинском Акрополе.

ПОЛИКЛЕТ (около 480 г. - конец V в. до н.э.) - агросский скульптор, младший  современник Фидия, был «творцом чисто формальных пластических ценностей». Поликлет определял пропорции человеческой фигуры, исходя из ее высоты. Например, голова равнялась одной восьмой  высоты, ступня - одной шестой, лицо и кисть руки - одной десятой. Эти  идеи были практически реализованы  в скульптурах «Дорифор», «Диадумен», «Раненная амазонка».

ФИДИЙ (начало V в. до н.э. - около 432 - 431 гг. до н.э.) - снискал славу величайшего  мастера. Он был мастером рельефа  и круглой скульптуры. Его наиболее известные работы - это рельефы  Парфенона в Афинах и храма  Зевса в Олимпии, скульптуры Афины  Парфенос из золота и слоновой кости  на деревянной основе и Афины Промахос из бронзы. Но самым известным произведением  Фидия была колоссальная статуя Зевса  в Олимпии. Его произведения привлекают подлинно эпической силой и жизнеутверждающим  гуманизмом. В них с необычайной  выразительностью звучит характерная  для его эпохи мысль о величии  человека - гражданина, в котором  ограниченно сочетаются физическая красота тела и нравственная чистота  и доблесть.

ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (IV-I вв. до н.э.) связана с именем великого полководца Александра Македонского, девизом которого были слова: «Эллину должен уподобиться  каждый из варваров».

Эллинистическая культура продолжила греческие традиции. Новые города строились по планировке, разработанной  еще в V в. до н.э. Гипподамом Милетским  с широкими прямыми улицами, пересекающимися  под прямым углом. Город разделялся на четыре квартала двумя магистралями.

Архитектура и скульптура этого периода отличалась грандиозными размерами. В архитектурный ансамбль острова Родос входило около 100 статуй коллосальных размеров. Самая  знаменитая из них - позолоченная бронзовая  статуя бога солнца Гелиоса, сделанная  учеником Лисиппа Харесом. «Колосса Родосского» также причисляли к  чудесам Древнего мира.

К грандиозности тяготел  и алтарь Зевса, построенный на акрополе Пергама - столицы небольшого эллинистического государства в Малой Азии.

В скульптуре эллинистического периода отразились и новые веяния эпохи: интерес к острым, драматическим  сюжетам, любопытство к житейским  подробностям и разнообразию повседневности. Если скульпторы классической эпохи  изображали человека в период его  расцвета, то в эпоху эллинизма  стали появляться темы старости и  детства, скорби и даже смерти. Это  можно увидеть в скульптурах  «Лаокоон» Агесандра, Полидора Афинодора, «Кулачный боец», «Умирающий галл».

К шедеврам эллинизма относится  одно из самых выдающихся памятников скульптуры античности, выполненные  во I. до н.э. Это «Венера Милосская» мраморная статуя богини любви Афродиты, которую отличают человечность, душевная теплота, совершенство и которой  посвящено множество произведений. Ее автором считается Агесандр из Антиохии.

8. Живопись

Такой же прекрасной и жизнеутверждающей, как архитектура и скульптура, была живопись древней Эллады, о  развитии которой можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас  вазы начиная с XI-X вв. до н.э.

Если в ранних произведениях  гончарного ремесла чувствуется  преемственность традиций микенской  керамики, то уже в IX-VIII вв. до н.э. в  вазописи складывается геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно - геометрический орнамент из узоров - знаков в виде квадратов, треугольников и концентрических  окружностей на простых, строгих, монументальных сосудах: амфорах, кратерах. Появляется излюбленный греческий орнамент - меандр - узор в виде непрерывной  изломанной под прямым углом линии. Геометрический орнамент располагался горизонтальными полосками и, видимо, имел скрытый магический смысл. Позже, в VII в. до н.э., в абстрактный узор включают условные, плоские, стилизованные  изображения фигурок животных и  людей, которые становятся персонажами  различных сцен со строгой, продуманной  композицией.

В конце VII в. - начале VI в. до н.э. древнегреческие вазы стали  украшать узором, ориентированным на искусство Древнего Востока. Этот стиль  получил название «ориентализирующий», или «ковровый», когда все поле сосуда покрывается орнаментом. Появляются изображения сюжетно - повествовательных сцен и фантастических животных. Центрами ковровой росписи ваз в восточном стиле были Родос и Коринф.

К началу VI в. до н.э. монументальные вазы, служившие надгробиями, сменяются  более мелкой керамикой. К этому  времени складываются определенные типы сосудов, форма и размер которых  определялись единством красоты  и практической целесообразности.

