Основные черты массовой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:43, контрольная работа

Краткое описание

Массовая культура - важнейшее социальное явление современного общества. Продукты массовой культуры начиная от изготовленных товаров и предоставляемых услуг вошли в повседневную жизнь людей.
Массовая культура с момента своего появления стала предметом изучения и острых дискуссий для философов, социологов. Споры о значении этой культуры, ее роли в развитии общества продолжаются и сегодня.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 3
1 Основные черты массовой культуры……………………………………. 5
1.1 Понятие массовой культуры…………………………………………… 5
1.2 Формирование массовой культуры……………………………………. 5
1.3 Особенности массовой культуры………………………………………. 7
2 Практическая часть………………………………………………………… 9
Заключение……………………………………………………………………. 11
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 43.21 Кб (Скачать)

Самарский государственный  экономический университет

            
 

Заочный факультет 

Кудашева  Ирина Сергеевна

Фамилия, Имя, Отчество студента

 
 
 

Курс ___1____  Специальность _ Бухгалтерский учет, анализ и аудит (ССО)

Занимаемая  должность ___________________________________________

Наименование  предприятия _______________________________________

Контрольная работа № 10    «Основные черты массовой культуры»_________                                                                                                         

По дисциплине _______Культурология______________________________

Дата  получения работы деканатом__________________________________

Дата  сдачи работы на кафедру______________________________________

Дата  рецензирования работы_______________________________________

Дата  возвращения работы кафедрой в деканат_________________________

 

Самара 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1 Основные черты массовой культуры……………………………………. 5
1.1  Понятие массовой культуры…………………………………………… 5
1.2 Формирование  массовой культуры……………………………………. 5
1.3 Особенности массовой культуры………………………………………. 7
2 Практическая часть………………………………………………………… 9
Заключение……………………………………………………………………. 11
Список  использованных источников  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Массовая  культура - важнейшее социальное явление современного общества. Продукты массовой культуры начиная от изготовленных товаров и предоставляемых услуг вошли в повседневную жизнь людей.

     Массовая  культура с момента своего появления  стала предметом изучения и острых дискуссий для философов, социологов. Споры о значении этой культуры, ее роли в развитии общества продолжаются и сегодня.

     Научно-технический  прогресс способствовал возникновению  досуга не только у избранных, как  это было в прежние времена, а у самых широких слоев общества. Досуг становится преимуществом массовой культуры. Слияние культуры с развлечением подрывает устои культуры, так как развлечения не предполагают размышлений, они несерьезны и не имеют цели.

     Чтобы быть востребованной и рентабельной массовая культура должна выделяться эффектностью и быть приметной. Только в этом случае ей удастся добиться успеха у значительного количества потребителей. Произведение массовой культуры должно быть занимательным по содержанию и в то же время, незамысловатым по форме. Она не допускает эксперименты, ориентируется на простые, уже отработанные в культуре приемы, она традиционна и консервативна. Любое новшество приводит к тому, что произведение становится понятно не всем, а это неминуемо повлечет за собой потерю потребителей. Произведение массовой культуры всегда имеет четкий сюжет с интригой, и оно всегда принадлежит конкретному жанру.

 

     Сюжеты массовой культуры часто повторяются. Описание драматической формулы, когда герой попадает в беду и вновь выпутывается из нее применим ко всей массовой культуре целиком, начиная с дамских сериалов и кончая высокими достижениями.

     В произведении массовой культуры потребителя волнует внятный сюжет без особых художественных излишеств, рассказ, в котором он ищет иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. Сюжет позволяет радоваться вместе с героями, сострадать их судьбам.  Одна из особенностей восприятия массовой культуры состоит в том, что зритель или читатель ассоциирует себя с героями художественного произведения. В основе подобной ассоциации лежит стремление к идеалу, который и воплощает в себе произведение массовой культуры. Потребитель получает возможность на время отвлечься от своих проблем, разнообразить свое эмоциональное состояние. Произведения массовой культуры являются своеобразным источником социального оптимизма.

 

       

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Основные черты  массовой культуры

       1.1 Понятие массовой культуры

 

       Массовая  культура - культура, сложившаяся с  развитием средств 
массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.

       Массовая культура не выражает вкусов аристократии и духовности  народа. Время ее появления - середина XX века, когда средства массовой информации (радио, телевидение, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны всем социальным слоям общества. Массовая культура может быть национальной и интернациональной. Она понятна и доступна всем слоям населения, независимо от уровня образования и всем возрастам.

       Массовая  культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его.  С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. 

 

       1.2 Формирование массовой культуры

 

       Массовая  культура - порождение двух обстоятельств, сложившихся еще в прошлом веке. Этими обстоятельствами, тесно связанными друг с другом стали развитие техники и все более увеличивающееся отчуждение. Развитие техники привело к тому, что сначала человек оказался отчужденным от результатов собственного труда. Он участвовал в их создании лишь частично, каждая вещь, в создании которой он был занят, изготовлялась одновременно и многими другими работниками. Все более развивающееся материальное производство привело и к тому, что человек в нем стал требоваться только в одном качестве - в качестве функции, но не в качестве личности. Уже в начале века испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет говорит о том, что огромные массы людей не несут ни за что ответственности, превращаясь в нечто среднее. «Масса - это средний человек... Это совместное качество, ничейное и отчуждаемое, это человек в той мере, в какой он не отличается от остальных и повторяет общий тип».