Гончарное искусство, создающее  художественные изделия из глины, или  керамика, высоко ценилось в Древней  Греции, а гончары и вазописцы  пользовались уважением и почетом. Об этом свидетельствуют авторские  подписи на вазах. А название одного из кварталов Афин - Керамик - превратилось в название изделий из обожженной глины.

Во второй половине VI в. до н.э. центр вазописи переместился в  Афины, где особой популярностью  пользовались сосуды чернофигурного стиля. Многофигурные композиции этого  стиля представляли собой сцены  из жизни богов, героев и простых  смертных. Чернофигурная роспись  отличается декоративностью и силуэтностью. Сначала художник процарапывал контуры  фигур, затем заливал их черным лаком. Черный, как бы «негативный» рисунок  прекрасно выделялся на глиняном желтым, оранжевом и розоватом  фоне. В Афинах существовали целые  мастеркие с талантливыми мастерами. Один из них Экзекий - автор известных  ваз: амфоры с изображением Ахила  и Аякса, играющих в кости; килика из Вульчи с изображением Диониса  в ладье и других. Шедевром чернофигурной  керамики считается ваза «Франсуа», на которой пятью поясами изображены мифологические сцены: торжественное  шествие богов на свадьбу царя Пелея и морской нимфы Фетиды, битвы, гибель Ахила, охота на вепря.

Около 530 г. до н.э. афинские мастера  создали более совершенный краснофигурный стиль росписи керамики, который  вскоре вытеснил чернофигурную технику. На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые  фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывали, а прорисовывали  тонкой черной линией. Эта техника  позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных, строить  сложные повороты и ракурсы, увеличить  количество сюжетов в росписи  ваз. Лучшими мастерами этой техники  были Евфроний, Эвтимид, Бриг и Дурис.

9. Музыка и лирическая поэзия

К сожалению, мы не знаем, как  звучала древнегреческая музыка. Но благодаря изобразительному искусству, а именно: скульптуре и рисункам на вазах, мы представляем, как выглядели  музыкальные инструменты в Древней  Греции.                                                                                                                   ЛИРА, пожалуй, была самым любимым инструментом древних греков. Сегодня ее изображение принято считать эмблемой музыки. По легенде, лира была изобретена богом Гермесом. Он сделал этот щипковый инструмент из панциря черепахи и рогов, семи жил и шкур похищенных коров. Аполлон уступил Гермесу за лиру пятьдесят коров, хитростью похищенных им же у Аполлона.                                                                                                          КИФАРА - этот щипковый инструмент является более сложным вариантом лиры. На кифаре обычно играли виртуозы на музыкальных конкурсах и праздниках. Первоначально кифара имела четыре струны, затем число струн достигло семи, а позже их стало восемнадцать.                                              АРФА также относится к щипковым инструментам, известным в древности. АВЛОС, или ДВОЙНАЯ ДУДКА - древний духовой инструмент с двойной тростью. Авлос представлял собой две отдельные дудки с камышовыми загубниками. Музыканты играли на двух дудках сразу.                       СВИРИНГА, или СВИРЕЛЬ - это духовой инструмент типа одноствольных или двуствольных флейт. В литературе свирелью часто называют многоствольную флейту Пана. Она состоит из набора закрытых с одного торца и различных по длине трубочек, сделанных из ствола камыша, тростника или бамбука. Каждая трубочка издает только один звук, высота которого зависит от ее длины и диаметра.                                                 ТИМПАН - ударный инструмент.                                                        

Древнегреческая музыка была тесно связана с литературой, особенно с лирической поэзией.

Лирическая поэзия, пришедшая  на смену величественному эпосу, выражала индивидуальный мир отдельной  личности. Поэзия, как и музыка, была важным воспитательным средством.

В Древней Греции стихи  читали на распев под музыкальный  аккомпанемент лиры или флейты. Слово  «лирика» произошло от названия любимого музыкального инструмента греков - лиры.

Начиная с VII в. до н.э. в греческой  лирике складываются жанры: песенный (мелика), ямбический, хоровой, элегия. И хотя лирика греков почти целиком пропала, из глубины веков до нас дошли имена Архилоха, Сапфо, Алкея, Анакреонта, Пиндара, которые воспевали любовь и дружбу, мужество и патриотизм, мудрость и благородство.