       Массовая культура возникла вместе с возникновением техники, позволяющей воспроизводить большими тиражами практически все, что в прежней культуре могло представлять собой уникальное явление. Появилась возможность тиражировать не только произведения живописи, графики, актерскую игру, но и создать стереотип поведения, чувств, оценок, взглядов, всего того, что должно быть внутренним миром личности.

       Даже  внутренний мир личности подвергается давлению массовой культуры. Через  средства массовой информации индивидуальность может превращаться в эмоции для толпы. Человеку навязывают образ жизни, вкусы, идеи, товары, услуги, иллюзии и мечты. Для этого существует реклама и шоу-бизнес, виды искусства, связанные с техникой, стоящей между создателями и получателями.

       В отличие от обыденной, массовая культура не складывается спонтанно, а создается целенаправленно. Она является профессиональной, имеет авторов, выполняющих определенный социальный заказ. Этот заказ должен удовлетворить человека, компенсировать ему все то, чем он не обладает, но мечтает иметь. Все явления массовой культуры предлагаются как товар, который можно получить, не тратя душевных усилий. За определенную плату можно получить заменитель радости, оптимизма, веселья, благосостояния. Высокая культура требует понимания, проникновения в сущность ее явлений, для массовой - это лишнее. Она понятна и доступна любому, независимо от его уровня развития. Она существует не для удовлетворения духовных потребностей, а для массового среднего потребителя товаров и услуг.

 
 

       1.3 Особенности массовой культуры

 

       Важная черта массовой культуры - ее коммерческий и промышленный характер. Производство культурных образцов ставится на поток. Выработалась определенная технология процесса  производства массовой культуры. Создатели сериала - уже не «творцы» в полном смысле этого слова, они - «специалисты», «профессионалы» своего дела. Основная задача массовой культуры - развлекать и отвлекать.

       Массовая  культура постоянно подвергается критике - и со стороны исследователей, и  со стороны наиболее требовательной общественности. Критика вызвана  низким качеством продукции, не стремящейся  к духовному развитию потребителей. Другое направление критики - коммерческий характер массовой культуры, превращение  культуры в товар.

       Все эти негативные стороны массовой культуры имеют место. Но массовую культуру не следует рассматривать только в негативном свете. Детективные романы Агаты Кристи и Жоржа Сименона - образцы массовой культуры, но они признаны «классикой жанра» и обладают несомненными художественными достоинствами. Музыка «Битлз» - ярчайший пример массового искусства и сегодня даже музыковеды признают эту группу основоположницей нового музыкального жанра. Массовая культура не уничтожает культуру высокую, хотя ее ценителей значительно меньше.

       Массовая  культура - это феномен современности, вызванный социальными и культурными сдвигами и выполняющий ряд важных функций. Массовая культура имеет как негативные, так и позитивные аспекты и предоставляет человеку невиданное ранее изобилие образов и информации, делает восприятие мира многообразным, оставляя за потребителем право выбора «потребляемого продукта».

       Термином  «массовая культура» охватываются различные культурные продукты, а  также система их распространения  и создания. Прежде всего, это произведения литературы, музыки, изобразительного искусства и кинофильмы. Данные продукты приходят в каждый дом благодаря средствам массовой информации, через рекламу, институт моды.

       Основные особенности массовой культуры:

  1. общедоступность - доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры, несмотря на ее примитивность. Понятие «массовая культура» не равнозначно понятию «плохая культура». В рамках массовой культуры работали выдающиеся деятели искусства: актеры Чарли Чаплин, Любовь Орлова, певица Эдит Пиаф, композитор И. Дунаевский.
  2. занимательность - эта черта присуща многим произведениям массовой культуры. Занимательность обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, семейные проблемы, приключения.
  3. тиражируемость - эта черта проявляется в том, что продукты массовой культуры выпускаются в больших количествах, рассчитанных на потребление массой людей.
  4. пассивность восприятия - эту особенность массовой культуры отмечали на этапе ее становления. Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для восприятия. Читая даже облегченное литературное произведение, мы неизбежно что-то домысливаем, создаем свой образ героев. Экранное восприятие не требует этого.
  5. коммерческий характер - продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен подходить большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания.

      Произведения  массовой культуры создаются в рамках профессионального творчества: музыку пишут профессиональные композиторы, сценарии фильмов - профессиональные литераторы, рекламу создают профессиональные дизайнеры. Именно на запросы широкого круга потребителя ориентируются профессиональные создатели продукции массовой культуры.

Информация о работе Основные черты массовой культуры