Родиной мелической лирики был остров Лесбос с главным городом  Митиленой. Здесь возникли музыкально - поэтические студии, куда приезжали  учиться из других городов Греции. Одну из таких студий возглавляла  прекрасная собой, одаренная поэтесса Сапфо (VII-VI вв. до н.э.), которую окружали восторженные ученицы и поклонники ее таланта.

Алкей (VII-VI вв. до н.э.) - современник  Сапфо, был тоже родом из Лесбоса. Он также писал в жанре мелики, воспевая пиршественную чашу и любовь к родине. Политическая борьба часто  занимала мысль поэта, который был  изгнан из Лесбоса одновременно с  Сапфо.

Огромное влияние на мировую  лирику оказал поэт, писавший в жанре  мелики, Анакреонт (559 - 478 гг. до н.э.). Его  считают певцом чувственной любви, беззаботного веселья, радостей жизни  и вместе с тем вздохов бренности  жизни.

Представителем хоровой  лирики был поэт Алкман (середина VII в. до н.э.). Его второй родиной стала  Спарта. Алкман был руководителем  певческой школы девушек, и основу его творчества составляют стихи  для хоровых песнопений - так называемые парфенеи, или парфении.

Жанр торжественной хоровой  лирики и од, представляет Пиндар (521 - 441 гг. до н.э.). Его лирические произведения были разнообразны, но дошли до нас  полностью только 45 похвальных гимнов в честь победителей конных соревнований.

Е VII в. до н.э. распространенным жанром лирики становится ямб. Этот энергичный размер стиха, дающий возможность выразить трезвую, иногда насмешливую мысль, впоследствии станет любимым метром русской поэзии. Отцом ямбической поэзии считается Архилох (VII в. до н.э.), родившийся на острове Парос. Его  стихи чужды нежности и очарования, но в них чувствуется искренность, твердость духа, спокойного признания  силы обстоятельств. Писал Архилох  и элегии.

Элегии исполнялись под  флейту еще в VI в. до н.э. Но особенно любимым этот жанр стал в эпоху  эллинизма. Спокойный ритм и простой  язык элегии позволяет выразить серьезные  мысли, рассуждения и мораль. В  этом жанре писал известный законодатель Афин Солон (начало VI в. до н.э.) и недовольный миром поэт - скептик Феогнид (VI в. до н.э.).

По простоте и сжатости языка была близка элегии и эпиграмма - коротенькое стихотворение, относящееся  к какому-нибудь человеку, обстоятельству или предмету. Среди эпиграмм были надгробные, философские, эротические. Эпиграммы писали поэт - буколик  Феокрит (род. в III в. до н.э.), философ - идеалист Платон (427 - 347 гг. до н.э.), поэт - ученый Каллимах (310 - 240 гг. до н.э.

 

2. Кратко ответьте на вопросы:                                                                                               А) Каковы особенности древнегреческой скульптуры? 

Сталкиваясь с греческим  искусством, многие выдающиеся умы  выражали неподдельное восхищение. Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: "Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая... создается из образов, набросанных разумом".

Греки всегда полагали, что  только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство - непременное условие и основа идеального человека. Греческий идеал определяется термином калокагатия  (греч. kalos - прекрасный + agathos добрый). Так как калокагатия включает в себя совершенство и телесного сложения, и духовно нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Именно это делает греческих богов, изваянных древними скульпторами, неповторимо прекрасными.

Лучшие памятники древнегреческой  скульптуры были созданы в V в. до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения. Статуи VII - VI вв. до н.э. симметричны: одна половина тела - зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы раскрыты в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.

Позднее, в период классицизма  статуи приобретают большее разнообразие форм. Были попытки алгебраически осмыслить гармонию. Первое научное исследование того, что есть гармония, предпринял Пифагор. Школа, которую он основал, рассматривала вопросы философско-математического характера, применяя математические выкладки ко всем сторонам действительности. Не составили исключения ни музыкальная гармония, ни гармония человеческого тела или архитектурного сооружения. Пифагорейская школа считала число основой и началом мира.

Какое отношение имеет  теория чисел к греческому искусству? Оказывается, самое прямое, поскольку гармония сфер Вселенной и гармония всего мира выражается одними и теми же отношениями чисел, главные из которых - отношения 2/1, 3/2 и 4/3 (в музыке это соответственно октава, квинта и кварта). Кроме того, гармония предполагает возможность вычисления любого соотнесения частей каждого предмета, в том числе и скульптуры, по следующей пропорции: а / b = b/ с, где а - любая меньшая часть объекта, b - любая большая часть, с - целое.

Информация о работе Характерные черты древнегреческой культуры